Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема равнодушия, нравственной чёрствости



 

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины " с ребёнком, завёрнутым в одеяло". " Ненормальная! " - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

 

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация " дежа вю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда " мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: " Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

 

" Довольные собой люди", привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, " люди в футлярах". Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет " на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, " тоже пухлый и красный", кричит: " Прррава держи! " " Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском " как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: " А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети! " Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя " хозяевами жизни".

II. Человек и государство

 

Проблема взаимоотношения власти и человека

 

Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон».

 

Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: " Людям вход безусловно запрещён! " Обратим внимание на то, что слово " безусловно" здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе " безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души". В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: " Слава Дракону! " Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. " Единомыслие - это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние" (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается.

 

Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто " в каждом убить дракона". Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нравственный закон - в эти простые и незыблемые человеческие ценности бытия.

 

Проблема художника и власти

 

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил " заботу" государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

 

Творчество - единственный способ бессмертия творца. " Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи" - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

 

Проблема эмиграции

 

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

 

Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, " старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой", - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

 

Проблема интеллигенции

 

По мнению академика Д.С. Лихачёва, " основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего " чемодан" с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

 

Прблема фамилии.

1.Говорящие фвмилии в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»(Тяпкин-Ляпкин, )2.Фамилии-прозвища Древнерусских князей( Всеволод Большое гнездо, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, их прозвища показывали либо победу в войне, либо ту черту хар-ра, которая была более всего присуща). Проблема жизненной стойкости. 1.Короленко «Слепой музыкант»( человек, родившийся слепым в итоге стал великим музыкантом, его «гибкая, чувственная музыка» вызывала только восторг и восхищение у слушателей.2.Паралимпийские игры( Люди с врожденными диффектами, пытаются жить «полной жизнью, не взирая на это)3.А.Платонов «Неизвестный цветок»( рассказ о цветке, выросшем на пустыре в камнях и глине. «Дождевая вода не доходила до его корня, а он все рос, рос и радовал окружающих своей красотой»)4.Е.А.Пермяк рассказ о молодом березняке( березки росли, не обращая внимания на Крапиву и Репейник, которые своим «ядовитым языком»бросали разные гадости в их сторону, а березняк с каждым новым годом становился все выше, его устрашали, а он все рос).

Проблема сбережения русского языка. 1. В.Распутин статья о русском языке( в этой статье автор рассказывает о своем негативном отношении к словам-плевкам, которые так устойчиво вошли в язык современного человека, уважающий себя человек, должен избавится от употребления такой лексики)2. Многочисленные опечатки на страницах газет и журналов, неправильная речь, доносящаяся до нас из радио. Проблема общественного долга, ответственности перед своим делом. 1. А.Н.Толстой «Война и мир» образ Николая Балконского( он пишет научный военный труд, находясь в довольно преклонном возрасте, но несмотря на это он проверяет все до последних деталей и мелочей, доводит результат до «идеала»)2. С.Я.Маршак его отношение к работе( человек перед смертью звонит в редакцию, чтобы изменили статью) Проблема патриотизма1. А.Н.Толстой «Война и мир» ( подвиг батареи Тушина, без приказов от начальства батарея сражалась в одиночку, сила русских-в преданности Родине и в героизме солдат)2.Блокада Ленинграда. Проблема борьбы за жизнь на сколько это сложно, стоять до конца или сдаться. 1.В.Г.Распутин «Уроки французского»( мальчик приехал из деревни в город в тяжелое послевоенное время, чтобы учиться)2.Н.А.Некрасов его биография(начало творчества-голод, холод, нищета, отсутствие поддержи родителей) см. проблему жизненной стойкости. Проблема родительской любви и преданности. 1. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»( Самсон Вырин горячо любит свою дочь и умирает с любовью в сердце к ней, она (Дуня)уходит из дома отца и ни разу за все время не навещает его).2. Украинская легенда о том, как сын по приказу своей жены вырвал из груди родной матери сердце, потом оно ему прошептало(после того, как юноша споткнулся) «сыночек мой родной устал, посиди, отдохни», тогда юноша понимает всю важность матери. Проблема выбора работы или семьи. 1.Л.Н. Толстой «Война и мир». Андрей Болконский и его осознание в процессе романа важности семьи( Первый разговор с Пьером «Никогда не женись мой друг», встреча с Наташей Ростовой полное переосмысление Болконским своих позиций) 2. пример любой бизнес-леди (Эвелина Хромченко, Алена Данилевская) сочетание семьи и работы. Проблема жертвенности. 1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету», чтобы прокормить мачеху, ее детей и отца)2. Жены декабристов( женщины, отправившиеся после приговора своих мужей за ними в Сибирь на поселение, отказавшиеся от всего имущества, от своего положения в обществе).3. М.Горкий «Старуха Изергиль» повесть о Данко( Данко, освещает своим сердцем путь людям из темного леса, потом его сердце раздавил «очень осторожный человек») Проблема одиночества. 1. М.Горький «Старуха Изергиль» повесть о Ларре( Ларра гордый сын орла, который был изгнан из племени и обречен на вечное одиночество. Сначала- насмешка, потом-поиск смерти) 2.М. Ю.Лермонтов «Мцыри» ( монах вырос одиноким нетолько в жизни, но и в своих стремлениях, идеях, целях)3.Пример всемирной паутины . Проблема востребованности классической литературы в наши дни. 1. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор»( фамилии поэтов, которых упоминал Хлестаков, главный герой комедии, Юрий Милославский, Смирдин, среди малознакомых имен есть имя А.С.Пушкина) 2.Экранизация пьесы Шекспира «Ромэо и Джульетта». Проблема душевной близости человека и животного. 1. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Собака»(«достойная пара человеку, с таким же трепетным огоньком внутри», секунды близости, когда между животным и человеком нет никакой разницы.) 2. Бродячие животные Проблема влияния(отражения) природы на внутренний мир человека. 1. А.С.Пушкин ( его любимое время года осень «и с каждой осенью я расцветаю вновь») 2. Исаак Левитан( осенние пейзажи), Айвазовский( морские пейзажи) 3.М.Ю.Лермонтов «Мцыри»(отражение гордости и независимости Мцыри, природой Кавказа) Проблема таланта. 1. Булгаков «Мастер и Маргарита» ( автор не дает имя своему герою, позже называя его Мастером, противопоставляет ему бесталантных современников, Воланд восхищается работой Мастера)2. Альфред Нобель, человек, неимеющий образования, ученых степеней закончил свой жизненный путь главой могущественного мирового концерна, М.В.Ломоносов, Стив Джобс. 3. Художники-импрессионисты Саливадор Дали, поэты футристы В.Маяковский ( творчество этих людей вызывает у кого понимание, у кого чувства неосознанности, призрения, но оставить без внимания такое творчество нельзя) Проблема исключительности, желания выделиться среди других. 1. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (А.А.Чацкий главный герой, который противопостоит своими идеями представителям «века минувшего», его возводят в ранг сумасшедших (Софья Фамусова), уезжает со словами «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне. Карету! »)2. Примеры субкультур. Проблема нравственности 1. М.Ф. Достоевский «Преступление и наказание»( Соня Мармеладова, проститука, которая в имела высокий нравственные позиции.Раскольников порядочный человек, убивший человека в знак доказательства своей теории) 2. Коррупция. Проблема роли музыки в жизни. 1. Короленко «Слепой музыкант» ( зал бурно ведет беседу, женщины, на первый взгляд одетые прилично, вели себя ужасно, атмосфера «пошлости», но когда раздалась «богатая красками, гибкая и певучая музыка», бежащая «звонкою струей» зал утих) 2. Шостакович 7 симфония. Проблема ужаса войны. 1.Шолохов «Тихий Дон» ( описание сцен баталий, отражание чувства войны на лице главного героя) 2. Л.Н.Толстой «Война и мир»( описание сцен баталий) 3. Вторая Мировая война. Проблема искусства. 1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»( фраза Базарова «Ваш Рафаэль гроша ломанного не стоит»непонятно его современникам и нам такое отношение)2. см талант Проблема ограниченного человека. 1. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник»( люди, ограниченные своей «капсулой», живущие только в своем мире).2. Перельман, русский математик, откаавшийся от Нобелевской премии. Проблема ценности хлеба 1. Статья С. Шуртакова «Слово о Хлебе»( хлеб-синоним самой жизни, богат наш язык, но попробуйте отыскать в нем еще одно столь насущное, чаще других употребляемое слово, как хлеб) 2. Блокада Ленинграда.

Примеры аргументов для выражения собственного


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь