Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Храмы Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря в с. Троекурово.



Создание монастырского комплекса начинается в 1871 году — по предсмертной просьбе самого Илариона. Тогда в него включили помимо Димитриевской церкви храм Успения Пресвятой Богородицы (И. И. Раевский, 1841). В 1880 году над западными воротами возвели церковь во имя пророка Илии. На месте разобранного деревянного Владимирского собора строится новый — каменный; его освятили в 1893 году. В 1897 году возводится колокольня, в 1913 году перестраивается трапезный храм — во имя Архангела Михаила.

В долгие советские годы в монастыре размещался завод по производству соков, хлебопекарня, клуб. Новая жизнь началась 6 октября 2003 года, когда Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский монастырь был открыт. С того момента тут ведутся реставрационные работы.

 

Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Она была построена вместо прежней деревянной церкви, стоявшей на берегу реки Красивая Меча, местной помещицей Прасковьей Михайловной Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол ее посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, придел с правой стороны - святому великомученику Георгию Победоносцу, с левой - святому великомученику Иоанну Воину.

Димитриевская церковь необычна по архитектуре - она двухколокольная. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. В лоджии расположены входы на колокольню. Храм, его трапезная и даже апсида - двусветные. «Всходы извне к этой церкви сделаны из мячковского камня». Храмовая часть представляет собой кубовидный двусветный объем, украшенный пилястрами, карнизами и увенчанный цилиндрическим барабаном второго яруса с куполом и главкой. На одной из колоколен местными помещиками были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом 21 пуд 14 фунтов, 4 пуда 35 фунтов и несколько малых.

Главки на церкви были обиты «белым листовым железом», крыша покрашена зелёною краской, кресты вызолочены. Двери и решётки на окнах первого яруса - кованые. Вокруг церкви существовала каменная ограда. В церкви полы были из мячковского камня, которые в 1857г. заменили деревянными, клиросы были деревянные и выкрашены голубою краской под мрамор. «Иконостас сделан искусною столярною и резною работою и покрыт весь белою, а резьба с колоннами палевою под лак краскою (позднее колонны вызолоче­ны, а большие сделаны под мрамор)... Царские двери насквозь резные колончатые - палевою краскою (позднее позолочены все). На оных святые образа Благовещения и четырех евангелистов живописные. Над царскими дверьми в резном сиянии образ Нерукотворённого Спаса, на коем риза и венец серебряные кованые вызолочены. На венце и ризе вставлено несколько разных мелких камней».

Надвратный храм святого пророка Илии размещён в монастырской ограде с западной стороны по оси церкви Димитрия Солунского. До разрушения храм был трёхкупольным, с прямоугольной апсидой, одним приделом, в плане он представляет собой прямоугольник. Западный фасад фланкирован двумя квадратными со срезанными углами в плане ризалитами. По периметру фасады храма обработаны филенчатыми пилястрами декоративный пояс ширинок подчеркивает раскрепованный профилированный карниз.

Оконные проемы и ниши первого и второго этажей прямоугольные с полуциркульным завершением, обработанные полуциркульными архивольтами (в фасадных гранях первого этажа ризалитов - перспективные). Центральные участки фасадов акцентированы тройными окнами и треугольными фронтонами (на восточном фасаде фронтон - килевидного рисунка).

После закрытия монастыря купол и главки монастыря были разобраны.Храм был разграблен, а здание храма приспособлено и использовался как склад.

Исторический вид:

 

До реставрационных работ:

После:

 

Собор Владимирской иконы Божьей Матери построен в 1880-1893 годах на месте разобранного деревянного храма. Строительство храма до конца не было завершено – наружные крыльца входов южного и северного фасадов так и остались неосуществленными. Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглавого собора во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Петр Федорович Морев. Немало сил положили сестры Троекуровской обители на сбор пожертвований и сооружение Владимирского собора. Средства на возведение нового соборного храма поступали из многих городов.

С начала 2005 года начата активная работа по реставрации и реконструкции собора. К началу 2007 году была закончена отделка фасада Южной стороны собора, полностью восстановлена юго-западня звонница собора. Во всех окнах собора вставлены стеклопакеты, над Южными вратами размещен образ святого Илариона Троекуровского.

Церковь во имя архангела Михаила Построена в 1909-1913 годах.

К квадратному в плане основному объему церкви, увенчанному восьмигранным шатром с пятью луковичными главками на глухих барабанах примыкает прямоугольная в плане широкая трапезная в четыре световых оси. Окна прямоугольные с полуциркульным завершением, с килевидными архивольтами. Мотив трехлопастного силуэта с килевидным завершением присутствует в аттиках фасадов трапезной и оформлении верней части фасадов основного объема церкви.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (кладбищенская) была построена в 1841 году. находилась в четверти версты от монастыря на окраине села Троекурово и была окружена каменной стеной.

Главный престол Успенского храма с одноярусным иконостасом находился на первом этаже, а прицельный во имя св. пр. Лазаря располагался на круглых хорах посреди храма. Построена Успенская церковь была местным помещиком Иваном Ивановичем Раевским, благодетелем старца Илариона и селившихся близ него послушниц. Позднее Раевский был в ней и похоронен.

В 1871 г. указом Тамбовской духовной консистории от 27 июля к Троекуровскому монастырю была приписана каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с условием, что в ней будут совершаться все мирские требы жителей села и окрестностей. В сентябре 1927 г. Липецкий исполком постановил снести ввиду ветхости Успенскую кладбищенскую церковь — «продать с торгов на слом».

Сегодняшний настоятель монастыря отец Иосиф сообщил проекту selo48.ru что остатки разобранной церкви были использованы как основа для дороги проложенной через с. Троекурово - участок дороги с крутым подъем в сторону посёлка Катениха.

В 1907-1909 гг. построена каменная надвратная колокольня в три яруса на южной стене обители.

Во времена советской власти колокольня использовалась как водонапорная башня в которой были установлены насосы подачи воды для нужд тогдашнего консервного завода.

С началом возражения монастыря колокольня практически одной из первых получила вторую жизнь. На колокольню был установлен купол главного шпиля с маковкой. В последствии реставрации главный шпиль менял свой вид трижды, и вот в 2005 году шпиль колокольни приобрел свой исконно исторический вид. На средства Еремеева Николая Дмитриевича и его семьи в 2003 г. приобретены и установлены новые колокола на монастырской звоннице.

2.

Константин Николаевич Игумнов (13 апреля (1 мая) 1873, Лебедянь — 24 марта 1948, Москва) — российский советский пианист, педагог. Народный артист СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940).

Родился 13 апреля (1 мая) 1873 года, (по другим источникам - 19 апреля[1] и 17 апреля[2]), в г. Лебедяни Тамбовской губернии, (ныне - Липецкая область, Россия), в купеческой семье. Отец, Николай Иванович, был известен как начитанный, образованный человек, который любил музыку и литературу.

Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырех лет его стали учить игре на фортепиано. С 1887 года, параллельно с обучением в Первой московской классической гимназии, брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (одновременно с Рахманиновым и Скрябиным). В 1888 году поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, затем П. А. Пабста; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева, пробовал силы в композиции. В 1892 году поступил в Московский университет — сначала на юридический, потом на историко-филологический факультет. Окончил консерваторию в 1894 году с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в 1895 году в Международном конкурсе пианистов имени А. Г. Рубинштейна в Берлине, где получил похвальный отзыв. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.

В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества. В 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, пианизм Игумнова избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.

После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в Московской консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. С 1919 года — постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 года был избран на пять лет директором.

В концертном репертуаре пианиста 1930-х годов — серия монографических концертов: Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов (Игумнов — первый в России исполнитель Рапсодии на тему Паганини, 1939 год), Метнер, Танеев; особенно часто Игумнов играл как солист и ансамблист произведения Чайковского, став их непревзойденным интерпретатором.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Именем К. Н. Игумнова названы:

- Липецкое областное училище искусств;

- Детская музыкальная школа № 1 в Лебедяни;

- Международный конкурс-фестиваль юных пианистов (Липецк);

- Улица в Лебедяни;

- Детская музыкальная школа в Москве на ул. Покровка, 39.

На родине Игумнова в городе Лебедяни на доме на Советской улице, где он родился и жил, 19 мая 1973 года в ознаменование 100-летия со дня рождения установлен памятный барельеф.

Федоров Николай Федорович (26 мая (9 июня) 1829 года - 15 (28) декабря 1903 года) - hусский религиозный мыслитель и философ-футуролог, один из основоположников русского космизма. Родился в селе Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне в Сасовском районе Рязанской области) 26 мая (9июня) 1829 года. В 1854-1858 годах преподавал историю и географию в Липецком уездном училище.

С 1836 года Н. Ф. Федоров учился в Шацком уездном училище, в 1842-1849 годах - в Тамбовской гимназии. В 1849 году он поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, но в 1851 году был вынужден оставить лицей из-за смерти дяди, князя Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.

В 1854-1867 годах Н. Ф. Федоров преподавал историю и географию в различных уездных училищах. С 1868 года жил в Москве. В 1869-1874 годах работал помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, с 1874 года в течение 25 лет был библиотекарем Румянцевского музея. По воскресеньям он вел в музейном помещении дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники. Круг интеллектуального общения Н. Ф. Федорова включал Л. Н. Толстого, B. C. Соловьева, К. Э. Циолковского, Ф. М. Достоевского.

 

После выхода в отставку Н. Ф. Федоров был вынужден вернуться на службу: с 1899 года и до конца жизни он работал в читальном зале библиотеки Московского архива Министерства иностранных дел.

Н. Ф. Федоров скончался в Москве 15 (28) декабря 1903 года и был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря.

Сочинения Н. Ф. Федорова вышли уже после его смерти под редакцией учеников Н. П. Петерсона и В. А. Кожевникова под названием «Философия общего дела» (том 1 - 1906, том 2 - 1913). Пафос творчества философа – в обосновании идеи преодоления смерти. Смерть – главное зло мира, она может быть побеждена именно человеком, который должен отказаться от иллюзорных представлений о смерти как неизбежном «природном» явлении. Но для этого должен измениться сам человек, его отношение к другим людям, к обществу и природе. В мире господствует вражда, поддерживающая отношения «неродственности». Н. Ф. Федоров писал о «зооморфизме» основных исторических типов человеческого общества, поскольку все они строились на эгоизме и бесконечной борьбе друг с другом различных классов, социальных групп и индивидов. Объединить людей в «общем деле», по его убеждению, может чувство долга и любви по отношению к предкам, к «отцам», ко всем умершим людям. «Вереница смертей» будет прекращена, а все когда-либо жившие люди должны быть воскрешены после вступления человечества в историческую фазу «регуляции» космических процессов.

«Автоматический» научный и социальный прогресс сам по себе, по мнению Н. Ф. Федорова, не дает человечеству шансов на спасение и решает лишь отдельные проблемы. В то же время философ возлагал большие надежды на науку и ученых как особое «сословие», способное сыграть решающую роль в борьбе со смертью. Общественным идеалом Н. Ф. Федорова была т.н. «психократия», социальные отношения должны полностью определяться нравственными принципами и прежде всего «супраморализмом» (долгом воскрешения). Философ считал себя христианским мыслителем, хотя натуралистические тенденции его учения и трактовка им догматики давали основания для упреков в «неортодоксальности» и отклонении от традиции.

В ХХ веке идеи Н. Ф. Федорова вдохновляли создателей русской космонавтики, в частности – С. П. Королева.

Хренников Тихон Николаевич (1913—2007) - народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР Родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии. Отец — Николай Иванович, служил приказчиком у местных купцов. Мать — Варвара Васильевна, домохозяйка, была поглощена хлопотами о большой многодетной семье.

С детства Тихон играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С 9 лет он начал учиться играть на рояле. Через два года из Москвы в Елец приехал В. Агарков. Ученик Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории, создателя одной из крупнейших пианистических школ России, он давал концерты, сочинял музыку, был даровитым и требовательным педагогом. Занятия с ним увлекли Тихона. Но едва ли не самой серьезной была для него встреча с Анной Федоровной Варгуниной, с которой Хренников начал заниматься после отъезда Агаркова. Начав играть на рояле, он довольно скоро стал сочинять музыку. Свой первый опус — этюд для фортепиано он написал в 13 лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре подруга сестры, С. Г. Цейтлин, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме имени Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию.

Зимой 1927—1928 года Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с большой симпатией и сказал, что прежде всего необходимо закончить среднее образование в Ельце и затем учиться в Москве. Тут же он написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы. С этим богатством он уехал к себе в Елец. Через год, весной 1929 года, Тихон окончил школу-девятилетку. Нужно было окончательно решать, что делать дальше, но с музыкой расстаться было уже невозможно. Он написал письмо М. Ф. Гнесину, где спрашивал, выйдет ли из него композитор. Михаил Фабианович прислал теплый ответ, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных.

В техникуме занимался по двум специальностям: в классе рояля у Э. Г. Гельмана и в классе композиции у М. Ф. Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г. И. Литинского. По классу рояля Тихон продвигался довольно быстро и уверенно, играл Листа, Бетховена, Рахманинова. К концу обучения в техникуме он решил написать фортепианный концерт. В процессе работы советовался с В. Я. Шебалиным; благодаря ему переосмыслил все написанное, делал новое, заслужив его похвалу. Почувствовав в себе уверенность, стал сочинять с невероятной легкостью.

В 1932 году Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на 2-й курс консерватории, в класс В. Я. Шебалина. К моменту перехода на 3-й курс он завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. Этот факт, датированный 1933 годом, по праву вошел в творческую биографию великого композитора.

Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую жизнь. В его музыке — музыкальный портрет XX века. Эта музыка никогда не теряла молодости, духа, оптимизма. И сегодня она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой и заражает своим темпераментом. Он никогда не изменял себе, своим идеалам ни в жизни, ни в искусстве.

Более четырех десятилетий Тихон Хренников стоял на капитанском композиторском мостике. Он был первым секретарем Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета вначале по Сталинским, потом — по Государственным премиям. В последние годы он возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П. И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России. В Московской Государственной консерватории у него замечательный класс. Ученики разных выпусков обожают своего профессора.

Тихон Хренников — народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академик Национальной академии кинемато-графических искусств и наук России.

Его идеалами в музыке были и остаются И. С. Бах, П. И. Чайковский и С. С. Прокофьев.

3-7.

Предмет культурологии — объективные закономерности
мирового и национального культурного процессов, памят-
ники и явления материальной и духовной культуры, фак-
торы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием
культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении,
сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных облас-
тей общественной жизни, выявление особенностей и достижении основных
культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной
социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные науч-
ные направления: антропология, социология, психология, философия и ис-
тория. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культуроло-
гии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует
содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это
отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает вни-
мание к искусственным объектам и процессам. И если социальную филосо-
фию можно представить как науку о смысле индивидуального и обществен-
ного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельностном содер-
жании общественного бытия, то культурология занята конкретно-
историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формо-
образующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание ре-
гулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий
деятельности.

В становлении культурологии как области научного знания принято вы-
делять следующие периоды: этнографический (1800 — 1860), эволюционистский
(1860 — 1895), исторический (1895 — 1925). В эти периоды происходило накоп-
ление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исход-
ных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили
в основном академический характер. Но начиная со второй половины ХХ в.
ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний
об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре.
Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных
сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном
деле и т. д.

Понятие культура — центральное в культурологии. В сво-ем современном значении оно вошло в оборот европей-
ской социальной мысли со второй половины XVIII в., хо-
тя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание
почвы, ее культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воз-
действием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естест-
венными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык
выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятель-
ности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различ-
ный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от
«диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассо-
циировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствова-
ния. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать
соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей
XVIII в. культура означала «разумность». Джанбаттиста Вико (1668 — 1744),
Иоганн Готфрид Гердер (1744 — 1803), Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755), Жан
Жак Руссо
(1712 — 1778) считали, что культура проявляется в разумности об-
щественных порядков и политических учреждений, а измеряется достиже-
ниями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение
разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция
культуры, получившая название эвдемонической.

Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает
статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень
развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими ка-
тегориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация».
Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл
Маркс
(1818 — 1883). Оно составляет фундамент материалистического пони-
мания истории.

Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны.
Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант
(1724 — 1804), а в начале XXв. другой немецкий философ Освальд Шпенглер
(1880 — 1936) и вовсе противопоставил их.

В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает на-
лет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого по-
рыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности
Французский философ Жан Поль Сартр (1905 — 1980) отмечал, что культура
никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в
ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом
зеркале он может увидеть свое лицо.

Оригинально расшифровывал понятие «культура» Н.К. Рерих (1874-
1947). Он разбивал его на две части: «культ» — почитание, «ур» — свет, т. е. почитание света. Следовательно, девиз Н.К. Рериха «Мир через культуру» в
свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света»,
т. е. через утверждение светоносного начала в душах людей.

В современной культурологии наиболее распространены технологиче-
ская, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения
технологического подхода культура представляет собой определенный уровень
производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностью кон-
цепция
рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности
человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая)
концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жиз-
ни — должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как
воплощение, реализация должного в сущее, реальное.

Понятие «культура», — отмечается в Философском словаре, — означает
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни
и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму
деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не сущест-
вует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одно-
временно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается
социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образо-
вание и воспитание — это не что иное, как овладение культурой, процесс
передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура озна-
чает приобщение человека к социуму, обществу.

Структура культуры. Рассмотренные сущностные черты феномена культуры позволяют представить ее внутреннюю структуру.

Базисные элементы культуры существуют в двух видах — материальном
и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материаль-
ную культуру, а нематериальных — духовную. Но их подразделение часто
бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и
взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры — ее нетождественность ни
материальной жизни общества, ни материальному производству, ни матери-
ально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует
эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскры-
вая, в какой мере она дает возможность применить его способности, твор-
ческие возможности, дарования.

В материальную культуру-входят: культура труда и материального произ-
водства, культура быта, культура т о п о с а, т. е. места жительства
(жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу,
физическая культура.

Совокупность нематериальных элементов образует духовную сторону
культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы,
духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи,
обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается
в материальном посреднике. Для знаний, например, таким посредником яв-
ляются книги.

Духовная культура является многослойным образованием и включает в
себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную,
правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, кото-
рые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной
области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, прони-
зывающее всю ее систему. Эго такие виды культуры, как экономическая,
политическая, экологическая, эстетическая.

В культурной статике элементы разграничены во времени и в простран-
стве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми
поколениями, вьщержавшая испьггание временем и передающаяся следую-
щим поколениям как нечто ценное и почитаемое, носит название культур-
ного наследия.
Наследие — важный фактор сплочения нации, средство объе-
динения общества в периоды кризисов.

Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие
культурного ареала — географического района, внутри которого у разных
культур обнаруживается сходство в главных чертах.

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые
культурные универсалии — нормы, ценности, правила, традиции, свойства,
которые присущи всем культурам независимо от географического места, ис-
торического времени и социального устройства общества.

Как уже отмечалось, культура — это весьма сложная, многоуровневая
система. Принято подразделять культуру по ее н о с и т е л ю. В зависимо-
сти от этого выделяют мировую и национальные культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных
культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур раз-
личных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность
проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия),
так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяй-
ства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми ру-
ководствуется большинство членов общества, называется доминирующей
культурой.
Однако, поскольку общество распадается на множество групп
(национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.),
постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. систе-
ма ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называ-
ются субкультурами.
Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожи-
лых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной суб-
культуре, городской, сельской и т. п.

От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь,
манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно,
тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры,
но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями,
носит название контркультуры.

Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а
молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60 — 70-е гг.
в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американ-
ские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные
идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сек-
суальную сдержанность, конформизм и рационализм.

Формы. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы - элитарную, народную
и массовую культуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью
общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает
изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как
правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобра-
зованных человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусст-
ва». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции
«чистого искусства» является деятельность художественного объединения
«Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными твор-
цами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру на-
зывают также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или
коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни,
танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть ин-
дивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной куль-
туры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями дан-
ной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все
желающие.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов
аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начина-
ется с середины ХХ в., когда средства массовой информации проникли в
большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напря-
мую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления мас-
сами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и за-
просы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку». Массовая куль-
тура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она об-
ладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народ-
ная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей ауди-
торией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана
удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое со-
бытие и стремится его отразить. Поэтому образцы массовой культуры быст-
ро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народ-
ной и элитарной культуры такого не происходит.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе
реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммирован-
ного манекена, человека-винтика.

Серийный характер ее продукции облада-
ет рядом специфических признаков:

примитивизацией отношений между людьми;

развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

натуралистическим смакованием насилия и секса;

культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

культом посредственности, условностью примитивной символики.

Типичными героями массовой культуры стали суперагент Джеймс Бонд
и разнообразные секс-бомбы, секс-символы и т. д.

Массовая культура — это тоже культура, точнее часть ее. И достоинство
ее произведений — не в том, что они всем понятны, а в том, что они бази-
руются на архетипах'. К таким архетипам относится бессознательный инте-
рес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов мас-
совой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры является низведе-
ние творческой деятельности человека к элементарному акту безмолвного
потребления.

Функции Культура представляет собой многофункциональную систему. Коротко охарактеризуем основные функции
культуры. Главная функция феномена культуры — чело-
веко-творческая,
или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны
с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют
функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру
по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в
знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства,
«языках» науки, философии, религии и др. Однако это не просто «склад»
запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной переда-
чи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато
для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Раз-
рыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поко-
ления на потерю социальной памяти.

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью
культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей.
Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатей-
шие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для
его познания и освоения. Н.А. Бердяев по этому поводу писал:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь