Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выбор прически для лица с дефектами



 

У каждого из типов лица могут быть и какие-либо отклонения. Такими отклонениями от правильных черт считаются следующие: слишком длинный или слишком маленький нос, курносый нос, короткая шея, длинная худая шея, плоское лицо, тонкие черты лица, крупные черты лица, слишком сжатая форма головы, приплюснутая форма головы, тяжелый подбородок, старообразная линия подбородка, срезанный подбородок, широкие скулы, низкий или высокий лоб, узкий лоб, слишком большие уши. Правильно выбранная прическа должна скрывать недостатки и придавать индивидуальность не только лицу, но и профилю головы [5, 24].

1) Для лица со слишком длинным носом. Рекомендуется прическа с волосами, направленными вперед к лицу, непременно с пышной челкой. Затылок подчеркивается легкой пышностью. Если прическа с пробором, то он должен быть непременно косым.

Не рекомендуется гладко затягивать назад волосы или делать прямой пробор. При таком дефекте лица не следует сосредоточивать внимание на профиле. Гладко зачесанные с лица и поднятые на затылке волосы, а также прямой пробор удлинят профиль, что в данном случае недопустимо. Нежелательно стричь волосы мысиком, так как это еще больше подчеркивает длину шеи. Слишком мелкий завиток в прическе может быть очень контрастным и подчеркнуть недостатки лица. Примеры прически для лица с длинным носом приведены на рисунке 33.

 

 

Рис. 33 Примеры прически для лица с длинным носом

2) Для лица с очень маленьким носом рекомендуется использовать в прическе маленькие завитки, локоны, нежелательно применять челку и крупные локоны, мелкие локоны и каскадные стрижки, ассиметричные челки, прически с открытыми лбом и ушами.

Не рекомендуются крупные локоны, густые челки, гладкие прически. Примеры прически для лица с маленьким носом приведены на рисунке 34.

 

Рис. 34 Примеры прически для лица с маленьким носом

3) Для плоского лица. Рекомендуется лицо открыть, а основные детали прически переместить назад. Не должно быть резких переходов от лица к прическе. Она должна плавно сочетаться с линией лица, скрывая его плоскую форму. Особое внимание следует уделить стрижке на затылке. Она должна быть слегка вытянутой формы. Преобладающие в прическе пышные кольца и локоны в сочетании с вытянутой формой стрижки на затылке помогут скрыть недостатки лица.

Не рекомендуется закрывать лицо деталями прически, которые, нависая над ними, лишь подчеркнут его плоскую форму. В этом случае не удастся создать плавного перехода от лица к прическе, что имеет немаловажное значение при таком дефекте лица. Не следует также перегружать прическу прямыми вертикальными линиями они несовместимы с плоской формой лица. Примеры прически для плоского лица приведены на рисунке 35.

 

Рис. 35 Примеры прически для плоского лица

4) Для лица с тонкими чертами. Рекомендуется прическа, в которой с чертами лица гармонично сочетаются все детали прически, т. е. они должны быть мелкими и пышными. При этом условии прическа будет как бы продолжением лица. Легкие и воздушные колечки и локоны должны обрамлять лицо. Очень эффектна прическа, в которой волосы не закрывают мочки ушей.

Не рекомендуется прическа, подчеркивающая своими деталями контраст между лицом и волосами. Следует помнить, что контраст между строением лица и деталями прически нежелателен для любого лица. В исключительных случаях при помощи контраста удается достигнуть большого эффекта, но подобные прически очень сложны в исполнении и требуют высокого профессионального мастерства. Примеры прически для лица с тонкими чертами приведены на рисунке 36.

 

 

Рис. 36 Примеры прически для лица с тонкими чертами

 

5) Для слишком сжатой формы головы. Рекомендуется любая прическа, силуэт которой поможет скрыть имеющийся недостаток и создать иллюзию правильной формы головы.

В таких прическах главное внимание следует уделять боковым участкам волос. Стричь их в этих местах нужно на такую длину, которая позволит полностью закрыть уши. Однако волосы длиннее уровня линии подбородка уже не дадут желаемого эффекта. Концы волос должны плотно прилегать к скулам и лишь в районе ушей быть наиболее пышными. Переход от концов волос к ушам в этом случае должен быть плавным, создавая овальную линию боковых участков прически. Выполнение этих условий помогает скрыть неправильную форму головы. Таким образом, главное внимание обращается не на элементы прически, а на ее форму.

Эффективен и такой прием: слегка выделить деталями прически затылок, тогда внимание постороннего наблюдателя будет отвлечено от недостатков лица.

Не рекомендуется полностью открывать уши или оставлять их полуоткрытыми, так как в этом случае не удается добиться плавной овальной линии боковых частей прически, которые являются основными. Также нежелательно оставлять слишком длинные волосы на шее, это подчеркивает неправильную форму головы. Несмотря на то, что неправильную форму головы можно скрыть только формой прически, не следует забывать и о линиях прически при слишком сжатой форме головы должно быть меньше вертикальных линий. Примеры прически для слишком сжатой формы головы приведены на рисунке 37.

 

Рис. 37 Примеры прически для слишком сжатой формы головы

6) Для приплюснутой формы головы. Рекомендуется высокая прическа, обязательно с челкой, которая может быть любой формы. Уши полузакрыты или открыты полностью. Самая широкая часть прически проходит по линии разреза глаз. Форма прически симметрична, напоминает перевернутый конус, вершиной которого является подбородок. При укладке волос нужно стремиться к тому, чтобы не было острых углов.

Для увеличения объема затылка можно взять 2 – 3 пряди теменной зоны, оттянуть их к затылку при стрижке. На затылке сделать начес и прядями с теменной зоны покрыть нижние пряди. Для пышности волос делают также химическую завивку.

Не рекомендуются прически без челки. Не следует сужать прическу по линии разреза глаз, так как в этом случае не удается полностью скрыть дефект формы головы. Волосы не должны быть ниже линии подбородка. В случае нарушения этой рекомендации будет довольно трудно избежать прямых линий в прическе, что отрицательно скажется на ее окончательном виде. Примеры прически для приплюснутой формы головы приведены на рисунке 38.

 

Рис. 38 Примеры прически для приплюснутой формы головы

7) Для лица с тяжелым подбородком. Рекомендуется прическа, в которой основное внимание будут привлекать ее боковые части в районе щек. При этом главный недостаток лица будет не так заметен для постороннего взгляда. Челка в такой прическе должна играть также отвлекающую роль. Форма челки не имеет значения. Длина волос при таком дефекте лица очень важна: они должны быть немного выше линии подбородка.

Не рекомендуется прическа, все детали которой сконцентрированы на затылке. Противопоказан строгий пучок. Несмотря на то, что прическа такого рода сама является тяжеловесной и должна, казалось бы, отвлекать внимание от тяжелой челюсти, но этого не происходит, а, наоборот, выделяются две противоположные детали – подбородок и пучок. Таким образом, при этом дефекте нельзя открывать лицо. Не следует включать в прическу детали, создающие впечатление контраста по сравнению с подбородком. Однако нельзя и утяжелять их. Следовательно, необходимо найти такое решение, при котором детали прически, не контрастируя резко с подбородком и постепенно удаляясь от лица, переходят в мелкие или крупные формы. Примеры прически для лица с тяжелым подбородком приведены на рисунке 39.

 

Рис. 39 Примеры прически для лица с тяжелым подбородком

 

8) Для лица со старообразной линией подбородка. Рекомендуется высокая прическа, основной линией которой являются идущие вверх волосы. В этом случае открывается линия подбородка. Направленные вверх волосы производят более эффектное впечатление, чем падающие вниз. Особенно эта форма прически украшает немолодое лицо. Детали прически должны быть достаточно строгими, так как излишняя легкость может контрастировать с линией подбородка. Челка в этом случае должна быть более заметной.

Не рекомендуется прическа, выполненная из воздушных локонов, идущих по линии подбородка. Она будет привлекать излишнее внимание к чертам лица, которые необходимо скрыть. Неприемлема прическа, в которой преобладают прямые линии, направленные сверху вниз. Отсутствие челки в прическе отрицательно скажется на ее окончательном виде. Примеры прически для лица со старообразной линией подбородка приведены на рисунке 40.

 

 

 

Рис. 40 Примеры прически для лица со старообразной линией подбородка

 

9) Для лица со срезанным подбородком. Рекомендуется такая прическа, в которой уши полузакрыты. Следовательно, при стрижке нельзя оставлять волосы ниже мочек ушей. Этим приемом удается настолько выделить подбородок, что дефект его становится почти незаметным. Основные детали прически концентрируются в ее верхней части, опускаясь на лицо в районе линии разреза глаз. На шее волосы короткие, постепенно сходят на нет. Такая удлиненная форма стрижки придает прическе законченный силуэт, компенсируя оголенность линии подбородка. Челка может быть любой формы, но она не должна слишком сильно закрывать лоб. Лучше смотрится вариант боковой челки.

Не рекомендуется длина волос, не позволяющая поднять прическу выше линии подбородка. Обрамляющие лицо волосы, ниспадая свободными завитками до подбородка, совсем скроют его. Неприемлемы также прически, в которых нет челки и все детали сосредоточены на заднем плане. На фоне полностью открытого лица дефект подбородка будет заметен. Примеры прически для лица со срезанным подбородком приведены на рисунке 41.

 

Рис. 41 Примеры прически для лица со срезанным подбородком

10) Для лица с широкими скулами. Рекомендуется прическа с длиной волос, позволяющей полностью закрыть выступающие скулы. Все детали прически должны быть сосредоточены впереди на нижней части лица. Прическа может быть как с челкой, так и без нее. Можно сделать короткий полупробор, прямой или косой.

Второй предпочтительнее, он создаст в прическе некоторую асимметричность, которая будет отвлекать внимание от основного недостатка лица. Форма прически в этом случае играет немаловажную роль. Рекомендуется конусообразная форма, в которой наивысшей точкой будет затылок.

Не рекомендуется прическа с гладко зачесанными от лица вверх волосами: она лишь подчеркнет выступающие широкие скулы, также нежелательна круглая форма прически. Противопоказаны коротко подстриженные на шее волосы. Даже с вытянутой формой затылка прическа будет выглядеть куцей. Прямой полный пробор сделает ее симметричной, что нежелательно при данном дефекте лица. Неприемлема прическа, состоящая из слишком мелких деталей, горизонтальных линий также следует избегать. Примеры прически для лица с широкими скулами приведены на рисунке 42.

 

Рис. 42 Примеры прически для лица с широкими скулами

 

11) Для лица с низким лбом. Рекомендуется прическа с возможно более полной, но не длинной челкой. Она может прикрывать лишь линию роста волос на лбу. Волосы в такой прическе должны быть уложены круто вверх от челки, как бы продолжая линию лба. Таким приемом удается скрыть недостаток и создать иллюзию вполне нормального строения лба. Уши желательно открыть, Однако такой вариант возможен лишь при отсутствии других недостатков лица, при которых открытые уши противопоказаны. Прическа должна стать легкой, непринужденной. Хорошо смотрятся воздушные колечки и локоны, как бы слегка тронутые ветром. Основные детали прически располагаются на теменной и лобной частях головы. Предпочтительна короткая, конусообразная на шее, современная стрижка.

Не рекомендуется любая прическа, в которой отсутствует челка. Никакие другие детали, кроме челки, не помогут скрыть этот недостаток лица. Неприемлема также прическа, в которой волосы со лба зачесаны назад и преобладают прямые линии. В этом случае не обеспечивается необходимая высота прически от линии роста волос на лбу, если она выполнена с челкой. Примеры прически для лица с низким лбом приведены на рисунке 43.

 

Рис. 43 Примеры прически для лица с низким лбом

 

12) Для лица с высоким лбом. Рекомендуется закрыть высокий лоб челкой. Это не новый, но наиболее эффективный прием. Главная задача мастера – скрыть недостатки лица и подчеркнуть его достоинства. Полной и длинной челкой он выполнит первую часть задачи – будут сглажены недостатки лица. Чтобы подчеркнуть достоинства лица, не нужно загромождать прическу деталями. Не рекомендуются гладкие строгие прически, проборы.

В практике часто встречаются лица с несколькими недостатками. В каждом случае вопрос выбора наиболее приемлемой прически нужно решать, исходя из индивидуальных особенностей лица. Например, для лица со слишком высоким лбом выбирается вариант прически, в котором есть челка, а остальные волосы зачесаны от лица, открывают его. Открытое лицо будет отвлекать внимание от высокого лба. Если помимо высокого лба имеются высокие скулы, то приходится закрывать и их специфическими деталями прически.

Не рекомендуется высокая прическа без челки; но даже с челкой высокая прическа неуместна. Нежелательны коротко и ровно остриженные на шее волосы. Примеры прически для лица с высоким лбом приведены на рисунке 44.

 

Рис. 44 Примеры прически для лица с высоким лбом

13) Для лица с узким лбом. Рекомендуется короткая, но пышная прическа. Основные детали располагаются на уровне висков, закрывая с двух сторон лоб легкими прядями. Эти пряди могут быть одинаковыми, но предпочтительнее различные по форме пряди, создающие желательную в данном случае асимметрию в прическе. Самая широкая часть в прическе должна находиться на уровне разреза глаз. Очень уместны небольшие проборы, прямые или косые. Они особенно рекомендуются для редких волос. С помощью проборов удается создать впечатление достаточно густых волос.

Не рекомендуется прическа, в которой ее нижняя часть шире, чем верхняя. Гладко зачесанные назад или наверх волосы не позволят скрыть часть лба, как это можно сделать с помощью челки, а также сделать прическу достаточно широкой на уровне разреза глаз. Примеры прически для лица с узким лбом приведены на рисунке 45.

 

 

Рис. 45 Примеры прически для лица с узким лбом

 

14) Для лица с покатым лбом рекомендуются строгие стрижки с челкой, объемный затылок. Не рекомендуются гладкие прически, проборы. Примеры прически для лица с покатым лбом приведены на рисунке 46.

 

 

Рис. 46 Примеры прически для лица с покатым лбом

 

15) Для лица с большими, оттопыренными ушами. Рекомендуется любая прическа с закрытыми ушами. Если в силу каких-либо причин это невозможно сделать, приходится прибегать к другим приемам. Один из них – увеличение формы головы за счет пышности прически. Причем если сделать пышными боковые стороны прически, то соответственно приходится поднимать и волосы на теменной части, чтобы голова не казалась приплюснутой. Следовательно, нельзя слишком увеличивать боковые стороны прически. В такой прическе наиболее широкая ее часть не должна быть дальше от поверхности головы, чем кончики оттопыренных ушей.

Очень хорошее впечатление производит прическа в форме перевернутого конуса, в котором уши полузакрыты. Являясь как бы продолжением линии подбородка, прическа поднимается вверх, постепенно расширяясь, и достигает в районе кончиков ушей наибольшей ширины. Затем она начинает постепенно сужаться, создавая овальную форму в верхней части головы.

Не рекомендуется затягивать гладко зачесанные на висках волосы. В таком варианте прическа, конечно, не только не скрывает недостатков лица, но, наоборот, лишь подчеркивает их. Не рекомендуется асимметричная прическа, в которой одно ухо закрыто, а другое нет.

Противопоказаны прически, детали которых повторяют форму и направление оттопыренных ушей, хотя на первый взгляд кажется, что именно такими деталями можно сгладить впечатление. Примеры прически для лица с большими, оттопыренными ушами приведены на рисунке 47.

 

 

Рис. 47 Примеры прически для лица с большими, оттопыренными ушами

 

16) Человеку с длинной шеей рекомендуется прическа с волосами, закрывающими шею, не рекомендуются короткие стрижки. Примеры прически при длинной шее приведены на рисунке 48.

 

Рис. 48 Примеры прически при длинной шее

 

17) При короткой шее рекомендуются короткие стрижки с открытой шеей; окантовка выполняется мысом (треугольником). Длинные волосы зачесывают вверх, и прическу делают на верхних участках головы. Примеры прически при короткой шее приведены на рисунке 49.

 

 

Рис. 49 Примеры прически при короткой шее

 

18) Мелкие черты лица. Рекомендуются мелкие и пышные детали в прическе, обрамляющие лицо. Не рекомендуются крупные локоны. Примеры прически для лица с мелкими чертами приведены на рисунке 50.

 

Рис. 50 Примеры прически для лица с мелкими чертами

 

19) Крупные черты лица. Рекомендуются спокойные, волнистые прически, открывающие лицо. Примеры прически для лица с крупными чертами приведены на рисунке 51.

 

 

Рис. 51 Примеры прически для лица с крупными чертами

 

20) При плоском затылке рекомендуется прически с объемным затылком, использование начеса. Примеры прически для плоского затылка чертами приведены на рисунке 52.

 

Рис. 52 Примеры прически для плоского затылка

 

21) При широком затылке рекомендуются стрижки с плавной и красивой окантовкой (по возможности окантовка должна быть V – образной).

Примеры прически для широкого затылка приведены на рисунке 53.

 

 

 

Рис. 53 Примеры прически для широкого затылка

 

22) При узком затылке рекомендуются стрижки с горизонтальной окантовкой (например, “Каре”). Примеры прически для узкого затылка чертами приведены на рисунке 54.

 

Рис. 54 Примеры прически для узкого затылка

 

23) При выпуклом профиле (выступающие нос и губы) рекомендуются густые челки, прически с основным объемом в области лба. Примеры прически при выпуклом профиле приведены на рисунке 55.

 

 

Рис. 55 Примеры прически при выпуклом профиле

 

24) При вогнутом профиле (выступает подбородок) рекомендуется тонкая челка, и не рекомендуются прически с увеличенным объемом на лбу. Примеры прически при вогнутом профиле приведены на рисунке 56.

 

   

 

Рис. 56 Примеры прически при вогнутом профиле

 

Помимо наиболее типичных недостатков лица, на выбор прически большое влияние оказывает и рост. Прическу, одежду, лицо, фигуру следует рассматривать как единое целое, ансамбль, в котором все должно быть пропорционально. Так, человеку маленького роста нельзя рекомендовать высокие и полные прически. Они нарушат нормальное соотношение между размерами головы и туловища. Для лиц высокого роста нежелательны маленькие прически. Здесь приемлемы полные прически, выполненные из крупных деталей, тогда как маленькому росту будет соответствовать прическа, по размеру гармонирующая с ним и состоящая из мелких деталей.

Если у человека надо лбом редкие волосы или залысины, то необходимо их закрыть волосами, начесанными на лоб и виски с соседних участков, маскируя естественную линию роста волос. Волосы укладывают в соответствии с замыслом, волнами, локонами, бахромой и пр. Все детали надо прочно фиксировать, чтобы при движении они не смещались. Не рекомендуется делать боковых (косых) проборов при больших залысинах – они подчеркнут недостаток. При очень сильных залысинах или отсутствии волос на участке головы можно использовать накладные пряди.

Для общего вида прически большое значение имеет цвет волос. Воздушная, легкая прическа выглядит эффектнее на светлых волосах. Черный цвет волос хорош для строгой прически. Мелкие детали в этом случае не всегда уместны. Следовательно, при выборе прически необходимо учитывать и цвет волос. Естественные оттенки волос всегда в моде. При подкрашивании седых волос нужно подбирать оттенки на один-два тона светлее, оживляющие волосы, придающие им блеск.

При моделировании современных причесок необходимо стремиться к тому, чтобы прическа отвечала линии моды, создавала единый ансамбль с костюмом, подходила к определенному типу лица, основывалась на естественной цветовой гамме волос. Модная прическа не должна быть одинаковой для всех.

Когда говорят о модной прическе, то имеют в виду модную линию, модный силуэт, которые, безусловно, должны быть характерными, а различия в деталях не только возможны, но и необходимы.

Таким образом, зная линию моды, можно к каждому типу лица подобрать современную прическу, слегка варьируя длину волос на отдельных участках поверхности головы и видоизменяя отдельные ее детали в соответствии с особенностями лица.

Следующая важная задача моделирования соответствие прически ее назначению (прическа для театра, для бала, к свадьбе, для работы, прически для разных времен года и т. д.).

При моделировании прически для вечера нужно использовать такие детали, которые сделают ее более изящной и нарядной. Придать прическе торжественность помогут также декоративные украшения, но не следует перегружать ими волосы (достаточно скромной броши, ленты или цветка в тон платью).

При моделировании прически для бала, помимо использования деталей, придающих ей нарядность и торжественность, нужно подумать и о непринужденности прически. Легкие свободные линии в этом случае будут очень уместны.

Времена года также оказывают влияние на детали прически. Резкого перехода в прическах для разных времен года быть не может. Но главное внимание при их моделировании следует обратить на условия, в которых будет находиться клиент. Зимой, как правило, не ходят с непокрытой головой. Следовательно, необходима прическа, которая как можно меньше пострадает от головного убора [5, 13, 24, 25, 27].

Случается так, что выбранная прическа после стрижки не соответствует задуманной или понравившейся фотографии. Подобный промах говорит о том, что мастер не учел толщину и послушность волос. Чтобы такого не случилось, следует знать, какой метод стрижки или филировки надо применить при той или иной группе волос. Существует четыре основные группы волос.

I группа – толстые, здоровые, довольно густые волосы, которые имеют большую удельную массу. Волосы первой группы чаще всего блестящие и стекловидные. К этой группе можно отнести черные и рыжие волосы.

II группа – здоровые, блестящие волосы, но тоньше и реже волос первой группы. К этой группе относятся русые волосы.

III группа – тонкие, редкие, шероховатые волосы, которые чаще всего не имеют блеска. Преимущественно это светлые волосы.

IV группа – волосы, подвергавшиеся обработке гидроперитом или химическим составом для завивки.

Помимо группы волос следует учитывать их послушность.

Ниже перечислены несколько правил, которые помогут создать аккуратную и красивую стрижку.

1) Для придания стрижке легкости волосы первой и второй группы филируются. Филировка первой группы выполняется филировочной бритвой или ножницами (для очень густых и жестких волос в женском зале лучше использовать бритву), а второй группы – филировочными или прямыми ножницами.

2) Третья и четвертая группа волос не филируются, в противном случае волосы станут еще реже.

3) Прямые торчащие волосы при стрижке на теменной и верхней затылочной зонах не состригаются очень коротко, иначе они образуют “ежик”.

4) Торчащие волосы после стрижки подправляются прямыми ножницами в сухом виде.

5) Мокрые волосы немного длиннее, чем сухие, поэтому длину пряди следует немного увеличить. Особенно осторожно следует обращаться с кудрявыми волосами [24].

По характеру построения все прически делятся на четыре основных типа: обратные, ацентральные (ниспадающие), концентрированные и передние. По объему и силуэту прически делятся на три группы: прилегающие, полуприлегающие и декоративные. Выделяют шесть основных форм причесок: круглую, овальную, перевернутую трапецию (боковые линии расходятся кверху), прямую трапецию (боковые линии расходятся книзу), прямоугольную (боковые линии прямые), треугольную.

Выбор той или иной прически зависит от многих факторов: от внешнего облика человека, от формы лица, от особенностей лица, от цвета волос, от типа волос, от назначения прически. При моделировании причесок необходимо учитывать форму лица. Различают пять основных типов лица: овальное, круглое, треугольное, прямоугольное и квадратное. Помимо формы нужно учитывать особенности лица или дефекты. Правильно выбранная прическа должна скрывать недостатки и придавать индивидуальность не только лицу и профилю головы.

Вопросы для контроля знаний

1. Какие существуют типы причесок?

2. Какие силуэты причесок вы знаете?

3. Перечислите формы причесок.

4. Что необходимо учитывать при выборе прически?

5. Какие существуют типы лиц? Охарактеризуйте их.

6. Назовите рекомендуемые и нерекомендуемые прически для овального и круглого лица.

7. Назовите рекомендуемые и нерекомендуемые прически для прямоугольного типа лица.

8. Назовите рекомендуемые и нерекомендуемые прически для треугольного типа лица.

9. Назовите рекомендуемые и нерекомендуемые прически для квадратного типа лица.

10. Назовите известные вам дефекты лица и методы их коррекции с помощью прически.

11. Перечислите и охарактеризуйте группы волос.

 

 

4 ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА

 

Визуальное восприятие мира

Описывая предметы и вещи, мы постоянно указываем на их соотнесенность с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому “чему-то” места в системе: по расположению в пространстве, степени яркости, цвету, величине, размеру, расстоянию и т. п. Меняя прическу, мы вдруг замечаем, что лицо немного округлилось. Подбирая фасон платья, мечтаем “вытянуть” ноги и шею и “уменьшить” объем талии. Мы видим больше, чем попадает на сетчатку глаза. И это не является действием интеллекта!

Кажется невероятным, но любая линия, нарисованная на бумаге или нанесенная на поверхность предмета (в нашем случае на одежду или на лицо), подобна камню, брошенному в спокойную воду пруда. Все это нарушение покоя, мобилизация пространства, действие, движение. И зрение воспринимает это движение, это действие.

Обсуждая вопрос о влиянии местоположения объекта на его восприятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С точки зрения физики равновесие это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Это определение относится и к зрительному восприятию. Несбалансированная композиция, будь то рисунок, расстановка мебели, подбор одежды или цветов и линий макияжа и прически, выглядит случайной, временной. Когда отсутствуют спокойствие и ясность, у нас создается впечатление разрушения или неаккуратности.

При создании визуальной композиции нельзя забывать и о кажущемся весе. Вес зависит от местоположения детали или предмета. Элемент, расположенный в центре композиции или близко к нему, визуально весит меньше, чем другие. Деталь в верхней части кажется тяжелее, чем внизу, а расположенная с правой стороны имеет больший вес, чем с левой. Вес зависит и от размера, больший предмет будет и выглядеть тяжелее. Красный (теплый) цвет тяжелее голубого (холодного), а яркие и светлые цвета тяжелее темных. Например, чтобы взаимно уравновесить черное и белое, необходимо площадь черного пространства сделать чуть больше белого. На вес влияют также форма предмета и направление воспринимаемых объектов. Правильная геометрическая форма всегда выглядит тяжелее, чем неправильная. Например, при сравнении одинаковых по весу и по цвету шара, квадрата и треугольника наиболее тяжелым кажется шар.

Направление так же, как и вес, влияет на равновесие, т. е. на создание общего впечатления от предмета. Очень важно понять и запомнить, что в вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтали или вертикали на небольшой угол, это направление становится главенствующим. Самый простой и доступный пример этого правила немного смещенный шов на чулках со швом!

Проблема возникает в связи с асимметрией правого и левого. Любой предмет, расположенный справа, выглядит тяжелее левого. Специалисты считают: все, что расположено слева, имеет большее значение для наблюдателя, чем то, что расположено в центре или справа. Вспомните, где стоит трибуна оратора, где происходит главное действие на сцене: посередине, а чаще слева. Это явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором содержатся высшие мозговые центры речь, чтение и письмо.

В сущности, зрение это средство практической ориентации в пространстве. Зрительный процесс означает “схватывание”, быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта. (Плохо пропечатанная фотография превратила лицо в несколько серых пятен, но мы его узнаем.) Человеческий взгляд это в некоторой степени проникновение в сущность предмета. А очертание всего лишь одна из существенных характеристик предмета, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание это граница массы. Но вот интересный пример: мы не видим скрытую сторону мяча, но твердо знаем, что мяч круглый. То, что нам знакомо, выступает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению.

Чем дальше от нас находится предмет, тем более простой формы фигуру мы видим. При пристальном рассматривании мы начинаем видеть и детали.

При создании любой композиции необходимо помнить о принципе подобия: чем больше схожи между собой части какой-либо воспринимаемой модели, тем сильнее они будут объединяться в целое. Элементы, связанные подобием формы, цвета, размера и т. д., стремятся быть расположенными в одной плоскости. Подобие создает сильный зрительный эффект, формируя и образуя зрительные модели. И чем проще модели, получающиеся таким образом, тем сильнее они бросаются в глаза, часто разбивая композицию или создавая новую.

Дальнейшее развитие принципа подобия частей находит свое выражение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зрительно воспринимаемого объекта: когда существует выбор между несколькими возможностями продолжения кривых (а человеческое тело, хочу напомнить, состоит только из них), то предпочтение отдается тому, которое наиболее последовательно сохраняет внутреннюю структуру. И еще: всегда интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполняются нами и достраиваются до полной окружности. Также доказано, что подобие фигур или цветовых пятен выражается не в строгом повторении предыдущего, а в постепенном изменении формы. И глаз зрителя, вынужденный следовать за этим движением, видит новую форму.

Содержание предмета, а в нашем случае это человек, представляет нечто большее, чем просто внешнее очертание. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь