Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация и типология имиджей. Функции имиджа.



 

В настоящее время существуют несколько вариантов типологий имиджа. Современная отечественная типология имиджа выделяет следующие типы имиджей в соответствии с основополагающими критериями:

1) по знаковому критерию: положительный, отрицательный, нейтральный. Российский ученый В.Н Шепель считает, что имидж может быть положительным и отрицательным. Реальна ситуация, когда мнение об одном и том же человеке у одной группы людей положительно, а у другой – отрицательно, следовательно, имидж характеризуется не только знаком, но и субъективностью (индивидуальными представлениями).

2) По виду деятельности: личностный и профессиональный. Профессиональный – мнение о человеке как о профессионале, личностный – мнение о каких-либо характерологических, не имеющих прямого отношения к социальной роли человека качествах (“Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек”). Реальна ситуация, когда у одной и той же группы людей мнение об одном и том же человеке может быть одновременно и положительно и отрицательно.

По мнению Соловьева Э.П., общественное мнение лежит в основе формирования профессионального (учитываются профессиональные качества) и личностного (личные качества) имиджа.

Установка на личность всегда переносится на все то, что исходит от личности: на ее поступки, на продукты ее деятельности, Личностный имидж является необходимым условием, без которого невозможно формирование профессионального имиджа, то есть личностный имидж – база, а профессиональный – надстройка. Поэтому, формируя имидж, основной упор необходимо делать на создание личностного имиджа.

3) По виду профессии или по занятию в конкретной сфере деятельности: политик, бизнесмен, менеджер, педагог, сотрудник туристической фирмы, ресторана, гостиницы, музея, библиотеки, сферы досуга и др.

4) По степени правильности оценки личности: объективный и субъективный.

5) Целевой и стихийный имидж. Образ может складываться стихийно, а может быть результатом целенаправленных действий. В связи с этим можно различать стихийный имидж и целевой. В случае, когда имидж формируется целенаправленно, имеет смысл говорить о целевой аудитории. Целевой имидж создается с заранее заданными характеристиками, в том числе с заранее заданной эмоциональной окраской. Стихийный имидж может быть как положительным, так и отрицательным. Имидж может соответствовать или не соответствовать реальному положению дел, то есть иметь разную степень достоверности.

Имидж – это продукт многогранной деятельности человека, деятельности в самом широком смысле этого слова, внешнее проявление которой находит выражение, как в идеальных продуктах, так и в овеществленных. Это сложное системное образование, представляющее собой комплекс частных имиджей. При формировании общего имиджа личности необходимо рассматривать его составляющие:

1) Средовой имидж – это искусственная среда обитания человека, т.е. его жилище, кабинет, автомобиль. Принцип формирования: “чуть лучше, чем у всех”.

2) Габитарный имидж (“габитус” от латинского – внешность, внешний вид) – это собственная внешность – костюм, макияж, прическа и т.д. Принцип формирования габитарного имиджа через одежду: в подсознании воспринимающих людей одежда должна как минимум не ассоциироваться с той социальной группой, к которой они относятся негативно –, как максимум ассоциироваться с той группой, к которой у них положительное отношение.

3) Овеществленный имидж – это его овеществляемая продукция, т.е. те вещи, предметы, которые он создал;

4) Вербальный имидж – это то, что и как он говорит и пишет;

5) Кинетический имидж: – это мнение, возникающее о человеке на основе его кинетики – характера типичных движений или положения в пространстве частей его тела. Источником этого мнения является имиджирующая информация – прямая, посылаемая и воспринимаемая, как правило, неосознанно, и отражающая данного человека.

Существует типология имиджа Элери Сэмпсона, в которой в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов. В соответствии с этой типологией выделяются:

1) самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если вы хотите, чтобы вас уважали, вы должны сначала уважать себя. Вся психотерапия в основном работает на уровне восстановления уважения к себе. У американского писателя Скотта Фицджеральда в его письмах было важное высказывание: всю жизнь мы боремся с чем-то в себе, а, в конце концов, обнаруживаем, что это было как раз то, что и отличало нас от других, что именно этот аспект своей личности надо было любить и лелеять, а не выталкивать.

На самоимидж оказывает влияние воспитание и жизненный опыт.

Родители и воспитатели – это наиболее сильное влияние. Если родители недооценили достижения ребенка или недостаточно часто хвалили его, ласкали его, то в этом случае может развиться тенденция излишней самокритичности, и индивид не сможет достаточно часто награждать себя похвалой, в которой мы так нуждаемся. В этом случае человек не уверен себе, обладает низкой самооценкой. Излишне же самоуверенный человек может установить для себя невероятно высокие стандарты, которые не может достигнуть. А когда другие критикуют его, может реагировать на их слова с излишней чувствительностью.

Сильное влияние оказывает жизненный опыт. Множество людей, всего лишь однажды испытав неприятные переживания при выступлении перед аудиторией, считает себя совершенно непригодным для публичных выступлений. Если изо дня в день человек по реакции окружающих познает, что его не ценят, самооценка также понижается. Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Если преодолеть свою нервозность во время выступлений на публике, то, становясь более уверенным в себе, окружающие заметят вашу уверенность и станут реагировать соответственно. Если вы заботитесь о своей внешности, люди делают вывод, что вы уважаете себя и цените себя как индивидуума, а значит, способны уважать и ценить других людей.

2) Воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оцененную информацию. Он отражает, как видят нас другие. Эта точка зрения может отличаться от самоимиджа. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, и как реально о нас отзываются.

3) Требуемый имидж, который в настоящее время является самым необходимым. Ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В ряде случаев этому помогает тип одежды. Военная форма придает авторитетность. Судебная мантия отделяет от обыденности бытия. При анализе имиджа необходимо исходить из разных перспектив.

Исходя из выполняемых функций, Ф. Джевкинз выделяет следующие типы имиджа:

1) зеркальный – содержит собственное представление о человеке или организации. Он свойственен нашему представлению о себе, возникает в результате наблюдения за реакцией людей на наше поведение, слова и внешний облик. Это наше знание о том, как мы выглядим в глазах других. Обычно этот вариант имиджа более положителен, потому что психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Отрицательной его стороной является минимальный учет мнения со стороны.

2) Текущий – заключает в себе взгляд на человека со стороны в данный момент времени. Самой важной задачей при формировании имиджа является получение адекватной реальной информации о производимом впечатлении.

3) Желаемый – отражает идеал, к которому стремится человек или организация, также в некоторых работах встречается сходный с ним эталонный имидж, который должен соответствовать трем основным требованиям. Во-первых, он базируется на ментальном потенциале человека и ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств. Во-вторых, гармонично сочетает внешний облик и поведение человека с его внутренним настроем в процессе делового общения. В-третьих, настраивает человека на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, на достижение успеха в профессиональной и иных видах деятельности. Желаемый имидж особенно важен для вновь создаваемых структур. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно этот имидж и может выступить в виде единственно возможного.

4) Корпоративный – представляет имидж организации в целом, а не отдельных подразделений или результатов ее работы; он включает такие важные составляющие, как деловая репутация фирмы, стабильность, успешное продвижение по всем основным показателям.

5) Множественный – образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Например, авиакомпании используют собственную символику, единую униформу и пассажир должен узнавать символы.

Основными функциями имиджа являются:

1) профессиональная – позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного деятельности;

2) адаптационная – необходима для комфортного приспособления к определенной среде, группе, беседе;

3) личностная реализация – позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;

4) аксиологическая – ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром субъективном и объективном мире;

5) эвристическая – сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;

6) психотерапевтическая – заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;

7) коммуникативная – позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении [1, 9].

 

Инструментарий имиджелогии.

 

Имиджелогия ищет наиболее эффективные методы воздействия на аудиторию с целью формирования необходимого имиджа. Основными приемами, используемыми в имиджелогии для создания определенного имиджа, являются позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, архаизация, дистанцирование, визуализация.

Позиционирование – наиболее значимая технология имиджирования. Позиционирование изначально создавалось для продажи и продвижения товаров и услуг на рынок. Позиционирование представляет собой помещение объекта (человека, товара, услуги, организации) в благоприятную информационную среду. Позиционирование состоит из последовательности операций:

1) трансформация – представляет намеренное ограничение информационного поля, что связано с отбором информации;

2) утрировка – служит выделением сильных, с точки зрения имиджмейкеров, характеристик и затушевыванием слабых сторон объекта;

3) перевод – связан с помещением объекта имиджирования в наиболее выгодное условие моделирования.

Манипулирование является достаточно распространенным способом коммуникативного воздействия. М. Мамардашвили в книге “Необходимость себя” писал: “Пример обратной, перевернутой логики: чем невероятней, тем более простой очевидностью является”. Манипулирование выполняет, с одной стороны, функцию “легенды” или “мифа”, маскирующего истинные намерения, с другой – от клиента тщательно утаивается сам факт и цель воздействия.

Мифологизация является важным инструментом имиджелогии. Она связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом из нас на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении. Следует помнить, что мифы не являются приметой прошлого времени. Ю. Лотман справедливо разграничил миф и новость: миф рассказывает обо мне, новость – о других.

Эмоционализация связана с переводом какой-либо информации с рационального языка на язык эмоциональный. Эмоционально окрашенная информация легче воспринимается и запоминается.

Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имиджа контекстов. Общеизвестно, что находящиеся в аудитории люди лучше поддаются коммуникативному воздействию, если они сидят близко друг к другу.

Вербализация основана на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять вербализацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Основными компонентами этого метода являются: “уведение” человека или аудитории от реальной ситуации, присоединение к мнению конкретного человека или группы.

Детализация повышает уровень воздействия подачи информации. Человек, как правило, больше доверяет деталям. Описание одежды, времени года, обложки книги, дата лучше запоминаются, чем абстракции, обобщения, понятия. Детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраняются в памяти: например, запахи, цвета, вкусовые ощущения, звуки детства остаются с человеком навсегда.

Архаизация связана с выдвижением на высшую ступень заниженного уровня потребностей, например, на разграничение всех по характеристикам свой – чужой, друг – враг, хороший – плохой, добрый – злой и другие. Неполнота, неточность имиджа заведомо закладывают множество трудностей. Имидж получается фрагментарным, искаженным, отдаленным в пространстве и во времени от реального объекта.

Дистанцирование связано с искусственным снятием всего негативного, отрицательного, что разрушает позитивный имидж. Для усиления положительного имиджа следует опираться на общечеловеческие ценности, такие нравственные качества, как сострадательность, сочувствие, доброта, искренность.

Визуализация осуществляет воздействие на человека сразу по нескольким каналам, главным из которых является собственно визуальный канал [1].

Имиджелогия является человековедческой дисциплиной и объединяет в себе знания философии, психологии, педагогики, культурологи, политологи, стилистики внешности и одежды, этикета и др. Объектом исследования имиджелогии является человек, а предметом исследования – имидж человека.

Имидж включает в себя внешний и внутренний аспекты.

Построение имиджа – сложный процесс, который развивается по определенным законам и технологиям и состоит из четырех основных этапов.

В основе формирования имиджа положены следующие принципы: повторения; непрерывного усиления воздействия; принцип “двойного вызова”.

Современная отечественная типология имиджа выделяет следующие типы имиджей: по знаковому критерию (положительный, отрицательный, нейтральный); по виду деятельности (личностный и профессиональный); по виду профессии или по занятию в конкретной сфере деятельности; по степени правильности оценки личности (объективный и субъективный); целевой и стихийный имидж.

Основными приемами имиджелогии при формировании имиджа, являются: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, архаизация, дистанцирование, визуализация.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте определение имиджелогии.

2. Объясните актуальность знаний имиджелогии для современного человека.

3. Какие дисциплины объединяет в себе имиджелогия как комплексная наука. Объясните их значение для имиджелогии.

4. Дайте определение имиджа.

5. Объясните внешний и внутренний аспекты имиджа.

6. Перечислите этапы создания имиджа.

7. Перечислите основные составляющие имиджа.

8. Какие принципы формирования имиджа вы знаете и объясните их значение.

9. Перечислите известные вам классификации и типологии имиджей.

10. Назовите основные функции имиджа.

11. Какие приемы используются при создании имиджа? Объясните их значение.

 

УМЕНИЕ ПОДАВАТЬ СЕБЯ

 

Первое впечатление

 

Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Многочисленные исследования показали, что от 65% до 80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Когда мы впервые встречаем другого человека, яркое впечатление о нем формируется в первые несколько мгновений, устойчивое мнение – в пределах от тридцати секунд до четырех минут. Первые впечатления очень сильны и долговременны. При первой встрече нам приходится составлять мнение о других людях с тем, чтобы знать, как начинать и продолжать общение с ними. Мы принимаем решение о типе человека, посмотрев на него лишь несколько секунд. Так устроен наш мир, поскольку на больше у нас нет времени. Зачастую именно это первое впечатление, которое мы производим, может оказать решающее влияние на нашу дальнейшую судьбу, например, при приеме на работу. Более того, то, как воспринимают нас окружающие, во многом определяет нашу жизнь, наш успех в работе и бизнесе.

Люди при первой встрече отмечают характерные черты других людей в следующем порядке: цвет кожи; пол; возраст; размеры; выражение лица; визуальный контакт; волосы; сложение; одежда; характер движений.

А психолог Альберт Мехрабян утверждает, что: 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяется тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики жестов, выражения лица, характера зрительного контакта. 38% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они слышат, т.е. тоном и высотой голоса, темпом речи, использованием пауз, ясностью речи, произношением и акцентом, и только 7% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются теми словами, которые они слышат.

Исследование формирования впечатления о ранее незнакомом человеке показало, что первичная информация о неком лице, получаемая другими людьми, имеет значительно больший вес в формировании у них впечатления о нем, чем информация, полученная позднее.

В одном классическом эксперименте человека, который сначала представился экстравертом, но позднее повел себя как интроверт, почти все наблюдатели охарактеризовали как экстраверта. Первичные впечатления формируют мыслительную схему, своего рода искажающий фильтр, через который пропускается и интерпретируется поступающая информация.

Благодаря эмоциональной памяти люди запечатлевают, сохраняют и удерживают в себе на некоторое время образы, впечатления и представления. Эмоциональная память имеет в плане имиджа, по сравнению с другими видами памяти, значительное преимущество – чисто житейское: в рамках обыденного сознания в виде запомнившихся впечатлений. Если заложить в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, то он в последующем общении с ними может закрепить это впечатление. Так зарабатываются очки и популярность. Без апелляции к эмоциональной памяти людей, умелого ее подпитывания соответствующей информацией невозможно обрести достойный имидж.

Большое значение на формирование первого впечатления также оказывает фактор физической привлекательности.

Чтобы понять значение физической привлекательности женщин, обратимся к глубокому прошлому – к доисторическим временам. В древности рождение и воспитание потомства были основными функциями женщин. Предпочтение отдавалось тем из них, которые имели привлекательное, здоровое и выносливое тело. А природная красота – т.е. состояние волос и кожи, гармоничные пропорции тела – указывает на физическое здоровье женщины, и, следовательно, на ее способность родить полноценного ребенка, способного выжить в жестких климатических условиях. Сейчас мы даже не задумываемся о том, что культ телесной красоты связан с функцией продолжения рода и условиями выживания в сложных климатических условиях.

Еще Аристотель говорил, что классически красивым в человеке является то, что целесообразно для его жизнедеятельности. Например, густые ресницы, что считается красивым, они более надежно защищают глаза, дают больше шансов во время увидеть опасность и вовремя спастись. А значит выживаемость особей с густыми ресницами пусть на немного, но больше и они более “целесообразны” для рода человеческого. И естественно, что мужчины оценивают такую женщину как более “ценную” для рода человеческого и поэтому стремятся к ней. Ну а как быть той, которой природа не дала густых ресниц? А ведь ей тоже хочется, чтобы и к ней стремились. Как тогда? И тогда она начинает манипулировать их густоту с помощью туши. Т.е. тушь для ресниц – это имитация своего здоровья, своей “целесообразности”. Красная помада для губ та же имитация насыщения крови гемоглобином, имитация здоровья, а, следовательно, демонстрация своей целесообразности. Таким образом, применение любых косметических средств подчеркивает целесообразность и жизнедеятельность человека. Теория “целесообразного макияжа” также опирается на общий принцип природы: красиво то, что целесообразно. Беря в руки помаду, лак для ногтей, тушь для ресниц мы не думаем, что таким образом имитируем свою “целесообразность”. Не думают об этом и мужчины, видя тот или иной макияж на лице женщины. Но на уровне подсознания у мужчин действуют те же древние инстинкты, с помощью которых они оценивали женщину своего племени.

Позитивное восприятие имиджа начинается с установления первого контакта при знакомстве или представлении себя где-либо, то есть при самопрезентации. Негативное первое впечатление может испортить позитивный имидж, поэтому необходимо учиться самопрезентации и управлению первым впечатлением о себе.

Презентация имиджа включает три компонента:

1) самоимидж (“Я – концепция”, самооценка);

2) “подаваемый” имидж – то, как, по вашему мнению, вас видят и воспринимают другие. Чем ближе это представление к вашему самоимиджу, тем лучше и тем увереннее вы будете себя чувствовать в этом отношении;

3) “принимаемый” имидж – то, как другие в действительности видят вас.

Формирование первого впечатления – довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику. Специалисты по коммуникации считают, что первое впечатление о человеке формируется в нашем сознании в промежуток от 4 секунд до 4 минут. Существует закономерность, которую психологи называют правилом 90/90, суть которого в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Психологической сущностью формирования первого впечатления является межличностное оценивание человека. При первом впечатлении формируется образ человека по определенным признакам. Такими признаками прежде всего являются невербальный язык тела и речь человека (лексикон, компетентность, тезаурус (лингвистический словарь)), а также специфические эталоны-стереотипы других людей, управляющие процессом оценивания.

В литературе выделяют три группы эталонов-стереотипов, отражающих базис, на котором осуществляется оценка:

1) антропологические (связаны с внешним обликом человека, в том числе с его визуальным имиджем).

2) Эмоционально-эстетические. Формируются под влиянием собственного, приобретенного опыта и воспитанного, привитого семьей. Это чувствительность, чуткость, понятие прекрасного и др.

3) Социальные (связаны со статусом и родом деятельности человека).

Большую роль в формировании благоприятного первого впечатления играет психологическая установка, а также внешние данные человека. Процессом формирования благоприятного впечатления необходимо управлять. Характерные черты, отмечаемые при первой встрече, которые поддаются управлению, следующие:

1) физическая привлекательность. Человек может стать физически более привлекательным, если будет работать над своим телом и визуальным имиджем. Особенно производят впечатление на другого человека лицо и осанка. Фейсбилдинг (“строительство лица”) и физические упражнения, здоровый образ жизни, развитие вкуса и личная гигиена – все это способствует физическому совершенствованию. Осанка, красивая походка, приятные позы обычно ассоциируются с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством человека, делают его красивым. А эффект обаяния и красоты, как известно, способен приписать человеку без всякого на то фактического основания исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

2) Самопрезентация. Заключается в умении в процессе представления сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и всячески отвлечь внимание от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистичности.

3) Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек собой представляет, какой у него образ собственного “я”. Влияют на первое впечатление о человеке при оценке стиля его одежды следующие его особенности:

а) соответствие случаю (ситуативная уместность: деловое совещание или вечерний раут);

б) опрятность и эстетичность;

в) соответствие устоявшемуся стереотипу;

г) со вкусом подобранные аксессуары;

д) гармония с самим человеком.

При восприятии внешнего облика большую роль играет “эффект края”, когда самая верхняя и самая нижняя точки внешнего вида человека привлекут при первом контакте наибольшее внимание. Верхней точкой внешнего вида является прическа, а нижней – обувь.

4) Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции способны овладевать окружающими. Хорошее первое впечатление производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции.

5) Чувство юмора. Создать приятное впечатлении человеку помогает его чувство юмора. Лучшими шутками считаются те, которые помогают в определенной ситуации снять напряжение и разрядить обстановку [6, 9].

 

2.2 “Я – концепция”

 

“Я – концепция” – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. С имиджем связаны такие понятия как, “Я – образ”, “Я – концепция”, “Зеркальное Я” [5].

“Я – концепция” – это относительно устойчивая, в той или иной степени осознанная, неповторимая система представлений о самом себе. Это итог познания и оценки самого себя в условиях различных ситуаций, итог осмысления мнений других людей о себе и сопоставления их с самооценкой [9].

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих личных возможностей, качеств и места среди других людей.

Истоки представлений о “Я – концепции” восходят к трудам У. Джемса, который рассматривал глобальное, личностное Я как двойственное образование, соединяющее в себе Я – сознающее, трактуемое им как чистый опыт, и Я – объект, означающее содержание этого опыта. Таким образом, способность самовосприятия у У.Джемса выступает как врожденное свойство психики и не зависит от социального взаимодействия. Функция самоотражения, самопознания, выражаемая в его концепции понятием Я – объект, составляет естественное, простое и ничем не обусловленное свойство психики, присущее индивиду от природы и не нуждающееся для своего проявления в каких-либо внешних воздействиях.

В подходе К. Роджерса “Я – концепция” является центральным понятием. “Я – концепция” или “Самость” определяется им как “организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств “Я” или “меня” и восприятий взаимоотношений “Я” или “меня” с другими людьми или различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями.

Т. е., “Я – концепция”, по К. Роджерсу означает концепцию человека о том, что он из себя представляет. Она включает в себя те характеристики, которые человек приписывает себе, в том числе ролевые образы, формируемые в результате социальных транзакций. Таким образом, “Я – концепция” может включать некий набор образов “Я” – родителя, супруга, студента, служащего и т.д., причем эти образы основаны не только на восприятии того, каковыми мы являемся в действительности, но и того, какими по нашему мнению, мы должны быть или хотели бы быть. Этот последний компонент “Я” называется “Я – идеальное”. По К. Роджерсу, “Я – идеальное” отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это “Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Важной характеристикой “Я – концепции”, по К. Роджерсу, является то, что она включает в себя позитивное или негативное отношение к себе. Вместе с “Я – концепцией” у индивида еще в детском возрасте развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая затем в результате интернализации порождает потребность в позитивном отношении самого индивида к самому себе, которая и составляет содержание стремления к самоактуализации. Т. е., позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при ободрении и неудовлетворением при неодобрении себя, так, словно “Я – концепция” становится для самой себя “значимым социальным другим”.

Как полагал К. Роджерс, развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.

Самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа. Также К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Ее смысл состоит в том, что самоутверждение есть не что иное, как процесс снятия индивидом с самого себя одной за другой маски. Снимаемые маски – это то, что он есть. Обнаружение в итоге незнакомых аспектов своего “Я” – это то, что может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительнее в этом успехи, тем выше индекс собственного самоуважения, что является общей самооценкой личности.

“Я – концепция”, по Р.Бернсу, “динамическая совокупность установок, направленных на самого себя”. “Я – концепция”, имеет три составляющие:

1) образ “Я” – представление индивида о себе, как когнитивная составляющая “Я – концепции”;

2) самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа “Я” могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция – то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом “Я” и самооценкой.

“Я – концепция” в описании Р. Бернса предполагает три основные моральности самоустановок: зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями, каков он на самом деле; идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [9].

Каждый человек имеет самоконцепцию, или концепцию “Я”, основываясь на своем мнении о том, кто он есть. Представление о самом себе, так называемый образ “Я”, складывается из идей, установок, ощущений, мыслей относительно самого себя, которые влияют на наши взаимоотношения с окружающими. Психологи обнаружили, что мысли о самом себе служат для корректировки всей поступающей информации и влияют на наши действия. Человек, чувствующий себя неудачником, скорее всего найдет способ потерпеть неудачу [6].

Положительная “Я – концепция” определяется тремя факторами: твердой убежденностью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

“Я – концепцию”, в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трех основных составляющих “Я-концепции”.

Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны.

Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: “надежный”, “общительный”, “сильный”, “совестливый” и т. д. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания ее отдельных черт.

Следующая составляющая “Я – концепции – оценочная. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же попытки охарактеризовать себя очень субъективны.

Наша самооценка непостоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе – его социокультурное окружение. Например, слова “скучный”, “толстый”, “ленивый” содержат изначально негативную оценку, в то время как “умный”, “смелый”, “надежный” – позитивную. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Имиджмейкер, работающий с “Я – концепцией” клиента, с помощью такого метода, как самовнушение, может повысить заниженную самооценку индивида.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло свое отражение в методике “Я – концепции”. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Для понимания самооценки важны три момента. Важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом “вписаться” в структуру общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 8254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь