Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Колокольня кафедрального собора во Флоренции. Середина XIV в. (Строительство начал Джотто, а завершили Андреа Пизано и Франческо Таленти.)



ПРОТОРЕНЕССАНС

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будуще­го искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Про­торенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» — «первый»).

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Пос­ледний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265 — 1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте про­должили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрар­ка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне.

АРХИТЕКТУРА

Итальянская архитектура долго сле­довала средневековым традициям, что выражалось в основном в ис­пользовании многих мотивов готики (см. статью «Готическое искусство»). Вместе с тем сама итальянская готи­ка на северную не походила: она тя­готела к спокойным крупным фор­мам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад со­здан в XIX в.). Храм отличается ши­рокими пролётами, единым свет­лым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное по­толочное перекрытие. В 1296 г. во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтар­ную часть собора огромным купо­лом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы — строй­ной прямоугольной башни с по­этажными горизонтальными члене­ниями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.

Среди наиболее известных го­родских дворцов — палаццо делла Синьория во Флоренции. Предпола­гают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с высо­кой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна разной величины, незаметный вход распо­ложен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на пло­щадь. Могучий дворец служил сим­волом независимости Флоренции. Более нарядно ритмически органи­зованное палаццо Публико в Сиене (1298— 1310 гг.). Его фасад выходит на площадь дель Кампо. Подобная амфитеатру, расположенному на склоне холма, площадь как нельзя лучше приспособлена для созерца­ния различных зрелищ множеством народа. Площадь дель Кампо — пер­вый в Европе праздничный центр города, где устраивались турниры и

Колокольня кафедрального собора во Флоренции. Середина XIV в. (Строительство начал Джотто, а завершили Андреа Пизано и Франческо Таленти.)

*На протяжении несколь­ких столетий многими обла­стями Центральной и Южной Италии владела Византийская империя.

Тоскана — область в Италии с центром во Флоренции.

**Алтарь — восточная часть храма, отделённая алтарной преградой.

***Турниры — военные со­стязания рыцарей в средне­вековой Западной Европе.

Арнольфо ли Камбио.

Фасад флорентийского собора. Рисунок XVI в. Музой дель Опера дель Дуомо, Флоренция.

Центральный неф собора Санта-Мария дель Фьоре. XIII—XIV вв. Флоренция.

театральные представления. До сих пор каждый год здесь происходят конные состязания между город­скими округами. Им предшествует красочный парад участников в сред­невековых костюмах.

СКУЛЬПТУРА

Раньше, чем в архитектуре и живопи­си, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основате­лем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, ра­ботая в Пизе, так сроднился с горо­дом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальян­ского искусства. Его творчество раз­вивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских сар­кофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им

для баптистерия в Пизе, стала выда­ющимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальней­шее формирование. Кафедра из бело­го, розово-красного и тёмно-зелёно­го мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапе­тах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Хри­ста, между ними располагаются фи­гуры пророков и аллегорических до­бродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.

Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мо­тивы, однако кафедра принадлежит уже повой эпохе. Главное достиже­ние ваятеля состоит в том, что он су­мел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Об­разы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоми­нает римскую богиню Юнону, алле­гория Силы в виде обнажённого ат­лета — античного героя Геракла.

*Кафедра — в христиан­ском храме возвышение, с которого произносятся проповеди.

**Баптистерий — в христи­анской архитектуре соору­жение, в котором совершает­ся таинство крещения.

***Пророк — в религии избранник Бога на земле, открывающий людям волю Бога и смысл прошедшего, настоящего и будущего.

****Аллегория — выражение какого-либо отвлечённого понятия в виде конкретного образа (например, правосу­дия в виде женщины с завязанными глазами и с весами в руках).

Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, известный и как архитек­тор. Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к мону­ментальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные на­блюдения. Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи. Украшенный многочисленными рельефами и ста­туями фонтан Фонте Маджоре, окон­ченный в 1278 г., стал гордостью го­рода. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. По­лулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее во

Пиза.

Пиза.

Джотто ди Бондоне.

ЖИВОПИСЬ

Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрожде­ния служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511 —1574), итальян­ского архитектора, живописца и ис­торика искусства.

Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоя­щее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302), которого он на­звал родоначальником нового италь­янского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свой­ственны отвлечённость и статич­ность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить в своих рабо­тах земные чувства, смягчить жёст­кость византийского канона.

Поиски нового гораздо реши­тельнее обнаружили себя в произве­дениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклон­ника позднеантичной живописи. Каваллини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (цер­ковь Санта-Чечилия ин Трастевере; около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и мате­риальную осязаемость.

*Мозаика — рисунок иди упор из кусочков камней, стек­ла или других материалов.

**Канон — правило, закон, система норм, свойственная. в частности, какому-либо ху­дожественному стилю.

***Экспрессия— яркое про­явление чувств, настроений, мыслей.

****По библейской легенде, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифле­еме, приказал своим воинам убить в этом городе всех мальчиков младше двух лет.

Достижения Каваллини пере­нял Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший худож­ник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Он родился в Колле де Веспиньяно близ Флоренции в крестьянской семье. Вазари приводит в «Жизне­описаниях...» такую легенду. Маль­чик Джотто как-то пас овец и, пока те щипали траву, рисовал на камне. Мимо проходил Чимабуэ. Поражён­ный дарованием ребёнка, живопи­сец принял его в свою мастерскую. Существует и другая версия: отдан­ный отцом в обучение к торговцу шерстью, мальчик часто убегал из лавки и проводил время в мастер­ских флорентийских живописцев, пока, наконец, Чимабуэ не убедил Бондоне-отца не препятствовать художественным наклонностям сы­на. Из обеих версий следует, что Джотто был учеником Чимабуэ, что, однако, у некоторых его биографов вызывает сомнение. Предполагают,

что Джотто, живший в Риме в нача­ле XIV в., мог учиться у Каваллини. Затем художник работал во многих городах Италии: в Падуе он написал фрески для капеллы дель Арена, во Флоренции — цикл фресок для ка­пелл Барди и Перуцци в церкви Санта-Кроче, жил в Милане, а с 1329 по 1 333 г. — в Неаполе (рабо­ты не сохранились). В 1 334 г. он по­селился во Флоренции и оставался там до самой смерти, занимаясь архитектурой.

Наиболее известные произве­дения Джотто — фрески в капелле

Чимабуэ.

Мадонна на троне.

XIII в.

Галерея Уффици,

Флоренция.

ФРЕСКА, СИНОПИЯ, КАРТОН

В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись за­нимала господствующее место. Она выполнялась в технике фре­ски — красками, приготовленными на воде, писали по сырой шту­катурке (само слово «фреска» по-итальянски означает «свежий», «сырой») и по сухой («а секко», что в переводе с итальянского оз­начает «по сухому»). Основное связующее вещество штукатур­ки — известь. Фресковая роспись выполняется быстро и неред­ко по частям, между которыми остаются соединительные швы. Со второй половины XV столетия технику фрески стали дополнять живописью «по сухому», которая позволяла работать несколько медленнее и допускала отделку деталей.

Работе над росписями предшествовало изготовление синопий — вспомогательных рисунков, нанесённых под фреску на пер­вый слой штукатурки. Они выполнялись красной охрой, которая добывалась из глины близ города Синоп на южном берегу Чёр­ного моря и называлась синопской краской, или синопией, затем и сами рисунки стали именоваться синопиями. Они применялись в итальянской живописи с XIII в. и до середины XV в. При рес­таврации в 1960 г. «Триумфа смерти» в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе были обнаружены синопии, ещё более вырази­тельные, чем сама фреска. После наводнения 1966 г. во Флоренции при реставрационных работах нашли большое коли­чество синопий. Выставка снятых со стен фресок и синопий со­стоялась в 1968 г. в Нью-Йорке, Лондоне и других городах. Не все живописцы обращались к синопиям. Джотто, например, об­ходился без них.

Постепенно от синопии отказались. С середины XV в. широ­кое распространение в живописи получили картоны. Это выпол­ненные на бумаге или на ткани подготовительные рисунки в раз­мере будущих произведений. Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли. Её продували че­рез проколотые в контуре дырочки и вдавливали в штукатурку ка­ким-либо острым инструментом.

Иногда синопии из эскизного наброска превращались в закон­ченный монументальный рисунок, а картоны приобретали значе­ние самостоятельных произведений живописи.

*Капелла — часовня; небольшое отдельно стоящее сооружение или помещение в церкви для молитв одной семьи.

Джотто ди Бондоне.

Бегство в Египет. Фреска.

Начало XIV в.

Капелла дель Арена. Падуя.

дель Арена в Падуе (1304— 1306 гг.), названной так потому, что на её мес­те когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом на­чале XIV в. иадуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано — статую Мадонны с Младенцем.

Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямо­угольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и просто­ра в сравнительно небольшом поме­щении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сия­ющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделя­ются фигуры, написанные в жёл­тых, розовых, зелёных тонах. Рос­пись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещен «Страшный суд», напротив находит­ся «Благовещение».

На длинных стенах расположены в три ряда самостоятельные компо­зиции. Они связаны друг с другом

как сцены одного рассказа. Повест­вование неторопливо и незамысло­вато, исполнено спокойного досто­инства. Фигуры изображены на фоне природного и архитектурно­го пейзажа. Образы Джотто естест­венны, человечны, сдержанны, лица однотипны, детали скупы. Художник выразительно использовал язык жестов, движений, обобщённых си­луэтов, передал разные оттенки про­стых человеческих чувств и душев­ных состояний. Каждая композиция, являясь частью целого, может вос­приниматься и как самостоятельное произведение.

Джотто ввёл в традиционную си­стему росписей новые сюжеты, свя­занные с жизнью Иоакима и Анны, родителей Марии — Матери Христа.

Глубоко удручённый старец Иоаким, изгнанный из Иерусалимско­го храма за бездетность — знак от­верженности Богом, возвращается к своим стадам. Пастухи встречают его, сочувственно переглядываясь друг с другом. Ландшафт на этой росписи напоминает условный ска­листый фон византийских икон, фигуры на переднем плане изобра­жены объёмно и обобщённо. Более реально запечатлён пейзаж в сцене встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот: стена расположена слегка по диагонали, из ворот группой вы­ходят женщины. Всё внимание сконцентрировано на радостных объятиях супругов, получивших на­конец благую весть о том, что у них вскоре родится ребёнок.

В драматичном «Оплакивании Христа» на фоне голой скалы с вы­сохшим деревом группа учеников и женщин окружает мёртвого Христа, распростёртого на земле. Сидящие на переднем плане спиной к зрите­лю фигуры в широких одеяниях как будто замыкают скорбную сцену.

Одна из самых известных роспи­сей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взмет­нувшихся копий и факелов Хри­стос и обнимающий его Иуда изо­бражены в профиль. Они смотрят

*В христианстве Страш­ный суд — последний суд над живыми и мёртвыми после второго пришествия Христа на Землю. После суда праведников ждёт райское блаженство, а грешников — адские муки.

**Благовещение — весть, принесённая архангелом Гавриилом, о том, что у Девы Марии родится Сын — Иисус Христос, Спаситель.

***Иуда Искариот — один из учеников Христа (апосто­лов), предавший Спасителя.

друг другу в глаза. Спасителю с ли­цом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколо­бый, уродливый Иуда. Он предал Учителя: целуя Христа, помог стра­же опознать его в ночной темноте и схватить. Джотто достигает здесь неведомой до тех пор психологиче­ской глубины.

Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современ­ники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.

После Джотто в развитии италь­янской живописи произошёл замет­ный спад. Искусство последних двух третей XIV в., отмеченное влиянием готики, принято называть треченто (от итал. trecento — «триста»; италь­янское название XIV в.).

Во второй половине XIV в. в Ита­лии на первое место вышла жи­вописная школа Сиены. При всём богатстве и процветании этот тос­канский город меньше, чем Фло­ренцию, затронуло движение Ренес­санса. Как писал П. П. Муратов — историк, искусствовед, один из яр­ких представителей русского «сере­бряного века», «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством... В этом городе ис­кусство не было призвано указывать путь человечеству, намечать линии всемирной истории духа, как это было с искусством во Флоренции. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредствен­ных чувств».

Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 — 1320), старший современ­ник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своём творчест­ве придерживался традиций визан­тийской иконописи. Его крупней­шая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество. В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем. Их окружа­ют святые и ангелы, а также отдель­ные, меньшие по размерам сцены, посвящённые Богоматери и Христу.

Капелла дель Арена. Падуя.

Симоне Мартини.

Андреа дель Кастаньо.

Симоне Мартини.

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в художествен­ной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т. е. не церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Си­ену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперни­цей славного города Рима, от которого она произошла и величию которо­го подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, особое влияние на городские дела оказывали несколько бо­гатейших семейств. Они постоянно соперничали друг с другом. Эта борь­ба закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его гла­ва, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стека­лись писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники.

В архитектуре тогда произошёл подлинный переворот. Во Флоренции раз­вернулось широкое строительство, на глазах менявшее облик города.

АРХИТЕКТУРА

Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески (1377—1446), родо­начальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей науч­ной теории перспективы (возводил постройки на основе точных матема­тических расчётов). Разносторонне одарённый, получивший широкое гуманистическое образование, он

*Галерея — длинное крытое помещение, одна из стен которой заменена колон­нами, столбами или сплошным рядом окон.

первоначально работал как скульп­тор и участвовал (но не выиграл) в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей фло­рентийского баптистерия.

Ранняя постройка Брунеллески — купол собора Санта-Мария деть Фьоре во Флоренции; это образец бле­стящего пластического (пространст­венного) и инженерного решения. Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания со­рок два метра). Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пус­тотелый купол имел двойную обо­лочку и каркас из восьми рёбер, который опоясывали кольца. Гранди­озный купол, покрытый тёмно-крас­ной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарём, торжественно парит над городом как величественный образ Флоренции. Великий итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти, посвящая Брунеллески свой трактат о живописи, писал, что это «великое... вздымающееся к небесам сооруже­ние осеняет собой все тосканские земли». Творение Брунеллески — предшественник многочисленных купольных храмов в Италии и дру­гих странах Европы.

Одновременно с возведением ку­пола архитектор построил в 1421 — 1444 гг. первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта — Оспедале дельи Инноченти (что в перево­де с итальянского означает «госпи­таль и приют невинных»). Госпиталь украсил небольшую флорентийскую площадь Санта-Аннунциата. Гуман­ное назначение постройки отрази­лось на её приветливом, спокойном облике. Двухэтажный фасад протя­нулся по одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается де­вятью аркадами на стройных изящ­ных колоннах, под арками распола­гаются девять прямоугольных окон. Невысокая лестница почти во всю ширину фасада словно приглашает вступить под своды аркад. Продуманный чёткий план, прекрасные лёгкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатле­ние равновесия и гармонии. Позд­нее, в 1463—1466 гг., промежутки между арками были украшены цвет­ными керамическими медальонами с рельефами работы флорентий­ского скульптора Андреа делла Роббиа. Рельефы изображают спелёна­тых младенцев.

В постройке Брунеллески выра­жена одна из главных особенностей

Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески.

Флоренция.

*Купол архитектурное покрытие в форме полуша­рия или опрокинутой чаши.

**Керамика — материал, получаемый при обжиге глины с минеральными добавками.

ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Создание композиции, ориентированной на единый центр и увен­чанной куполом, хотя и не было изобретением архитектуры Возрож­дения, но стало одной из её главных тем как воплощение высшего совер­шенства Вселенной.

Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. В 1421 — 1428 гг. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этом сооружении архи­тектурные принципы получили даль­нейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (1429—1443 гг.) — подлинной жемчужине раннего Воз­рождения. Расположенная в глубине узкого двора церкви Санта-Кроче, капелла богатого флорентийского рода Пацци встречает входящего изящным шестиколонным порти­ком с большим центральным ароч­ным проёмом. По недавно получен­ным архивным данным, портик, возведённый Брунеллески, впослед­ствии был перестроен. Однако труд­но допустить, что в новом сооруже­нии не отразился общий образный замысел великого зодчего. Сама же залитая светом небольшая, прямо­угольная в плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, рав­новесием частей, чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены выполненны­ми из тёмно-серого камня полоса­ми архитектурных тяг, прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство стен воспринимается как элемент архитектуры, производя­щей впечатление лёгкости и одухо­творённости.

В начале 30-х гг. XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замеча­тельным скульптором Донателло, посетил Рим. На ранних этапах Воз­рождения знакомство итальянского общества с античной культурой происходило благодаря изучению сохранившихся архитектурных па­мятников древности и обнаружен­ным рукописям — их собирали, изу­чали и переписывали. Во время поездки Брунеллески и Донателло участвовали в раскопках, обмеряли, исследовали и классифицировали античные памятники. Влияние рим­ской классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески — флорентийских церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г.; закон­чена уже после его смерти в 1487 г.).

Создание нового типа городских дворцов, послуживших образцом для общественных зданий поздней­шего времени, стало одной из глав-

Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески.

Флоренция.

ных задач итальянской архитектуры XV столетия.

Следующий этап развития италь­янской архитектуры XV в. связан с именем Леона Баттисты Альберти (1404—1472), философа и учёного. По многогранности деятельности и интересов, охватывавших гумани­тарные и точные науки, экономику, философию, поэзию, музыку, живо­пись, скульптуру, архитектуру, Альберти — идеальная «ренессансная личность», сравнимая лишь со все­мирно известным мыслителем и ху­дожником классического Возрожде­ния Леонардо да Винчи.

Альберти принадлежал к образо­ванной флорентийской семье, из­гнанной из родного города полити­ческими противниками. Он испытал в юности лишения, но всё-таки су­мел получить блестящее образова­ние, изучая в университетах Падуи и Болоньи юриспруденцию, матема­тику и естественные науки. В 1428 г. ему удалось вернуться во Флорен­цию, где он вошёл в круг учёных и художников, группировавшихся во­круг двора Медичи.

В 1432 г. Альберти переселился в Рим, где получил должность секретаря Папы римского Евгения IV. Страстный поклонник античности, Альберти создал в 30-х гг. «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве» (1449— 1452 гг.). Ранее им были созданы трактаты «О живописи» и «О статуе» (1435—1436 гг.). В Италии и за её пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искус­ства. И всё же его главным призва­нием оставалась архитектура, хотя зодчему далеко не всегда удавалось осуществить свои смелые замыслы. С одной стороны, ему хотелось вер­нуться к классическому стилю с его чёткими геометрическими форма­ми, строгой планировкой зданий, стенами с ордером и сдержанным оформлением. Но с другой стороны, в его творчестве было немало не­обычного, обращённого в будущее. Первоначальный замысел зод­чего ярче всего выражен во фло­рентийском палаццо (дворец) Ручеллаи (1446—1451 гг.), которое завершил помощник Альберти, из­вестный архитектор Бернардо Росселино. Общая композиция здания

ДВОРЦЫ ФЛОРЕНЦИИ

Дворцы в Италии называются палаццо (от лат. palatium; отсюда и рус­ское слово «палата»). Тип богатого городского палаццо складывался во Флоренции в XV в. Его особенно­стями являются чёткое разделение замкнутого объёма здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста (от лат. rusticus — «грубый», «неотёсанный») для обли­цовки фасада, т. е. камня с грубо-околотой или выпуклой лицевой поверхностью, а также сильно вы­несенный декоративный карниз.

Самая капитальная постройка ученика Брунеллески и его одарён­ного последователя Микелоццо ли Бартоломмео (1396—1472), при­дворного архитектора семьи Меди­чи, — сооружённое в 1444—1460 гг. палаццо Медичи — Риккарди (Риккарди — фамилия последнего вла­дельца дворца). Здание расположе­но на углу двух улиц, что даёт возможность с наибольшей полно-

той оценить в тесно застроенной Флоренции его мощный объём, ос­новные членения, выразительность деталей. Ритм горизонтальных поя­сов и редко расставленных больших окон на фасаде (ещё сохраняющих традиционное готическое деление на две части средней колонкой), по­этажное уменьшение (от низа к вер­ху) выпуклости руста создают впе­чатление сдержанной силы. Подобен парадному залу внутренний двор с галереей на первом этаже, галереей с окнами — на втором, открытой лоджией с колоннами — на третьем. Помещения второго, парадного, эта­жа богато оформлены: стены обли­цованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украше­ниями, полы покрыты мраморными плитками, окна и двери имеют рель­ефные обрамления, а мебель и две­ри инкрустированы мозаикой из де­рева разных тонов. Домовая капелла Медичи расписана знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли.

Палаццо Медичи — Риккарди послужило образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. К созданию Микелоццо близок дворец Строцци (заложен­ный в 1481 г.), который связывают с именем архитектора и скульпто­ра Бенедетто да Майано (1442— 1497). В некоторых деталях здесь ещё можно видеть следование ма­стера готическим традициям, но в целом здание отмечено тонкой гар­монией, оно создаёт впечатление законченности и элегантности.

Среди вариантов оформления дворцов и вилл следует отметить отделку зданий гранёным камнем. Благодаря этому довольно редкому приёму, называемому алмазной рустовкой, фасад здания выглядел более нарядным. Такой гранёный камень был применён в конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре; этим постройкам подражали зодчие Испании и Португалии.

В России таким образом отде­лана знаменитая Грановитая пала­та в Московском Кремле, постро­енная итальянскими мастерами в 1487—1491 гг.

Леон Баттиста Альберти.

Палаццо Ручеллаи. XV в.

Флоренция.

*Пилястры — плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Малатеста в усыпальницу, так назы­ваемую Темпио Малатестиано (зда­ние не было завершено).

Постройки Лоренцо Альберти оформлены системой большого ор­дера (колонны и пилястры распо­лагаются по всей поверхности фа­сада от низа до верха), которой принадлежало будущее в творчест­ве Микеланджело и Палладию. Альберти в своей системе пропорций следует «золотому сечению» — из­вестному с глубокой древности ма­тематическому соотношению раз­меров архитектурных элементов, при котором меньший из двух раз­меров во столько же раз меньше другого, во сколько больший раз­мер меньше их общей суммы.

Севернее Тосканы развитие ренессансного искусства шло иными путями. В течение столетий интере­сы Венеции, процветавшей торго­вой республики на севере Италии, были связаны преимущественно с Византией и другими странами Вос­тока. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рын­ков, включили их в орбиту собствен­но итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В искусст­ве Венеции ещё долго господствова­ли византийские традиции и готиче­ское влияние.

Лоренцо Гиберти.

СКУЛЬПТУРА

В XV в. итальянская скульптура пе­реживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появи­лись новые жанры. В практику худо­жественной жизни начинали вхо­дить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий; художест­венные конкурсы приобретали ха­рактер широких общественных мероприятий. Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульп­туры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Сре­ди участников конкурса были мо­лодые мастера — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381—1455).

Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из са­мых образованных людей своего времени, первый историк итальян­ского искусства, Гиберти, в твор­честве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь од­ному виду скульптуры — релье­фу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных две­рей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.), которые Микеланд-

 

Донателло.

Донателло.

Давид. XV в.

Донателло.

XV в. Падуя.

мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной прав­ды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной геро­ики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для на­ружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхо­заветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительнос­тью и внутренней силой образов. Особенно известен «Святой Геор­гий» (1416 г.) — юноша-воин с щи­том в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло осо­бенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, непри­крашенные, даже уродливые, но жи­вые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороз­дила глубокими морщинами по­блёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).

В 1430 г. Донателло создал «Дави­да» — первую обнажённую статутов итальянской скульптуре Возрожде­ния. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе па­лаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, — один из излюбленных образов Ре­нессанса. Изображая его юноше­ское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, по переработал их в духе своего време­ни. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голи­афа и словно не сознаёт ещё совер­шённого им подвига.

Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила ху­дожественные возможности Дона­телло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в ко­торых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мра­морную кафедру флорентийского со­бора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти — нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых анге­лов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрожде­ния, распространившийся затем в искусстве XVII—XVIII вв.

Почти десять лет Донателло рабо­тал в Падуе, старом университет­ском городе, одном из центров гу­манистической культуры, родине глубоко почитаемого в Католиче­ской Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, До­нателло выполнил в 1446—1450 гг. огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Цен­тральное место под балдахином за­нимала статуя Мадонны с Младенцем,

по обеим сторонам которой распо­лагалось шесть статуй святых. В кон­це XVI в. алтарь был разобран. До на­ших дней сохранилась только сто часть, и сейчас трудно себе предста­вить, как он выглядел первоначально.

Четыре дошедших до нас алтар­ных рельефа, изображающие чудес­ные деяния Святого Антония, позво­ляют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены пред­ставлены в едином движении в ре­альной жизненной обстановке. Фо­ном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря пе­редаче перспективы возникает впе­чатление глубины пространства, как в живописных произведениях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь