Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Философско-нравственные проблемы



I. Философско-нравственные проблемы

 

Проблема поиска смысла жизни

 

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней " с казённой надобностью", задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо " жизнь трогает везде, достаёт" («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное " я". Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию " золотой молодёжи", участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. " Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? " - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное " я".

 

Проблема свободы выбора (выбора пути)

 

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: " Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь". Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо - значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды - это налево, а прямо - это путь восхождения " через тернии к звёздам". И каждый из нас выбирает свой путь...

 

Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

 

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто - великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину - лик святой Цецилии - не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: " Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране". Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой - в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой - исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: " Помни, Илья: народ породил тебя - народу и послужить должен! " Таков был свободный выбор " несвободного" талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

 

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

 

" Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт - человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери - одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества - предупреждает писатель.

 

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге...

 

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: " Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай! "

 

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

 

" Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа", - писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (" располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло" ). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

 

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

 

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана». На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой " сделал" себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов.

 

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

 

" Бороться и искать, найти и не сдаваться" - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

 

II. Человек и государство

 

Проблема художника и власти

 

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил " заботу" государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

 

Творчество - единственный способ бессмертия творца. " Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи" - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

 

Проблема эмиграции

 

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

 

Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, " старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой", - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

 

Проблема интеллигенции

 

По мнению академика Д.С. Лихачёва, " основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего " чемодан" с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

 

Прблема фамилии.

1.Говорящие фвмилии в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»(Тяпкин-Ляпкин, )2.Фамилии-прозвища Древнерусских князей( Всеволод Большое гнездо, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, их прозвища показывали либо победу в войне, либо ту черту хар-ра, которая была более всего присуща). Проблема жизненной стойкости. 1.Короленко «Слепой музыкант»( человек, родившийся слепым в итоге стал великим музыкантом, его «гибкая, чувственная музыка» вызывала только восторг и восхищение у слушателей.2.Паралимпийские игры( Люди с врожденными диффектами, пытаются жить «полной жизнью, не взирая на это)3.А.Платонов «Неизвестный цветок»( рассказ о цветке, выросшем на пустыре в камнях и глине. «Дождевая вода не доходила до его корня, а он все рос, рос и радовал окружающих своей красотой»)4.Е.А.Пермяк рассказ о молодом березняке( березки росли, не обращая внимания на Крапиву и Репейник, которые своим «ядовитым языком»бросали разные гадости в их сторону, а березняк с каждым новым годом становился все выше, его устрашали, а он все рос).

Проблема сбережения русского языка. 1. В.Распутин статья о русском языке( в этой статье автор рассказывает о своем негативном отношении к словам-плевкам, которые так устойчиво вошли в язык современного человека, уважающий себя человек, должен избавится от употребления такой лексики)2. Многочисленные опечатки на страницах газет и журналов, неправильная речь, доносящаяся до нас из радио. Проблема общественного долга, ответственности перед своим делом. 1. А.Н.Толстой «Война и мир» образ Николая Балконского( он пишет научный военный труд, находясь в довольно преклонном возрасте, но несмотря на это он проверяет все до последних деталей и мелочей, доводит результат до «идеала»)2. С.Я.Маршак его отношение к работе( человек перед смертью звонит в редакцию, чтобы изменили статью) Проблема патриотизма1. А.Н.Толстой «Война и мир» ( подвиг батареи Тушина, без приказов от начальства батарея сражалась в одиночку, сила русских-в преданности Родине и в героизме солдат)2.Блокада Ленинграда. Проблема борьбы за жизнь на сколько это сложно, стоять до конца или сдаться. 1.В.Г.Распутин «Уроки французского»( мальчик приехал из деревни в город в тяжелое послевоенное время, чтобы учиться)2.Н.А.Некрасов его биография(начало творчества-голод, холод, нищета, отсутствие поддержи родителей) см. проблему жизненной стойкости. Проблема родительской любви и преданности. 1. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»( Самсон Вырин горячо любит свою дочь и умирает с любовью в сердце к ней, она (Дуня)уходит из дома отца и ни разу за все время не навещает его).2. Украинская легенда о том, как сын по приказу своей жены вырвал из груди родной матери сердце, потом оно ему прошептало(после того, как юноша споткнулся) «сыночек мой родной устал, посиди, отдохни», тогда юноша понимает всю важность матери. Проблема выбора работы или семьи. 1.Л.Н. Толстой «Война и мир». Андрей Болконский и его осознание в процессе романа важности семьи( Первый разговор с Пьером «Никогда не женись мой друг», встреча с Наташей Ростовой полное переосмысление Болконским своих позиций) 2. пример любой бизнес-леди (Эвелина Хромченко, Алена Данилевская) сочетание семьи и работы. Проблема жертвенности. 1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету», чтобы прокормить мачеху, ее детей и отца)2. Жены декабристов( женщины, отправившиеся после приговора своих мужей за ними в Сибирь на поселение, отказавшиеся от всего имущества, от своего положения в обществе).3. М.Горкий «Старуха Изергиль» повесть о Данко( Данко, освещает своим сердцем путь людям из темного леса, потом его сердце раздавил «очень осторожный человек») Проблема одиночества. 1. М.Горький «Старуха Изергиль» повесть о Ларре( Ларра гордый сын орла, который был изгнан из племени и обречен на вечное одиночество. Сначала- насмешка, потом-поиск смерти) 2.М. Ю.Лермонтов «Мцыри» ( монах вырос одиноким нетолько в жизни, но и в своих стремлениях, идеях, целях)3.Пример всемирной паутины . Проблема востребованности классической литературы в наши дни. 1. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор»( фамилии поэтов, которых упоминал Хлестаков, главный герой комедии, Юрий Милославский, Смирдин, среди малознакомых имен есть имя А.С.Пушкина) 2.Экранизация пьесы Шекспира «Ромэо и Джульетта». Проблема душевной близости человека и животного. 1. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Собака»(«достойная пара человеку, с таким же трепетным огоньком внутри», секунды близости, когда между животным и человеком нет никакой разницы.) 2. Бродячие животные Проблема влияния(отражения) природы на внутренний мир человека. 1. А.С.Пушкин ( его любимое время года осень «и с каждой осенью я расцветаю вновь») 2. Исаак Левитан( осенние пейзажи), Айвазовский( морские пейзажи) 3.М.Ю.Лермонтов «Мцыри»(отражение гордости и независимости Мцыри, природой Кавказа) Проблема таланта. 1. Булгаков «Мастер и Маргарита» ( автор не дает имя своему герою, позже называя его Мастером, противопоставляет ему бесталантных современников, Воланд восхищается работой Мастера)2. Альфред Нобель, человек, неимеющий образования, ученых степеней закончил свой жизненный путь главой могущественного мирового концерна, М.В.Ломоносов, Стив Джобс. 3. Художники-импрессионисты Саливадор Дали, поэты футристы В.Маяковский ( творчество этих людей вызывает у кого понимание, у кого чувства неосознанности, призрения, но оставить без внимания такое творчество нельзя) Проблема исключительности, желания выделиться среди других. 1. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (А.А.Чацкий главный герой, который противопостоит своими идеями представителям «века минувшего», его возводят в ранг сумасшедших (Софья Фамусова), уезжает со словами «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне. Карету! »)2. Примеры субкультур. Проблема нравственности 1. М.Ф. Достоевский «Преступление и наказание»( Соня Мармеладова, проститука, которая в имела высокий нравственные позиции.Раскольников порядочный человек, убивший человека в знак доказательства своей теории) 2. Коррупция. Проблема роли музыки в жизни. 1. Короленко «Слепой музыкант» ( зал бурно ведет беседу, женщины, на первый взгляд одетые прилично, вели себя ужасно, атмосфера «пошлости», но когда раздалась «богатая красками, гибкая и певучая музыка», бежащая «звонкою струей» зал утих) 2. Шостакович 7 симфония. Проблема ужаса войны. 1.Шолохов «Тихий Дон» ( описание сцен баталий, отражание чувства войны на лице главного героя) 2. Л.Н.Толстой «Война и мир»( описание сцен баталий) 3. Вторая Мировая война. Проблема искусства. 1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»( фраза Базарова «Ваш Рафаэль гроша ломанного не стоит»непонятно его современникам и нам такое отношение)2. см талант Проблема ограниченного человека. 1. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник»( люди, ограниченные своей «капсулой», живущие только в своем мире).2. Перельман, русский математик, откаавшийся от Нобелевской премии. Проблема ценности хлеба 1. Статья С. Шуртакова «Слово о Хлебе»( хлеб-синоним самой жизни, богат наш язык, но попробуйте отыскать в нем еще одно столь насущное, чаще других употребляемое слово, как хлеб) 2. Блокада Ленинграда.

Примеры аргументов для выражения собственного

Цель жизни.

- «Увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей».

- «Конечная цель человеческой деятельности - преображение мира. Преображение следует понимать не в смысле изменения его лица -
внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению. Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди».

- «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».

- «В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким: оно станет большим, если оудешь ему верен». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)

- «Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего, ждать нежданного, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть на свете, пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она прекрасна». (А. Б. Чаковский.)

Язык.

- «Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». «По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она « затягивает». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».) - «Язык - это история народа. Язык -это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (А. И. Куприн.)

- «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами...» СВ. М.Шукшин.)

- «Язык открывает свои чертоги и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело в однообразии покоя или борьбы, кто искренен не только с другими, но и с самим собою...» (В. И. Белов.)

Чтение, искусство слова.

- «Литература дает нам колоссальней, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Делает нас мудрыми». «Умейте читать с интересом и не торопясь». «Литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной». «Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты». ( Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)

- «Нет на свете чуда большего, чем хорошая, умная книга». (Л. Кассиль.)

- «Убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце...» (Александр Солженииын. из Нобелевской лекции. 1972 г.)

4. Искусство, значение искусства в жизни человека, наука и искусство.

- «Источником доброго является всякое подлинное искусство. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно служит единению человеческих душ». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)

- «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился их сделать лучше». (Немецкий композитор XVIII века Гендель.)

- «Высекать огонь из сердец» - вот к чему стремился великий Бетховен.

- Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».

- «Музыка - это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения». (Д. Кабалевский.)

- «Если бы мне пришлось вновь прожить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю: быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, быть может, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».(Ч. Дарвин.)

- «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса...

Тот, кому недоступны чувства, кто не может остановиться, чтобы удивиться и замереть в очаровании, подобен мертвому, его глаза закрыты, его уши не слышат, это тусклый, серый человек». (А. Эйнштейн.)

Удивительное рядом»

(известный режиссер кукольного театра С. В. Образцов, ) «Надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробушка...» (А. Низова.)

О памяти и совести.

«Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, неспособный на добрые, бескорыстные поступки. В этом величайшее нравственное значение памяти. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти окружающих.

Совесть это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры». «Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
Память - наше богатство». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)

Русской природе.

«У природы есть своя культура». «Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем». «Природа по-своему социальна. Она может жить рядом с человеком, который бережет ее». (Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».)

Счастье и несчастье.

- Эзоп советовал несчастным оглянуться вокруг себя: ведь на свете немало людей с еще более тяжелой судьбой.

- «...на опыте собственного несчастья почувствовать несчастье другого, чтобы прийти ему на помощь и утешиться самоотверженным,
благородным поступком», «даже в несчастье человек не должен терять свой человеческий облик». (А. С. Макаренко, известный педагог.)

Воспитанность.

«Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными». «Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна». (Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».)

Искусство ошибаться.

«...Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и... красиво». (Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».)

Патриотизм.

Подлецом можно назвать Берга, персонажа романа Л. Н. Толстого «Война и мир», который везде гордо объявлял себя патриотом, но, как только французы подошли к Москве, он заботился не о ее обороне, а о скупке по дешевке дорогих вещей жителей, спешно покидающих город. Обогащение на беде Отечества - разве это не подло?

Цель, смысл жизни.

- «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевна подлость». (Л. Н. Толстой.)

- Л. Н. Толстой. «Война и мир». (Андрей Болконский и Пьер Безухов). (Семья и война).

- М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (Печорин).

- А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин).

- Проблему поиска смысла жизни поднимает Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» в образе главного героя Андрея Болконского. Князь Андрей отправляется на войну, мечтая о своем Тулоне, мечтая о подвиге и славе. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей совершает подвиг: он останавливает отступающие войска и со знаменем в руках увлекает их в наступление. Раненый, он падает навзничь, но не видит ничего, кроме высокого неба: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? » Под небом Аустерлица открылись князю Андрею подлинные человеческие ценности - дом, жена, будущий ребенок.

Природа.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

(Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»)

- И. С. Тургенев. «Отцы и дети». (Николай Петрович Кирсанов любуется
красотой мест, где живет. Евгений Базаров говорит: «Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник».)

Национальное своеобразие.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать-В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...»)

Отцы и дети».

- А. С. Грибоедов. «Горе от ума». (Чацкий и Фамусов.)

- И. С. Тургенев. «Отцы и дети». (Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)

История.

- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». (Восстание Емельяна Пугачева.)
-Л. Н. Толстой. «Война и мир». (Отечественная война 1812 года.)

Родина.

- Н. В. Гоголь. «Мертвые души».

- «И дым Отечества Нам сладок и приятен! » {А. С. Грибоедов.)

- «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». (Байрон.)

12.Детство.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры - детство». (Л. Н. Толстой. «Детство».)

Язык.

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н. В. Гоголь.)

Моральная вседозволенность.

Последствия моральной вседозволенности раскрывают двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» -Лужин и особенно Свидригайлов. Каждый из них реализует своей личностью, поведением возможности, потенциально заложенные в теории Раскольникова. Главным же подтверждением недопустимости моральной вседозволенности становится изображение нравственных страданий главного героя. Эти страдания делают возможным воскресение Родиона Раскольникова к жизни и для любви.

Проблема выбора.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». (Иешуа и Понтий Пилат.)

20. Сохранение вечных нравственных ценностей. Духовность. Долг и
честь. Человек в водовороте исторических событий.

Судьба интеллигенции, сохранение вечных нравственных ценностей -основные проблемы романа М. Булгакова «Белая гвардия». Турбины оказываются перед необходимостью решать вопрос, как жить дальше. Старая Россия погибла, а с ней - и незыблемая система ценностей. Для «белой гвардии» одной из центральных оказывается проблема долга и чести. Каждый из героев находит свое решение: Елена старается сохранить прежнюю атмосферу дома, Алексей записывается в дивизион, Най-Турс спасает юнкеров от бессмысленной смерти, Николка Турбин, рискуя жизнью, помогает семье Най-Турса найти его тело.

Турбины смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Герои - накануне новой жизни: они верят, что все худшее осталось в прошлом: «Все пройдет. Страдания, муки... Мы исчезнем, а вот звезды останутся...»

Проблема счастья.

Николай Иванович Чимша-Гималайский - главный герой рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» - мечтает иметь поместье с крыжовником. Он, уморив жену голодом, утратив молодость, здоровье и даже человеческий облик, достигает своей цели. Что нужно человеку для счастья? Аршин земли? Нет, весь мир. Полная свобода бытия. Путь к гармонии и красоте от неустроенной человеческой жизни не очень ясен и очень труден, но он существует, он есть, он должен быть найден.

23. Страх перед жизнью, ощущение собственной беспомощности, одиночества знакомы, наверное, каждому человеку. « Не высовываться», «моя хата с краю», «инициатива наказуема» - разве мало мы знаем людей, придерживающихся подобных принципов? Разве не пытаемся мы втиснуть свою жизнь в тот или иной футляр, шаблон, стандарт? Беликов в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» уподоблен улитке или раку-отшельнику. Он живет в своем мире: носит темные очки, калоши, изучает древние языки.

Беликов угнетает окружающих: люди «боятся громко говорить, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Держа в руках целый город, он скучен, бледен, не спит по ночам. Он запугал прежде всего самого себя. Беликов достигает своего идеала в гробу: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

24. Прославление мятежной, свободолюбивой личности - центральная тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Любовь к Отчизне и жажда воли сливаются для героя в одну, но «пламенную страсть». Монастырь становится для Мцыри тюрьмой, кельи кажутся душными, сумрачными и глухими, стражи-монахи - трусливыми и жалкими, сам он - рабом и узником. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни называет блаженством.

Проблема совести

ЕГЭ

Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.

Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.

К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей.

 

Проблема патриотизма

ЕГЭ

Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Человек и природа

ЕГЭ

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)

М.М.Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность человека по отношению к природе, взаимоотношения человеческой души и природы, влияние природы на человека)

В.Астафьев. Цикл рассказов «Конь с розовой гривой» (нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть? Рассказ «Зачем я убил коростеля? », «Белогрудка»-как ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от ружейного заряда.) Романы «Царь- рыба», « Последний поклон».(тревога о родной земле).

С.А, Есенин. Стихи о природе.(«Берёза», « Пороша», «Задремали звёзды золотые». Ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь