Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Механизм восприятия личностью культурно – досуговых программ



План лекции:

1. Виды и уровни восприятия культурно – досуговых программ.

2. Характеристика аудитории культурно – досуговых чреждений.

1. Процесс восприятия личностью культурно - досуговой программы - завершающий этап технологического процесса, его результативная часть. Это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне.

В психологии различаются: восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально - оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной и эмоционально - оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Преобладание эмоционально - оценочных моментов в культурно - досуговой программе вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преодолением заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценностей перед другими.

Интерес к содержанию культурно - досуговой программы реализуется через направленность чувств, в стремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

Воздействие субъекта на объект, на его восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, а эффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферу сознания во многом определяется степенью и характером как самого воздействия, так и присутствием объективных и субъективных факторов, конкретной ситуацией.

Уровни восприятия культурно - досуговых программ зависят от личностных представлений и осуществляются при различных фазах протекаемого процесса. Каждая такая фаза характерна своими особенностями взаимодействия личностных представлений, восприятием и мышлением. Выделяются три фазы формирования представлений. Первая фаза характеризуется недостаточной расчлененностью и схематичностью отражения целостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно - досуговой программы ее можно охарактеризовать как психологическое состояние, когда имеющиеся знания и возможности восприятия не позволяют понимать информации в полном объеме, а улавливается лишь ее часть, без достаточного понимания сущности. Представления второй фазы могут быть адекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекватными, схематичными для целостной ситуации и ее элементов. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ее элементов. Взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеют место в каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков объекта и его конкретных элементов.

В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия культурно - досуговой программы аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет мыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различными группами аудитории является необходимым первичным условием культурно - досуговой деятельности.

2. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией культурно - досуговых учреждений. Некоторые интересы большой части населения носят постоянно высокий уровень. Например, интерес аудитории культурно - досуговых учреждений к социальным, экономическим, политическим событиям носит устойчивый характер. Аудитория культурно - досуговых учреждений имеет реальную возможность для получения знаний, реальные условия научиться самостоятельно анализировать происходящие события. В культурно - досуговых программах в процессе восприятия и усвоения информации личностью возникают и трудности, которые получили название психологического «барьера». Он образуется в силу воздействия на личность объективных факторов и психического состояния самой личности. К объективным факторам относится содержание информации, которое не воспринимается личностью или аудиторией, к субъективным - психологическая невосприимчивость, обусловленная социальными установками, недостаточным уровнем знаний и опыта.

В сфере досуга (включая и домашние виды) существует множество разнообразных видов деятельности. Что выдвигает культурно - досуговую деятельность в число уникальных, исключительно специфических видов деятельности? Особенность культурно - досуговой деятельности в данном случае заключается в том, что процесс восприятия и процесс общения в культурно - досуговых учреждениях сливаются воедино. В процессе культурно - досуговой программы зрители выступают по отношению друг к другу в разных профессиональных, социальных, национальных и возрастных ролях и отношениях. Межличностные отношения в процессе восприятия культурно - досуговой программы носят особый характер, ибо на них оказывает воздействие первичное возбуждение от информационного потока самой программы и вторичное - от влияния самой аудитории. Следовательно, эффективность культурно - досуговых программ во многом зависит от точного знания психолого - педагогических основ восприятия, учета интересов аудитории.

Между тем нельзя не видеть, что между внедряемыми взглядами, идеями и фактическим сознанием части людей имеются определенные несоответствия. Правильно выстроенный технологический процесс культурно - досуговой деятельности позволяет влиять на аудиторию таким образом, чтобы адресованное ей сообщение стало фактом сознания даже у личности со сложившейся системой взглядов, чувств, побуждений. Восприятие личностью информации через различные формы культурно - досуговой деятельности возможно как взаимодействие поступающей извне информации с информацией, накопленной ею ранее. Поэтому когда специалист учреждения культуры выходит на прямую связь с аудиторией, то, на первый взгляд, обнаруживается ее состав, число присутствующих в зале людей, их возрастные категории. Однако этого явно недостаточно. Важно знать профессиональный, социальный, демографический состав аудитории, ее образовательный уровень. Но и эти сведения еще не позволяют дать полное представление об аудитории.

Аудитория, в строгом значении слова, не существует вне связи с источником информации. Как особая общность людей она формируется вокруг этого источника и находится с ним в специфических отношениях. Формирование аудитории - одна из важнейших задач специалистов культурно - досуговых учреждений. Наличие самой аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждения культуры.

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории. Аудитория - это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей.

Существуют два типа интересов - социальные и аудиторные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, он становится ее потребителем и в это своем качестве проявляется через аудиторные интересы. Специалисты культурно - досуговых учреждений без овладения мастерством работы с аудиторией не смогут выполнить своей основной задачи - влиять на сознание слушателей, зрителей.

Отношения аудитории культурно - досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно - досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Суть понятия «аудитория культурно - досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую - то социальную или социально - психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.

Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой жизнью, и, чтобы управлять ею, нужно знать, какими качествами она характеризуется, каковы ее отличительные черты.

Личность воспринимает информацию, основываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию.

Вместе с тем мало иметь подготовленную аудиторию. Чтобы информация была воспринята и усвоена, она должна представлять для аудитории определенную ценность, затрагивать личные, порой эгоистичные интересы каждого. Аудитория охотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность может высказать свое суждение, касающееся ее непосредственно. Предрасположенность характеризует эмоциональное отношение аудитории к носителю информации в культурно - досуговом учреждении.

В то же время было бы ошибкой ставить предрасположение в прямую зависимость от осведомленности аудитории. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если личность не готова к их глубокому пониманию. Информация приобретает ценностное значение лишь в том случае, если она затрагивает интересы аудитории. Личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив склонна избегать такой информации, которая идет в разрез с ее интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство личности - это ее активность. Она проявляется в волевых качествах аудитории, обладает определенной самостоятельностью, своим поведением она как бы выражает свою волю. Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными составляющими - подготовленностью, предрасположенностью, активностью,

Аудитория культурно - досуговых учреждений, ее сознание характеризуется определенной высотой барьера в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Она может быть спокойной и возбужденной, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной. Нет состояния вообще - вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Нельзя говорить о равнодушии зрителей, слушателей безотносительно к чему - либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Не пользующаяся популярностью тема сегодня завтра может привлечь к себе всеобщее внимание аудитории. Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание аудитории, каким бы оно полным не было.

Состояние аудитории культурно - досуговых учреждений предопределяется прежде всего всей системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно - досуговых программ. Было бы наивным считать, что силами одной только культурно - досуговой деятельности можно создать любые заданные умонастроения и побуждения в обществе. Но нельзя также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что при общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат, который отражается на ее состоянии.

Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:

- состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т. д.;

- состояние заинтересованности, которые связаны прежде всего с характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее подачи;

- состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

Умение специалистов культурно - досуговых учреждений не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии культурно - досуговой деятельности. В оптимальных условиях культурно - досуговых учреждений для ее аудитории типичны более спокойное состояние, не затрагивающее психологических глубин человека. В культурно - досуговой деятельности эффективность восприятия достигается не столько силой отдельных сообщений, сколько системностью, последовательностью, доступностью, доброжелательностью, камерностью. На основе этого культурно - досуговая деятельность строится с учетом как больших (массовых) аудиторий, так и малочисленных. Следовательно, в процессе культурно - досуговой деятельности учитывается специфика массового сознания и специфика группового и индивидуального сознания.

И, естественно, что различные аудитории требуют от специалистов культурно - досуговых учреждений выбора различных тактических и стратегических приемов общения. Содержание каждой культурно - досуговой программы соотносится с характером аудитории и имеет направленность своего воздействия. Поэтому культурно - досуговые программы следует различать по уровню, предмету, ориентации, что позволит эффективнее и целенаправленнее влиять на аудиторию.

Восприятие культурно - досуговых программ, как уже отмечалось, разделяется на два вида: восприятие явлений и процессов деятельности (чувственное восприятие); восприятие знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства, речи и т. д.). Эти два вида восприятия, как чувственное, так и рациональное, взаимодополняют друг друга, что способствует целостному и гармоничному восприятию культурно - досуговых программ.

Совершенствование процесса восприятия культурно - досуговых программ предполагает соблюдение следующих условий деятельности учреждений культуры:

- актуализация содержания культурно - досуговых программ на основе связи с реальной действительностью, правдивого показа жизни в художественно - образной, публицистической и наглядной формах;

- развитие в культурно - досуговых учреждениях разнообразных видов предметной деятельности, в которых ставятся и реализуются задачи, адекватные социальным интересам и запросам людей;

- использование возможностей культурно - досуговых учреждений в изучении, формировании и удовлетворении потребностей и интересов населения, обеспечение условий для развития новых общественно полезных потребностей;

- развитие диалогических форм работы с аудиторией, привлечение посетителей культурно - досуговых учреждений к участию в культурно - досуговых программах;

- укрепление материально - технической базы культурно - досуговых учреждений на основе развития платных форм деятельности.

Таким образом, оптимизация процесса восприятия культурно - досуговых программ возможна при условии углубленного анализа содержания всех направлений культурно - досуговой деятельности с учетом психологии восприятия их посетителями. Лишь в этом случае механизм восприятия той или иной культурно - досуговой программы можно будет рассматривать как единый коммуникативный процесс, составляющий основу технологии культурно - досуговой деятельности.

Резюме:

1. Итак, восприятие личностью культурно – досуговых программ опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне.

2. Эффективность культурно – досуговых программ во многом зависит от точного знания психолого – педагогических основ восприятия, учета интересов аудитории.

Вопросы для повторения:

1. В чем суть механизма восприятия культурно – досуговой программы?

2. Какое значение имеет предшествующий опыт личности в восприятии культурно – досуговой программы?

3. Каково значение восприятия и мышления для совершенствования процесса культурно – досуговой деятельности?

Литература

1. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2000. – 179 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

Лекция 12.

Изучение культурных потребностей и интересов аудитории учреждений культуры

План лекции:

1. Опрос как метод изучения культурных потребностей и интересов аудитории учреждений культуры.

2. Паспортизация как форма изучения культурных потребностей.

1. Постоянное расширение масштабов социологических исследований деятельности учреждений культуры тесно связано с необходимостью улучшения качества дальнейшего совершенствования их действенности. У специалистов учреждений культуры появляется все большая потребность в повышении уровня социологической культуры, в приобретении умений и навыков исследований. Наибольший интерес неизменно вызывает метод опроса. Здесь следует подчеркнуть, что важность любого метода обусловливается его ролью как исследовательского инструмента. От того, насколько правильно и обоснованно выбран метод, в значительной степени зависит результативность исследований.

В принципе положительно оценивается возможность исследования социальной действительности посредством опроса - интервьюирования и анкетирования.

Современный этап развития цивилизации характеризуется чрезвычайно широким применением метода опроса в социологических исследованиях. Данные ЮНЕСКО свидетельствуют, что по частоте использования опрос занимает первое место среди других социологических методов.

Опросу посвящено значительное количество методической литературы, специальные лаборатории за рубежом занимаются поиском новых методических возможностей, выпускаются учебные фильмы о различных формах его проведения. Популярность опроса приобретает даже чрезмерные формы, в результате - приписывание методу опроса гипертрофированного значения, утверждение его приоритета.

Социологи признают определенную ограниченность опроса, достаточно широко распространено мнение, что он как метод исследования является универсальным в социальных науках. Подобные утверждения и не всегда оправданное применение метода в бесчисленных опросах приводят к тому, что нередко результаты опросов становятся основой для объяснения различных общественных процессов и явлений как первичные и определяющие причины поведения людей в обществе. Это методологически ошибочная позиция, поскольку опрос должен базироваться на учете реальных возможностей и осознании того факта, что достоверные, надежные и репрезентативные данные об объективной реальности слагаются из сочетания нескольких методов, обладающих различными потенциальными возможностями, взаимодополняющими и контролирующими друг друга. Причем в этом ансамбле методов опрос не является основным, а занимает определенное место в системе методического инструментария.

Перед каждым специалистом учреждения культуры - организатором социологического исследования на стадии составления программы неизбежно встает вопрос: какой метод выбрать. Для ответа нужно четко представить себе, чем характеризуется, отличается каждый из видов, в каких случаях следует выбрать один, а когда целесообразнее использовать другой.

Рассмотрим, например, различия между анкетированием и интервьюированием. При первом респондент отвечает на вопросы в письменной форме, а при втором - устно излагает содержание ответов интервыоеру, который делает все записи. Если определения анкеты и интервью уточнить с научной точки зрения, то анкетой называется список вопросов с возможными вариантами (или без них) ответов, предлагаемый всем респондентам в идентичной печатной форме. Под интервью понимается социально - психологическое взаимодействие двух людей (интервьюера и респондента) с определенными качественно различными позициями: дающего и получающего информацию.

Основой всякого интервью является вопросник, т. е. перечень вопросов, который интервьюер использует либо как читаемый респонденту текст, либо как общее руководство к действию. Следует сказать, что границы этих форм опроса подвижны, есть промежуточная (анкета - интервью) форма, когда интервьюер дословно зачитывает респонденту список вопросов, отмечая выбранные варианты ответов.

Анкета должна выполнять, по сути, функции интервьюера и вопросника: не только задать респонденту вопросы, но и соответствующим образом преподнести их, объяснить респонденту цель исследования, необходимость и важность ответов. В анкете должны быть предусмотрены затруднения и сложности, которые могут возникнуть при заполнении. Но как бы ни была сложна анкета и прост вопросник интервью, основное их отличие не в этом, а в специфике, прежде всего, в глубине получаемых сведений. Анкете обычно доступен «поверхностный» слой мнений, с помощью же интервью возможно исследование глубинных мотивов. Отсюда исторически сложившееся разграничение сфер их применения. Традиционным объектом исследования посредством анкеты стало мнение, а интервью - мотив. Конечно, имеются в виду лишь преимущественные области использования методов. Как правило, оба метода взаимно дополняют друг друга в исследовании.

Анкета предполагает более тщательную разработку инструментария, поскольку разъяснять, уточнять вопросы в случае их непонятности респонденту некому.

Недостатки анкетирования в определенной мере можно считать достоинствами интервьюирования, и наоборот. Такая взаимодополняемость свидетельствует о недостаточности использования какого - либо одного и целесообразности комплексного применения всего арсенала социологического методов. Примером сочетания может служить их набор в исследовании, посвященном изучению эффективности культурно - досуговой деятельности: анкетирование аудитории; интервью с участниками программы и зрителями; анализ официальных документов в учреждении культуры, карточек учета, планов работы правления, материалов, отчетов и т. д.; контент - анализ тематической направленности программ; наблюдение на лекциях за аудиторией; контент - анализ местной прессы по вопросам деятельности учреждений культуры; интервью с экспертами - специалистами культурно - досуговой деятельности.

Иногда приходится слышать, что никакое исследование не может быть лучше своего вопросника. И никакие усилия социологов не оправдывают себя так, как труд, затраченный на его составление. При этом различаются:

- стадия разработки, когда задачи исследования конкретизируются в отдельные вопросы;

- пилотаж или небольшое пробное исследование;

- непосредственная «работа» анкеты в исследовании;

- подготовка к анализу.

В настоящее время существуют два направления работы над инструментарием. Первое обусловлено постоянно расширяющимися масштабами социологических исследований, острой нехваткой соответствующих кадров и не всегда высоким научно - методическим уровнем исследований. К сожалению, он еще достаточно распространен и аналогичен практике повседневного речевого общения, когда вопросы направлены прямо на выяснение необходимых сведений. Например, в одной анкете наряду с вопросом «Какое воздействие оказал на Вас вечер? » предлагается 6 вариантов ответов, которые, конечно, не отражают всего спектра воздействия. Кроме того, зритель не в состоянии сам оценить характер и степень воздействия программы, эта сложная задача может быть решена только после анализа полученных результатов. Как видно, этот способ работы над инструментарием не дает качественных данных и потому нежелателен.

Второе направление связано с детальной разработкой программы и основывается на предварительном теоретическом осмыслении объекта исследования. Максимально полно аккумулируются знания по данной проблеме, включая анализ существующих методов, и составляется комплексное описание объекта.

Выявление условий существования и формирования изучаемого социального процесса дает набор его характеристик. Из полученных выбираются те, изучение которых будет осуществлено с помощью опроса. Можно брать не весь набор характеристик, а только главные, описывающие специфику процесса, или те, которые могут быть показателями новых тенденций и изменений.

Следующий этап - поиск эмпирических индикаторов, описывающих каждую из выделенных характеристик. В результате каждая характеристика определяется набором эмпирически измеряемых показателей.

Дальнейшая работа связана с описанием каждого показателя при помощи блока вопросов. Последнее особенно целесообразно, поскольку именно блоки увеличивают однозначность понимания центрального вопроса всей совокупностью респондентов. Анкета содержит в среднем 5 - 7 таких блоков. Последовательность их размещения диктуется логикой и замыслом исследователя.

После вычленения блоков рассматриваются смысловые и стилистические особенности каждого вопроса, подбираются понятия для обеспечения идентичности лингвистических уровней анкеты и респондента, анализируются различные варианты вопросов. Заключительный этап составления анкеты - определение выбора, последовательности и порядка вопросов с учетом специфики темы, особенностей респондентов и выбранной ситуации.

Предположим, что в программе объектом исследования названа «аудитория как средоточие эффективности культурно - досуговой деятельности», предметом - «изменения, происходящие под воздействием культурно - досуговой деятельности», задачей - «выяснение отношений аудитории к культурно - досуговой деятельности». Для решения задачи необходим перечень характеристик аудитории, подвергающихся изменениям. В качестве таковых могут быть названы: количественный, социально - демографический состав, степень подготовленности к теме, поведение аудитории в процессе культурно - досуговой программы и т. д. Возьмем количественный состав аудитории. Эмпирическим индикатором этой характеристики будет присутствие зрителя. Описание индикатора с помощью блока вопросов даст следующий перечень:

1. как часто проводятся культурно – досуговые программы?

2. Посещаете ли их вы?

З. Что вас привлекает?

4. Что мешает посещению учреждения культуры?

5. Когда вы были в учреждении культуры в последний раз?

Последовательность вопросов в блоке и самих блоков в анкете может быть различной. Они могут логически следовать один за другим или, что бывает чаще, разноситься по всей анкете с целью избежать взаимного влияния.

Затем следует процесс разработки каждого вопроса. Перед исследователем неизбежно возникает ряд проблем.

Вопрос считается оправданным, если имеет два элемента - известное и неизвестное, т. е. то, что необходимо выяснить. В таком случае логичным является требование снять неизвестное путем ответа на вопрос.

Перед включением каждого вопроса в анкету необходимо проанализировать его со следующих позиций:

- целесообразность, необходимость его постановки;

- семантика, или смысл, важный в плане однозначности понимания всеми респондентами;

- лексика и стилистика вопроса - словарный его состав, языковые средства, которые подбираются после предварительного ознакомления с социально - демографическими характеристиками респондентов в соответствии с темой исследования;

- тип вопросов, который подразумевает описание каждого по трем основным признакам: содержанию - вопросы о фактах (социально-демографические сведения о респонденте, различные действия, события) и о мнениях, намерениях, мотивах; по форме - открытые и закрытые и безличные; по функции - основные, фильтрующие, контрольные.

Типология разработана в социологической литературе столь детально (Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: Изд-во МГУ, 1992; Социологическое исследование. Методология, программа, методы. — М., 1992), что не имеет смысла останавливаться на этом подробно.

Рассмотренные характеристики вопросов должны представлять собой не конгломерат отдельных свойств, а гармоничное взаимодополняющее соединение, которое обеспечивает адекватность восприятия вопроса всеми респондентами.

Следующий этап разработки анкеты связан с композиционным построением. Обычно это сочетание трех разделов: вводного, основного, демографического. В последние годы вопросники все чаще дополняются четвертым - отчетом, содержащим основные сведения об элементах опроса: интервьюере (анкетере), респонденте, ситуации, вопроснике, что дает исследователю возможность на стадии анализа информации получить массу дополнительных сведений, важных как для конкретного исследования, так и для методической работы в целом.

Существуют варианты - от нескольких вопросов до детального описания всех аспектов сбора информации. Одним из наиболее удачных можно считать отчет, построенный по следующему принципу. Лист делится вертикально на две части: левая заполняется в том случае, если опрос состоялся, правая при отсутствии анкетирования (интервьюирования). Это дает ценную информацию о причинах нарушения выборки, отказов участвовать в опросе, его прерывании, особенностях ситуации, возникших трудностях.

Отмечаются также особенности вводной части опроса - сразу ли респондент соглашается на интервью (участие в анкетировании), о чем спрашивает социолога; основной части - охотно ли респондент отвечает на вопросы, какие трудности возникали перед исследователем в процессе опроса. Но подобные отчеты об опросе еще редко используются в практике эмпирических исследований, что на данном этапе развития социологической науки перестает быть просто безобидным упущением.

Первым композиционным элементом анкеты является вводная часть. Ее назначение - представить организацию, проводящую исследование, сообщить цель последнего, подчеркнуть важность и значимость личного участия в нем данного респондента. Когда этого требует тема исследования, гарантируется анонимность ответов. В заключительных словах введения излагаются правила заполнения анкеты.

Основная часть анкеты (вопросника) представляет собой непосредственно вопросы. Структурируется на блоки с учетом психологических особенностей респондентов и темы опроса. Вначале идут вопросы, способные заинтересовать, расположить респондента к сотрудничеству и постепенно включить в процесс опроса.

Первая треть анкеты содержит обычно легкопонимаемые вопросы фактологического характера. Вторая включает наиболее трудные - о мотивах и мнениях. В заключительной трети группируются вопросы интимного характера, различные контрольные (для углубления и уточнения информации, полученной в ответах на предыдущие).

В целом, вопросы должны располагаться в анкете по принципу: от легких к сложным. В то же время опыт подтверждает необходимость их чередования. Этому способствует разнообразие в применении различных типов вопросов (открытые, полузакрытые, с закрытыми шкалами, шкалами выбора и интенсивности мнений).

Заключительная часть анкеты - демографическая (паспортичка). Вопрос о ее месте остался после дискуссии специалистов открытым. Демографическая часть может быть разделена таким образом, что одни вопросы будут стоять в начале, другие - в конце. Для того, чтобы паспортичка не влияла отрицательно на обещанную анонимность ответов, она должна быть тщательно продумана в подготовлена.

После составления анкеты (вопросника) необходим так называемый «пилотаж», или пробное исследование - по сути, проверка содержания, формулировки, правильности размещения каждого вопроса. Целесообразность данного объема легко проверяется вопросом: «Сколько времени, как вы считаете, длилось интервью (анкетирование)? » Если респондент укажет время меньше фактического, можно считать построение вопросника удачным, если же больше - применять меры, способствующие уменьшению монотонности содержания и размещения вопросов.

Пробное исследование всегда проводят в виде интервью независимо от того, что проверяется - анкета или вопросник. В качестве респондентов выступают люди из выборки будущего исследования с необходимыми социально - демографическим характеристиками. Интервьюерами, как правило, бывают сами исследователи, поскольку в этом случае необходимо быть очень хорошо подготовленным, знать о назначении в специфике каждого вопроса, чтобы оценить, насколько они будут понятны.

По ходу опроса интервьюеры подробно регистрируют не только свое мнение и замечания, но и любые реакции, комментарии опрашиваемых. Важной частью пилотажа является обсуждение с каждым респондентом содержания вопросника, возникающих трудностей, мнений о вопросах. Особое внимание уделяется ответам типа: «Я не понял», «Затрудняюсь ответить». После анализа результатов пилотажа в вопросник включаются дополнительные вопросы, исключаются неработающие.

После завершения этого этапа работы нужно учесть наиболее характерные ошибки при составлении анкеты.

Прежде всего, вопросы должны логически вытекать один из другого. Например, за вопросом «Испытываете ли Вы трудности в руководстве коллективом художественной самодеятельности? » логически следует такой. «Если «да», то каковы эти трудности? », а затем вопрос «Каковы ваши рекомендации и пожелания по устранению этих трудностей? ». Если в анкете появляется новый раздел (новый блок вопросов), то необходимо ввести опрашиваемого в новую тему, например: «А теперь давайте поговорим о том, чем должен заниматься специалист культуры на селе».

Характер заполнения анкеты зависит от формы вопроса. На открытый вопрос ответ может быть дан в свободной форме, респондент может ответить все, что пожелает и как пожелает. Примеры открытых вопросов: «Чем бы Вы хотели заниматься на досуге в учреждении культуры? », или «Не могли бы Вы высказать свои пожелания по улучшению повышения квалификации специалистов и в частности менеджеров культуры? ».

В закрытом вопросе респонденту заранее предполагается перечень ответов (альтернатив), из которых он должен выбрать один или несколько в зависимости от содержания вопроса. Примеры:

1. довольны ли Вы своей работой?

- Очень доволен.

- Доволен.

- Не совсем доволен.

- Не доволен.

- Очень не доволен.

(На этот вопрос возможен только один ответ).

2. В чем конкретно выражается работа органов самоуправления в Вашем художественном коллективе?

- Учет посещаемости занятия.

- Организация экскурсий в музеи, на выставки.

- Культпоходы в кино, театр.

- Беседы с членами коллектива о проблемах жизни, работе коллектива.

- Участие в подборе репертуара.

- Разбор конфликтных ситуаций.

- Участие в распределении ролей.

(На этот вопрос возможно несколько ответов).

Если к перечисленным в вопросе 2 ответам добавить альтернативу «другое (напишите, что именно)», то получится полузакрытый вопрос.

Достоинство открытых вопросов состоит в том, что ответ на них носит естественный характер, благодаря чему можно выявить совершенно неожиданные и непредвиденные суждения, однако анализ ответов на эти вопросы - дело очень трудоемкое, к тому же исследователь часто сталкивается с проблемой несопоставимости полученных ответов. Этих недостатков лишены закрытые вопросы, однако в них велика опасность навязывания респонденту мнения, когда он не имеет его по тому или иному вопросу или когда его мнение не совпадает ни с одной из предложенных альтернатив

По форме выделяют также вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы задаются «в лоб» («Удовлетворяют ли Вас условия труда? »), а с помощью косвенного вопроса снимается та же информация, но в скрытом от респондента смысле («Если бы Вам представилась возможность изменить место работы, сделали бы Вы это? »). Исследователи считают, что следует избегать «лобовых» вопросов, особенно когда речь идет о выяснении мнений, мотивов поведения, оценок и т. п.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.103 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь