Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Парадигмы, основные и вспомогательные категории и понятия СКД



" Социально-культурная деятельность". Обратим внимание на то, что в такой трактовке связываются и даже " склеиваются" в единое целое три понятия:

- социальная - сфера функционирования деятельности;

- культурная - характер направленности содержания деятельности;

- деятельность - системообразующий элемент понятия, указывающий на деятельностный подход.

Поэтому данное понятие формируется на базе систем знаний - социальных: философия, социальная педагогика, социальная психология, социология; культурологического цикла дисциплин: культурология, эстетика, этика; прикладных (частных методик): основы коммуникативной культуры, общая технология социально-культурной деятельности, социально-культурное проектирование, методы информационно-просветительной деятельности, техника организации досуговых мероприятий и т.д.

Исходя из данного подхода, основные понятия социально-культурной деятельности можно условно классифицировать на:

- предметные, отражающие сущность предмета познания;

- прикладные, определяющие системные связи предмета познания с другими дисциплинами.

Понятие " социально-культурная деятельность имеет различные конфигурации трактовок, это зависит прежде всего от того, какое содержание вкладывает каждый исследователь в него. Так, например, А.П. Марков дает следующее определение: " Социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения, развития традиций, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.

А.Д. Жарков указывает на то, что " социально-культурная деятельность является более " узким понятием" по объему, поскольку должна быть направлена на " трудные" категории граждан (наркоманов, токсикоманов, алкоголиков, проституток, бомжей и т.д.), у которых нет потребности в культурной деятельности, нет досуга (как свободного времени-пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню).

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что" социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Социально-культурная деятельность реализуется институциальных и неинституциальных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитие» самореализацией, общением, удовольствием, оздоровление» осуществляется на основе интересов и потребностей человек.

" Социально-культурная деятельность - общественное явление, которой характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствам! на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время". АС. Ковальчук.

Предмет социально-культурной деятельности - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения друг с другом, осмысления бытия в прошлом, настоящем и будущем, которая базируется на активизации сознания.

Иначе говоря, под предметом социально-культурной деятельности мы понимаем угол зрения на изучаемый объект на основе закономерностей функционирования социально-культурных учреждений и стадий развития и самодвижения личности, через решение социально-психологических, педагогических и художественных задач.

" Теория социально-культурной деятельности" - это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на трактовку того или иного аспекта данного феномена. Теория социально-культурной деятельности - это определенный объем знаний, дающих целостное представление о закономерностях и сущностных связях технологий данной деятельности в условиях досуга.

Методика социально-культурной деятельности - совокупность средств, формы и методов социально-культурной деятельности, а также основных закономерностей, типичных условий и универсальных способов их использования в сфере свободного времени.

" Социально-культурная технология" - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социально-культурной деятельности, совокупность навыков, методов, способов, направленных на достижение, реализацию социального заказа.

Процесс формирования социально-культурной деятельности - это взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в присвоении личностью своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которой он получает возможность для самореализации, саморазвития и самовыражения.

Социально-культурные проблемы - с одной стороны, объективно существующие факты неблагополучия в тех или иных сферах культурной жизни, утраты (как ценностно-нормативного, так и предметного характера), различного рода препятствия, затрудняющие процесс социально-культурного развития личности, социальной группы, общества; с другой это субъективно переживаемое противоречие между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и результатами.

Концепция - это система обоснованных общих представлений о природе и возможностях определенных социально культурных явлений, процессов и объектов. На базе концепции формируется новый подход (парадигма) в организации социально-культурной деятельности.

Парадигма - это устойчивый набор принципов организации социально-культурных процессов, определяющих их форму и содержание, отбор значимой информации, критерии оценки результатов обусловленной деятельности.

Социальный институт - зафиксированная в нормативных установлениях, социально признанная организация социально значимых функций и соответствующих им полей (на пример, семья, учреждения культуры, образования и т.д.). Общеизвестно, что любой социальный институт имеет в обществе свой статус. Статус - общественное положение, место в социальной иерархии.

" Социальная инфраструктура" - комплекс социальных организаций и институтов призванных обеспечивать социально-воспроизводственный процесс: производство, распределение и потребление ресурсов и жизненных благ (социально-экономическая составляющая инфраструктуры); выработка образцов и норм деятельности, поведения, общения и воздействия с природным, социальным и культурным окружением, а также приобщение к этим образцам и нормам каждого нового поколения людей

" Социально-культурная среда" - обозначает конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга.

Социальная роль - устойчивый набор функций, выполняемых определенным участником системы социального взаимодействия; обычно эти функции нормативно зафиксированы.

В заглавном ряду в понятийно-категориальном аппарате стоит такая дефиниция, как культурно-досуговое учреждение (клуб, народный дом, национально-культурный центр, Дом культуры, Центр досуга и т.д.), который определяется как самостоятельный, либо интегрирующий в комплексе общественно-государственный институт воспитания и самовоспитания духовного развития, творчества, рекреации, нерегламентированного общения на основе инициативы и самодеятельности личности в сфере досуга.

" Принципы социально-культурной деятельности" - это исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально культурного процесса. Так, например, среди принципов социально-культурной деятельности Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников выделяют следующие:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов на классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

- принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинен» интересам, потребностям и установкам личности; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

- принцип общественно-государственного соуправления СКД, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Свое отражение принципы социально-культурной деятельности находят в содержании социально-педагогических, социально-художественных программ деятельности различных культурно-досуговых учреждений. В данном случае содержательный аспект программных действий является механизмом передачи социально-педагогического опыта личности и направлен на ее всестороннее развитие.

Содержание социально-культурной деятельности - это широкая совокупность идей, понятий, тематически подобранного материала, осмысленного и выстроенного (лексического, иллюстративно-художественного и документального), составляющего суть социально-культурной деятельности.

Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование, учение) – 1. Особая сфера человеческой деятельности и ее результаты, представляющие собой совокупность идей, взглядов, концепций, учений об окружающей реальности. 2. Форма достоверных научных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов, основывающаяся на окружающей реальности. Социологический энциклопедический словарь

Методология – 1. Наука о методе; 2. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющая основу для данной науки; 3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке. Социологический энциклопедический словарь

Методика (от греч. methodike – совокупность методов) – 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности; 2. В социологии – система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития - перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Основы законодательства ст. 3. Основные понятия

Культура - Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура. Слово и понятие “культура” используются и применяются в несовпадающих отношениях. Насчитывается несколько сотен теоретических определений (дефиниций) культуры. Ее определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демонстрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и многогранен сам человек, ее творец и потребитель. Многие из этих определений (как бы они ни отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаи-модополнении, в интегративном единстве они могут высветить ее сферический полнокровный облик. Достаточно краткое и наиболее емкое определение могло бы звучать так: К. по внутренней сущности — это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. К. включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки.

В. Е. Давидович Культурология. Краткий тематический словарь.

Искусство - особая форма культуры, включает специфические виды познания, деятельности, удовлет воряет индивидуальные и социальные эстетические потребности; отражая действительность в системе художественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества. Процесс развития И. непрерывен, разомкнут, соотнесён с общей социальной историей, не повторяя ее буквально;

высшие из достижений И. последующими этапами развития не перекрываются. И. имеет исторически стабильные и мобильные свойства, сохраняет в сознании фундаментальные общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, крупных социальных групп. При зарождении И. его элементы синкретически слитны и не выделены из общей социальной деятельности; впоследствии, не утратив связей с многообразием социума, И. выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для И. законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., образуя виды И. (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т. ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.). Уровень развития и активность функционирования И. в обществе являются важной характеристикой культуры в целом. Шевляков Культурология. Краткий тематический словарь.

Творчество - Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное \ т. Т. Пушкина. Т. новаторов. II прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя. Ожегов Словарь

Культурная деятельность - понятие, характеризующее один из самых распространенных и эффективных подходов к сущности культуры — деятелъ-ностный. Он имеет своей теоретической предпосылкой идеологию западноевропейского Просвещения, в которой Д. становится основанием всей культуры. Первые шаги к этому сделал Кант, а в ранг всеобщего основания культуры Д. поставил Фихте, рассматривавший субъект (“Я”) как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая создает мир (“не — Я”). Наиболее развитую рационалистическую концеп-цию Д. дал Гегель, толковавший ее как всепроникаю-щую характеристику абсолютного духа, как разумное целеполагание, порождаемые его имманентной потребностью в самоизменении. В XIX в. отмечается отход от чисто рациональной трактовки Д. как основания культуры (Кьеркегор, Шопенгауэр, Гуссерль), начинают рассматриваться ценностные регулятивы Д. В марксистской трактовке она выступает прежде всего как предметная, воплощающая органическое единство материального и духовного.

В интересующем нас плане под К. д. понимается форма активного отношения человека к миру, содержание которой составляет его целесообразное преобразование. Главным в деятельной активности челове-ка как субъекта культуры является предметно-практическое преобразование мира. Но в процессе освоения культурного наследия осуществляется переход предметной формы в личностную, а в творческом развитии культуры акцент делается на предметную реализацию личностных способностей человека. Культура знаменует то обстоятельство, что человек овладел достигнутым уровнем технологии своей преобразовательной Д. и на этой основе двигает технологию вперед. Предметное богатство — внешняя форма существования культуры как Д. Ее содержанием является развитие самого человека как субъекта этой Д.

В. К. Королев Культурология. Краткий тематический словарь.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Основы законодательства ст. 3. Основные понятия

Человек - (человеки - устар. и шутл.; косе. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении -устар. и шутл.), м. 1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец.). Первобытный ч. (исторический предок современного человека). Биологическая природа человека. Духовный мир человека. Я ч„ и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм). Ч. - это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Ученый ч. Честный ч. Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески, разг.). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг.). Все мы люди, все человеки (никто не лишён человеческих слабостей; шутл.). 2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга. II умелый, человечек, -чка, м. (к 1 знач.) II унич. человечишка, -и, м. (к 1 знач.). II прил. человеческий, -ая, -ое (к 1 знач.) и человечий, -ья, -ье (к 1 знач.; разг.). Ожегов Словарь

Личность - понятие для характеристики человека как субъекта творчества и свободы, способного преображать мир и самого себя. Быть Л. — значит созидать свой уникальный внутренний (смысловой) мир и выступать причиной собственного существования. Но, являясь причиной самой себя, Л. одновременно выступает как творческий центр Вселенной. Культура — всеобщий способ самореализации Л., выражение ее внутреннего смыслового единства с др. людьми и твор ческим опытом предшествующих поколений. Призвание Л. — осуществить себя, сделав культуру началом и ступенькой творческого восхождения. Понятие Л. подчеркивает в человеке сознательно-волевое начало. Слово “Л.” (“персона”) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Пре-вратившись в термин философии, слово “Л.” существенно изменило свой смысл. Человек — Л. не является в театре жизни “лицедеем”, а возлагает на себя определенную социальную роль как миссию — свободно, с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Быть Л. трудно, а не быть Л. — иметь дефицит сознательно-волевого начала, прозябать в жалком состоянии лени, ипохондрии, мечтательности и завистливости, терять самоуважение и т. д. Способом внутренней регуляции Л. является совесть, выражающая духовную свободу Л., ее автономию от природной и общественной целесообразности. Л. уникальна и несет в себе внерациональную тайну свободы и творчества. В XX в. наибольший вклад в понимание Л. и проблем ее бытия внесли 3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Н. А. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, М. Бубер и др.

В. В. Ермоленко Культурология. Краткий тематический словарь.

Свободное время – внерабочее время за вычетом времени, используемого в связи с необходимостью поддерживать биологическое существование организма. Социологический энциклопедический словарь


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь