Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения психологии цвета. Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена



Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом, утеряны. С момента своего возникновения использование цвета было связано с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле — желтый; огню — красный; воздуху — белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

После античной эпохи во времена средневековья цвет снова вернул себе позицию, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

В эпоху Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Бернардино Телезио - итальянский учёный и философ, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» — черный.

Следующим шагом в разрушении символики цвета стали достижения физической оптики XVII века в лице И. Ньютона, которые привели к тому, что в эпоху Просвещения цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания.

Постепенно цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, — физиологическая оптика. Ж. Бюффон вводит понятие «субъективных -‑ цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.

XVIII можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете — психологии цвета, - области знаний, для которой вопросы- «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Возникновение психологии цвета связано с именами многих ученых, в том или ином аспекте занимавшихся изучением взаимодействия цвета и психики.

Основоположником психологии цвета является великий поэт Германии Й.В. Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит — прим. автора) оказывает известное воздействие на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать специфические состояния», а «отдельные цвета вызывать особые душевные состояния».

Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол[2, 11-17].

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов, затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Несмотря на то, что чувственно-наглядный метод Гете был воспринят современниками «в штыки», позже, на его наблюдения и выводы о взаимосвязи цвета и психики ссылались многие выдающиеся ученые [2, 18-21].

Значимый вклад в развитие психологии цвета как науки внесли: В. Шеллинг, «Философия искусства» и А. Шопенгауэр «О зрении и цветах», В. Кандинский «Язык красок», Дидро «Мои незначительные мысли о цвете».

 

 

Исследования по выявлению воздействия цвета на личность проводили такие ученые как: А.Н.Леонтьев, С.В. Кравков, А.Ф. Лосев, Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов, R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976), Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), А.М. Эткинд (1985), И.А. Скотт, Л.Н. Миронова (1984); И.В. Андрианов и Г.И. Демидов (1991), Л.М. Веккер (1981). Л. Н.Собчик. [15, 75]

 

На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.

 

Особого же внимания требует научно-исследовательская деятельность Макса Люшера - швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений. [5, 1-2]

На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь