Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ



Среди гениальных открытий, совершенных на разных этапах развития человеческого общества, изобретение бумаги является одним из наиболее выдающихся.

Появление бумаги многое изменило в человеческом обществе. Бумага стала средством развития письменности. Первая бумага по качеству уступала и папирусу, и пергаменту, но способ получения нового материала был более простым, и требовало меньше затрат. Дешевым и доступным оказалось сырье, идущее на изготовление бумаги. Шелковые обрезки, остатки коконов тутового шелкопряда, старое тряпье растирали с водой между камнями. Получалась волокнистая масса. Ее наливали на гладкую поверхность и прессовали. Масса сохла, и превращалось в лепешку в виде тонкого волокна. Китайцам бумага была известна задолго до нашей эры.

Археологи утверждают, что материалы, напоминающие бумагу, существовали уже в III в. до н.э. В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баоцяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. Существует предположение, что секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять у тюрков. Древние мастера умели изготавливать тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Затем их отлавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами и получили совершенно новый материал – бумагу.

Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Заслуга Цай Луня состоит в том, что он, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический процесс производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путем их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырье и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, мох, водоросли, всякое тряпье и т.п. Этот технологический процесс сохранился почти без изменения и до нашего времени. Сегодня изменились только средства производства, масштабы, скорости, объемы и сырье. Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда бумага в Китае делалась самого разнообразного назначения. В Китае из бумаги изготавливали зонтики, салфетки, носовые платки. Ярко раскрашенными листами бумаги китайцы оклеивали стены жилых комнат. Особый сорт бумаги имел ароматические свойства: бумагу сжигали для почести богам. В Китае с седьмого века вошли в обращение бумажные деньги «фэй-цянь» (летающие монеты). Только через тысячу лет с бумажными деньгами познакомились европейцы. Искусство изготовления бумаги долгое время считалось в Китае государственной тайной. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу [1]. Из Китая новый материал проник в соседние страны – в Корею и Японию. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название «васи». В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии – один из наиболее популярных подарков.

В седьмом веке началось великое путешествие бумаги на Запад. Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться с середины восьмого века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали. В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в XI-XII веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны. Итальянцы внесли ряд существенных изменений в процесс изготовления бумаги: изобрели способ нанесения на бумагу водяных знаков, применили для ее проклейки животный клей и вместо арабской мельницы применили толчею, которая обеспечивала подготовку более качественной бумажной массы. В России бумагу начали делать значительно позже. Имеются сведения, что бумага собственного производства в России появилась в середине XVI века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Петр Первый. Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом. Получив постоянную прописку, бумага смело вторгалась во все сферы деятельности людей. Она появилась в государственных канцеляриях, кельях монастырей, университетских аудиториях и в торговых местах. Особенно быстро бумажное производство стало расти после изобретения книгопечатания [2].

Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова «бумуг», что значит хлопок. Вероятно, что впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине XIII века. В это время хан Батый для сбора дани произвел первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время употреблялась в завоеванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях [1].

Целлюлозно-бумажная промышленность – комплексная отрасль, что обусловлено своеобразием ее производственных процессов. Существует свыше 5000 сортов или типов бумаги, которые обычно делят на три основных класса:

1) собственно бумага, например, оберточная, гигиеническая, писчая и печатная;

2) картон, например, используемый для производства бумажной тары;

3) строительный картон, применяемый главным образом в строительстве (изоляционный, облицовочный).

Благодаря технологической близости процессов производства и конечного продукта эта отрасль хозяйства с течением времени становилась все более интегрированной и автономной: изготовитель готовой бумаги обычно является также изготовителем бумажной массы, из которой делается бумага, и заготовителем балансовой древесины, из которой получают бумажную массу. Все волокнистые материалы различного происхождения, известные на сегодняшний день, могут служить полуфабрикатом для производства бумаги и картона. Однако основную массу волокнистых полуфабрикатов бумажно-картонного производства составляют растительные волокна: волокна древесины в виде различной древесной массы и целлюлозы; волокна макулатуры в виде макулатурной массы; волокна тростника и соломы; волокна тряпья в виде тряпичной полумассы. Для придания некоторых специальных свойств бумаге и картону нашли также применение животные (шерстяные), минеральные (асбестовые, базальтовые) и синтетические (лавсан, нитрон, капрон и др.) волокна.

Не прекращаются разработки новых видов бумажной продукции. Так, сочетание пластиков с бумагой привело к рождению целого семейства новых писчих материалов, срок службы которых необычайно долог. Бумагой заменяют ткани во многих изделиях – от детских пеленок, больничных простыней, полотенец одноразового пользования и т.п. В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, являются образцом высокопроизводительного аппарата. На многих новых машинах установлены автоматические системы управления технологическим процессом, включающие электронно-вычислительные машины, а также большое число сложных автоматических измерительных и исполнительных устройств, обеспечивающих высокоэффективную работу машины на скоростях до 1000 метров в минуту [3].

Все многообразие видов бумаги подразделяется на одиннадцать классов: бумага для печати; бумага для письма; чертежно-рисовальная бумага; электроизоляционная бумага; папиросная бумага; впитывающая бумага; бумага для аппаратов; светочувствительная бумага; переводная бумага; оберточная бумага; промышленно-техническая бумага разного назначения [3].

Водяные знаки. В XIII веке итальянцы ввели на бумаге водяные знаки – рисунки на сыром листе в виде изображения различных предметов (колокол, корабль и т.п.). Водяные знаки – это своеобразное клеймо, торговая марка того или иного бумажного производства. Итальянские изготовители бумаги тех времен сгибали проволочку в кольцо и накладывали на него перекрестье из кусочков проволоки, а затем пришивали его к верхней стороне сетки черпальной формы. Когда влажный слой бумажного листа начинал уплотняться в форме, над проволочками он оказывался тоньше; в итоге это место при рассматривании высохшего листа на просвет выглядело чуть прозрачней. С тех пор как родилась бумажная филигрань (около 1270 г.), все водяные знаки наносились именно таким способом. С начала XIX века водяные знаки на бумаге превратились просто в фирменные марки бумажных фабрик [2].

 

Список использованной литературы

1. Стефанов С. Этот удивительный мир бумаги // КомпьюАрт. – 2002. – № 10. – С. 48–60.

2. Бабченко К. Бумага ручного изготовления // КомпьюАрт. – 2003. – № 7. – С. 40–46.

3. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1971. – Т. 4. – С. 108.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь