Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Элокуция. Специальные риторические средства выразительности. Коммуникативные качества речи
Элокуция — очень важный этап построения речевого высказывания. Здесь на первый план выходят отбор слов и средств выразительности. Оратор должен решить для себя, при помощи каких слов он хочет оформить свои мысли, а также при помощи каких тропов и фигур речи он хочет сделать свою речь эмоциональной, придать ей воздействующий характер. Речь оратора должна обладать целым рядом коммуникативных качеств: точностью, чистотой, логичностью, уместностью и выразительностью. Точность речи — это строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности. Нарушением точности речи является, в частности, смешение паронимов. Например, граждан России не следует называть русскими, так как в стране живут люди различных национальностей. Правильным вариантом в этом случае будет обращение «россияне». Понятность речи ― это использование в речи слов, имеющих широкую сферу употребления; оратор должен избегать тех слов, которые могут быть неизвестны слушателям (узкоспециальных терминов, диалектных слов и т. д.). Чистота речи ― это отсутствие в речи слов-паразитов, жаргонизмов, просторечных выражений и т. д. Богатство речи определяется обилием синонимов, эмоционально окрашенными словами, фразеологизмами. Правильность речи ― это соответствие её языковым нормам самых различных уровней. Логичность речи — соответствие смысловых связей в речи смысловым связям в реальности, последовательность, соблюдение причинно-следственных связей. Уместность речи — соответствие языковых средств, используемых оратором, ситуации, условиям общения, цели, которую он ставит перед собой. То есть в разных ситуациях общения (в быту, на работе, в транспорте, при выступлении перед публикой и т. д.) человек будет говорить на разные темы и использовать разные языковые средства. Выразительность речи — это такие особенности структуры речи, которые оказывают наибольшее эмоциональное воздействие на слушателя, поддерживают внимание и интерес у публики. Для усиления образности, эмоциональности речи используются особые художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Троп — употребление слова или выражения в переносном значении (эпитет, сравнение, метафора и т. д.). Фигуры речи, или риторические фигуры, — особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, степень её воздействия на адресата (повтор, антитеза, риторический вопрос и т.д.). В основе тропов лежит словесная образность, в основе фигур ― образность синтаксическая. Языковые средства выразительности. Тропы. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении. Эпитет — это художественное определение, подчёркивающее какое-либо качество или характеристику определяемого слова. Эпитеты позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А. Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней: « Яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница, и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны в Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густозелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота почти не имеет себе равных». Сравнение — это сопоставление двух явлений на основе их сходства. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»). Сравнение будет действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения — в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют. Оригинально, например, показал роль факторов в науке И. П. Павлов, обращаясь к молодым ученым: «Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать Метафора ― это перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Она производит сильное впечатление, хорошо запоминается. В качестве примера можно привести такие метафорические словосочетания из политического языка, как железный занавес, горячая точка, пожар войны. Метафора активно используется в Темплтоновской лекции А.И.Солженицына: воронка атеизма и самоуничтожения, коммунистический каток, горы мировых событий, а также в статьях известного церковного деятеля А.Меня: «Но идеал всегда оставался, и во имя него происходило постоянное обновление, он всегда светил; Бог ваш — “огонь поядающий”, а не печка теплая, и Он вас зовет в место, где дуют все холодные ветры». Можно привести также пример развернутой метафоры: «Корабль вашего здоровья сел на мель. Его надо взять на буксир, снять с мели, а потом, когда у него под килем будет свободная вода, он поплывет сам. Лекарства — это буксир, свободная вода — это время, а возможность плыть самому — это восстановившиеся адаптационные возможности». Эпитеты и метафора в одном фрагменте текста используются в Темплтоновской лекции А.И.Солженицына: «Ту, уже как будто забываемую, войну, когда изобильная, полнокровная, цветущая Европа как безумная кинулась грызть сама себя…» Метонимия — это перенос названия с одного предмета или явления на другое на основе их связи или смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Примерами метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод, колхоз для обозначения людей. Одним и тем же словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»; «переговоры между Лондоном и Вашингтоном». Синекдоха — один из видов метонимии. Сущность этого тропа заключается в том, что называется часть всего целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое — вместо части, множественное число — вместо единственного: «Пуще всего береги копейку! » (Н. В. Гоголь) Гипербола — образное преувеличение: он мчался быстрее молнии; ягоды в этом году выросли с кулак; до того он стал худой, прямо скелет. Литота — образное преуменьшение: мужичок с ноготок, в двух шагах отсюда, подождите секундочку. Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия; например, изображение правосудия в виде женской фигуры (богини Фемиды) с завязанными глазами. Олицетворение — приписывание человеческих (характерных для человека) свойств неодушевленным предметам и явлениям: небо плакало; радуга улыбалась. Перифраза (или перифраз) — замена названия предмета описанием признаков или характеристик этого предмета: санитар леса, град Петров, мирный атом, белая смерть. Ирония — употребление наименования или даже целого высказывания в прямо противоположном буквальному смысле. Ирония выявляется обычно не формально, а на основе фонового знания или контекста: посмотрите на этого Геркулеса: конечно, его все должны пугаться — про маленького, плюгавого человека; Ну как мог этот человек чести нарушить закон — про жулика. Фигуры речи: Среди риторических фигур выделяется повтор, который предназначен прежде всего для демонстрации сильного чувства. Часто это просто повтор определенного слова. Прием повтора использовал в своих выступлениях Д. С. Лихачев: «Русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятка других народов и издавна была связана с соседними культурами Скандинавии, Византии, южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа, — культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Эту последнюю черту четко охарактеризовал Достоевский в своей знаменитой речи на Пушкинских торжествах. Но русская культура ещё и потому европейская, что она всегда в своей глубочайшей основе была предана идее свободы личности…» Существует несколько видов повтора: Анафора — повтор слов в началах смежных отрезков речи. Например, знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, борца за права чернокожего населения США, построена на анафоре «У меня есть мечта». Ещё один пример анафоры — фрагмент статьи известного поэта В. И. Иванова «Мысли о символизме: «Итак, я не символист, если не бужу неуловимым намеком или влиянием в сердце слушателя ощущений непередаваемых, похожих порой на изначальное воспоминание («и долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли»), порой на далекое, смутное предчувствие, порой на трепет чьего-то знакомого и желанного приближения, — причем и это воспоминание, и это предчувствие или присутствие переживаются нами как непонятное расширение нашего личного состава и эмпирически-ограниченного самосознания. Я не символист, если мои слова не вызывают в слушателе чувства связи между тем, что есть его «я», и тем, что зовет он, «не-я», связи вещей, эмпирически разделенных; если мои слова не убеждают его непосредственно в существовании скрытой жизни там, где разум его не подозревал жизни; если мои слова не движут в нем энергии любви к тому, чего дотоле он не умел любить, потому что не знала его любовь, как много у нее обителей. Я не символист, если слова мои равны себе…» И ещё один пример ― рекламный слоган: подарите себе неповторимое изящество французского макияжа, подарите частицу французского шарма. Эпифора — это повторы слов на концах смежных отрезков речи. Например: Лучше всего использовать международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора фиксирует внимание на следствии. Можно привести в качестве примера также фольклорную эпифору: Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь. Стык — повторы слов на границах смежных отрезков внутри предложения. Например: Только у нас, у нас и больше нигде; Это нельзя не назвать преступлением. Преступлением следует назвать и другие действия власти. Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, чаще всего — пропуск сказуемого. Многосоюзие — избыточные повторы союза и. Например: И мечты, и думы, и надежды, и стремления, и ожидания — все было связано с этим. Многосоюзие наряду с уверенностью и некоторой торжественностью обычно передает замедленность действия. Антитеза — столкновение противоположных понятиий (которые могут быть выражены антонимами). Антитеза часто встречается, например, в пословицах и поговорках: Умный научит, дурак наскучит; Легко подружиться, тяжело разлучиться. Антитеза была использована в речи Цицерона против сенатора Катилины: «...На нашей стороне сражается чувство чести, на той — наглость; здесь — стыдливость, там — разврат; здесь — верность, там — обман; здесь — доблесть, там — преступление; здесь — непоколебимость, там — неистовство; здесь — честное имя, там — позор; здесь — сдержанность, там — распущенность; словом, все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность — с подлостью, разум — с безумием, наконец, добрые надежды — с полной безнадежностью». Градация — такое расположение слов, при котором их воздействующая сила постепенно нарастает: дождь лил, грохотал, неистовствовал… Инверсия использует нарушение порядка членов предложения с целью усилить выразительность речи; инверсия — это перестановка частей предложения, нарушение обычного порядка слов для выделения определённых слов. Часто это связано со случаями, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Например: Хороши весенние вечера; Историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории; Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделать это должны мы. Риторический вопрос и обращение: обращение с целью усиления выразительности или вопрос с целью привлечения внимания читателя; риторический вопрос — вопрос-восклицание, не требующий ответа, а передающий сообщение о чем-либо. Вы думаете, что мне это неизвестно?; Есть ли другой такой город, как наш!; О чем это говорит?... Иизвестный реформатор, «архитектор реформ», не смог ничего предпринять против принятия закона. Как же теперь верить такой стране? Д. С. Лихачев использует в своем выступлении «О национальном характере русских» целый комплекс риторических восклицаний и риторических вопросов: Существовало законодательство, «Русская Правда», «Судебники», «Уложение», защищавшие права и достоинство личности. Разве этого мало? Разве мало нам народного движения на Восток в поисках свободы от государства и счастливого Беловодского царства? … Разве не свидетельствуют о неискоренимом стремлении к свободе личности постоянные бунты и такие вожди этих бунтов, как Разин, Булавин, Пугачев и многие другие? А северные гари, в которых во имя верности своим убеждениям сами себя сжигали сотни и тысячи людей! Какое ещё восстание мы можем противопоставить декабристскому, в котором вожди восстания действовали против своих имущественных, сословных и классовых интересов, но зато во имя социальной и политической справедливости? А деревенские сходы, с которыми постоянно вынуждены были считаться власти! А вся русская литература, тысячу лет стремившаяся к социальной справедливости! Сотни произведений, удивительных по своей общественной совестливости: целые семьсот лет, о которых мы знаем лишь понаслышке, а прочли лишь одно — «Слово о полку Игореве», да и то в переводе... И это «рабская покорность народа государству»? И это «отсутствие опыта общественной жизни»? Да хоть бы немного воспользоваться нам опытом нашего земства! Синтаксический параллелизм — это повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях. Например, в рекламе: Дети строят для удовольствия, вы строите для них. Использовал эту фигуру также Д. С. Лихачев: «Пусть будут у нас герои духа, подвижники, отдающие себя на служение больным, детям, бедным, другим народам, святые, наконец. Пусть снова страна наша будет родиной востоковедения, страной «малых народов», сохранения их в «красной книге человечества». Пусть безотчетное стремление отдавать всего себя какому-либо святому делу, что так отличало русских во все времена, снова займет свое достойное место...» Синтаксический параллелизм может сопровождаться антитезой: «...Сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает». Парцелляция — это расчленение исходного высказывания на два или несколько самостоятельных, интонационно обособленных отрезка, например: Он тоже пошел. В магазин. Сигарет купить; Они знают. Помнят. Верят; Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой. Бессоюзие ― опущение союзов при однородных членах с целью усилить экспрессивность, быстроту речи: Швед, русский, колет, рубит, режет… (А. С. Пушкин. «Полтава»). Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автора сознательно не до конца выражает мысль: «А вот об этом мы расскажем в нашей следующей передаче…»; «Но это уже совсем другая история…» Кольцо — повторение одной и той же фразы в начале и конце высказывания, например, в знаменитом стихотворении А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» первая строфа почти полностью воспроизводится в последней: «Аптека. Улица. Фонарь». Оксюморон — соединение в одном микротексте или словосочетании логически несоединимых единиц (горячий снег, очарование безобразия). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы