Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема отчего дома, утраты прошлого. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
(Существует много художественных произведений, в которых раскрывается образ дома, родины, тоска по прошлому. Родные места – это святыня для человека). · Когда задумываешься над проблемами отчего дома, вспоминаются строки их стихотворения И. А. Бунина о том, что у птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Нотки тоски по родине звучат в произведении «Антоновские яблоки». Лейтмотивом этого рассказа является чувство грусти об уходящем прошлом. · У каждого человека есть чувство любви к родине, к родному дому, своей семье. Только чувство это проявляется по-разному. Проблемы утраты прошлого, отчего дома поднимает В. Г. Распутин в своём произведении «Прощание с Матёрой». В повести показана жизнь деревни Матёры как раз в тот момент, когда происходит слом жизни. Деревня должна быть затоплена, а люди переселены в город. Жителей никто и не спрашивает, хотят ли они этого. Старики не могут так просто расстаться с родным домом, с кладбищем, где захоронены их родственники, друзья. Рвутся кровные связи, разрушаются человеческие отношения. · Проблемы семьи, отчего дома всегда волновали русского классика Л. Н. Толстого. На примере дома семьи Ростовых из романа «Война и мир» писатель показывает атмосферу добра, благожелательности, душевной щедрости, любви. Эта семья поистине любит свой родной дом. Ведь любовь к Родине начинается с любви к отчему дому, к своим родным. · Есть люди, которые по каким-то причинам потеряли или навсегда покинули свой дом. Причины у всех разные. Так, например, в произведении М. Горького «На дне» мы наблюдаем за жизнью людей в ночлежке. Все герои утратили связь с родным домом по разным причинам. Что ждёт их впереди? · Проблема отчего дома ярко звучит в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Дуня бежит из дома своего отца Самсона Вырина вслед за новой жизнью, но возвращается в родное гнездо через несколько лет. Уже имеющая детей, она понимает важность тепла домашнего очага, хочет восстановить утраченную связь с домом. · Проблема отчего дома, утраты прошлого волнует героиню пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневскую, которая с ностальгией вспоминает прошлую счастливую жизнь. · Проблема отчего дома, утраты прошлого волнует героиню пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерину, которая рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны – вот что составляет воспоминания Катерины. Героиня очень тоскует по отчему дому. Проблема старости. (Действительно, проблема старости существует. Незаметно для себя мы очень быстро взрослеем, затем стареем.) · Старость… Забытая старость… Почему дети вырастают, забывают своих родителей. Почему находится время приехать только на кладбище и постоять у могилы? Героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» находит все возможные оправдания для того, чтобы не ехать к своей матери. У неё нет времени для самого важного человека в мире. А потом было поздно. · Проблема старости поднимается в произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Дуня без ведома отца уезжает из родного дома с проезжим гусаром. Спустя несколько лет, став знатной дамой, героиня вновь приезжает к отцу и, не застав его в живых, горько плачет на его могиле. Проблемы детства, связанные со становлением личности. Проблема воспитания подрастающего поколения. (Человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающего в детстве. Мир детства – это особый космос). · Публицист Л. А. Жуховицкий в статье «Древняя Спарта» размышляет о том, как следует воспитывать детей, на какие качества личности следует обращать большее внимание. « Человечность – качество более важное, чем воля и решительность; человека нужно воспитывать человечным, тогда он будет заботиться о старших, защищать слабых, любить ближних». Спарта обращала внимание на физическое развитие детей, а не на духовноею Поэтому она исчезла как государство. · Детство Петруши Гринёва из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» прошло под влиянием отца, истинного дворянина. Он твердил своему сыну: «Береги честь смолоду! » И Петруша усвоил это хорошо: сохранил дворянскую честь. · В рассказе К. Д. Воробьёва «Синель» герой Сергей, выросший в деревне, приезжает в город и под влиянием идеологической системы предаёт не только любимую девушку, но и детство, проведённое с ней. · Писатель А. П. Платонов обращается к теме детства, чтобы показать самые сокровенные истоки в человеке. В рассказе «Ещё мама» автор утверждает, что «мать» - символ души, чувства, «нужной родины», «спасение от беспамятства и забвения». «Ещё мама» - та, кто вводит ребёнка в «прекрасный и яростный» мир, даёт нравственные ориентиры. · В рассказе «Никита» А. П. Платонов создаёт образ ребёнка, который формируется как существо нравственное ещё в раннем детстве. Никита наделён от рождения чувством радости бытия, жадным любопытством и неуёмной энергией, доброжелательностью, потребностью любить. Поистине «велик мир в детстве». · Я думаю, никого не может оставить равнодушным автобиографическое произведение Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», рассказывающее о периодах становления личности. · Именно в период становления личности происходят конфликты детей с родителями и сверстниками. Нельзя не вспомнить о произведении В. К. Железникова «Чучело». Лене Бессольцевой пришлось очень трудно в период становления личности. · Сложно героям произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Насте и Митраше. Оставшись одни без родителей, они не растерялись, а продолжали жить, копируя привычки, характеры своих родителей. · Стержнем развития Автобиографического романа И. С. Шмелёва «Лето Господне» является становление детской души под влиянием повседневного общения с миром взрослых. Автор удивительно по-доброму, поэтично рассказывает о детстве маленького Вани. · А. Лиханов в своей книге «Заветное», в которую включены фрагменты публицистических статей о детстве, поднимает проблему роли детства в жизни человека. Какова роль детских воспоминаний в жизни каждого человека? Почему человеку кажется, что в детстве всё было лучше? Детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родного дома, родных мест. Детские воспоминания – самые яркие и незабываемые в жизни каждого. Проблема семейных традиций. (Проблема сохранения семейных традиций актуальна потому, что сегодня становится всё меньше счастливых, полных семей со своими традициями.) · Одна из центральных тем романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» - тема дома. Произведение рассказывает о драматических событиях 1918-1919 годов. В центре романа семья Турбиных, оставшаяся без матери – хранительницы очага. Елена, сестра Турбиных, - хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. · Именно в семейной основе национального мира Л. Н. Толстой обнаруживает потенциал, способный противостоять угрозе разрушения нации. В романе «Война и мир» духовные поиски героев писатель представляет как возращение назад, к дому, к патриархальным ценностям. В образе счастливой семьи ростовых отображается проблема семейных традиций. На примере новой семьи – семьи Наташи Ростовой – Толстой показывает преемственность семейных традиций: Наташа создала счастливую семью, подобную той, в которой выросла и она сама. Наташа – хранительница домашнего очага. · Семья Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи обожают пение и танцы. Таким образом, членам семьи Ростовых благодаря великодушию, благородству, преклонению перед красотой удаётся избежать проблем, связанных с сохранением семейных традиций. · В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв пишет: «Счастлив тот дом, где пребывает мир, где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей». · В центре романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна. · В русской литературе немало примеров, как воспоминания о доме помогают человеку найти себя. Главный герой повести В. А. Каверина «Два капитана» возвращается в свой родной город, из которого ушёл так неразумно и нелепо, в котором остались сестра и няня, воспитавшая их обоих, и не раз потом он будет благодарен судьбе за те вечера, когда читали они вместе книги, открывшие ему мир. · Во все времена в любой семье существовали проблемы семейных традиций. Ярким примером того, что молодое поколение чаще всего пытается игнорировать традиции, передающиеся из поколения в поколение, может служить пьеса А. Н. Островского «Гроза». Кабаниха культивирует порядки и традиции старины, защищает законы и обычаи Домостроя. Ни одно из требований Кабановой не выполняется в её семье. Она недовольна поведением сына и невестки. « Ничего не знают, никакого порядка», -рассуждает она в одиночестве. Катерину она упрекает в том, что та не умеет проводить мужа по - старинному – стало быть, недостаточно любит его. Все традиции Кабаниха использует для утверждения своей абсолютной власти в семье, создавая при этом проблему семейных традиций.
Y. Экологические проблемы |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы