Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности и происхождении права.



Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности и происхождении права.

 

Общие подходы к пониманию права и их значение в практической деятельности.

Теологическая теория происхождения и сущности права.

Теория естественного права.

Историческая школа происхождения и сущности права.

Позитивистский» подход к происхождению и сущности права.

Социологическая школа происхождения и сущности права (умеренное и реалистическое направления)

Психологическая школа происхождения и сущности права.

Иные школы происхождения и сущности права.

Общие подходы к пониманию права и их значение в практической деятельности.

Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях о сущности и назначении права и так далее, но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, еди­ный взгляд, одну позицию Действительно, если правом руководствуют­ся граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесении правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граж­дан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном — к каким источ­никам следует обращаться, из каких источников черпать решение.

Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права — исходное начало определенности и порядка в общественных отно­шениях.

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Единое понимание права способствует эконо­мической и культурной интеграции народов Европы, сближению наро­дов разных континентов.

Разные подходы к праву согласуются с демократизацией общества, в частности с признанием плюрализма мнений. Разные силы, общест­венные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности.

Новый импульс поиску того, что есть (что представляет собой) право, дает ориентация на построение правового государства. Доктрина право­вого государства и теория «государства права» изначально ориентирова­лись на установление соответствия между законом и правом, на под­чиненное положение актов государственной власти.

В общей форме можно сказать одно: для правоприменителей и рядо­вых граждан имеют значение изданные в надлежащем порядке, сохраня­ющие юридическую силу законы и подзаконные акты. Для субъектов правотворчества, для творцов законов важно отыскать право.

Существует гносеологическая причина разных подходов к праву. В процессе познания всегда существует возможность увлечься какой-то одной стороной явления, превознести ее, не заметить других или пре­небречь ими. Отсюда разные определения права, что само по себе даже неплохо, если при этом не искажается общая картина, если такое одностороннее определение не претендует заменить все другие, стать единственно правильным, играть роль всеобщего.

Для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.

Теория естественного права.

Концептуальные идеи о естественном праве содержались уже в философско-этическом учении античных мыслителей. Теория же естест­венного права создана усилиями буржуазных идеологов в XVII-XVIII вв. Общепризнанным основоположником этой теории, «отцом естественно­го права» считается голландский исследователь Гуго Гроций. В числе наиболее известных разработчиков естественно-правового учения, наряду с Г. Гроцием, были Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Сторонники этой теории появились во всех странах мира, она стала универсальной. Классическая школа естественного права была господствующей на протяжении XVII-XVIII вв. Ее последователем был И. Кант, другие выдающиеся мыслители XIX в. В XX в. учение о естест­венном праве возрождается и в настоящее время является одним из влия­тельных в правоведении, фундаментальной основой современной теории прав человека.

В отличие от античных мыслителей, интерпретировавших естествен­ное право как действие законов природы в поведении людей, создатели классической школы естественного права под правом естественным по­нимали требования человеческого разума, коренящееся в природе челове­ка. К таким требованиям они, прежде всего, относили:

1) не трогать чужо­го добра;

2) возвращать то, что нам не принадлежит;

3) возмещать причи­ненный вред;

4) исполнять обещания, соблюдать договоры;

5) воздавать заслуженное наказание.

Естественными правами человека являются право на жизнь, честь, достоинств, но особенно - право на частную собственность. Частная соб­ственность сторонниками школы естественного права считалась проявле­нием человеческого совершенства и конечной целью развития, высшей формой реализации разума, всех потенций человека. Неизменному, веч­ному, всегда справедливому праву должно соответствовать волеустановленное государством положительное (позитивное) право. По Г. Гроцию: «Право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разу­мом». Г. Гроций выступил против действовавшего феодального законодательства, противоречащего природе человека, и выдвинул требование заменить его правом, которое отвечает законам разума, обеспечивает ка­ждому свободное пользование своим достоянием с согласия всех; при этом «не следует повиноваться приказам власти, противным естественно­му праву». Согласно Дж. Локку закон - не любое предписание, исходя­щее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Закон только тогда является законом, если он указывает человеку поведение, соответствующее его собственным инте­ресам и служащее общему благу.

В Беларуси с позиций школы естественного права обосновывали не­обходимость воплощения в издаваемых законах справедливости Ф. Скорина, С. Будный, М. Литвин (М. Тишкевич), А. Волан и другие видные мыслители.

В XX в. школа естественного права возрождается и развивается ныне по ряду направлений, которые некоторыми авторами характеризуются как самостоятельные теории права. Выделяют четыре направления в совре­менной естественно-правовой теории: 1) неотомистское; 2) феноменоло­гическое; 3) экзистенциалистское; 4) герменевтическое. При наличии осо­бенностей каждого из этих направлений в понимании сущности естест­венного права и его соотношения с позитивным правом все они исходят из того, что независимо от государства существует право естественное, являющее собой общечеловеческие ценности, и в соответствии с ними должно устанавливаться позитивное право; положительное право леги­тимно, если оно соответствует праву идеальному, идеальным ценностям.

Особенность современной теории естественного права в сравнении с классической школой естественного права состоит в том, что, во-первых, каждое из указанных направлений по-своему интерпретирует естественное право; во-вторых, экзистенциалистское и герменевтическое направления признают изменчивость естественного права по мере развития общества; в-третьих, сущностное понимание естественного права не отделяется от ценностного (аксиологического), подходя к нему в стремлении стать непо­средственным руководством для практики административной и особенно судебной, чтобы судья творил живое право в обход мертвого, бумажного закона; в-четвертых, под естественным правом понимается не только не­отъемлемые права, связанные с природой личности, но и социально-экономические права, права социальных общностей (право наций на само­определение, право народа принимать конституцию государства), а также свободу объединения в политические партии и общественные союзы.

Согласно экзистенциалистскому направлению школы естественного права право в собственном смысле слова есть беспрерывная цепь отдель ных правовых ситуаций, массы правовых случаев, которые не могут быть выражены сухой и застывшей нормой, поскольку ситуация индивидуаль­на и неповторима, и поэтому правовое решение не подчиняется нормиро­ванию, т. е. право не имеет нормативного характера.

Современная школа естественного права в известной мере смыкается с социологической теорией права. Так, известный разработчик реалисти­ческого направления социологической школы права Д. Фрэнк подчерк­нул, что любой добропорядочный человек не может не принять за основу современной цивилизации те фундаментальные принципы естественного права, которые относятся к человеческому поведению, такие как первич­ность стремления к общему благу, непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность таких принципов, как «не убий», «не укра­ди», «возвращай врученное тебе по доверию».

 

Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности и происхождении права.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь