Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности в своём отечестве



I. Социальные проблемы

Проблема национализма

(Мы регулярно сталкиваемся с проблемой национализма)

· К сожалению, эта проблема по-прежнему актуальна в современном обществе. Несколько поколений писателей призывали обратиться к гуманистическим идеалам. В романе Ю. Бондарева «Берег» показана любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность – это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры

· В произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» автор показал детский приёмник, где были собраны дети разных национальностей. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди»

· В произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьёй

Проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности в своём отечестве

(К сожалению, общество не ценит своих достойных представителей. Происходит «утечка мозгов»)

· Наиболее показательным в этом отношении периодом первая половина прошлого века. Представители интеллигенции тогда были насильно высланы из страны, расстреляны или репрессированы. Стала запрещённой лирика И. Бродского; «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, раскрывающий тайны лагерей для политзаключённых.

· С. Довлатов в «Письмах оттуда», находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну не выбирают.

· В сборниках Н. Тэффи «Русь», «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишённых родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть своё существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной».

Проблема инвалидов

(Конечно, проблема инвалидов существует)

· В связи с этим вспоминается мне повесть В. П. Астафьева «Кража». Мальчик – инвалид, прыгающий на костылях по детскому дому, оказывается озлобленным. Что сделало его таким? Физическое увечье? Это физическое увечье нанесли ему нравственно неполноценные люди. Какой-то порочный круг получается.

· Социальные проблемы в нашей жизни занимают большое место. Многие статьи в газетах посвящены проблемам инвалидов. Говорят о строительстве пандусов, об обеспечении лекарствами, о льготах, о недостаточной пенсии. Известна благотворительная деятельность фонда Чулпан Хаматовой.

· К сожалению, в нашем государстве нет системы социальных гарантий. Получив инвалидность (а это может случиться с каждым), ты не можешь рассчитывать на то, что будешь полноценным гражданином общества. Разве такая жизнь достойна человека?

Проблема социальной незащищённости и несправедливости, богатых и бедных

(Не всё измеряется деньгами).

· Однажды, читая интернет-новости, я наткнулась на электронную газету «Пятница» от 23 декабря 2004 года. Моё внимание привлекла фраза: «Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок». Размышляя далее, автор говорит, что у каждого слоя общества есть свои ценности. Не надо забывать, что человек – существо социальное. И все ценности навязаны обществом. Автор считает проблему «богач-бедняк» навязанной. В конце статьи звучит интересная мысль: «Чтобы осознание своей ущербности не поглотило вас, включайте здравый смысл».

· Я люблю читать В. Г. Короленко. Персонажи его произведения « Дети подземелья» Валёк и Маруся учат жить людей среди людей (как это ни парадоксально сказано). Нищие, полуголодные, не имеющие своего угла, они учат жить по нравственным законам и судью, и его несчастного сынишку. Читая, понимаешь, что не обязательно быть богатым. Важно быть человеком.

· Пьеса М. Горького «На дне» рисует представителей тех слоёв населения, которые попадают в условия социальной незащищённости и несправедливости.

Проблема цивилизации

(о перспективах развития человеческой цивилизации задумывались многие писатели)

· Я считаю, что родоначальником исследования проблем цивилизации можно считать М. Е. Салтыкова-Щедрина. В своём романе «История одного города» автор обрисовал перспективы развития человеческой цивилизации.

· Преемником исследования проблем цивилизации М. Е. Салтыкова-Щедрина стал Е. И. Замятин. В романе «Мы» автор нарисовал картину будущего нашей страны.

· В последние годы XX-XXI века громко заявила о себе Т. Толстая, которая в своём романе «Кысь» нарисовала картину постъядерной Москвы.

Проблема бюрократизма

· В произведении А. Платонова «Усомнившийся Макар» герой Макар Ганнушкин отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде. Бюрократизм – основной тормоз всех живых новаторских идей.

· В стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся» осуждает явление бюрократизма. «Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти вам…»

· В произведении Я. Голованова «Этюды об учёных» рассказывается о жизни известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьёзной работы требовалась помощь властей, перед изобретателем возникла стена равнодушия.

Проблема чинопочитания

· Герой рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот продвинулся значительно по службе. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

· В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» герой Молчалин уверен, что следует угождать всем ради карьеры. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Проблема взяточничества

· В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Городничий убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег.

· В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» один из героев Троекуров дал взятку судье, чтобы отобрать имение у своего соседа.

 

Проблема человека и общества.

 

· В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова отразилась историческая эпоха. В ней поставлены общественные вопросы. В борьбе с фамусовским обществом Чацкий остаётся самим собой.

· Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показал состояние современного мира и политической жизни.

Проблема единства и разобщённости людей.

· Что способно объединить людей? И. С. Шмелёв в произведении «Мой Марс» поднимает проблему единства и разобщённости людей. Стремление удовлетворить свои мелочные интересы разобщает людей, а сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет.

II. Нравственные проблемы

Проблема внутренней культуры человека

(Существует много литературных произведений, рассматривающих проблему внутренней культуры. Что произойдёт с людьми, если у них не будет внутренней культуры? )

 

· Внутренняя культура человека – это истинная ценность. Такова мысль рассказа А. П. Платонова «Юшка». Только после смерти Юшки, простого, безобидного человека, люди поняли, как они оскудели.

· В произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор» представлена тема праведничества. «Не стоит село»… без таких людей, как Матрёна, ни вся земля. Они незаметны, но незаменимы. А отличает их внутренняя культура, вечные общечеловеческие ценности.

· Размышляя о красоте человеческой души, русский поэт Н. А. Заболоцкий писал: «Что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? » Да, внутренняя красота не зависит от внешней красоты человека.

Проблема духовности

(Что такое духовность? Я считаю, что это не какое-то отдельное качество человека, а совокупность положительных моральных качеств человека. Это сила духа, стремление к добру, правде и красоте)

 

· В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов стремятся к высшим духовным ценностям. Каждый из героев так или иначе задаётся вопросом: зачем я пришёл в этот мир, в чём моё предназначение, есть ли смысл того, что я делаю.

· Известный публицист С. Соловейчик в одной из своих статей, говоря о духовности, делает вывод, что это не образованность и культура, а это интеллигентность.

· Герой В. Г. Короленко Ян Залуский – калека, но он считает, что «человек создан для счастья». Врождённое несчастье заставило его научиться владеть своим телом, заставляя окружающих поверить в то, что каждый человек-творец своего счастья.

· События повести Б. Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось. Мерилом заслуг человека стал банковский счёт. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей.

 

Проблема совести

(На мой взгляд, совесть-одно из лучших качеств человека. Она как мера поступков человека не даёт ему жить спокойно и учит творить добро. Это наш внутренний голос, это наш внутренний контролёр и судья).

 

· Проблема совести образно описана А. С. Пушкиным в произведении «Скупой рыцарь»: «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце…» Старый рыцарь с ужасом вспоминает мольбы и слёзы всех тех, кого он безжалостно обобрал.

· Каждый человек знаком со своим внутренним голосом. Это тонкое врождённое нравственное чувство и называют совестью. Для А. С. Пушкина совесть всегда была реальностью. Для меня в этом смысле одно из самых сильных стихотворений является «Воспоминание» Кончается оно так: « И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, Но строк печальных не смываю». Мы не узнаём, за что он казнил себя, но признание поражает своим мужеством.

· О том, что совесть не даёт жить спокойно человеку и становится обвинителем дел его, пишет в своём стихотворении известный поэт В. А. Жуковский: « Сколь неизбежна власть твоя, Гроза преступников, невинных утешитель. О, совесть! Наших дел закон и обвинитель! »

 

Проблема чести и долга

(Человек несёт ответственность за мир, в котором он живёт)

· Повесть А. И. Куприна «Поединок» является достоверным историческим документом, который создаёт реалистическую картину русского офицерства рубежа XIX-XX веков. Юрий Романов, чтобы сохранить честь своей любимой женщины, обязан был многим пожертвовать.

· Обратимся к образу Наташи Ростовой из романа-эпопеи «Война и мир». Именно она оказывается способной на искренний поступок, добиваясь подвод для раненых. Она считает, что долг её – спасение людей.

· Для Петра Гринёва из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» честь – дороже всего. Он не перешёл на сторону врага, в отличие от его сослуживца Швабрина.

· Французский писатель Р. Роллан утверждал, что честь – вот истинная красота.

· Английский драматург т поэт У. Шекспир говорил: « Моя честь – моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец».

Проблема предательства.

· Дезертирство Андрея Гуськова из произведения В. Распутина «Живи и помни», трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

· Иуда Искариот из произведения Л. Андреева, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

Проблема патриотизма.

· Проблему патриотизма творческих людей поднимает Бражин И. К., современный публицист, в своей статье «При громе оружия музы молчат? ». Автор утверждает, что это плохая пословица. В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны? В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения, как Денис Давыдов, Аркадий Гайдар и многие-многие другие.

· Крестьянин Иван Сусанин, герой К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.

· Ключевое место в романе «Война и мир» занимает тема 1812 года. Толстой изображает патриотизм народа, приведший к поражению Наполеона. В теме патриотизма проявляется толстовское соотношение: внешнего, показного и внутреннего, скрытого чувства любви к Родине.

· В романе «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов поднимает проблему патриотизма. Герой услышал разговор двух солдат о том, что лучше нашей русской земли не сыщешь. А затем автор увидел убитого бойца, который лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок, маленький дымившийся окурок. Это была страшная картина, страшней разрушенных городов, оторванных рук и ног. Минуту назад была ещё жизнь, а сейчас - смерть. Некрасов далее размышляет: « А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной как масло, о хлебах, закрывающих с головой тебя, было что-то… Я даже не знаю, как это назвать. Толстой бы назвал это скрытой теплотой патриотизма… Это и есть чудо. Чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами».

· Д. С. Лихачёв в «Раздумьях о Родине» считает, что Родина – это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни… Это наша история…»

· Б. Екимов в произведении «Переезд» рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвёрдых ещё ножках; лечила его мальчишеские ссадины – без всяких лекарей, травой своей…; кормила во всякие годы…, поила чистой водрй и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовётся родиной».

· Для Матрёны Васильевны из рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор» её двор, дом, деревня – это смысл жизни, бытия, память о прошлом. Это неразрывная связь с родиной.

 

III. Философские проблемы

Проблема добра и зла.

(Борьба добра со злом – извечный конфликт в искусстве. Эта проблема лежит в основе любого произведения литературы: от сказок до фантастического романа).

· В романе – эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого олицетворение зла стала для писателя семья Курагиных, в первую очередь Элен. «Где вы, там зло», - говорит ей Пьер Безухов. Надетая маска приличия скрывает бездушие героини. Ничего, кроме лжи, лицемерия, не несёт в себе Элен. Пытается противостоять её добрый, наивный, простодушный Пьер Безухов.

· Столкновение добра и зла лежит в основе всех узловых конфликтов романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Своё неприятие античеловеческой сущности любой войны автор ярко показал в образе Наполеона, для которого война – удовлетворение его личных, эгоистических устремлений. Наполеону, воплощающему зло, противопоставлен Кутузов, олицетворяющий доброе начало. Русский полководец думает не об удовлетворении своих честолюбивых стремлений, а о защите отечества.

· Добро побеждает зло и в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие препятствия ни чинит Воланд Маргарите на пути её к Мастеру, ничто не может остановить любящую женщину. Никакое зло не может лишить способности любить и творить добро во имя любви.

· В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников является воплощением одновременно добра и зла. Он добр в своём стремлении помочь людям и жесток одновременно, потому что способен убить. И всё-таки в конце романа он приходит к Богу, а значит побеждает Добро. Загляни в свою душу, посмотри, с чем ты останешься, с чем идёшь по жизни, чего в тебе больше – Добра или Зла…

· Верой в деятельную силу добра проникнуто творчество русского писателя А. С. Грина. Его «Алые паруса» стали символом воплощения надежды и веры в добро, любовь и красоту. Героиня Ассоль, окружённая злобой и завистью жителей Каперны, многие годы живёт в ожидании прекрасного. Капитан Грей, узнав о мечте девушки, поднимает алые паруса и плывёт к ней. Серость и зло отступают перед прекрасным, добрым.

Проблема жизни и смерти.

( Существует множество литературных произведений, посвящённых проблеме жизни и смерти, но каждый писатель находит новые грани этих неисчерпаемых понятий).

· Когда мы говорим о жизни и смерти, в первую очередь вспоминаем образы защитников Родины, отдавших жизнь за свой народ. Среди них герои Л. Н. Толстого «Война и мир» и М. А. Шолохова «Они сражались за Родину». Объединяет эти два романа изображение простых русских солдат, для которых жизнь и смерть разделены только пулей врага. Без красивых слов, без философских рассуждений они сохраняют жизнь другим, рискуя и жертвуя своими. Солдаты на батарее Раевского говорят Пьеру Безухову, что боятся смерти, но не прячутся от неё.

· О жизни и смерти размышлял М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Печорин при всей противоречивости характера очень глубокий человек. Он много размышляет о своей жизни, приходя к выводу, что играет роль «топора в руках судьбы». Он принёс смерть многим героям. Может быть, поэтому и сам играет с судьбой (повесть «Фаталист»).

· Необыкновенной красоты строки А. Фета открывает неожиданную грань проблемы жизни и смерти: «Не жизни жаль с томительным дыханием… Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданием, И в ночь идёт и плачет, уходя…». Любовь важнее жизни и смерти.

· Удивительные, глубокие, парадоксальные размышления Л. Н. Толстого поражают нас, когда мы читаем сцены, связанные с последними днями жизни князя Андрея Болконского в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Вспомним его символический сон, когда смерть, врывающая в некую запертую дверь, вдруг оказывается не чем-то страшным. А лишь новой реальностью, новой жизнью.

· Наша судьба предначертана заранее – таковы взгляды фаталиста в одноимённой повести М. Ю. Лермонтова. Образы Вулича и Печорина противопоставлены автором с точки зрения отношения к проблеме жизни и смерти. Печорин уверен, что слепо принимать судьбу нельзя, он борется с судьбой, отвергает фатализм.

· Бесконечность человечества утверждается через конечность бытия индивидуального, что является вечным законом мироздания. Как говорит английский поэт У. Шекспир в трагедии «Гамлет»: «Так создан мир: что живо, то умрёт, И вслед за жизнью в вечность отойдёт».

· Смерть и жизнь являются символом судьбы Оли Мещерской, героини рассказа И. А. Бунина «Лёгкое дыхание». Чистые душевные порывы девушки гибнут в окружающем её однообразном мире духовной нищеты.

· Человеческая жизнь совершенно ничтожна по сравнению с миром, а сам человек беспомощен и слаб, независимо от того, что он собой являет с точки зрения социальной иерархии. Так развёртывается проблема жизни и смерти в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Богатый американец, который может позволить в этом мире всё, отправляется в путешествие в Италию на роскошном пароходе, но так и не получает удовольствия от поездки, он внезапно по дороге умирает. Его смерть вызывает сострадание. В мире всё кажется иллюзорным: деньги, любовь, высокое положение. Но не иллюзорной только оказывается смерть человека.

· Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показывает решение проблемы жизни и смерти на примере своих любимых героев, в частности Пьера Безухова. Смерть над ним бессильна. Он присутствует при смерти отца – и не понимает происходящего: ему скучно и хочется спать. Он идёт на расстрел – и не боится. Он присутствует при расстреле Каратаева – и моментально забывает, что делали над Каратаевым два французских солдата. Он спокойно стоит под пистолетом Долохова и даже не пробует закрыться своим. Он сидит на Шевардинском редуте и озирается кругом с радостной улыбкой, не понимая, что валяющиеся вокруг него люди – раненые и убитые. Как Пьер ни старается, соблюдая требования масонства, сосредоточиться на мысли о смерти, у него ничего не выходит.

Проблема свободы личности.

(Свобода – одна из величайших человеческих ценностей. К свободе стремятся, за неё воюют, несвободой наказывают, поэтому проблема свободы личности – одна из постоянных в мировой литературе.)

· Герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» жили в страшные времена несвободы. И страшны они прежде всего тем, что тогда жестоко подавлялось само понятие духовной свободы. По мнению М. А. Булгакова, свободный в широком смысле слова лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, который устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода – награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенёс в жизни. На примере Понтия Пилата, обречённого на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследит взаимосвязь: вина – искупление – свобода. Вина Пилата в том, что он обрёк арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог признать в себе сил признать его правоту. За это он был наказан тысячелетними угрызениями совести. В финале романа Пилат получает свободу как величайший дар, как искупление вины.

· В оде «Вольность» А. С. Пушкин пишет о свободе духа идей Просвещения: человек свободен от природы и никто не имеет права ограничивать его.

· Когда мы говорим о свободе личности, в первую очередь перед глазами встаёт образ Мцыри из одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова. Восхищает нас то, что именно за три дня на свободе Мцыри узнал гораздо больше, чем за всю предшествующую жизнь в монастыре. И себя сумел понять только на свободе. Автор показывает нам богатство внутреннего мира героя, его умение наслаждаться свободой даже в моменты смертельной опасности.

 

Проблема смысла творчества.

· Образ Мастера позволяет М. Булгакову в романе «Мастер и Маргарита» поставить проблему смысла творчества, ответственности творца за свой талант. Мастер наделён способностью понять, что есть благо, «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности любить, творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдерживает борьбы за него, отказывается от своего творения, сжигает его. Может быть, поэтому «он не заслужил света, он заслужил покой? » Каждый из героев Булгакова получает то, что ищет. И в этом высшая справедливость.

IY. Семейные проблемы.

Проблема отцов и детей.

(Отцы и дети – вечная проблема, которая волновала писателей разных поколений).

· Название романа И. С. Тургенева показывает, что эта проблема самая важная. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. «Отцы» придерживались старых взглядов. Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Их конфликт был конфликтом двух мировоззрений.

· Образ Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является в романе центральным. Но немаловажны и образы его престарелых родителей, которые души не чают в своём сыне. Казалось бы, Евгений равнодушен к своим старикам. Но в конце произведения мы убеждаемся, как трепетно Базаров относится к своим родителям. «Таких людей, как они, днём с огнём не найти», - говорит он перед смертью Анне Сергеевне Одинцовой.

· Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстаёт перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его, чувствует свою вину перед ним, но всё же уехала, оставив отца одного. Для него это поступок дочери оказался большим ударом. Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застаёт его в живых.

· Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни. Такова Кабаниха в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабанихе противостоит Катерина, которая идёт наперекор её правилам. Всё это и явилось причиной гибели Катерины. В её образе мы видим протест против родительских понятий нравственности.

· Одно из столкновений отцов и детей происходит в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов учит жить Чацкого, то же высказывает свой отношение к жизни. Фамусову в отступлении от «завета отцов» уже мнится покушение на весь уклад их жизни, даже больше – неуважение моральных заветов, посягательство на моральные устои. Данный конфликт непримирим, потому что обе стороны глухи друг к другу.

· Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве А. С. Грибоедова «Горе от ума». Представитель «века нынешнего» Чацкий, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего».

· Каждый из писателей по-своему видел конфликт отцов и детей. М. Ю. Лермонтов в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…»

· Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию между отцами и детьми, достаточно бывает одного маленького шага друг к другу – любви. Непонимание между отцом и сыном разрешается самым неожиданным образом в произведении В. Г. Короленко «Дети подземелья». Вася, рассказчик всех событий, глубоко переживает смерть матери. Он любит и жалеет своего отца, но отец не подпускает его к себе. Понять друг друга помогает им совершенно чужой человек – пан Тыбурций.

· Связь поколений не должна обрываться. Если юношеский максимализм не даёт объединить молодёжи два поколения, тогда мудрость старшего поколения должна сделать первый шаг навстречу. Г. И. Кабаев в своём стихотворении пишет: « Одной мы связаны судьбой, Одной семьёй, единой кровью… Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью.

Проблема старости.

(Действительно, проблема старости существует. Незаметно для себя мы очень быстро взрослеем, затем стареем.)

· Старость… Забытая старость… Почему дети вырастают, забывают своих родителей. Почему находится время приехать только на кладбище и постоять у могилы? Героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» находит все возможные оправдания для того, чтобы не ехать к своей матери. У неё нет времени для самого важного человека в мире. А потом было поздно.

· Проблема старости поднимается в произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Дуня без ведома отца уезжает из родного дома с проезжим гусаром. Спустя несколько лет, став знатной дамой, героиня вновь приезжает к отцу и, не застав его в живых, горько плачет на его могиле.

Проблема семейных традиций.

(Проблема сохранения семейных традиций актуальна потому, что сегодня становится всё меньше счастливых, полных семей со своими традициями.)

· Одна из центральных тем романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» - тема дома. Произведение рассказывает о драматических событиях 1918-1919 годов. В центре романа семья Турбиных, оставшаяся без матери – хранительницы очага. Елена, сестра Турбиных, - хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол.

· Именно в семейной основе национального мира Л. Н. Толстой обнаруживает потенциал, способный противостоять угрозе разрушения нации. В романе «Война и мир» духовные поиски героев писатель представляет как возращение назад, к дому, к патриархальным ценностям. В образе счастливой семьи ростовых отображается проблема семейных традиций. На примере новой семьи – семьи Наташи Ростовой – Толстой показывает преемственность семейных традиций: Наташа создала счастливую семью, подобную той, в которой выросла и она сама. Наташа – хранительница домашнего очага.

· Семья Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи обожают пение и танцы. Таким образом, членам семьи Ростовых благодаря великодушию, благородству, преклонению перед красотой удаётся избежать проблем, связанных с сохранением семейных традиций.

· В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв пишет: «Счастлив тот дом, где пребывает мир, где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей».

· В центре романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна.

· В русской литературе немало примеров, как воспоминания о доме помогают человеку найти себя. Главный герой повести В. А. Каверина «Два капитана» возвращается в свой родной город, из которого ушёл так неразумно и нелепо, в котором остались сестра и няня, воспитавшая их обоих, и не раз потом он будет благодарен судьбе за те вечера, когда читали они вместе книги, открывшие ему мир.

· Во все времена в любой семье существовали проблемы семейных традиций. Ярким примером того, что молодое поколение чаще всего пытается игнорировать традиции, передающиеся из поколения в поколение, может служить пьеса А. Н. Островского «Гроза». Кабаниха культивирует порядки и традиции старины, защищает законы и обычаи Домостроя. Ни одно из требований Кабановой не выполняется в её семье. Она недовольна поведением сына и невестки. « Ничего не знают, никакого порядка», -рассуждает она в одиночестве. Катерину она упрекает в том, что та не умеет проводить мужа по - старинному – стало быть, недостаточно любит его. Все традиции Кабаниха использует для утверждения своей абсолютной власти в семье, создавая при этом проблему семейных традиций.

 

Y. Экологические проблемы

Язык и общество

 

· Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернёт сюда», - утверждает русский учёный-лингвист В. Костомаров. Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.

· К. И. Чуковский в статье «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

 

YII. Искусство

Недаром говорят, что искусство смягчает нравы.

Влияние искусства.

 

· В очерке «Выпрямила» Г. И. Успенский показывает людей, «скомканных действительностью». Его герой, автор записок Тяпушкин, волей судьбы оказался в Париже. Там он «доплёлся до Лувра» и остановился перед Венерой Милосской, поражённый чем-то необычайным, непостижимым. До сих пор он был похож на скомканную в руке перчатку, но вот что-то случилось: « Что-то дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямила меня». Очевидно, скульптор хотел показать не прелести Венеры, а красоту человеческой души. Вот и Тяпушкин ощутил счастье быть человеком.

· Около восьми веков назад под Владимиром построен храм Покрова на Нерли. Это память о сыне Андрея Боголюбского. Сейчас белокаменная изящная церковь напоминает о безбрежном течении времени. Она, как безмолвная лучистая звезда, уплывает в бесконечности, напоминает нам о вечных ценностях. Любуясь храмом, думаешь о Красоте, Добре, Справедливости.

· М. Аксёнова в статье «Искусство и человек» задаёт вопрос читателям: «Почему искусство имеет очаровательную магию власти над человеком? » Искусство – форма познания мира. Искусство изменяет человека. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя.

 

I. Социальные проблемы

Проблема национализма

(Мы регулярно сталкиваемся с проблемой национализма)

· К сожалению, эта проблема по-прежнему актуальна в современном обществе. Несколько поколений писателей призывали обратиться к гуманистическим идеалам. В романе Ю. Бондарева «Берег» показана любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность – это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры

· В произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» автор показал детский приёмник, где были собраны дети разных национальностей. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди»

· В произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьёй

Проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности в своём отечестве

(К сожалению, общество не ценит своих достойных представителей. Происходит «утечка мозгов»)

· Наиболее показательным в этом отношении периодом первая половина прошлого века. Представители интеллигенции тогда были насильно высланы из страны, расстреляны или репрессированы. Стала запрещённой лирика И. Бродского; «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, раскрывающий тайны лагерей для политзаключённых.

· С. Довлатов в «Письмах оттуда», находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну не выбирают.

· В сборниках Н. Тэффи «Русь», «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишённых родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть своё существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной».

Проблема инвалидов

(Конечно, проблема инвалидов существует)

· В связи с этим вспоминается мне повесть В. П. Астафьева «Кража». Мальчик – инвалид, прыгающий на костылях по детскому дому, оказывается озлобленным. Что сделало его таким? Физическое увечье? Это физическое увечье нанесли ему нравственно неполноценные люди. Какой-то порочный круг получается.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь