Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теологическая теория происхождения и сущности права.



Рассмотрение развития учений о сущности права дает воз­можность выявить основные этапы этого процесса как отражение эволю­ции правопонимания в русле приближения к истинному восприятию при­роды права по мере развития юридической науки.

Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе, который мы именуем теперь правом, возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где установились всеобщие обязательные для всех правила поведения, объективно необходимые для организованной жизни и деятельности людей, а потому нуждающиеся в защите самой мощной социальной силой - государством.

Право в древние времена не отграничивалось от религии, морали, го­сударственной власти, общества. Оно интерпретировалось как справедли­вый порядок, установленный Богом (богами), его (их) волеизъявлением. На земле этот порядок, выражающийся в беспрекословном подчинении одних другим, призван обеспечивать правитель (фараон, царь, император) с помощью находящегося в его распоряжении государственного аппарата.

В древнеегипетском обществе, как свидетельствует произведение бывшего главы администрации фараона Айсеса Птахотепа «Поучение Птахотепа», относящееся к III тыс. до н. э., суть права обозначалась поня­тием «Маат» («Ма-ат»). Маат - это божественный и справедливый поря­док во взаимоотношениях между свободными людьми, установленный богиней правосудия. Изображение этой богини носили судьи и считались ее жрецами.

Правовой порядок, с точки зрения Птахотепа, - это такое состояние в обществе, при котором низшие (плохие) подчиняются высшим (благород­ным); соблюдается принцип «ка» (не сокращаются счастливые часы во взаимоотношениях между собой), а также принцип социальной иерархи­ческой пирамиды: на ее вершине находятся боги, покровительствующие Египту, ниже их располагается фараон, далее следуют жрецы, ниже -знать (серы), под нею - земледельцы и ремесленники, а основанием общественной пирамиды являются рабы. Устойчивость этого общественного и справедливого порядка достигается тем, что отцы семей по достижении старости завещают своим детям то, что ими было услышано в свою оче­редь от их отцов. Фараон с целью обеспечения установленного порядка должен вести войну против анархии, несправедливости, обмана и бого­хульства. Все это, по Птахотепу, и являет собой «маат» как естественно-божественный процесс, справедливый порядок, олицетворяющий гармо­ническое состояние общества.

Понятие сущности права как естественно-божественной гармонии во взаимоотношениях между людьми характеризовалось также и в Древней Индии в ее правовых источниках, отражавших теократическое учение брахманизма, и выражалось терминами «рта» («рита») и «дхарма» («дхам-ма»). Согласно древнеиндийскому юридическому памятнику Веды (II тыс. до н. э.), рта - это мировой естественный закон, определяющий конститу­цию (строение) общества, деление людей на созданные Богом четыре варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) их место, роль, социальное и правовое положение каждой, а значит, и их членов. Эти варны должны, как утверждалось об этом в юридическом сборнике Упанишады (IX-VI вв. до н. э.) следовать божественному закону - дхарме, долгу, обычаям, правилам поведения, согласно которым низшие подчиняются высшим, строго соблюдать взаимоотношения между варнами. Такое понимание права было воспринято знаменитыми Законами Ману, согласно которым порядок соподчинения между варнами должен обеспечивать царь. Обоже­ствляемый царь, обладая высокими полномочиями, следуя советам и на­ставлениям брахманов, учась у них знаниям по управлению обществом, должен обеспечивать этот общественный порядок, быть охранителем сис­темы варн, их строгого соподчинения путем умелого, сурового наказания провинившихся.

В Древнем Китае, по учению выдающегося мыслителя VI-V вв. до н. э. Кун-цзы (Конфуция), порядок взаимоотношения между людьми устанавливается императором, являющимся «сыном неба», отцом боль­шой семьи, исходя из принципа подчинения низших высшим, младших старшим, подданных правителю. Во всех взаимоотношениях, согласно Конфуцию, главным должна быть забота: о благополучии семьи - в се­мейных отношениях, об упрочении государства - в масштабе общества, государства.

Порядок управления, с точки зрения Конфуция, должен основываться не на законе, не с помощью наказаний, а посредством добродетелей, под которыми он понимал комплекс этико-правовых принципов, включающих правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почти­тельного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и), других устоев, за исключением позитивного закона (фа). Зако нодательству Конфуций отводил лишь вспомогательную роль в упорядо­чении общественных отношений.

В Древней Греции в VIII в. до н. э. знаменитый Гомер в своих произ­ведениях «Илиада» и «Одиссея» исходил из того, что обычай, обычное право (темис) предопределено богиней правды, олицетворяющей спра­ведливость (Дике). Темис - это конкретизация вечной справедливости, ее присутствие, правление и соблюдение во взаимоотношениях не только людей, но и богов.

Богоданность права обосновывалась не только в древние времена, но и во все последующие эпохи. Особенно это проявилось в средние века, в эпоху феодализма, прежде всего в учении, пожалуй, самого знаменитого теолога и в то же время крупного ученого Фомы Аквинского. Сторонники теологического учения о праве были и в последующие времена вплоть до наших дней (например, неотомистское направление в современной теории естественного права). Объясняется устойчивое теократическое представ­ление о праве, во-первых, стремлением их авторов придать праву самый высокий авторитет в обществе (и в этом имеется объективно обусловлен­ная потребность); во-вторых, в праве как феномене интегративном, в ко­тором находят свое отражение все непрерывно развивающиеся социально значимые явления и процессы, которые всегда остаются в чем-то непо­знанными и поэтому объясняемыми силой божественной; в-третьих, на­учное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами, оно име­ет и теологический аспект и научно-фантастический, вероятностный, за­гадочный, облекаемый в религиозную форму.

Теория естественного права.

Концептуальные идеи о естественном праве содержались уже в философско-этическом учении античных мыслителей. Теория же естест­венного права создана усилиями буржуазных идеологов в XVII-XVIII вв. Общепризнанным основоположником этой теории, «отцом естественно­го права» считается голландский исследователь Гуго Гроций. В числе наиболее известных разработчиков естественно-правового учения, наряду с Г. Гроцием, были Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Сторонники этой теории появились во всех странах мира, она стала универсальной. Классическая школа естественного права была господствующей на протяжении XVII-XVIII вв. Ее последователем был И. Кант, другие выдающиеся мыслители XIX в. В XX в. учение о естест­венном праве возрождается и в настоящее время является одним из влия­тельных в правоведении, фундаментальной основой современной теории прав человека.

В отличие от античных мыслителей, интерпретировавших естествен­ное право как действие законов природы в поведении людей, создатели классической школы естественного права под правом естественным по­нимали требования человеческого разума, коренящееся в природе челове­ка. К таким требованиям они, прежде всего, относили:

1) не трогать чужо­го добра;

2) возвращать то, что нам не принадлежит;

3) возмещать причи­ненный вред;

4) исполнять обещания, соблюдать договоры;

5) воздавать заслуженное наказание.

Естественными правами человека являются право на жизнь, честь, достоинств, но особенно - право на частную собственность. Частная соб­ственность сторонниками школы естественного права считалась проявле­нием человеческого совершенства и конечной целью развития, высшей формой реализации разума, всех потенций человека. Неизменному, веч­ному, всегда справедливому праву должно соответствовать волеустановленное государством положительное (позитивное) право. По Г. Гроцию: «Право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разу­мом». Г. Гроций выступил против действовавшего феодального законодательства, противоречащего природе человека, и выдвинул требование заменить его правом, которое отвечает законам разума, обеспечивает ка­ждому свободное пользование своим достоянием с согласия всех; при этом «не следует повиноваться приказам власти, противным естественно­му праву». Согласно Дж. Локку закон - не любое предписание, исходя­щее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Закон только тогда является законом, если он указывает человеку поведение, соответствующее его собственным инте­ресам и служащее общему благу.

В Беларуси с позиций школы естественного права обосновывали не­обходимость воплощения в издаваемых законах справедливости Ф. Скорина, С. Будный, М. Литвин (М. Тишкевич), А. Волан и другие видные мыслители.

В XX в. школа естественного права возрождается и развивается ныне по ряду направлений, которые некоторыми авторами характеризуются как самостоятельные теории права. Выделяют четыре направления в совре­менной естественно-правовой теории: 1) неотомистское; 2) феноменоло­гическое; 3) экзистенциалистское; 4) герменевтическое. При наличии осо­бенностей каждого из этих направлений в понимании сущности естест­венного права и его соотношения с позитивным правом все они исходят из того, что независимо от государства существует право естественное, являющее собой общечеловеческие ценности, и в соответствии с ними должно устанавливаться позитивное право; положительное право леги­тимно, если оно соответствует праву идеальному, идеальным ценностям.

Особенность современной теории естественного права в сравнении с классической школой естественного права состоит в том, что, во-первых, каждое из указанных направлений по-своему интерпретирует естественное право; во-вторых, экзистенциалистское и герменевтическое направления признают изменчивость естественного права по мере развития общества; в-третьих, сущностное понимание естественного права не отделяется от ценностного (аксиологического), подходя к нему в стремлении стать непо­средственным руководством для практики административной и особенно судебной, чтобы судья творил живое право в обход мертвого, бумажного закона; в-четвертых, под естественным правом понимается не только не­отъемлемые права, связанные с природой личности, но и социально-экономические права, права социальных общностей (право наций на само­определение, право народа принимать конституцию государства), а также свободу объединения в политические партии и общественные союзы.

Согласно экзистенциалистскому направлению школы естественного права право в собственном смысле слова есть беспрерывная цепь отдель ных правовых ситуаций, массы правовых случаев, которые не могут быть выражены сухой и застывшей нормой, поскольку ситуация индивидуаль­на и неповторима, и поэтому правовое решение не подчиняется нормиро­ванию, т. е. право не имеет нормативного характера.

Современная школа естественного права в известной мере смыкается с социологической теорией права. Так, известный разработчик реалисти­ческого направления социологической школы права Д. Фрэнк подчерк­нул, что любой добропорядочный человек не может не принять за основу современной цивилизации те фундаментальные принципы естественного права, которые относятся к человеческому поведению, такие как первич­ность стремления к общему благу, непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность таких принципов, как «не убий», «не укра­ди», «возвращай врученное тебе по доверию».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь