Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2.4.2. Упражнение. Объемно-пространственная композиция на основе складывания листа бумаги под прямым углом



Цель задания: Изучить приемы трансформации плоского листа бумаги.

Методические рекомендации: Размер композиций соответствует формату ½ А4.

К одному из видов трансформируемых плоскостей относится вариант с выдвинутыми элементами поверхности.

Выдвижка элементов образуется при складывании листа бумаги под прямым углом. В стандартных вариантах таких композиций все вертикальные линии прорезаются, а горизонтальные надсекаются с лицевой или изнаночной стороны. Вариантов объемно-пространственных решений складчато-разрезных структур этого типа великое множество, например линии разреза, могут быть прямыми или кривыми, перпендикулярными или наклонными к основной линии сгиба; линии сгиба (ребра элементов) могут быть параллельными или наклонными по отношению к основной линии сгиба и т.п. В подобных структурах можно менять частоту разрезов, внося изменения в их метроритмическую закономерность; отгибать элементы формы наружу или внутрь, получая дополнительные членения, более интенсивную пластику, богатую светотеневыми градациями. Внося эти изменения, можно получить разные варианты метроритмических членений с использованием возрастающих или убывающих, встречных, сложных и простых рядов. Прежде чем приступить к выполнению данного задания, необходимо тщательно ознакомиться с чертежом складчато-разрезной структуры, выяснить, где будут проходить линии сгиба, а где необходимо сделать разрезы.

(см. приложение 4.2.)

Последовательность выполнения задания:

1. Вырезать из бумаги четыре заготовки прямоугольной формы размером 100х200 мм и согнуть их вдоль пополам.

2. Используя примеры, выполнить разметку складчато-разрезных структур.

3. Сделать разрезы по линии чертежа.

4. Согнуть элементы по линиям сгиба.

5. Развернуть заготовку, выдвинуть элементы формы внутрь и сложить заготовку снова. Элементы находятся внутри заготовки. Разгладить линии сгиба.

6. Развернуть заготовку под прямым углом, вырезанные элементы форм выдвинутся вперед.

7. Оформить работу.

Материал: Формат А 4. Материал: плотная белая бумага. Инструменты: ножницы, резаки, клей, карандаш, ластик.

Самостоятельная работа:

Самостоятельно разработать и выполнить выразительную складчато-разрезную структуру.

Тема 2.4.3. Натюрморт с зеркалом. Фронтально-пространственная композиция из одного листа бумаги

Цель задания: Изучить приемы складчато-разрезной структуры.

Методические рекомендации: Выполнить композицию в основе, которой лежит прием складчато-разрезной структуры. Фронтальные планы-плоскости разрабатываются рельефно. Размер композиции, в сложенном виде, соответствует формату ½ А4.

В аудитории ставится постановка из 3-4 предметов, которые отражаются в зеркале. Натюрморт разбирается на планы. Каждому плану соответствует определенная фронтальная плоскость, которая рельефно разрабатывается. Для образования рельефа применяются приемы работы с полосой бумаги, складчато-разрезной структурой плоскости листа, мятая бумага, допускаются прорези и сквозные вырезы в плоскостях. Фронтально-пространственная композиция выполняется из одного листа бумаги. Композиция должна разворачиваться из плоскости листа, сложенного определенным образом, и складываться в плоскость.

(см. приложение 4.3.)

Последовательность выполнения задания:

1. Подготовить основу для композиции – белый тонкий картон.

2. Определить пространственные планы композиции.

3. Определить пропорции предметов, месторасположение.

4. Определить места сгибов плоскости листа, в соответствии намеченными планами натюрморта.

5. Используя приемы складчато-разрезных структур выполнить пластику планов композиции.

7. Оформить работу.

Материал: Формат А4. Материал: белая бумага. Инструменты: ножницы, резаки, клей, карандаш, ластик.

Самостоятельная работа:

Доработать и выполнить композицию.

 

Тема 2.4.4. Объемно-пространственная тематическая композиция

Цель задания: Изучить приемы складчато-разрезной структуры на основе сгибания листа под прямым углом.

Методические рекомендации: Выполнить композицию, используя прием складчато-разрезной структуры на основе сгибания листа под прямым углом. Размер композиции Размер композиции соответствует размеру: 300x300x300 мм.

Тематической основой для композиций служат рассказы из книги Итало Кальвино «Невидимые города» (Итало Кальвино «Невидимые города», 1972., перевод на англ. Picador, 1979. рис.Aldo Loris Rossi, 1975., перевод с англ. изд. С. Семин, дизайн С. Семин). Студенты выбирают описание одного какого-либо города (маленький рассказ в одной из 9 тетрадей-глав). (см.приложение 4.4.)

Последовательность выполнения задания:

1. Выполнить эскиз тематической объемно-пространственной композиции.

2. Определить пространственные планы композиции.

3. Определить пропорции и месторасположение элементов композиции.

4. Выполнить рисунок-чертеж для композиции с определением разрезов, сгибов.

5. Используя приемы складчато-разрезных структур выполнить пластику планов композиции.

7. Оформить работу.

Материал: Белая плотная бумага или картон. Инструменты: ножницы, резаки, клей, карандаш, ластик.

Самостоятельная работа:

Дальнейшая работа над предложенными темами, с целью их завершения.

 

Раздел 5

Объемная форма

Выполнение объемной композиции без использования клея, т.е. щелевым» или «замковым» способом. Объем формируется за счет внутренней конструкции.

Тема 2.5.1. Упражнение. Выполнить объемную форму, посредством разработки внутренней конструкции объекта плоскостями

Цель задания: Изучить приемы формирования объема плоскостями.

Методические рекомендации: Размер композиции соответствует размеру: 100x100x100 мм.

Объектами разработки могут служить простые геометрические объемные формы или представители животного мира. Для работы студенты используют ровные фронтальные, горизонтальные и наклонные плоскости. Контуры данных плоскостей могут быть различны в зависимости от формы объекта. Соединяются плоскости между собой «щелевым» или «замковым» способом с соблюдением ритмических членений с сохранением единого стилевого решения. (см. приложение 5.1.)

Последовательность выполнения задания:

1. Выполнить эскиз объекта.

2. Определить его внутреннюю конструкцию.

3. Определить пропорции и месторасположение элементов конструкции.

4. Продумать скрепление элементов конструкции.

5. Собрать объект.

7. Оформить работу.

Материал: Белая плотная бумага или картон. Инструменты: ножницы, резаки, карандаш, ластик.

Самостоятельная работа:

Дальнейшая работа над объемной формой, с целью ее завершения.

Тема 2.5.2. Объемная тематическая композиция

Цель задания: Изучить приемы формирования объема плоскостями.

Методические рекомендации: Объекты для разработки студенты выбирают самостоятельно или им предлагается общая тема и пространственная композиция собирается из отдельных объектов-объемов. Размер отдельного элемента композиции соответствует размеру: 200x200x200 мм.

Как и в упражнении, для работы студенты используют ровные фронтальные, горизонтальные, наклонные плоскости. В зависимости от темы допускается использовать изогнутые поверхности. Контуры данных плоскостей могут быть различны в зависимости от формы объекта. Соединяются плоскости между собой «щелевым» или «замковым» способом с соблюдением ритмических членений с сохранением единого стилевого решения.

(см. приложение 5.2.)

Последовательность выполнения задания:

1. Выполнить эскиз объекта.

2. Определить его внутреннюю конструкцию.

3. Определить пропорции и месторасположение элементов конструкции.

4. Продумать скрепление элементов конструкции.

5. Собрать объект.

7. Оформить работу.

Материал: Белая плотная бумага или картон. Инструменты: ножницы, резаки, карандаш, ластик.

Самостоятельная работа:

Дальнейшая работа над объемной формой, с целью ее завершения.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Просвещение, 1996.

2. Бабченко, К. Бумага ручного изготовления // КомпьюАрт. – 2003. – № 7. – С. 40–46.

3. Гнедич, П. П. История искусств [Текст]: Живопись. Скульптура. Архитектура: совр. версия. - М.: Эксмо, 2007. – 847 с.

4. Гусакова, М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1997.

5. Ермолаев, А. П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера [Текст]: [учеб. пособие для вузов дизайн. и архитектур. спец.] / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулика, М. А. Соколова. – М.: Архитектура-С, 2005. – 463 с.

6. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. – М.: КДУ, 2007.

7. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. /Пер. с нем. Л. Монаховой. – М.: Д. Аронов, 2001. – 136 с.

8. Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

9. Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги: Вырезание. – Минск: Беларусь, 2005.

10. Конструкции из бумаги. Объемные формы из плоского листа /N. Avlla; на ан гл. яз. – М.: РИП-холдинг, 2005. – 160 с.

11. Литвинов, М.М. Художественные изделия из бумаги: практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов. – М.: Просвещение, 1986.

12. Макетирование: учебное пособие. – М.: МАРХИ, 2005.

13. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн [Текст] / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. Питер, 2008. – 457 с.

14. Школа изобразительного искусства / Б. В.Иогансон и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изобразит. искусство, 1993. – 208 с.

15. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн [Электронный ресурс] / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. Питер Пресс, 2007. - 1 электрон. опт. диск.

16. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры / авт. текста и сост. Р. И. Русакова, Г. И. Шрамкова. - М.: Изобразит. искусство, 1994. – 208 с.

17. Новиков, Н.В. Макетирование в академическом дизайне. – СПб. ГХПА, 1998.

18. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в художественном конструировании. – М.: Машиностроение, 1984.

19. Степанов, А.В. Объемно-пространственная композиция. – М.: Архитектура – С, 2003.

20. Стефанов, С. Этот удивительный мир бумаги // КомпьюАрт. – 2002. – № 10. – С. 48–60.

21. Холмянский, Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: МАРХИ, 1978.

22. Черчение, макетирование, рисунок: методическое пособие. – М.: МАРХИ, 2002.

23. Шахов, Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.: БаоПресс: Рипол Классик, 2006.

 

Электронный ресурс

1.Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М. Калинин, М.В. Перькова.─ Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 117 с. Электронный ресурс: сайт StudFiles. Файловый архив студентов. http: //www.studfiles.ru/preview/2983384/

2. Джефф Нишинака. Бумажные скульптуры. Блок о мировой живописи, графике и скульптуре.Электронный ресурс: http: //usenkomaxim.ru

3. Модульные скульптуры из бумаги Ричарда Суини (Richard Sweeney)
Электронный ресурс: http: //nolook.ru/roll-scroll/2410-richard-sweeney-sculptures.html#ixzz4avmGJHQb

4. Сайт энциклопедия художника. Электронный ресурс: http: //anastasiya-usarova.narod.ru/kurs/page89_931.htm

5. Сайт Словарь художника.Электронный ресурс: http: //www.ukoha.ru

6.СайтОткрой искусство. Словарь терминов искусства. Электронный ресурс: http: //www.artdic.ru/index.htm

7. Сайт Словари. Электронный ресурс: http: //slovari.yandex.ru

8. Сайт RosDeign. Макетирование и бумагапластика. Электронный ресурс: http: //rosdesign.com/design/maketofdesign.htm

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОСАРИЙ)

 

Понятия и определения необходимые для адаптации в художественном сленге и для правильного выражения требований в техническом задании

Абрис(от нем. abriß - чертеж, контур) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

Акцент - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

Аэрограф - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.

Багет(от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.

Валёр(от франц. valeur - ценность, достоинство) - оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.

Вариант- авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями, внесенными в: композиционное или цветовое решение, жесты и позы изображенных людей, расстановку предметов.

Вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.

Грунт(от нем. grund - основа) - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.

Деформация - художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.

Декоративность - совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.

Диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом. детализация - тщательная проработка деталей изображения.

Дублирование - в реставрации - укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.

Жанр (от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

Жухлость - изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.

Колорит(от итал. colorito, от латинского color - цвет, окраска) - система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

Композиция(от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.

Контрапост(от итал. contrapposto - противоположность) - прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

Моделировка (от франц. modeler - лепить) - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.

Монохромия (от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

Набросок - произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.

Нюанс (от франц. nuance - оттенок) - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.

Объем (от праслав. ob и jeti — «брать, хватать») — количественная характеристика формы объекта, которая определяется его местом в пространстве.

Метафизика изобразительного искусства заключается в том, что в процессе трансформации объекта в предмет изобразительной деятельности объем из разряда количественных категорий переходит в качественные и превращается в изобразительное средство.

Изображение объемных форм на плоскости (двухмерной поверхности) создает зрительное трехмерное пространство, а в действительном трехмерном пространстве объемная композиция «включает» мысленное четвертое измерение. При этом творческое мышление человека каждый раз как бы поднимается на новую ступеньку в познании мира. Так простейшие изобразительные средства превращаются в материал композиции. Качество объемности формы в изобразительном искусстве может использоваться и не столь метафизично, а ради создания иллюзии.

Палитра (от франц. palette) - 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок;

2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

Панно (от фр. panneau - плоскость, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением;

2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).

Панорама (от греч. pan - всё и horama - зрелище) - 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

Перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.

Пластические искусства - виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

Пластичность(от греч. plastikos - податливый, пластичный) - качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.

Полихромия (от греч. поли - много и chroa - цвет) - многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

Полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

Прием - отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.

Профиль (от франц. profil, от итал. profile - очертание) - вид лица или предмета сбоку. размывка - техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.

Ракурс (от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Реплика (от фр. replique - отпечаток, повторение) - авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.

Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повёрнутый назад, отражённый) - в живописи (реже в графике) - отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).

Ритм - особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.

Розетка (от франц. rosette, буквально - розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).

Тектоника (греч. tektonike — " строение, искусство построения", от techne — " ремесло, делание" ) — качество формы, определяемое отражением на ее поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры). Тектоничность — формальное качество, оно обусловлено мерой выражения, ясностью конструктивных членений, подразделений частей, отношений их величин. Тактичность является эстетическим качеством формы, выражает ясность, прочность, устойчивость, поэтому эмоционально оценивается положительно.

Качества тактичности присущи произведениям разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Близко понятию «конструктивность». В отличие от эстетического качества тактичности архитектоничность выражает художественно-образную (смысловую) целостность формы — композиционность, достигаемую дополнительными приемами артикуляции, акцентации, выявления пластических связей целого и детали, главного и второстепенного, центра и периферии, верха и низа, правой и левой сторон, массы и объема, плоскости и пространства. Исторически смысловые нюансы этих терминов менялись.

Статуя (лат. statua, от греч. statos — " стоящий" ) — произведение скульптуры значительного размера, изображающее стоящую фигуру человека (как правило, больше натуральной величины), не связанное непосредственно с архитектурой и представляющее собой самостоятельную композицию.

Близко понятиям: монумент, памятник. Называть статуями другие, близкие по функции и художественному смыслу скульптурные произведения, например изображающие сидящую или лежащую фигуру человека, бюст, животных, неправильно. Так же неточно определение " конная статуя", лучше говорить: конный монумент.

 


[1] Герасимов, А.А. Коваленко, В.И. Макетирование из бумаги и картона: учебно-методическое пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 167 с.

[2] Герасимов, А.А. Коваленко, В.И. Макетирование из бумаги и картона: учебно-методическое пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 167 с.

 

[3] Вряд ли, например, стоит изготовлять цилиндр из папиросной бумаги или жесткого картона, так как в первом случае силы упругости бумаги ничтожно малы и цилиндр не сможет сохранять свою форму, а жесткость картона столь велика, что при сгибании он будет ломаться.

[4] Там же

[5] Там же

[6] Этот термин происходит от старинного японского искусства «оригами», передававшегося из поколения в поколение. В настоящий момент оригамика получила широкое распространение не только в Японии, но и во многих странах мира. Она непрерывно развивается и совершенствуется в превращении простого листа бумаги, в модель любой формы видимого мира. В настоящее время издано несколько интересных книг по «Оригами» с множеством оригинальных предложений по изготовлению разных видов животных и растений, транспортных средств, предметов быта и т.д.

 

[7] Подобная операция в полиграфии называется биговкой.

[8] На усмотрение преподавателя содержание задания может изменяться


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь