Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какие научные знания получили развитие в Древней Индии?



 

Возникновению и накоплению научных знаний способствовало прежде всего появление письменности. При раскопках в долине Инда были найдены иероглифические надписи, которые свидетельствуют о том, что в Индии еще в III тыс. до н. э. существовала древняя система письма, однако эти надписи остались неразобранными. В IV—III вв. до н. э. в Индии получила распространение алфавитно-слоговая письменность. И в древнейших произведениях индийской литературы появились сведения о зачатках науки.

Потребности повседневной жизни обусловили необходимость накопления наблюдений над явлениями природы, что привело к появлению начальных (первых) знаний в области медицины, астрономии и математики.

Зачаточные формы научных знаний в период господства религиозно-магических верований еще переплетались с их представлениями. Так, в Ригведе и в Атхарваведе сохранились указания на врачебные знания.

С течением времени древний знахарь (бхишадж – «изгоняющий бесов») постепенно превратился во врача-целителя. Он уже имел некоторые знания по анатомии, применялись специальные термины. Особенное внимание придавали мозгу, спинному хребту и грудной клетке. В «Ведах» упоминаются такие недуги: желтуха, болезнь в суставах, проказа, болезнь головы, «царская немочь» (предполагают легочный туберкулез). Схожие виды болезней получают обобщенные названия. Для изготовления лекарств использовали травы. Несмотря на то что медицина была еще примитивной, вырисовываются отдельные специальности: лечение внутренних болезней, глазных болезней, хирургия. В брахманских книгах упоминаются хирургические инструменты. При операциях использовали до 200 различных инструментов, применялось обезболивание. Причем уже умели оперировать и делать протезы. К началу новой эры появляются медицинские трактаты, например «Самхита Чарака». Ученые установили связь древнеиндийской медицины с античной, что объясняется культурными связями между Индией и Грецией. Об этом можно судить по тексту в Яджурведе, где сохранилось упоминание о четырех основных соках организма, о которых писал основатель греческой медицины Гиппократ. Близки к высказываниям Гиппократа предписания врачебной этики в трактате Чараки.

Определенные знания были накоплены в астрономии. Ее развитие было вызвано практическими нуждами земледелия. Наблюдения за Солнцем, Луной и звездным небом дали возможность индийцам установить фазы Луны, лунный зодиак и выработать своеобразную форму календаря. Сначала они определили год в 360 дней, затем в 366 дней, а в VI в. н. э. установили более точно продолжительность года. К этому времени астрономия значительно прогрессировала — установлен факт шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси, а также то, что Луна заимствует свой свет у Солнца. Данные об этих открытиях содержатся в трактате Ариябхатты.

В Древней Индии значительного развития достигла математика. Об этом можно судить по применению больших цифр и очень мелких дробей. Индийцы знали возведение в квадратную и кубическую степень, извлечение квадратного и кубического корня. Они умели решать уравнения с несколькими неизвестными, квадратные и даже неопределенные уравнения. Древние индийцы пользовались десятичной системой исчисления, которая легла в основу современной арифметики. Они знали способы построения квадрата, прямоугольника. В «Сульвасутрах» (VI – V вв. до н. э.) встречаются частные случаи теоремы Пифагора. Алгебраические сочинения индийских математиков в Средние века были использованы арабскими учеными.

В этой стране в начале нашей эры создали игру под названием чатуранга, которая явилась предшественницей шахмат.

 


Что характерно для религиозных взглядов древних индийцев,

Какова их эволюция?

 

О религиозных верованиях и воззрениях древних индийцев дают представление большое количество сохранившихся религиозных сборников, которые называются «Ведами» (от санскритского – знание). На основании этих священных писаний можно видеть, что индийская религия прошла сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.

Древнейший этап индийской религии (индуизм) охватывает III – I тыс. до н. э. Его называют ведийским – по имени указанных выше источников. Религиозные воззрения народов Индии этого периода восходят к тотемизму, обоготворению природы и к культу предков. При археологических раскопках в древнейших городах долины Инда найдены примитивные статуэтки богини плодородия, изображения священных деревьев и животных, включая быка, змею, слона. На печати сохранилось изображение сидящего трехликого бога с рогами на голове, который окружен четырьмя священными зверями. Это изображение считается типично индийским, напоминающим позднейшего бога Шиву. Его культ впоследствии был широко распространен.

В «Ведах» отражен культ природы. Индийцы поклонялись Солнцу (его называли Сурия), обоготворяли небо (его называли Варун).

Особенное значение придавалось культу священного огня и домашнего очага. Властителя этого культа называли Агни. Оформились представления о богине производительных сил природы в связи с развитием земледелия. Эту богиню называли Адити и считали «общей Матерью», поэтому говорили, что боги – «дети или сыны Адити». Слово «адитья» стало обозначать «боги».

Кроме домашнего огня поклонялись и небесному огню. С культом огня был тесно связан культ предков. Он возник еще при родовом Строе и должен был укреплять устои рабовладельческого общества, поддерживая священным авторитетом власть богатых аристократов глав патриархальных семей, домохозяев.

По мере развития рабовладельческого общества, индийского государства названные древние формы религии сменяются новыми религиозными верованиями. Поскольку их цель – поддержать и оправдать существующий строй, то происходит перевоплощение богов, теперь древние боги природы становятся богами – покровителями государства, царя, царской власти. Последующее формирование классового общества сопровождалось дальнейшими изменениями прежних верований. В I тыс. до н. э. выделяют новую стадию развития индуизма, получившую название брахманизма, хотя и на этом этапе религия используется для оправдания общественного неравенства. Вырисовывается и усиливается иерархия богов. Среди них выделяются верховные боги. Это Брахма – бог-творец, создатель Вселенной. Это Вишну – бог хранитель мирового порядка, могущий перевоплощаться в земные смертные образы. Это Шива – бог, представляющей собой воплощение космической энергии, а также бог-разрушитель.

На этапе образования крупных централизованных государств в религии индийцев возникают элементы единобожия. Поскольку государством на земле управляет единый царь, то ему должен соответствовать единый бог на небе. В кругах высшего жречества для защиты этой концепции сложилось учение о едином творце всего мира. Брахманская каста переживала в этот период усиление своей роли. Это проявляется и в появлении особой жреческой и богословской литературы, которая получила названия брахманских книг. По ходу времени значение Брахмы усиливалось и в I тыс. до н. э. его стали почитать как единого бога над всеми. Его признали единственным устроителем Вселенной, неведомым и неисчерпаемым.

Очень важное значение в ведийской религии придавалось жертве и жертвоприношениям, так как люди надеялись взамен получить от богов защиту от всяких несчастий (злых духов, болезней, врагов). Брахманы создали учение о переселении душ, в соответствии с которым люди после смерти рождаются вновь. При этом родиться человек может в самом различном образе – червя, моли, человека, птицы, зверя, смотря какой он заслужил в прежней жизни и какие знания имел. Таким образом возникла идея в сансаре, что означает беспрерывное круговращение жизни и переселение душ.

В основе вероучения брахманизма – признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия. Жрецы утверждали и обещали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.

Но действительность, пытливая мысль человека подтачивала эти стой брахманской религии, постепенно закрадывались сомнения в истинности догматов брахманизма.

Так, постепенно теряла свои устои брахманская религия и на смену ей приходит буддизм. Он вступил в свои права в VI в. до н. э. и стал идеологией развитого рабовладельческого общества. Основателем этой религии является Будда, т. е. «Просвещенный», по имени этого отшельника получила название религия. Он жил с 566 до 486 гг. до н. э. Несмотря на то что он родился в царской семье, ушел в монахи, стал отшельником и искал рецепт всеобщего счастья. В 35 лет ему снизошло просветление, он ушел странствовать с проповедями. Его ученики дали ему имя Будды. По эдиктам Ашоки можно видеть, что уже в III в. до н. э. буддизм получил широкое распространение. В этот период в Индии наблюдается подъем экономики, значительно выросла торговля. И буддизм сложился как идеологический протест против брахманизма и системы варн, тормозивших развитие социально-экономических отношений. Буддизм особенно резко выступил против кастовых традиций брахманизма. В учении Будды отражен протест против признания каждого человека, рожденного в касте брахманов, жрецом, который получает по одному праву своего рождения место в высшем обществе. Буддисты обвиняли брахманизм в излишнем использовании внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.

Буддизм в настоящее время наряду с христианством и исламом является одной из великих мировых религий.

Вместе с тем буддизм, тесно связанный с ведической религией и брахманизмом, соглашается с тем, что жизнь – зло и жить – значит страдать. Буддисты также учили тому, что жизнь представляет собой бесконечную цепь перерождений, которые жестко регулируются причинно-следственной связью. Связь заключается в следующем: если в настоящее время человек знатен и богат, это означает, что в предыдущей жизни он был добродетелен. Если же человек сейчас беден, болен и несчастен, это говорит о том, что в прошлой жизни он был Решен и должен получить по заслугам. Таким образом, догматами Законами) учения Будды являются переселение душ – круговорот превращений (он называется сансара) и возмездие за грех и воздаяние а Добродетель (он называется карма). Считается, что важнейший закон в буддийском учении о переселении душ – закон моральной причинности.

Учение Будды включало «четыре благородные истины»: страдание, его причины, возможность его уничтожения, пути к избавлению. По утверждению Будды, любой человек, несмотря на касту, цвет кожи, пол, может освободиться от страданий и стать богоподобным существом. Он не исключал возможности даже достижения высшей цели – вырваться из круга сансары.

Очень важным в буддизме является именно положение о том, что спасет от страдания не бог; спасение приходит в результате собственных усилий человека или благодаря помощи просветленных людей – будд. Это положение буддийской религии принципиально отличает ее от других мировых религий.

Если человеку удается освободиться от страдания, от сансары и слиться с мировым духом, то он тогда окажется в состоянии нирваны. Это значит, что наступит безмятежная отрешенность от мира, человек обретет абсолютный душевный покой – у него не будет никаких земных желаний, он отказался от мира и всех жизненных привязанностей.

Параллельно буддизму в VI в. до н. э. в Индии сложилась еще одна религия – джайнизм. Ее основатель – Джина. Сохранились его религиозно-философские трактаты – сутры. В них изложено учение об освобождении от уз сансары. Джайнизм расценивают как реакцию на ритуализм и умозрительность брахманизма. Представители этого религиозного учения отвергли авторитет «Вед», они открыли доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). В то же время джайнизм придерживался учения о переселении душ и воздаянии за поступки.

Своей целью они ставили освобождение от перерождений. Этого может достичь, согласно их учению, аскет, который соблюдает строгие правила, например не причиняет вреда живым существам. По этой причине джайны не могут заниматься земледелием, потому что при вспашке земли можно повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых.

В конце I тыс. до н. э. сформировалась религия, получившая название индуизм. Она впитала в себя определенные результаты ведической религии, брахманизма, ассимилировала народные верования и стала одной из наиболее многочисленных религий мира. Центральными звеньями воззрения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздания (карма) в зависимости от поведения (добродетельного или дурного). Сторонники индуизма почитают верховных богов (Вишну или Шиву) или их воплощения; они обязаны соблюдать кастовые бытовые правила. В индуизме считаются священными корова, змея, лотос, река Ганг.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь