Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы.
Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия. 2. Специфика мифологического мировоззрения. Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры. 3. Особенности религиозного мировоззрения. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие. Причины существования религиозного мировоззрения: 1) Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия 2) Гносеологические причины - коренящиеся в противоречиях самого познательного процесса. 3) Психологические - страх смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с изменяющимися общественными отношениями. 4. Возникновение фил. Особенности фил. мировоззрения Возникновение философии это ответ на потребность об-ва в новом типе мировоззрения, в рациональном объяснении мира с помощью логических приемов. Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития. Основной круг вопросов философии: 1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил. 2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни. 3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия: Так называемый основной вопрос фил. и его значение для фил. Основной вопрос философии сформулировал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса: 1) Что является первичным 2) Познаваем ли мир. В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное. Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения. Главной проблемой выступает ч-к, но основной вопрос несколько иного рода. Это вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира. Фил. в сис-ме к-ры. Предметом мировоззренческого осмысления фил. Является культура в целом и отдельные ее сферы. Категории философии: наука, религия, искусство, техника, мораль, природа, история, политики, и др. Фил не является первичной простейшей формой сознания. Это вторичная форма познания, которая направлена на осмысление уже достигнутого. Функции: 1) Мировоззренческая. Фил образует основу научной картины мира, выступает теоретическим ядром мировоззрения, спо- собствует формированию целостных ориентаций. 2) Методологическая ф. Выступает методологией всех наук. Фил - единство метода и теории - сис-ма основных принципов, законов и категорий.Категория - отражение наиболее общих связей вещей, основа всякой человеческой разумности. (пример: причины и следствия, случайности и необходимости). 3) Теоретико-познавательная ф-я. В структуре философии содержится разумная теория познания. 4) Логическая ф-я. В фил используются лог. Понятия, которые применяют и другие науки. Структура фил. знания. Структура: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. Отделились такие науки: этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова 1-3 фил. в узком смысле слова. Древне-Индийская фил., ее черты и особенности. Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая бесправная каста). Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные 1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья) 2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака) Общие черты инд. фил сис-м 1) Фил рассотр, как руководство к жизни 2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм. 3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в карму (все что происходит с человеком результат его соб- ственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.) 4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я. 5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье) Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания; 3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний; Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед. Древне-Китайская фил. Конфуцианство и Даосизм Основные школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции: 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человеч- ностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники. Даосизм: 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао - первопричина мира естественный путь по которому должны следовать все и все в мире. Даосизм пропо- ведует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы