Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика цветов по М.Люшеру



Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного слоя не только то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета. Индивидуально ‑ ­ различной является, однако, личная симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь цвету.

Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.

Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы. Качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано. Любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков. Именно детальный анализ накопленных человечеством опытных данных позволили М.Люшеру точнейшим образом охарактеризовать каждый из основных цветов и на основании этих исходных характеристик сформулировать значения многочисленных оттенков и тонов. Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были подтверждены работами сотен учёных, исследователей цветопредпочтений, изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.[8, 7-10]

В тесте нужно выбирать из 8-ми цветов более предпочтительные в порядке убывания, сделать это нужно 2 раза, и ниже краткий обзор значений цветов по Люшеру.

Краткая интерпретация значений восьми цветов:

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между ‑ предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то " произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает " разрывание пут" или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

 

Зеленый (2) По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения " Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. " все, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию.

Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 (" бегство к свободе" ) представляется более продуктивной, канализирующей ‑ ­ возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, " сила воли" Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, " попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет " мазохистическое прилипание" к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет " победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к ‑ ­ полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность". Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -" нет" в противоположность -" да" белого, это " конец, за которым больше ничего нет". 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет ‑ ­ на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Пройдя тест, мы получаем результат ситуативного эмоционально-психического состояния личности. Большую роль играет, какие цвета мы выбираем в начале и в какой последовательности. Тест Люшера,, при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека, а не игрушкой для салонных развлечений.


 

 

Заключение

 

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Вследствие этого, за долгую историю развития человеческой цивилизации были накоплены знания о цвете, которые на данном этапе истории составляют науку- психология цвета. Многими учёными и исследователями уже практическим образом доказано объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения, восприятие, поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. На основе этих исследований созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.

 

В нашей работе мы обратились к самому популярному из данных методик, к Цветовому Тесту М.Люшера. Как самостоятельный метод цветодиагностики ЦТЛ имеет, к сожалению, не достаточно разработанную теоретическую часть, но на эффективность его использования, для диагностики психических процессов, при этом, указывают большое количество исследований, проведённых с целью выявления цветового воздействия на личность. На данный момент ЦТЛ используют как в сочетании с другими методиками, так и как самостоятельный метод. Кроме того, разработка М.Люшера может послужить хорошей основой для создания других психодиагностических методик в будущем.


 

Список использованной литературы:

 

1. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 369 - 451.

2. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005.

3. Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера) // Проблемы моделирования.

4. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.

5. Виктор Драгунский: Живая энергия цвета, 1995.

6. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж: НПО " Модэк", 1993. 159 с.

7. Плишко Н.К. Особенности сенсомотрных реакций при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. С. 126-134.

8. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964.С. 43.‑ ­

9. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. М.: Стройиздат, 1973. 120 с.

10. Номер журнала BEST OF THE BEST 2008- http: //www.myhouse.ru/s.php/673.htm Выпуск " Исцеление цветом: Хромотерапия" рассылки " Натуральное лечение" от 08 июня 2007 года

11. Демидов В.Е. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 138с.

12. Йоханнес Иттен. Основы цвета. М.: Знание, 1975. С.138.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь