Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-этническая структура.



Каждый человек имеет определённые этнические признаки, на основе которых он может быть отнесён к той или иной этнической общности. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, имеющая единую материальную и духовную культуру (включая язык), сходство психического склада, а также сознание своего единства (самоидентификацию ) и отличия от других подобных образований (этноним, " мы" – " они" )

На земле существует 3000 этносов, хотя большинство из них – малочисленные группы, насчитывающие от 100 до нескольких тысяч человек.

Около 40% населения Земли относится к 7 основным народам земли. Это китайцы, индийцы, русские, японцы, а также государственно-политические объединения, которые сформировались на много этничной основе – американцы, бенгальцы, бразильцы…Украинцы занимают 23-е место по численности после англичан, турков, перед поляками.

Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.

Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания.

В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.

Наибольшее развитие в отечественной социологии получила концепция этноса Ю.Бромлея.

Он определял этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Исторические типы этноса:

· Род – форма общности людей, основанная на кровном родстве.

· Племя – объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.

· Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Народности существуют и сейчас и не только в развивающихся странах, но и в индустриально развитых обществах. (Франция: бретанцы, корсиканцы, Великобритания: уэльсцы, галлы, нормандцы).

· Нация – тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Нация возникает на основе социально-политического объединения людей, осознающих своё социально-экономическое и политическое единство. Признаки нации, отличающие ее от народности:

1) унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;

2) развитие профессиональной культуры и искусства;

3) формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств.

Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет собой более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом смысле содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества.

Своеобразную концепцию этноса дал Л.Н.Гумилев. По его мнению, этнос является не социальной, а биолого-географической категорией или общностью, возникающей в результате действия особых людей – «пассионариев», происхождение которых, согласно его концепции, обусловлено действием космических лучей.

В современном мире бурно протекают этнические процессы – изменения отдельных этнических элементов, частей этноса и этноса в целом. Различаются эволюционные и трансформационные этнические процессы.

Эволюционные этнические процессы выражаются в значительном изменении любого из основных элементов этноса, прежде всего языка и культуры.

Трансформационные этнические процессы представляют собой такие изменения этнических элементов, которые ведут к перемене этнической принадлежности и в конце концов – к изменению самоназвания этноса. Трансформационные этнические процессы делятся на процессы разделения и объединения. К разделительным относятся процессы, при которых прежде единый этнос делится на несколько самостоятельных народов, прекращая свое существование (например, древнерусский этнос – на русских, украинцев и белорусов), или от этноса отделяются части, становящиеся самостоятельными народами (например, от англичан – англо-канадцы)

К объединительным процессам относят консолидацию, ассимиляцию и интеграцию.

Консолидация – слияние нескольких самостоятельных родственных по языку и культуре этносов в единый более крупный этнос – межэтническая консолидация (например, слияние восточнославянских племен в единую древнерусскую народность в 9 – 12 в.в.), или внутреннее сплочение этноса за счет сглаживания различий между имеющимися группами – внутриэтническая консолидация (например, стирание различий между баварцами, саксонцами и др. немецкими народностями в 19-20 в.в.).

Ассимиляция – растворение одного этноса в другом, обычно более многочисленном.

Интеграция – взаимодействие нескольких значительно различающихся по языку и культуре этносов, которое ведет к появлению у них общих черт.

Между определёнными этносами существует близость, родство – расовое, языковое, историческое… Это даёт право выделять суперэтносы. По признаку языка учёные-лингвисты выделяют семьи, группы, отдельные народы. Словянская группа насчитывает 13 этносов: белорусы, болгары, македонцы, боснийцы, поляки, русские, сербы, словаки, словенцы, украинцы, хорваты, чехи, югославы… Индоевропейскую языковую семью составляют словянская, романская, германская…языковые группы.Индоевропейскую языковую семью составляют славянская, германская, романская …языковые группы. Этнос может разделяться на более мелкие этнические группы – субэтносы (полищуки, - Полесье, гуцулы – Прикарпатье и восточные Карпаты, бойки – центральные Карпаты, полтавчане, слобожане, подоляне, лемке – западные районы Украины…).

Этносы бывают коренные – сформировавшиеся на данной территории, и некоренные – диаспоры переселенцев. Моноэтничные общества – общества, имеющие высокую степень однородности населения.(Франция, Польша, Украина – 72, 9% в 1989 г. - украинцы).и полиэтничные общества.

Этнические отношения играют очень важную роль в системе общественных взаимодействий. Они регулируются нормами морали и права, традициями и обычаями. Они накладываются на экономические, политические, религиозные проблемы. Напряжение в межэтнических отношениях может быть измерено с помощью шкалы Богардуса.

" Я согласен принять представителя данного этноса в качестве…"

· члена семьи,

· близкого друга, соседа,

· коллеги по работе,

· жителя Украины,

· посетителя Украины,

· вообще не допускал бы в страну.

Наибольшую неприязнь жители Украины испытывают к вьетнамцам, арабам, цыганам, неграм.

Межэтнические отношения можно исследовать методом неоконченных предложений, а также методом парных сравнений.

Современные тенденции развития межнациональных отношений:

1. Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств.

2. Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок.

Суть национального возрождения и его внутренний смысл в восточноевропейских странах заключается в переходе от «этноса-в-себе» к «этносу-для-себя», то есть преобразование национального организма в сознательную нацию.

Фазы национального возрождения:

1. Академическая – нация становится объектом внимания исследователей, которые собирают народные песни, легенды, пословицы, поговорки, исследуют обычаи и верования, составляют словари.

2. Культурная – язык становится литературным, общеупотребимым в литературе, искусстве, науке, политике, общественных отношениях.

3. Политическая – осознание потребностей политического самоопределения и суверенности, выдвижение требований собственного государства и достижение этой цели.

Черты, характеризующие этническое сознание народа Украины в конце 20 ст.:

1. Несмотря на достаточно спокойную ситуацию, складывающуюся в Украине по поводу межнациональных отношений, сокращается численность индивидов, уверенных в том, что обществу не грозят межнациональные конфликты.

2. Склонность к восточнославянскому обособлению: положительный индекс социальной дистанции имеют украинцы, русские, белорусы и евреи.

3. Антисемитизм не является распространенным явлением. В массовом сознании евреи оказываются вытесненными за пределы близких контактов, но социальная дистанция по отношению к этой группе невелика, они значительно ближе населению Украины, чем другие этнические группы.

4. Ксенофобия – обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. Эта черта присуща массовому сознанию закрытого традиционно-архаичного типа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь