Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозные «предшественники» Гитлера



Один американский историк как-то высказался, что, если бы Адольф Гитлер эмигрировал в США, из него получился бы преуспевающий владелец рекламной компании. На самом деле историк преуменьшает влияние харизмы Гитлера на обычных людей – скорее всего, несостоявшийся фюрер нашел бы себя на ниве сектантства, возглавив какое-нибудь из многочисленных религиозных и псевдорелигиозных объединений, возникших как ответ на кризис веры еще в середине XIX века.

Хорошей иллюстрацией к рассказу об эпохе, когда только очень ленивый мошенник не занимался созданием культа своей личности, может послужить история англичанина Принса.

В 1841 году мистер Г. Дж. Принс, викарий при пасторе Чарлинча в Сомерсете, основал движение за религиозное возрождение в рамках англиканской церкви. Принс был замечательным оратором, умелым организатором и весьма обаятельной личностью. Без труда добившись признания своего пастора, мистера Старки, ставшего его преданным учеником, Принс приступил к осуществлению далеко идущих планов. Каждое воскресенье он читал проповеди с такой страстью, что обычно равнодушный сельский приход, состоявший из фермерских семейств и батраков, вскоре дошел до такого безумного религиозного экстаза, какой можно было встретить в те времена разве что у крайних сектантов. На проповедях Принса мужчины тряслись, как в лихорадке, женщины истерично вопили, а маленькие дети бились в припадках.

Понятно, что очень скоро церковь в Чарлинче привлекла внимание епископа Бата и Уэлса, который проявил недовольство своим подчиненным. Действия Принса подрывали установленный порядок вообще и церковную иерархию в частности. Получив несколько предупреждений от епископа, Принс и Старки решили покинуть не только Чарлинч, но и саму англиканскую церковь. Они обосновались в близлежащей деревне Спэкстон и создали независимое религиозное сообщество под названием «Агапэ» или «Пристанище любви». Это общество финансировалось богатыми приверженцами Принса, в том числе – четырьмя сестрами Ноттидж, трех из которых Принс выдал замуж за своих учеников. Четвертую сестру родственники успели поместить в психиатрическую лечебницу, прежде чем она последовала примеру сестер, однако сила убеждения Принса была такова, что девушка ухитрилась бежать и в конце концов присоединилась к остальным последователям бывшего викария.

Деньги богатых учениц и учеников текли в «Пристанище» рекой, и вскоре Принс стал владельцем состояния в один миллион фунтов стерлингов. Он построил в Спэкстоне огромный дом и жил там в довольстве и роскоши: при доме были бильярдная, прекрасные экипажи и несколько лакеев.

Но и этого было мало, и вскоре Принс объявил, что Святой Дух вдохнул в него бессмертие, велел своим ученикам именовать его не иначе как «Возлюбленный» и без тени смущения принимал письма, адресованные «Нашему Господу Богу».

Основной доктриной «Агапэ» было искупление человеческой телесности через любовь. Согласно Принсу, традиционное христианство не обеспечивало эту возможность, поскольку проповедовало умерщвление плоти во имя совершенствования духа по примеру Иисуса Христа, добровольно принявшего мученическую смерть на кресте. Но Господь открыл Принсу, что Иисус являлся лишь одним из представителей длинной цепочки «аватар», начинающейся с Адама и Ноя и достигающей высшей точки в самом Принсе. Каждый из «аватар» был избран для совершения определенного шага в развитии божественного плана. Задача Христа завершилась в жертвенной агонии на кресте, но Принсу была предназначена более счастливая судьба. Ибо как Святой Дух снизошел на Принса, одарив его физическим бессмертием, так и Принсу предстояло передать это благословение другим.

Первым делом «Возлюбленный» излил это благословение на Зою Патерсон, заключив божественный союз с нею на диване в бильярдной комнате. Проделал он это публично, немало смутив преданных учеников. Но задумка привела к конфузу. Дело в том, что Принс сообщил своим последователям, что сексуальный контакт с ним обеспечивает приобщение к бессмертию, каковому должно сопутствовать бесплодие, однако сестра Зоя забеременела. Пришлось «Возлюбленному» искать оправдания в том, что это были происки Дьявола. Объяснение, возможно, и удовлетворило ближайших учеников, но после этого случая финансовая поддержка «Агапэ» пошла на убыль.

«Бессмертный» Принс умер в 1899 году, после чего его сменил «Возлюбленный-2» – преподобный Г. Смит Пиготт, который в 1902 году объявил себя божеством.

Теперь обратим взгляд на Соединенные Штаты Америки. Эта страна изначально создавалась теми, кто бежал от религиозного догматизма католической Европы, а потому там всегда хватало сектантов и «духовных учителей». Но Эдди Томас Лэйк Харрис превзошел всех, основав такой культ, который не смог его пережить.

Харрис родился в Англии, но вырос в Америке. Он стал независимым проповедником Универсалистской церкви (которая учила тому, что спасутся все верующие), а затем – учеником медиума Эндрю Джексона Дэвиса. Эти школы не удовлетворили его, и Харрис решил попытать счастья в общинной жизни. В 1850 году он вместе со своим коллегой поселил сотню религиозных искателей в штате Вирджиния, в поместье площадью 10 тысяч акров. Там они стали дожидаться Судного дня, предсказанного двенадцатью апостолами. Будучи человеком властным и не признавая никакой самостоятельности среди своих учеников, Харрис решил еще больше укрепить свой авторитет, заявив, что впредь он будет единственным посредником между поселенцами и апостолами, но его последователи восстали против такой узурпации духовных прав, и община распалась.

В середине 1850-х годов Харрис женился вторично и основал в Нью-Йорке собственную церковь. При этом он разработал новую теологию, объявив ее непосредственным откровением, полученным от Бога. Самозваный пророк утверждал, будто бы ему одному высшими силами поручено разобраться с божественным замыслом, по которому создан весь окружающий мир. Его интерпретация содержала ряд любопытных моментов, в том числе – описание жизни на других планетах, заявление о том, что сам Харрис является «краеугольным камнем», от которого зависит спасение рода человеческого, учение о бисексуальности Бога, а также анализ истории человечества с точки зрения трех великих кризисов (или поворотных пунктов), а именно: Потопа, Воплощения Христа и появления на свет самого Харриса.

Однако популярность Харриса объясняется не столько этими псевдооткровениями, сколько учением о «двойниках». Это учение основано на предположении, что в каждом человеке присутствуют как мужское, так и женское начало. Оно воплощалось через контакт с той, кого Харрис называл своей «Королевой слияний Лили» – бессмертной духовной невестой, с которой он общался по ночам во сне. Найдя своего «двойника», Харрис горячо вознамерился помочь своим последователям обрести то же. Для этого требовалось крепко обняться с Харрисом, чтобы истекавшая из него сила породила в ученике видение Христовой любви, из которой и возникала собственная «королева Лили» ученика (или, возможно, «король Лили», поскольку ученики, которых обнимал Харрис, были неизменно женского пола).

В 1861 году Харрис основал еще одну общину – Братство Новой Жизни, члены которой называли ее просто «Польза». Перепробовав несколько мест, Харрис в конце концов обосновался со своими последователями в Броктоне, у озера Эри, и обеспечил себе полный и абсолютный контроль над жизнью сообщества. Поселившись в особняке на берегу озера, он стал вести жизнь сельского джентльмена с несколькими избранницами, в числе которых были мисс Джейн Уоринг, чьи деньги использовались для финансирования предприятия, и миссис Реква, которую Харрис считал ближайшим земным подобием своего небесного «двойника».

Каждый обитатель Броктона получил новое имя. Сам Харрис стал называть себя «Верным», а члены общины обращались к нему «Отец». Миссис Реква носила прозвище «Золотая Роза» – видимо, в знак почтения к «королеве Лили». Остальные члены общины (в том числе и мистер Реква, обанкротившийся миллионер) жили в хижинах и сараях. Все, кроме Харриса, мисс Уоринг и Золотой Розы, занимались тяжелым физическим трудом, который требовался для содержания поместья. Когда Харрис был в настроении, работники получали духовные наставления. Их духовный рост зависел от выполнения неприятных заданий, принявших удобную для Харриса форму сельскохозяйственных работ.

Харрис полагал, что ученикам следует смирить гордыню и отказаться от старых привычек. Только таким путем можно было открыть свое истинное «я» и своего «небесного двойника». Разумеется, сам Харрис в сельскохозяйственных работах не участвовал.

Члены общины не только не возражали против такого обращения с ними, но даже приветствовали его. Один из них много лет спустя писал: «(Харрису) удавалось измываться надо мной лучше, чем кому бы то ни было. И поскольку я нуждался в издевательствах, я оставался с ним до тех пор, пока его тирания не принесла желаемого результата. „…“ Я чувствовал, что меня надо сломить, и Харрис оказался эффективным инструментом для этого. Более абсурдного тирана, чем он, я не встречал никогда».

Власть этого тирана была настолько сильна, что после его смерти в 1906 году ученики не поверили, что Отец покинул их, и дежурили над телом, пока оно не начало разлагаться…

У Харриса и Принса много общего. Оба они были властными тиранами, оба основали общины, чтобы потворствовать своим низменным желаниям, прикрываясь духовными мотивами. И оба при этом совершенно искренне верили, что нашли ключ к космической тайне, к достижению бессмертия и просветлению. Позднее, уже в ХХ веке, в Европе сложилась ситуация, когда подобные харизматичные деятели получили возможность управлять уже не только общинами, но целыми государствами. Адольф Гитлер был одним из них…

Оккультный Гитлер

Современные исследователи, всерьез занимающиеся историей Третьего рейха, отрицают какое-либо влияние оккультизма и оккультных доктрин на мировоззрение Адольфа Гитлера. Они полагают, что фюрера нацистов заботили прежде всего политические и экономические проблемы, и он никогда не позволял себе увлекаться метафизикой в ущерб прагматическим расчетам.

Так, германский историк Иоахим Фест пишет:

«Представление о Гитлере как о человеке инстинкта, шедшем своим путем с уверенностью ясновидящего или же – им самим употреблявшееся выражение – “как сомнамбула”, упускает из виду рациональность и хладнокровие, которые лежали в основе всего его поведения и которые обеспечили его восхождение в не меньшей степени, чем все его способности медиума. Так, надо принять во внимание его необычайную способность обучаться „…“ Большему, чем у своих кумиров и соратников, он научился у своих противников „…“ Наиглавнейшему он научился у марксизма».

Вслед за ним петербургский профессор Олег Юрьевич Пленков утверждает:

«Следует указать, что не опьянение массовых ритуалов, не пресловутый нацистский мистицизм и оккультизм (вызывающие столь значительный интерес у публики доныне), не различные нацистские пропагандистские трюки, не ставшая в наше время столь одиозной, а потому и эпатирующей символика нацистов создали гитлеровскому режиму популярность, но его бесспорные экономические и внешнеполитические успехи».

Автор военно-исторических исследований Борис Соколов (критикуя, в частности, и меня) доказывает:

«Подавляющее большинство легенд, связанных с темой “Оккультные и мистические тайны Третьего рейха”, восходит к книге французских журналистов Жака Бержье и Луи Повеля “Утро магов”, впервые вышедшей в Париже в 1964 году. Они утверждали, в частности, будто “магический дух фашизма вооружился всеми рычагами материального мира. Ленин сказал, что Советская власть плюс электрификация всей страны есть социализм. Нацизм в своем роде – это магия плюс танковые дивизии”. Подкрепляется данный тезис следующими фактами. Как подчеркивают авторы “Утра магов”, “нацизм шумно и открыто объявил себя врагом интеллектуализма. Нацисты жгли книги, придавая этому неслыханному в современной Европе насилию над мыслью характер мрачного, давящего на воображение церемониала. Нацисты выбросили крупнейших ученых в ряды своих “жидо-марксистских” и “еврейско-либеральных” врагов. Это знает каждый. Куда менее известны космогонии, во имя которых нацизм отверг официальную западную науку. И еще менее известны или совсем неизвестны религиозные концепции, на которые опирался нацизм, вернее – некоторые его вожди. Но только познание этой скрытой сути нацизма позволяет рассматривать Вторую мировую войну как подлинный великий духовный конфликт”. „…“

Но попытки Бержье и Повеля связать Гитлера и других вождей Третьего рейха с какими-то тайными оккультными обществами ничего, кроме улыбки, вызвать не могут. Так, они указывают, со ссылкой на германского ученого-ракетчика Вильгельма Лея, бежавшего из Рейха в 1933 году, что в Берлине существовало тайное общество поклонников романа английского писателя Бульвера-Литтона “Раса, которая превзойдет нас”. Там описаны люди, психика которых достигла высшей стадии эволюции: “они будут обладать властью над миром и над собой, которая сделает их равными богам, а сейчас сверхлюди таятся под землей в глубоких пещерах и скоро появятся, чтобы править человечеством”. Члены общества, по словам д-ра Лея, “обладают некоторыми секретными способами изменения расы, применяя которые можно уподобиться подземным сверхлюдям. Для трансформации такого рода у членов общества существует система психических упражнений. Начинают с фиксирования взгляда на яблоке, разрезанном пополам”. У Гитлера же, по уверению авторов “Утра магов”, “мы найдем мысль о мутации нации”, и он будто бы разделял убеждения о существовании “Высших Неизвестных”, и, “более того, Гитлер считал, что у него были личные контакты с “Высшими”. А что, если Гитлер просто прочел роман Бульвер-Литтона, или какой-нибудь другой, похожий, например, “Пищу богов” Герберта Уэллса? И вообще мотив расовых мутаций, порчи или улучшения крови – это общее место едва ли не всех расовых теорий, равно как и представление о Высших существах, вообще достаточно распространенное в мировой философии и литературе, и Гитлер здесь совсем не исключение. Но уж на этом основании причислять фюрера к какому-либо тайному обществу можно только в фантастических романах. Книга Бержье и Повеля и есть фактически такой роман, где фантазия авторов выстраивает исторические факты и слухи о разного рода событиях…»

По большому счету вышеназванные исследователи правы. На фоне других нацистских лидеров Гитлер выделялся исключительным здравомыслием. Больше того, когда заходила речь о мистике или оккультизме, он демонстративно дистанцировался от любой эзотерики. Например, в своей известной «речи о культуре» 6 сентября 1938 года Гитлер резко осудил увлечение мистикой отдельных членов НСДАП.

Собственное мировоззрение Гитлер представлял рациональной, почти материалистической, теорией, основывающейся на современной ему науке. Он говорил, что для национал-социализма нет ничего более чуждого, чем наполнять сердца немцев мистикой, «совершенно чуждой нацистскому движению».

«У истоков наших программных требований, – говорил Гитлер, – стоят не таинственные и мистические силы, но ясное сознание и открытая рациональность. Наша цель – это культивирование естественного, природного, то есть угодного богу. Наше смирение обусловлено преклонением перед установленными богом законами и их уважением. Мы полагаемся только на последовательное выполнение этих традиционных обязанностей. Богослужение же является обязанностью церкви, а не партии».

Однако отрицание Гитлером иррациональной основы национал-социализма, вовсе не должно вводить нас в заблуждение, будто бы такой основы не было совсем. В прошлой главе мы разобрали основные доктрины нацистской идеологии и убедились, что они суть мифы, выросшие из псевдонаучных теорий и бытовых предубеждений. Гитлер верил в эти мифы, отстаивал их, сделал их частью государственной пропаганды, а значит, все же способствовал распространению метафизического иррационального мировоззрения.

Если же мы попытаемся еще глубже проникнуть в убеждения Гитлера, то обнаружим, что внутри себя он был мистиком ничуть не в меньшей степени, чем Розенберг или Гесс.

Известно, что некоторое время Гитлер интересовался мистикой. В молодости он регулярно читал издаваемый Ланцем фон Либенфельсом оккультный журнал «Остара» («Ostara»). В Вене этот журнал можно было купить в любом табачном киоске и таким образом быть в курсе подробностей «вековечной» борьбы арийцев с недочеловеками. На страницах журнала Ланц фон Либенсфельс внушал, что полноценная раса арийцев возникла не путем естественного отбора, а была создана, как сказано в «древних книгах», некими высшими существами хельдингами, когда-то заселявшими землю. Часть этих высших существ однажды совершила грехопадение. От падших особей и произошли низшие расы. Затем арийские самки вступили в связь с самцами неполноценных рас, и мужчины-арии вместе с расовой чистотой утратили свое могущество. Теперь же задача состоит в том, чтобы возродить первоначальную расовую чистоту.

Несмотря на явную абсурдность этих рассуждений, в них есть одно важное достоинство для нацистов – они довольно точно соответствуют патологической идеологии гитлеровского мифа расы.

Вероятным источником увлечения Гитлера арийской мифологией могло быть и масонство – общество «Туле», при котором первоначально оформилась ДАП, было, собственно, «масонствующей» организацией – в ней под влиянием Жозефа Артюра де Гобино и Хьюстона Стюарта Чемберлена проповедовали расовое учение в самых крайних формах. Центр упомянутой организации сначала находился в северной Германии; в Мюнхен ее члены перебрались только в 1918 году. Гитлер, как мы помним, через Рудольфа Гесса был знаком с гроссмейстером общества «Туле» и основателем немецкой геополитики профессором Хаусхофером. По некоторым воспоминаниям, Гитлер ценил умение масонов и «масонствующих» в нужном направлении влиять на народ и поражать воображение публики с помощью символов магического культа. Кроме того, Гитлер несколько раз посещал спиритические сеансы, устроенные венскими масонами.

С другой стороны, придя к власти, Гитлер решительно порвал с масонской метафизикой – и мистики, и масоны стали нежелательны в Третьем рейхе; все оккультные организации, включая масонские ложи, были запрещены с 1935 года. Впрочем, тут просвещенный эзотерик скажет, что фюрер просто устранял «конкурентов» – ни один амбициозный политический лидер, сведущий в истории тайных оккультных обществ, не потерпит существования рядом с собой параллельной «структуры власти», претендующей на всеобщий и всесторонний контроль над гражданами его страны.

Итак, Гитлер на публике демонстрировал свое презрительное отношение к любой мистике и метафизике, но сам придерживался особых взглядов на этот вопрос. Большую ценность для выяснения подлинного отношения Гитлера к эзотерическим и оккультным доктринам представляют его «застольные разговоры» (фактически монологи), в которых он затрагивал самый широкий круг вопросов и часто проговаривался, невольно выдавая слушателям свои глубоко спрятанные убеждения.

Вот, например, что говорил Гитлер о суевериях:

«В морских историях, – пишет Генри Пикер, стенографировавший застольные беседы Гитлера на протяжении 1941–1942 годов, – его всегда поражало одно: какое большое внимание уделяется в них разного рода приметам. Моряки, очевидно, во многом схожи с актерами. Они столько раз попадают в ситуации, исход которых им не дано предвидеть и которые развиваются помимо их воли. Моряк не знает, когда на его судно обрушатся буря или даже ураган, точно так же как актер, идя вечером в театр, не знает, как поведет себя публика: а вдруг она засвистит и заулюлюкает с такой силой, что ему покажется, будто поднялась буря. Поэтому они так суеверны.

Впрочем, для него суеверия – фактор, с которым нужно считаться, если хочешь повести людей за собой, даже если сам ты выше всех предрассудков и только посмеиваешься над ними. Он поэтому в одном случае убедил дуче не начинать военную операцию – как было запланировано – тринадцатого числа. Он также не советует выходить в море в пятницу, поскольку опытные моряки считают, что это очень опасно. Вообще, с такими вещами не шутят, ибо последствия могут быть непредсказуемыми. Ведь люди, которые верят во все это, при малейших кризисных явлениях тут же устраивают беспорядки.

И, когда этой зимой положение на Восточном фронте было крайне тяжелым, какой-то болван выдвинул тезис о том, что Наполеон, подобно нам, также выступил в поход против России 22 июня. Но слава богу, он – шеф – сразу же сумел опровергнуть его, противопоставив этой болтовне мнение авторитетных специалистов, доказавших, что Наполеон только 23 июня двинул свои войска против России».

Любопытен подход: суеверия – ерунда, но с ними надо считаться, чтобы вести людей за собой. Может быть, отрицая на публике иррациональную часть нацистской идеологии, Гитлер все же продолжал верить во многие ее положения – на всякий случай? Ведь даже воинствующие атеисты-материалисты, когда им перебегает дорогу черная кошка, суеверно сплевывают через плечо.

Как бы там ни было, отсутствие систематического естественно-научного образования сказалось при формировании мировоззрения Гитлера. Не зная толком о том, какие представления о прошлом Земли и человечества сложились в научных кругах, фюрер немецкого народа хватался за теории, выросшие прямиком из теософии Елены Блаватской и ариасофии Гвидо фон Листа. Подтверждением этому могут служить не только дилетантские рассуждения о происхождении рас, но и увлечение теорией сумасбродного австрийского изобретателя Ганса Гёрбигера, бросившего вызов современной ему науке и здравому смыслу. Вчитайтесь в слова Гитлера, которые я привожу ниже, и вы сами увидите, сколь далеки были личные представления Гитлера от того, что называется рационализмом. Фюрер НСДАП был мистиком – махровым, закостеневшим в своих заблуждениях, необычайно близким к тем деятелям от метафизики, которых он запрещал и изгонял из Германии.

«Когда же я думаю о более древних народах, – говорил Гитлер, – о египтянах, живших в предшествующую эпоху, то понимаю, что это были не менее достойные люди. Лишь 40 поколений отделяют нас от Рождества Христова. Но наши знания ограничиваются эпохой, охватывающей несколько тысячелетий до начала новой эры.

Сага не могла возникнуть из ничего. Явление всегда предшествует понятию. Мы ничем не связаны, я даже думаю, мы поступили правильно, предположив, что мифологические образы порождены воспоминаниями о реальных событиях прошлого.

Одновременно во всех древних преданиях мы встречаем рассказ о том, как небесный свод обрушился на землю. Но библейские сказания об этом созрели вовсе не на иудейской почве; сюжеты, несомненно, были заимствованы у вавилонян и ассирийцев. В нордическом мифе повествуется о борьбе богов и гигантов. Я это могу объяснить лишь тем, что в результате стихийного бедствия в Скандинавии погибла человеческая раса, являвшаяся носителем высшей культуры. То, что мы сегодня находим на земле, – это, по всей вероятности, следы тех, кто выжил и, следуя зову памяти, стал возрождать культуру. Кто сказал, что каменный топор, который можно найти в наших краях, изобрели те же, кто им пользовался? На мой взгляд, гораздо правильнее было бы предположить, что просто каменные изделия ранее изготовлялись из других материалов. Так и неизвестно, существовали ли наряду с каменными орудиями также и металлические. Впрочем, медь и бронза недолговечны. И поэтому может случиться так, что в некоторых слоях земной коры будет найдено гораздо больше каменных орудий.

Нигде ничего также не сказано о том, что культурная жизнь народов в наших краях накануне катастрофы иссякла. Земля на три четверти покрыта водой. Только восьмая часть земной поверхности доступна нашим исследователям. Кто знает, какие открытия ожидают нас, когда мы сумеем до конца исследовать почву, залитую водой.

Я склонен верить учению Гёрбигера о мировом льде. Возможно, когда-то, за 10 000 лет до нашей эры, произошло столкновение с Луной. Не исключено, что Земля вынудила тогда Луну вращаться на ее теперешней орбите. Возможно, наша Земля забрала у Луны ее атмосферу и это полностью изменило условия жизни людей на Земле. Я допускаю, что здесь тогда обитали существа, которые могли жить на любой высоте и глубине, ибо атмосферное давление отсутствовало. Допускаю также, что Земля разверзлась и хлынувшая в кратеры вода вызвала страшные извержения и потоки дождей. Спастись смогли только двое людей, так как они укрылись высоко в горах в пещере. Я полагаю, ответ на эти вопросы будет дан только тогда, когда человек интуитивно почувствует внутреннюю взаимосвязь и тем самым проложит путь точной науке. В противном случае Древний мир, существовавший до катастрофы, будет навсегда скрыт от наших глаз.

Если взглянуть на историю нашей религии от ее истоков, то она покажется более человечной. На мой взгляд, религии возникли потому, что воспоминания поблекли, превратились в голые схемы, приобрели абстрактный характер и слились с представлениями, которые церковь использовала для того, чтобы остаться у власти. Вообще, время с III по XVII век, безусловно, отличалось немыслимой жестокостью и крайней степенью деградации человечества. Кровожадность, подлость и ложь – вот что было характерно для этой эпохи.

Я вовсе не считаю, что все должно оставаться так, как оно было. Провидение дало человеку разум, чтобы он поступил разумно. Именно разум говорит мне, что следует положить конец власти лжи. Но он же подсказывает, что в данный момент это сделать невозможно. Не желая способствовать распространению лжи, я не пустил попов в партию. И я не побоюсь вступить в борьбу и стану сразу действовать, если проверка покажет, что время настало…»

В этом был весь Гитлер – он был готов верить любой сумасбродной концепции (а именно таким сумасбродством является теория циклического падения лун и «мирового льда» Гёрбигера), которая казалась ему более соответствующей действительности, чем любые факты и доказательства. Потому мы не должны обращать внимание на то, как Гитлер порицал мистику и мистиков среди членов Национал-социалистической партии. Одно то, что он терпел присутствие таких людей, как Рудольф Гесс и Альфред Розенберг, рядом с собой и даже поручал им ответственную работу, говорит о многом. Но самой одиозной в этом смысле была всесторонняя поддержка, которую фюрер оказывал одному из самых знаменитых мистиков Третьего рейха – Генриху Гиммлеру.

Утопия агронома Гиммлера

История знает множество удивительных совпадений. Наиболее часты они в областях, где властвует творческая фантазия. В 1896 году малоизвестный английский автор М. П. Шиль опубликовал фантастическую повесть, в которой рассказывалось о группе безжалостных убийц, бродящих по Европе и уничтожающих всех тех, кто по их представлениям препятствует прогрессу человечества. Повесть называлась коротко: «SS».

Четыре года спустя после выхода повести в свет, 7 октября 1900 года, в Мюнхене родился человек, которому было уготовано воплотить мрачные фантазии английского прозаика в жизнь. Звали этого человека Генрих Гиммлер (Himmler).

Отец Гиммлера был школьным учителем и одно время работал репетитором баварского принца Генриха, в честь которого и назвал своего сына. Его высочество милостиво согласился стать крестным отцом и опекуном своего маленького тезки. Таким образом, наличие коронованного опекуна уже с пеленок предопределило для будущего нациста консервативный жизненный стиль и мировоззрение чиновного сословия, верного монархии.

Отношения между семьей принца Генриха и семьей Гиммлеров продолжались и после смерти принца, погибшего в 1916 году на фронте. В качестве последнего подарка Генрих получил из наследства принца военный заем более чем на 1000 имперских марок. Поэтому материальная нужда не гнала Гиммлера-младшего на поиски лучшей доли в среде радикалов. К нацизму его привело другое.

Мальчик быстро научился отдавать должное почтение окружавшему его миру чиновничества. Даже в невинном личном дневнике гимназиста Генриха отмечается социальное прилежание: все сановники упоминаются в нем при полных чинах и титулах.

«Генрих много болел. 160 пропусков, но на дополнительных занятиях с госпожой Рудет он все нагнал и получил оценку “хорошо”», – находим мы в записях его отца о школьных годах Генриха.

Всю жизнь Гиммлер страдал слабым здоровьем. Как Генрих-ученик, так позже и Генрих-наци восполнял этот физический пробел благодаря своему усердию. Цель гимназии – «на религиозной основе воспитывать нравственное трудолюбие, дать более высокое общее образование в духе верности отечеству и подготовить к самостоятельной умственной работе» – на примере Генриха Гиммлера была, на первый взгляд, достигнута.

«Он всегда вел себя благовоспитанно и отличался добросовестностью и прилежанием», – написано в его аттестате зрелости от 15 июля 1919 года.

Отличник по истории, древним языкам и религии поступил в Технический университет в Мюнхене на специальность «Сельское хозяйство». Как школьник, так и студент Генрих Гиммлер был человеком незаметным, однокурсники считали его «неотесанным». В поисках связей Гиммлер вскоре оказался завсегдатаем всевозможных обществ, начиная от «Германского общества по теории разведения животных и растений», «Объединения друзей гуманитарной гимназии» и заканчивая «Баварским союзом вольных стрелков»,? он был членом, по меньшей мере, десяти организаций и прихожанином католической церкви.

«Я всегда буду любить Бога и останусь верен церкви! » – записал он тогда в своем дневнике. Еще юношей он в обязательном порядке прислуживал при богослужении. В декабре 1919 года получил право членства в Баварской народной партии с католическими взглядами и вышел из нее только через четыре года, чтобы в августе 1923-го вступить в абсолютно неизвестную тогда партию с большим будущим.

Рис. 34. Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС

С детства Генрих Гиммлер мечтал стать профессиональным военным, однако этим планам не суждено было сбыться: после окончания военного училища Генрих на фронт не попал, поскольку к тому времени Первая мировая уже закончилась. Тогда Гиммлер вступил в одно из многочисленных подразделений Добровольческого корпуса, чтобы бороться против Баварской советской республики.

Как и многие другие, лишенные последних ориентиров в жизни, Гиммлер искал объяснений произошедшему, но главное – новые смыслы для бытия.

В мюнхенских студенческих кругах в то время были в ходу антисемитские памфлеты, которые читал жаждущий опоры Гиммлер. Он познакомился с творением Хьюстона Стюарта Чемберлена «Раса и нация», ему случайно попались на глаза «Протоколы сионских мудрецов». Именно из этих книг (его родители не были антисемитами) бледный болезненный юноша узнал о «мировых заговорах» масонов, иезуитов и евреев.

Еще Гебхард Гиммлер привил своему сыну любовь к германской истории. Гиммлер-отец учил юношу, что их предки всегда были примерными бюргерами, чем заложил в душе сына основу вагнеровского исторического романтизма – мира, населенного мужественными германскими воителями и их величественными женами. В очерке Тацита «Германия» Генрих обнаружил «чудесную картину, рассказывающую о том, какими великими, нравственными и благородными были наши предки». Но как сильно отличалась реальная жизнь, которой жил сын, от той идеальной картинки, о которой мечтал его отец. Как казалось Гиммлеру-младшему, германский народ деградировал и становился аморальным. А он грезил о старых добрых германских временах. Самым большим его желанием было «снова стать такими». В 1924 году Генрих Гиммлер записал в своем дневнике, что из «расово неоднородного» германского народа необходимо снова вывести «чистую расу» германцев. Ее он представлял себе наподобие касты кшатриев (благородная военная каста древних индийцев) – союз или орден, в который вступают лучшие представители германского народа, связанные с матерью-землей всем своим существом, и только этим уже значительно превосходящие окружающих.

Как и в случае с Гитлером, мировоззрение Гиммлера складывалось на основе книг. В этой связи обращает на себя внимание список прочитанного, который он составлял год за годом. Поражает узость читательских предпочтений одного из будущих вождей Третьего рейха. К весне и лету 1924 года он внес в этот список более 200 названий, и лишь незначительная часть была переводами, представлявшими другие культуры. В прежние времена это были научно-фантастические романы Жюля Верна, позднее Гиммлер прочел два приключенческих романа Александра Дюма, две книги Эмиля Золя, две повести Достоевского и «Одиссею» Гомера. Кроме перечисленных, среди немногих зарубежных авторов были Гобино и Чемберлен (они являлись столпами того, что может быть названо ницшеанско-арийским мировоззрением), а также Оскар Уайльд, который, конечно же, к таковым не относился. Уайльд был единственным представителем англосаксонской либеральной культуры, сочинения которого заинтересовали Генриха Гиммлера.

Зато обращают на себя внимание четыре другие книги, изученные Генрихом в то время. Том «Спиритизма», благодаря которому он «впервые по-настоящему поверил в спиритизм». Книга «Второе зрение» профессора Фридриха Бозена, посвященная парапсихологическим явлениям и экспериментам: «астрологии, гипнозу, спиритизму, телепатии и тому подобному». «Садист в священническом облачении» – книга, запрещенная цензурой. И «Роща наслаждений» – иллюстрированное собрание эротической поэзии. Произведения, собранные в этой последней книге, Гиммлер охарактеризовал как «поэзию распада».

Немецкие книги, которые он прочел в 1923–1924 годах, преимущественно группировались вокруг расовой и религиозной тем. Одним из любимых авторов в этот период был популяризатор нордической идеи – Вернер Янсен. По прочтении его «Книги любви» Гиммлер записал в своем дневнике: «Величественный гимн нордической женщине. Это идеальная картина того, о чем мы, немцы, мечтаем в юности, за что, став мужчинами, готовы умереть и чему всегда продолжаем верить, несмотря на столь частые разочарования». Он прочел «Песнь о Нибелунгах», которую отец пересказывал ему в детстве, и нашел ее «отличающейся бессмертной, вечной красотой языка, глубиной и германским духом». Есть много других примеров полной самоидентификации Гиммлера с нордическими героическими легендами, и это, насколько известно, произошло еще до того, как он познакомился с Розенбергом и Дарре – нацистскими популяризаторами арийского мифа, которые, как считается, оказали на него сильнейшее влияние.

В тот период Гиммлер еще посещал церковь. Это известно из сохранившихся фрагментов его дневниковых записей за февраль 1924 года. Запись от 17 февраля гласит: «Посещение собора. Прекрасная проповедь на тему “Почему Господь сотворил мир”». Из записи можно заключить, что христианская концепция творения интересовала Гиммлера не менее, чем современные ему псевдонаучные теории.

В январе Гиммлер прочел «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, которая укрепила его во мнении, что «христианство было и остается самой выдающейся формой протеста арийцев против еврейства, добра против зла». Странный парадокс стал возможным благодаря идее, распространявшейся Чемберленом и другими творцами арийской мифологии. Они утверждали, что Иисус на самом деле был не евреем, а незаконнорожденным сыном римского центуриона.

«Жизнь Иисуса» укрепила будущего нациста в этом мнении, несмотря на совершенно противоположные взгляды автора, и Гиммлер раз и навсегда определил для себя: «Иисус не был евреем». Вне всякого сомнения, это было ему необходимо для того, чтобы продолжать посещение церкви.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь