Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ.



Главные вопросы здесь это: что такое истина? как соотносятся внешний мир и наши знания о нем? как проверить соответствие наших знаний о мире с самим окружающим миром?

Часто в философской литературе истина понимается как знание, которое соответствует тому или иному познаваемому предмету, то есть правильное знание. Однако следует иметь в виду, что слово «правильное» шире по логическому объему, чем термин «истинное».

Свойства истины.

1. Объективность – истина не зависит от нашего желания.

2. Субъективность. Истина существует не в окружающем нас мире. Она существует в знании – понятиях, суждениях, теориях, законах, то есть - в сознании людей.

3. Конкретность. Истина всегда конкретна, то есть ее всегда нужно рассматривать в зависимости от условий, места, времени. Истина не бывает абстрактной, то есть правильной во всех отношениях, в любой ситуации.

4. Любая истина представляет собой единство относительной и абсолютной истины. Относительными называются истины, которые верно, но неполно отражают действительность, и которые с течением времени уточняются. Например, в Х1Х веке у физиков были одни представления о физической структуре материи. Квантовая физика ХХ века дает новую, более глубокую картину мира, но и она не может претендовать на завершенность. Абсолютная истина - это элемент знания, входящий в состав относительной истины, который не будет опровергнут в будущем. Например, Земля вращается вокруг Солнца. Это так называемые «вечные» истины, факты. Волга впадает в Каспийское море. Французская революция произошла в 1848 году.

Относительная и абсолютная истина не существуют друг без друга. В каждой относительной истине содержится абсолютная, а всякая абсолютная истина имеет момент относительности и складывается из суммы относительных истин.

5. Истинное и ложное являются двумя неразрывными сторонами процесса познания, или, образно говоря, двумя сторонами одной медали. Существуют три основных вида ложного.

Первый вид – преднамеренная ложь. Это означает, что человек прекрасно осознает, что его высказывания не соответствуют обсуждаемому предмету, явлению, искажают истину.

Второй вид ложного – ошибка, представляющая собой некую неправильность в действиях, ту или иную погрешность. Ошибка означает, что человек что-то делает, или судит о чем-то неправильно, но случайно, непреднамеренно.

Третий вид ложного – заблуждение. Это – мысль, высказывание, относительно которых у человека есть полная уверенность в их истинности, однако они не верны. Например, начиная с Демокрита, и до конца Х1Х-ого века считали, что атом неделим.

Как же можно определить, является ли данное знание истинным или ложным, иначе каков критерий истины? Основные варианты ответа на этот вопрос в истории философии следующие: 1) логическая доказанность – рационализм; 2) полезность - прагматизм, 3) конвенция (соглашение) – неопозитивизм; 4) возможность опытной проверки – эмпиризм; 5) практика – эта точка зрения расширяет взгляды эмпиризма и свойственна позитивизму, марксисткой философии.

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.

Основными видами практики являются: 1) материальное производство, то есть создание средств необходимых для жизни человека: пища, одежда, жилище и др.; 2) общественная деятельность людей, направленная на сохранение, либо, наоборот, отмену каких-либо социальных институтов, организаций; 3) научный эксперимент.

Практика – основа, источник познания. Из настоятельных нужд практики выросли многие науки, например, астрономия, математика, биология, физика и др.

Практика – цель познания. Познание осуществляется не только из любопытства, но и для того, чтобы наиболее эффективно в интересах человека воздействовать на природные и социальные процессы. «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать», - так сформулировал эту мысль родоначальник позитивизма О.Конт.

Практика – критерий истины. Действительно, все уже доказанное практикой – истинно. Однако в конкретный период истории, на отдельном отрезке развития теории практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения: практика может отставать от теории. Например, до сих пор экспериментально не доказаны многие положения теории относительности А.Эйнштейна.

 

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

Абсолютная идея – основная категория в философии Гегеля, обозначающая первоначало, которое саморазвивается по трем восходящим ступеням: сфера чистой мысли - логика, природа, общество.

Абсолютный дух – в философии Гегеля – конечное звено развития абсолютной идеи в форме искусства, религии и философии.

Агностицизм – учение, ограничивающее возможности познания; в своих крайних проявлениях, признающее невозможность познания мира. Представители: Д. Юм, И. Кант.

Анамнезис - (припоминание) – в философии Платона - процесс познания, состоящий из воспоминаний души об идеях, которые она созерцала (познавала) до ее соединения с телом.

Антиномия (противоречие в законе) – противоречие между несколькими положениями, из которых каждое логически недоказуемо, поэтому имеет законную силу. Смотри учение И. Канта об антиномиях.

Архе – в древнегреческой философии термин, означающий первоначало всех существующих вещей. Например, у Фалеса – вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы.

Атомизм (атомистическая философия) – учение о том, что все вещи состоят из атомов, которые существуют вечно и находятся в постоянном движении. Смотри философию Демокрита.

«Вещь в себе» - по Канту, вещь, существующая сама по себе, независимо от познающего субъекта, закрытая для познающего субъекта сущность.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств (рецепторы), то есть это образ предмета в целом.

Врожденные идеи – в философии Р. Декарта знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время существует тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные.

Гилозоизм - учение, утверждающее, что жизнь присуща материи, то есть все предметы материального мира являются одушевленными, способными ощущать, мыслить: «И камень чувствует». (Фалес, Дидро). Термин «гилозоизм» часто употребляется как синоним панпсихизма.

Гносеология (от греч. - познание и учение) – а) учение о познании, б) философская теория, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания. Термин «гносеология» часто употребляется как синоним эпистемологии.

Движение – в широком смысле – всякое количественное и качественное изменение.

Дедукция – метод, позволяющий выводить частное из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному. Смотри правила метода дедукции в философии Декарта.

Диалектика (от греч. - искусство вести беседу) – 1) искусство спора, аргументации; 2) учение о всеобщей взаимосвязи, взаимодействии всех предметов и явлений действительности, а, следовательно, и их движении; 3) метод познания, требующий изучать явления в их развитии, взаимосвязи, противоречивости. (См. Гераклит, Сократ, Гегель, марксизм).

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира идеальное, духовное начало: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление, ощущения. Материальное, телесное – это продукт или способ проявления идеального.

Индукция – метод мышления или способ получения знаний от частного к общему. Противоположность – дедукция. См. философию Ф. Бэкона.

Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Заблуждение – мысль, представление, относительно которых существует уверенность, что они правильны, но, тем не менее, они не соответствуют истине.

Категорический императив– в философии Канта общезначимое нравственное предписание, правило, выражающее долженствование, принуждение поступать так, а не иначе: поступай с другими так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех.

Логос – первоначально – слово, речь, язык; у Гераклита – мировой закон, мировой разум, безличная закономерность Вселенной, которая возвышается даже над богами.

Майевтика (от греч. - повивальное искусство) – этим словом Сократ в шутку назвал свой вопросно-ответный метод беседы, свою диалектику, как искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов.

Материализм – направление, признающее основой (первоначалом) всех вещей материю или материальное начало, а сознание – вторичным. Материя (первоначало) никем не сотворена, она существует вечно.

Метафизика (от греч. – то, что за физическим) – 1) так в Ш веке нашей эры стали называть сочинения Аристотеля, в которых рассматривались проблемы, относящиеся к «первой философии», то есть к философии, анализирующей вечное и неизменно бытие Бога, Первопричины; 2) в средние века под метафизикой понимали философию в целом, особенность которой заключалась в ее умозрительности, то есть удаленности от опыта, эксперимента, практики, зарождающейся науки и, в целом, от жизни; 3) начиная с Гегеля и, особенно в марксистской философии под метафизикой стали понимать метод познания противоположный диалектике, отрицающий возможность качественного развития мира, явлений через противоречия.

Мировоззрение – система знаний и убеждений, нравственных норм, идеалов, целей, ценностей, человека, определяющих его поведение и отношение к миру и другим людям. Мировоззрение можно уподобить рамке, через которую человек смотрит на мир и оценивает его.

Мышление – форма отражения действительности; функция сознания, с помощью которой человек познает существенные свойства предметов и явлений, а также создавать новые идеи (творить). Логическое мышление осуществляется в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Натурфилософия – философия природы (Фалес, Гераклит, Демокрит).

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала – Платон, Гегель, неотомизм.

Онтология – учение о бытии.

Ощущение – отражение психикой отдельных свойств предметов. Например, сладкое, горькое, твердое, мягкое, красное. Человек обладает пятью основными органами чувств: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние.

Познание – а) форма отражения окружающего мира (объективной реальности) органами чувств и мышлением (разумом); б) процесс получения знания (процесс «узнавания») и результат этого процесса - полученные знания, информация.

Понятие – отражение в обобщенной (логической) форме существенных свойств явлений и предметов. Примеры понятий: мебель, число, государство, животное, человек, Космос, добро, зло. Понятие отличается от восприятия. Например, восприятие отражает внешний облик какого-то конкретного человека. Понятие же характеризует существенные признаки человека. Например, человек – биосоциальное существо, обладающее разумом, свободой, творческими способностями.

Представление – образ предмета, явления, с которым человек в данный момент не взаимодействует. Это часть информации, извлекаемой из хранилищ памяти. В представлении возникают образы предметов, которые существуют в реальности. На основе восприятий и представлений могут возникать различные новые образы. Такая особенность называется воображением, которое может порождать образы предметов, явлений, не существующих в реальности.

Противоречие – отношение между противоположностями, находящимися в отношении взаимопредположения (плюс – минус, жизнь – смерть, добро – зло), то есть в единстве и борьбе; это диалектическое единство противоположностей.

Развитие – закономерное, качественное и необратимое изменение систем и объектов (материальных, идеальных, общественных); отличается от термина изменение.

Рационализм (от лат. – разумный) – направление в гносеологии, признающее разум основой (источником) правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к недостоверному знанию. См. философию Р. Декарта.

Сенсуализм (от лат. – чувство, ощущение) – философское направление, признающее чувственную форму познания (ощущения, восприятия) главным источником правильного знания. См. философию Д. Локка.

Солипсизм – точка зрения, согласно которой единственно существующим является только субъект познания, Я и содержание его сознания. См. философию Дж. Беркли.

Субъективный идеализм – направление в философии, утверждающее, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что Я (субъект познания) их воспринимает чувствами, ощущениями. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, позитивизм.

Суждение - форма мышления, которая с помощью понятий утверждает или отрицает что-либо о явлениях, предметах. Основные виды суждений: истинные и ложные, утвердительные и отрицательные, общие, частные, единичные, суждения действительности, возможности, необходимости, условные, разделительные, категорические.

Умозаключение – форма мышления, позволяющая получать новое знание. В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других. Существуют следующие основные типы умозаключений: индуктивное и дедуктивное.

Философия - особый способ теоретического, абстрактного познания мира и человека в их взаимодействии.

Чувственное познание - способность отражать окружающий мир в наглядных образах, реализуемая в трех основных формах: ощущения, восприятия, представления.

Эйдос (от греч. - образ, вид) – в философии Платона - первоначала всех вещей и явлений, идеи, некие вечные, неизменные, нематериальные образования. Эйдосы, идеи невозможно обнаружить при помощи органов чувств.

Эмпиризм ( от греч. – опыт) – направление в теории познания, которое признает, что источником знания является чувственный опыт. Противоположностью эмпиризма является рационализм. См. философию Ф. Бэкона.

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь