Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Галерея Оспедале дельи Инноченти. XV в. Флоренция.



Филиппо Брунеллески.

Фасад Оспедале дельи Инноченти. XV в.

Флоренция.

*Купол архитектурное покрытие в форме полуша­рия или опрокинутой чаши.

**Керамика — материал, получаемый при обжиге глины с минеральными добавками.

ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Создание композиции, ориентированной на единый центр и увен­чанной куполом, хотя и не было изобретением архитектуры Возрож­дения, но стало одной из её главных тем как воплощение высшего совер­шенства Вселенной.

Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. В 1421 — 1428 гг. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этом сооружении архи­тектурные принципы получили даль­нейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (1429—1443 гг.) — подлинной жемчужине раннего Воз­рождения. Расположенная в глубине узкого двора церкви Санта-Кроче, капелла богатого флорентийского рода Пацци встречает входящего изящным шестиколонным порти­ком с большим центральным ароч­ным проёмом. По недавно получен­ным архивным данным, портик, возведённый Брунеллески, впослед­ствии был перестроен. Однако труд­но допустить, что в новом сооруже­нии не отразился общий образный замысел великого зодчего. Сама же залитая светом небольшая, прямо­угольная в плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, рав­новесием частей, чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены выполненны­ми из тёмно-серого камня полоса­ми архитектурных тяг, прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство стен воспринимается как элемент архитектуры, производя­щей впечатление лёгкости и одухо­творённости.

В начале 30-х гг. XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замеча­тельным скульптором Донателло, посетил Рим. На ранних этапах Воз­рождения знакомство итальянского общества с античной культурой происходило благодаря изучению сохранившихся архитектурных па­мятников древности и обнаружен­ным рукописям — их собирали, изу­чали и переписывали. Во время поездки Брунеллески и Донателло участвовали в раскопках, обмеряли, исследовали и классифицировали античные памятники. Влияние рим­ской классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески — флорентийских церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г.; закон­чена уже после его смерти в 1487 г.).

Создание нового типа городских дворцов, послуживших образцом для общественных зданий поздней­шего времени, стало одной из глав-

Филиппо Брунеллески.

Купол кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре. XV в. Флоренция.

*Портик — галерея на ко­лоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

В архитектуре тяга - вы­ступ, разделяющий стену по горизонтали.

Филиппо Брунеллески.

Капелла Пацци. XV в. Флоренция.

Филиппо Брунеллески. Интерьер церкви Сан-Лоренцо. XV в.

Флоренция.

ных задач итальянской архитектуры XV столетия.

Следующий этап развития италь­янской архитектуры XV в. связан с именем Леона Баттисты Альберти (1404—1472), философа и учёного. По многогранности деятельности и интересов, охватывавших гумани­тарные и точные науки, экономику, философию, поэзию, музыку, живо­пись, скульптуру, архитектуру, Альберти — идеальная «ренессансная личность», сравнимая лишь со все­мирно известным мыслителем и ху­дожником классического Возрожде­ния Леонардо да Винчи.

Альберти принадлежал к образо­ванной флорентийской семье, из­гнанной из родного города полити­ческими противниками. Он испытал в юности лишения, но всё-таки су­мел получить блестящее образова­ние, изучая в университетах Падуи и Болоньи юриспруденцию, матема­тику и естественные науки. В 1428 г. ему удалось вернуться во Флорен­цию, где он вошёл в круг учёных и художников, группировавшихся во­круг двора Медичи.

В 1432 г. Альберти переселился в Рим, где получил должность секретаря Папы римского Евгения IV. Страстный поклонник античности, Альберти создал в 30-х гг. «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве» (1449— 1452 гг.). Ранее им были созданы трактаты «О живописи» и «О статуе» (1435—1436 гг.). В Италии и за её пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искус­ства. И всё же его главным призва­нием оставалась архитектура, хотя зодчему далеко не всегда удавалось осуществить свои смелые замыслы. С одной стороны, ему хотелось вер­нуться к классическому стилю с его чёткими геометрическими форма­ми, строгой планировкой зданий, стенами с ордером и сдержанным оформлением. Но с другой стороны, в его творчестве было немало не­обычного, обращённого в будущее. Первоначальный замысел зод­чего ярче всего выражен во фло­рентийском палаццо (дворец) Ручеллаи (1446—1451 гг.), которое завершил помощник Альберти, из­вестный архитектор Бернардо Росселино. Общая композиция здания

ДВОРЦЫ ФЛОРЕНЦИИ

Дворцы в Италии называются палаццо (от лат. palatium; отсюда и рус­ское слово «палата»). Тип богатого городского палаццо складывался во Флоренции в XV в. Его особенно­стями являются чёткое разделение замкнутого объёма здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста (от лат. rusticus — «грубый», «неотёсанный») для обли­цовки фасада, т. е. камня с грубо-околотой или выпуклой лицевой поверхностью, а также сильно вы­несенный декоративный карниз.

Самая капитальная постройка ученика Брунеллески и его одарён­ного последователя Микелоццо ли Бартоломмео (1396—1472), при­дворного архитектора семьи Меди­чи, — сооружённое в 1444—1460 гг. палаццо Медичи — Риккарди (Риккарди — фамилия последнего вла­дельца дворца). Здание расположе­но на углу двух улиц, что даёт возможность с наибольшей полно-

той оценить в тесно застроенной Флоренции его мощный объём, ос­новные членения, выразительность деталей. Ритм горизонтальных поя­сов и редко расставленных больших окон на фасаде (ещё сохраняющих традиционное готическое деление на две части средней колонкой), по­этажное уменьшение (от низа к вер­ху) выпуклости руста создают впе­чатление сдержанной силы. Подобен парадному залу внутренний двор с галереей на первом этаже, галереей с окнами — на втором, открытой лоджией с колоннами — на третьем. Помещения второго, парадного, эта­жа богато оформлены: стены обли­цованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украше­ниями, полы покрыты мраморными плитками, окна и двери имеют рель­ефные обрамления, а мебель и две­ри инкрустированы мозаикой из де­рева разных тонов. Домовая капелла Медичи расписана знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли.

Палаццо Медичи — Риккарди послужило образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. К созданию Микелоццо близок дворец Строцци (заложен­ный в 1481 г.), который связывают с именем архитектора и скульпто­ра Бенедетто да Майано (1442— 1497). В некоторых деталях здесь ещё можно видеть следование ма­стера готическим традициям, но в целом здание отмечено тонкой гар­монией, оно создаёт впечатление законченности и элегантности.

Среди вариантов оформления дворцов и вилл следует отметить отделку зданий гранёным камнем. Благодаря этому довольно редкому приёму, называемому алмазной рустовкой, фасад здания выглядел более нарядным. Такой гранёный камень был применён в конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре; этим постройкам подражали зодчие Испании и Португалии.

В России таким образом отде­лана знаменитая Грановитая пала­та в Московском Кремле, постро­енная итальянскими мастерами в 1487—1491 гг.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь