Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика социального познания.



Социальная философия - это раздел философии, изучающий закономерности развития общества и его отдельных сфер. Специфика социального познания определяется спецификой изучаемого объекта:

1) Предмет социального познания - мир человека, отношения людей, где переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сталкиваются интересы людей, законы общества проявляются через деятельность людей, преследующих свои цели.

2) Социальное познание связано с оценкой явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.

3) Для социального познания характерна ориентация на качественную окраску событий, на анализ единичного, индивидуального на основе общих закономерностей.

4) Законом постижения объекта в социальном познании является диалог личностей, текстов, культур.

5) Изучение общества происходит по идеальной модели.

Различные направления философии по-разному трактуют законы развития общества. Субъективный идеализм утверждает, что каждый человек индивидуален, неповторен.Поэтому бессмысленно говорить об общих законах развития общества. Объективные идеалисты считают, что жизнь людей подчиняется общим законам. Эти общие законыявляются общими законами развития идей, сознания, духовного. В истории Фил.

очень долго господствовало идеалистическое понимание истории -

общественное сознание определяет общественное бытие, историю творят

великие личности. Марксистская философия сформулировала

материалистическое понимание истории: общественное бытие

определяет общественное сознание; общественное сознание обладает определенной активностью и относительной самостоятельностью.

Общественное пр-во - основа жизни общества

Об-во - целосный организм, состоящий из различных сфер:

1) Материально-производственная (экономич.)

2) Соц. сфера об-ва, предполагающая различные соц. группы, исторические общности людей и взаимо­действия м/у ними.

3) Полит сфера кот. включает полит. сознание, отно­шения, институты.

4) Духовная.

Определяющей сферой жизни об-ва выступает экономи­ческая сфера и прежде всего материальное пр-во. Способ пр-ва фиксирует как и при помощи чего осуществляется пр-во. Способ пр-ва состоит из двух сторон:

1) Производительные силы - люди и ср-ва труда. Производительные силы фиксируют отношения к природе людей.

2) Производственные отношения - отношения людей друг к другу в процессе пр-ного обмена, распреде­ление и потребление матер. благ, это отношение собственности.

Сущность пр-ных отношений это форма с-ти. Сущ. част­ная, групповая, общинная с-ть. История знает три формы частной с-ти: рабовладельческое, феод. и капитал. Со­циалистическая - по сути дела монополия гос-ва на ср-ва пр-ва и раб. силу, это фактическое отчуждение произво­дителя от соб-ти.

Типологизация социальной истории и ее критерии. Понятие цивилизации.

1. Марксистская типология об-ва: В основе об-ва лежат общественные отношения, которые бывают материальные и идеологические. Материальные складываются не проходя через сознание людей.

Это производственные отношения. Идеологические - проходят через сознание людей и отражают интересы классов, соц. групп. Сис-ма производственных отношений составляет базис об-ва. Над базисом возвышается надстройка: Общественное сознание, идеологические отношения. Выделение матер. отношений, как определяющих развитие об-ва легло в основу ОЭФ. Это конкретно­исторический тип об-ва, взятого в единстве базиса и надстройки. Марксизм выдел. след. ОЭФ:

- первобытная

- рабовладельческая

- феод-ая

- кап-ая

- ком-ая

и представляет развитие об-ва как естественный истор. процесс смены истор. формаций.

2. Теория стадий эк. роста. Выделяют след. типы об-ва на основании развития техники, пр-веных сил. и матер. тех. базы:

1) До индустриальное об-во, характериз. ручным трудом, а главные институты об-ва церковь и армия

2) Индустриальное об-во, разрушаются традиционные привилегии и провозглашаются равные гражданские права

3) Пост индустриальное, присуща автоматизация пр-ва. Главным для об-ва явл. пр-во информации, нового знания, возрастает роль универов. Сфера услуг возвышается над сферой пр-ва. Классовое деление заменяется профессиональным, по соц. статусу выделя-

ют высший средний и низший классы. Основной конфликт этого об-ва м/у знанием и не­компетентностью, в отличии от индустриального об-ва м/у трудом и капиталом. ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ:

Сущ. 3 точки зрения на цивилизацию:

1) Цивилизация, как синоним к-ры

2) Цивил. как нечто противостоящее к-ре.

3) Цивил как хар-ка конкретного соц культурного образования.

Энгельс выделял 3 ступени развития об-ва: дикость, варварство и цивил.

Основные хар-ки цивил.:

1) Общественное разделение труда

2) Возникновение товарно-денежных отношений.

3) Раскол об-ва на классы, появление гос-ва.

4) Изменение в формах семьи от полигамии к моногамии.

5) Создание письменности

Цивил. вкл. преобразовательную, окультуренную ч-ком природу, ср-ва этого преобразования, ч-ка усвоившего к-ру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, общественные отношения, как форма соц. организации к-ры. Цивил. заключает в себя как достижения и противо­речия.

63. Социальная структура общества. Теории социальной стратификации.

Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой:

1) Исторические общности людей (род, племя...)

2) Население города и деревни.

3) Работники физического и умственного труда.

4) Классы и различные соц. слои.

5) Различные коллективы людей.

6) Семья.

Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ КЛАССОВ.

Маркс утверждал, что:

1) Существование классов связано с определенными историч. фазами развития пр-ва.

2) Классовая борьба неотвратимо ведет к диктатуре пролетариата.

3) Диктатура - есть преходный момент к обществу без классов.

Основной классообразующий признак в марксизме - отношение к средствам пр-ва, отношение к

собственности. Теория соц. стратификации - это современная теория, анализирующая соц. структуру

общества.

По этой теории общество делится на страты, за основу выделения которых берут различные

признаки. Известный нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц. статус. Он

выделяет 3 статусных показателя:

1) Уровень образования.

2) Профессия, уровень квалификации.

3) Уровень доходов.

В соответствии с этими показателями Вебер различает 3-и класса в обществе:

1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...)

2) Средний класс (совокупность людей наемного и самостоят. труда, обладающих общим самосознанием:

а) высший слой среднего класса (средние предприниматели)

б) средний слой

в) нисший слой (люди со средним спец. образованием)

3) Нисший класс - низкий уровень образования, существуют и маргинальные слои.

Маргинализация общества происходит под воздействием соц. и техносдвигов и связано с расшатыванием и ломкой нормативно-ценностных систем. Основа стабильности общества - средний класс. В обществе, разделенном на классы, существует социал. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и

вертикал. Общество сравнивают с многоэтажным домом, в котором движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура, брак.

Политическая структура общества. Сущность пол-ки.

Полит. структура - совокупность полит институ­тов, идей норм. изберательного права, общест­венное гонение с помощью кот. осуществляется власть и влияние на нее. Основной элемент гос­ва. С возникновением гос-ва возникает пол-ка. Сущность пол-ки можно выразить:

1) Деятельность больших соц. групп, полит. институтов и отношения м/у ними по поводу использования институтов гос. власти.

2) Пол-ка - борьба за власть, за влияние на нее.

3) Пол-ка - всегда процедура принятия реше­ний.

4) Пол-ка - вид искусства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь