Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные положения философии Демокрита.



1. Демокрит – основатель атомистического материализма. Он считал, что объективно существуют лишь атомы и пустота. Бесконечное количество атомов наполняет бесконечное пространство – пустоту. Само слово «атом» придумано Демокритом и означает – «неделимый».

Атомы непроницаемы, неизменны, вечны бескачественны. Отличаются друг от друга лишь формой, положением и порядком. Атомы двигаются в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число предметов и миров. Движение – неотъемлемое свойство атомов. Атомы невидимы и неосязаемы. Поэтому доказать их существование можно только путем логических рассуждений.

2. Учение о познании основано на различении чувственного и рассудочного (логического) знания. Чувственный опыт является исходным пунктом познания, однако, он может давать лишь «темное», то есть неполное знание. Истинное, полное знание можно получить лишь с помощью мышления (например, это знание об атомах).

Познание человеком предметов окружающего мира происходит следующим образом: тела испускают материальные копии, которые проникают в тело человека через органы чувств. У Демокрита материальные копии – это потоки атомов, которые отделяются от воспринимаемого тела.

3. Учение о необходимости и случайности. По Демокриту развитие мира происходит закономерно и оно причинно обусловлено. Все имеет свою причину, беспричинных, то есть по мнению Демокрита, случайных явлений нет. Тем самым Демокрит отрицает объективное существование случайности: случайно то, причину чего мы не знаем. «Люди измыслили себе идол случая, чтобы прикрыть этим свое незнание», - считал Демокрит.

4. Учение о душе и богах.

Все живое отличается от неживого наличием души. Душа состоит из сферичных подвижных атомов, подобных атомам огня. Душу Демокрит считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги – особые соединения круглых огненных атомов. Они трудно разрушаются, но все же не вечны.

  1. Учение об этике. Здесь Демокрит - представитель учения, называемого эвдемонизм (учение о счастье). Целью жизни Демокрит считал «хорошее расположение духа». Человек должен стремиться не просто к удовольствиям, чувственным наслаждениям, а к достижению такого состояния, при котором душа живет безмятежно и спокойно, что возможно лишь тогда, когда человек нравственно и физически здоров, образован, умен. Это и есть подлинное блаженство, счастье.

Философия Платона.

Платон – настоящее имя Аристокл - (427 – 347 до н.э.) родился либо в Афинах, либо на острове Эгина недалеко от Афин. Ученик Сократа. В Афинах Платон основал в роще греческого героя Академа свою школу, которая в последствие стала называться Академия.

Платон основатель философского учения, которое называется объективный идеализм. По Платону существуют два мира: 1) мир идей или эйдосов - истинное бытие, 2) мир вещей -чувственно воспринимаемые предметы, явления, растения, люди, животные. Кроме того, Платон использует для построения своей системы понятие «материя».

Рассмотрим содержание этих понятий.

Идеи (эйдосы) – от греч. - образ, понятие. Это некие духовные, бестелесные, то есть нематериальные, образования. Они неизменны, существуют вечно, вне пространства и времени. Идеи невозможно обнаружить при помощи органов чувств. Познать идеи можно только разумом.

Идеи - это первоначало мира. Они обладают следующими основными признаками: вечное существование; неизменчивость, неподвижность; невещественность, бестелесность; существование вне пространства и времени.

Мир вещей противостоит миру идей. Это чувственный мир, то есть он, в отличие от мира идей, может восприниматься чувствами человека. Сюда входят предметы, вещи, явления, которые возникают, изменяются, погибают, движутся. Мир вещей вторичен по отношению к миру идей. Вещи – это своего рода слепки, отпечатки идей. Каждому классу материальных вещей соответствует определенная бестелесная идея.

Для того чтобы объяснить, как возникают предметы, вещи чувственного мира и откуда у них берется свойство изменчивости, Платон вводит понятие « материя», истолковываемое как простое условие существования вещей в пространстве. Таким образом, мир вещей есть порождение мира идей и материи как условия существования, как восприемницы мира идей. Каждая конкретная вещь причастна и к миру идей, и к материи: от идеи вещь берет свойство неизменности, от материи - свойство изменчивости, движения.

Учение Платона о познании называется «теория припоминания» или «анамнезис». Ее смысл: мир идей нельзя познать чувствами, но это может сделать душа после смерти человека. Попадая в мир идей, она созерцает их и тем самым приобретает знания об этих идеях. Затем душа вновь поселяется в тело человека и в процессе мышления или, по Платону - интеллектуальной интуиции, происходит процесс припоминания того, что созерцала душа, когда находилась в мире идей. В результате этого человек получает подлинное, истинное знание. Чувства же человека порождают только мнения, то есть нечто среднее между знанием и незнанием.

Большое внимание Платон уделял проблемам общественной жизни. Он создал свое учение об идеальном государстве. Рассказ об этом может стать темой реферата.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) - ученик Платона. Родился в греческой колонии, расположенной на побережье Эгейского моря во Фракии, в городе Стагире. Сначала учился, затем преподавал в школе Платона - Академии. С 343 года в течение трех лет был воспитателем царевича Александра – сына македонского царя Филиппа, будущего Александра Македонского.

В пятидесятилетнем возрасте Аристотель в предместье Афин создал собственную школу. Она располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Читал лекции Аристотель в саду, прогуливаясь. Поэтому его учеников стали называть перипатетиками, то есть прогуливающимися.

Основные положения философии Аристотеля.

Учение о материи и форме. Этот раздел философии Аристотеля относится к его онтологическим взглядам. Онтология - учение о бытии. Здесь изучаются основные принципы бытия различных предметов и явлений.

Материя – центральное понятие онтологии; Аристотель трактует ее как некий исходный материал, из которого благодаря существованию формы, появляется тот или иной предмет. Материя – это некий субстрат, материал, «глина», то, из чего состоят все вещи; то из чего они возникают и во что превращаются, когда погибают.

Определенной вещью, то есть единичным субстратом, материя, становится только благодаря форме. В отличие от пассивной материи форма является активной стороной мира. Таким образом, форма является определяющим по сравнению с материей началом.

Учение о перводвигателе и первопричине.

Аристотель считал, что мир и движение в нем существуют вечно. Эта посылка, по его утверждению, логически приводит к признанию вечной первопричины мира и вечного перводвигателя мира. Впоследствии эта идея была использована в качестве логического доказательства существования Бога христианской и мусульманской религиями.

Доказательство перводвигателя – признание наличия движения приводит к признанию того, что движение возможно при воздействии на данное тело другого тела и так далее до бесконечности. Начала у бесконечности нет, а движение существует. Следовательно, должен быть перводвигатель, который сам не имеет источника движения.

У Аристотеля Перводвигатель – это не мистический Бог, а космологическое понятие, которое выводится рационально, с помощью доводов и рассуждений.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Новое время охватывает период ХУП – ХУШ веков, когда под влиянием социально-экономических, политических причин, в результате религиозной Реформации и развития естествознания, философия приобретает новое качество по сравнению с периодом средневековья и эпохой Возрождения. Главной проблемой философии Нового времени становится вопрос о МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ всего сущего. В его решении сформировались две противоположные тенденции: эмпиризм (сенсуализм) – Бэкон, Локк и рационализм – Декарт. В этот период возникает и философия Дж. Беркли, получившая название - «субъективный идеализм».

Философия Ф. Бэкона.

Ф. Бэкон (1561 – 1626) – английский философ. Родился в Лондоне в семье одного из высших государственных сановников времени правления королевы Елизаветы 1. Основные произведения Бэкона: «Новый органон», «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь