Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы ораторского искусства



Термин " ораторское искусство" (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами является греческое слово риторика и русское красноречие.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

В зависимости от целей и форм произнесения публичных выступлений выделяют следующие виды ораторской речи:

I. Cоциально-политическое красноречие (доклад, парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская речь).

II. Академическое красноречие (вузовская, научно-популярная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение).

III. Судебное красноречие (адвокатская, обвинительная, самозащитительная речь).

IV. Духовно-нравственное красноречие (церковная проповедь).

V. Социально-бытовое общение (юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово).

 

Основные навыки и умения оратора

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Чтобы выступать перед аудиторией, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. К основным навыкам оратора относится:

- навык отбора литературы;

- навык изучения отобранной литературы;

- навык составления плана;

- навык написания текста речи;

- навык самообладания перед аудиторией;

- навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Оратор должен уметь самостоятельно готовить выступление, установить и поддерживать контакт с аудиторией, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, применять технические средства и т.д.

Успех публичного выступления во многом зависит от умения оратора

логично построить выступление, от композиции речи.

Композиция речи – это структура речи: расположение и соотношение ее составных частей. Выступление должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Начинать подготовку к выступлению традиционно рекомендуется с основной части публичной речи. Целями основной части выступления может быть формулировка общих положений, сообщение новой информации, последовательное разъяснение выдвинутых положений и доказательство их истинности, подведение слушателей к необходимым выводам.

Вступление и заключение пишутся тогда, когда работа над основной частью закончена и оратор четко понимает все изложенные в ней идеи.

Во вступлении могут быть этикетные формулы, юмористические замечания, вопрос или сообщение, привлекающие внимание аудитории; интересный факт, имеющий прямое отношение к теме, цитата.

В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели: суммировать сказанное, обобщить информацию; способствовать запоминанию основных положений речи; вновь привлечь внимание к проблеме выступления; призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Вступление и заключение занимают ≈ по 20% общего объема выступления.

Готовясь к публичной речи, следует помнить о существовании закон края: люди лучше всего запоминают первое и последнее из того, что сказано.

Виды аргументов

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов. Аргументация – это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком.

Начиная с античных времен, принято делить аргументы (доводы) на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие суждения:

- теоретические или эмпирические обобщения и выводы;

- ранее доказанные законы науки;

- аксиомы и постулаты;

- определение основных понятий конкретной области знаний;

- утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение: факт – это действительное, невымышленное явление или событие; мнение – суждение, выражающее оценку, взгляд на что-либо. Факты существуют независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнение влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера и др., поэтому мнения могут быть необъективными и ошибочными. Следовательно, факты являются более надежными аргументами.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Наиболее распространенными из них считаются следующие:

- довод к чувству собственного достоинства;

- довод от угрозы;

- довод от обещания;

- довод от сочувствия;

- довод от сомнения;

- довод от недоверия и т.п.

Необходимо иметь в виду, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов.

Риторические приемы воздействия на слушателей

Практика выступлений лучших ораторов показывает, что сухое, логико-аналитическое изложение информации остается без внимания аудитории и усваивается всего лишь на 10%, поэтому начинающему оратору необходимо овладеть эмоциональными стилистическими приемами. К некоторым таким приемам относятся метафора, эпитет, гипербола, градация, инверсия, риторический вопрос, прием апелляции к собственным мыслям.

Метафора – перенос названия одного предмета на другой, речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту.

Эпитет – образное определение предмета, явления, раскрывающего его суть.

Гипербола – преднамеренное преувеличение свойств, качеств предметов и явлений.

Градация – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слов.

Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

Риторический вопрос – вопрос, не преследующий цели получить ответ слушателей.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.

Знаменитая формула Цицерона гласит: " Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении". Любой грамотный человек может овладеть основами ораторского искусства, то есть умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, убедительно и эмоционально.

Вопросы к зачету по курсу " Русский язык и культура речи"

I. Язык как система, структурные и коммуникативные свойства языка

1. Понятие о русском национальном языке, история его происхождения

2. Состав лексики русского языка с точки зрения происхождения

3. Литературный язык, его признаки. Структура и функции языка

4. Формы существования литературного языка и их характеристика

5. Понятие " культуры речи" и характеристика норм литературного языка

6. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними

7. Функциональные стили языка и их взаимодействие

II. Характеристика лексического состава современного русского литературного языка

1. Слово как единица лексики русского языка. Роль этимологии в русском языке

2. Явление полисемии в русском языке, виды переносов

3. Омонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе языка

4. Явление паронимии, синонимии, антонимии в лексико-семантической системе русского языка

5. Лексика ограниченного употребления в аспекте лексических норм

6. Активный и пассивный состав лексики русского языка. Заимствованные слова в лексической системе языка

7. Фразеологическая система в русском языке

8. Общая характеристика лексических норм. Проблемы лексической сочетаемости

 

III. Нормы произношения и ударения в современном русском литературном языке

1. Общая характеристика орфоэпических норм

2. Особенности произношения заимствованных слов

3. Акцентологические нормы. Типичные ошибки в ударении

4. Акцентные варианты, их разновидности в русском языке


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь