Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. Игнатенко. ВРАЖДУЯ, МИРОТВОРСТВОВАТЬ: ДИАЛЕКТИКА АРАБСКИХ МУДРЕЦОВ



Цитируется по изд.: Игнатенко A.A. Как жить и властвовать. М., 1994. С. 246253, 264-265, 268.

В «княжьих зерцалах» есть идея, которой принадлежит абсолютный рекорд повторяемости — свидетельство всеобщего и безусловного признания. Разумный человек и хороший политик дол-

жен избегать войны... Суть здесь не в признании безоговорочной ценности мира и полной непригодности войны... Относительная вредность силового решения политических и иных проблем заключается в практической нецелесообразности любой формы острой вражды. Она сводится к трем пунктам. Во-первых, приводит к невосполнимым утратам. Во-вторых, враждебность может стать неуправляемой. В-третьих, боя нужно избегать в случае неготовности или неспособности к нему.

Враждебность имеет разные формы. Авторы «зерцал» выделяют в ней несколько этапов, для каждого предлагая соответствующие средства. «Враждебность подобна нарыву: вначале его можно излечить успокоительными средствами; если не получилось — содействовать вызреванию нарыва и его вскрытию; лишь в крайнем случае действовать каленым железом». Этапы возрастания враждебности — основа классификации врагов по степени непримиримости, истокам враждебности. На этом тройственном делении врагов построены 16 правил враждебности султана Абу-Хамму в его книге «Жемчужина на пути». Правило первое — не робеть, можно одолеть и сильнейшего противника; второе — осведомляться... пятое — ввести в заблуждение... седьмое — наносить удары по тылам противника, восьмое — уклоняться от прямого столкновения... пятнадцатое — учиться у потенциального противника.

Правила, которые излагаются в «Поучении владыкам», приписываемом аль-Маварди; первое — «разумный человек, рискуя, должен убедиться, что то, ради чего он рискует, предпочтительнее того, чем он рискует. Вступая в бой, властелин приобретает одну из трех достохвальных вещей: или Божью награду его избранникам, или власть — наидостойнейшую степень в земной жизни, или славу, которая сохранится и после смерти... Битва есть крайнее средство, (лишь) в некоторых случаях неизбежное... Седьмое — предпочитай хитрость силе: «О воин! Уловками достигнешь успеха».

Всеобщий принцип жизнедеятельности. «Голова без хитрости хуже тыквы», — гласит средневековая арабская пословица. «Храбрый убьет десятерых, хитрый — уничтожит все войско». Хитрость напрямую связана с разумом, единственный обладатель которого — человек. Если внимательно проанализировать соответствующие места «зерцал», вывод может быть только один: перед человеком стоит выбор — быть разумным и хитрить или отказаться от хитрости и тем самым исключить себя из разряда разумных существ.

Широкое понятие хитрость — «хиля» — употреблялось, в частности, для наименования приемов, которые мы в настоящее время отнесли бы к разряду прикладной математики и механики. Ильм аль-хияль — «наука искусных приемов» обнаруживается в средневе-

ковых классификациях наук... Перехитрить Бога — и такую задачу ставили перед собой некоторые средневековые мусульмане...Тут уж не покажется странным высказывание Ибн аль-Азрака в его «Чудесах на пути, или Природе владычества»: «Мир — жди войны». Или мысль аль-Муради: «Мир — одна из войн». Если так, обман становится допустим практически во всех обстоятельствах. Абу-Хамму в «Жемчужине на пути» призывает своего сына: «Хитри по-разному, обманывай по-всякому. Хорошая уловка стоит целого войска».

Однако было одно высказывание Пророка, которое и являлось решающим аргументом в любом споре: «Война — обман». Все «зерцала» приводили его.

Комментарии

Приведенные в книге А. Игнатенко примеры — одно из проявлений того, с какой настороженностью или недоверием в просвещенном сознании классических эпох воспринималась война как проявление насилия, жестокости или обманного действия. Признание неизбежности военного насилия в жизни общества сочеталось с соображениями относительно ограниченности его возможностей или с предвосхищением пагубного ответного удара, а также различного рода усилиями по нейтрализации таких последствий.

Сопоставление взглядов арабских политических мудрецов показывает, насколько эти взгляды сходны с суждениями Сунь-цзы.

У арабских мыслителей военное насилие, понимаемое в сущности как политическая «хирургия», стоит лишь на третьем месте после мер профилактики и консервативного (терапевтического) «лечения» больных органов общества и государства.

Нельзя понимать упрощенно ключевые понятия и Сунь-цзы, и пророка Мухаммеда: «Война — путь обмана», «Война — обман». Дешевый обман — слишком зыбкая почва в отношениях любого типа, он может свидетельствовать не об уме и таланте, а о дешевой хитрости и примитивном коварстве. Военные хитрости — продукт ума, таланта, широты взглядов, изобретательности, творчества; это не дешевые уловки. Недаром арабы пришли к признанию, что эти «хитрости» требуют философского видения проблем и высшего математического расчета. Стратегемы требуют стратегической философии и таланта непрямого воздействия на противника. Отказ от стратегом как обмана во спасение чреват утратой разума и тем самым деградацией самого человека: стратегия позволяет избегать насилия и потерь, она — путь гуманизма в делах войны.

В.Ф. Малиновский. ПРОСВЕЩЕНИЕ: ЗЛО ВОЙНЫ И УТОПИЧЕСКИЕ ГРЕЗЫ О МИРЕ

Цитируется по изд.: Малиновский В.Ф. Рассуждения о войне и мире. СПб, 1803. С. 1-23, 65-71, 82-85, 94, 98, 101-106.

Довольно кратка наша жизнь и исполнена премногих неизбежных зол. Должны ли мы сами оную сокращать и ко многим

бедам, неразлучным с нами, присовокуплять еще и войну, которая есть зло самопроизвольное и соединение всех зол на свете. Привычка делает нас ко всему равнодушными. Ослепленные оною, мы не чувствуем всей лютости войны. Война заключает в себе все бедствия, которым человек по природе своей может подвергаться, соединяя всю свирепость зверей с искусством человеческого разума, устремленного на пагубу людей. Она есть адское чудище, которому везде следует отчаяние, ужас, скорбь, болезни, бедность и смерть. Лишая народы спокойствия, безопасности, благоденствия, она рано или поздно причиняет их собственное падение... Время оставить сие заблуждение, истребить зло, подкрепляемое более всего невежеством... Войны не соответствуют ни человеколюбию, ни просвещению. Они могут быть извинительны для наших предков, когда они были погружены в варварство и не знали другой славы, кроме той, чтобы разорять и убивать.

Мы думаем соединить просвещение и тонкость наших нравов с варварством войны, сохраняя в оной человеколюбие и умеренность, но сие человеколюбие есть мягкосердие палача...

Увеличение государства почитается выгодою войны. Но мы видим по опыту, что государства, увеличась войнами, опять оными же и упали. Одно увеличение государства войнами...есть первый шаг к его падению. Сделавшись великими, они не сделаются сильнее, ибо тогда должны сравниться с большими и сильнейшими. В самом состоянии величества имеют они больше случаев к истощению своему. Между тем как остались бы они в природном своем положении, они могли бы беспрерывно получать приращение внутренних сил, не истощаясь...

Причины войн и политика

В варварском своем состоянии находились народы в беспрестанном страхе друг от друга. Храбрость и все военные достоинства почитались превыше всех прочих. И подлинно герои заслуживали почитание и любовь, спасая отечество. Но для достижения оных люди честолюбивые старались быть героями там, где не нужно...

Если война есть неизбежное зло, то по крайней мере должно ограничить ее свирепости....Вначале люди против зверей, а после люди против людей соединились, и так по мере просвещения народы против народов должны (были) соединиться. Доброе желание вечного мира и несчастная политика необходимой войны суть Две крайности, между которыми должно избрать разумную середину. Один Бог возможет утвердить на земле общий вечный мир,

но между тем помазанники его имеют долг и средства по возможности укротить раздоры и войны решительным постановлением законов всенародных, твердым оных наблюдением....Никто не может ограничить волю самовластных и независимых народов и соединить их интересы, всегда противоположные между собой, сами только по общему согласию предписать себе законы превосходные и пожертвовать своими маловременными частными интересами для общей, важной и продолжительной пользы. Трудно привести народы к сему согласию, но возможно... Человек увлекается силой страстей своих, держится только настоящего, отдаленные благо и зло показывает единственно разум, и единая мудрость доведет к достижению оного.

Война предшествовала учреждению обществ и составляла их случайно, как мороз внезапно останавливает быструю воду. Люди прежде всего повинуются природным нуждам и страстям. Внушения разума начинаются гораздо позже. И так скорее и легче бывает довести людей побуждением страха повиноваться присутственной власти... В сем намерении вместо трактатов должны быть законы. независимости и собственности земель и народов. Называют особую страну для пребывания сего совета, надлежит оную признать священной и независимой. В случае упорства общая сила употребляется для соблюдения закона. Политика обращается в свою пристойную простоту. Потом торговля смешивает самые отдаленные народы.

Комментарии

Положения, высказанные В.Ф. Малиновским в начале XIX в., дают возможность убедиться в умозрительных и подчас утопических воззрениях гуманистов и пацифистов Нового времени на проблемы войны и мира.

Философы Просвещения и их многочисленные последователи в разные времена оценивали и продолжают оценивать феномен войны с позиций чистого разума как абсурд, как величайшую и бессмысленную трагедию, как явление в принципе недопустимое.

Иллюзии и заблуждения, восходящие к избыточному историческому оптимизму Просвещения, сумел сформулировать в обобщенном виде В.Ф. Малиновский, во взглядах которого причудливо смешан естественный оптимизм Просвещения с затаенным пессимизмом относительно неисправимо грешной, порочной человеческой природы. В.Ф. Малиновский видит главный источник милитаризма в «невежестве» людей и проистекающих из него заблуждениях.

Он не согласен, что увеличение государства (цель множества войн) может иметь положительный эффект. Он настаивает на том, что главное условие силы государства есть не территориальные приобретения, но «сила народа, его составляющего».

Но он не объясняет, благодаря чему и как именно возникает эта сила — даже при условии успехов «наук и просвещения».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь