Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика образа и содержания досуга в мире ислама.



Национальная культура в значительной степени находится под влиянием установок

ислама, направленных на устранение элементов западной культуры, проникших в

жизнь населения. Потребление алкогольных напитков, относительно широко

распространенное в городах в последние годы монархического правления, в

настоящее время строго запрещено в соответствии с мусульманскими законами,

возбраняющими пить вино. Правила ношения одежды требуют, чтобы она была скромной

как у мужчин, так и у женщин. Специальная полиция нравов патрулирует улицы

больших и малых городов, следя за тем, чтобы поведение жителей соответствовало

исламской морали.

Система образования. Обучение в стране бесплатное, как в школах, так и в высших

учебных заведениях. В течение первых 10 лет после революции контингент учащихся

в системе начального и среднего образования увеличился более чем на 60%,

достигнув в 1988/1989 учебном году приблизительно 12 млн. человек. По меньшей

мере 15% из нескольких тысяч школ, построенных после 1979, находятся в деревнях

и отдаленных сельских районах.

Основной задачей в области образования является исламизация программ обучения

всех ступеней. Крупнейшие университеты расположены в Исфахане, Мешхеде, Ширазе,

Тебризе и Тегеране. В 1983 был открыт первый частный университет (Свободный

исламский университет).

Литература, искусство, архитектура. Революция способствовала развитию новых

направлений в литературе и живописи. После 1979 творения запрещенных при шахе

писателей и поэтов стали доступны для широких масс населения. Появились новые

популярные писатели – Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Однако

действует цензура, которая запрещает произведения, имеющие антирелигиозную

направленность. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг

включает как западных, так и иранских авторов.

После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в

живописи. В архитектуре при возведении многоэтажных зданий в городах преобладает

космополитический стиль, но при сооружении небольших жилых и служебных строений

поощряются национальные мотивы. Традиционные иранские ремесла – художественная

миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных

изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.

Музеи и библиотеки. Важнейшей задачей в области культуры после 1979 признается

сохранение свидетельств истории исламской революции и мусульманского Ирана. В

городах работают музеи, в которых экспонируются фотографии, плакаты, листовки и

другие материалы, касающиеся событий 1978–1979. Государство финансирует

передвижные выставки, которые демонстрируются в небольших городах и деревнях.

Выделяются средства на ремонт и содержание старых мечетей и мактабов

(мусульманских школ). Такие дореволюционные музеи, как археологический,

этнографический и художественный (все в Тегеране), продолжают функционировать и

даже пополнили свои коллекции, в первую очередь за счет экспонатов по исламской

истории и культуре.

В Иране не было и нет традиции создания публичных библиотек, тем не менее

имеется множество специализированных библиотек, в частности при крупнейших

мечетях и семинариях. Самая известная из них – библиотека при мечети имама Резы

в Мешхеде; в ней содержится бесценная коллекция из 10 тыс. древних рукописей.

Другие значительные собрания рукописей находятся в Исфахане, Куме и Ширазе.

Наиболее ценные материалы по истории Ирана сосредоточены в Национальной

библиотеке в Тегеране, в фондах которой насчитывается несколько тысяч томов

государственных документов, относящихся к периоду правления династии Каджаров, и

Библиотеке меджлиса, в которой хранятся парламентские архивы (с 1906 по

настоящее время).

Издательское дело. Революция стимулировала издание книг, которые были ранее

запрещены из-за содержавшейся в них критики династии Пехлеви. С 1979 ежегодно

выходило приблизительно по 3 тыс. названий новых книг. Предварительная цензура,

как правило, отсутствует, но любые публикации, признанные оскорбительными для

ислама или общественной морали, конфискуются, а их издателей и авторов ждет

суровое наказание. Из нескольких общенациональных ежедневных газет и

многочисленных еженедельных и ежемесячных журналов основная часть выходит в

Тегеране.

Радио и телевещание. В 1997 в стране действовали 28 телевизионных и более 80

радиовещательных станций Все они контролируются правительством. В Иранском

Азербайджане и районах, населенных курдами, ведутся передачи соответственно на

азербайджанском и курдском языках. Большинство телепередач создается в самой

стране, но демонстрируется и зарубежная видеопродукция, приобретаемая, в

частности, в Японии. В 1997 в Иране насчитывалось более 4, 61 млн. телевизоров.

Несмотря на существующие ограничения, многие иранцы получили доступ к западным

средствам массовой информации через спутники связи.

Кино и театральное искусство. До революции кинозрелища были любимым досугом

населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки

зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а

произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре.

Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к

закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к

требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные

сюжеты. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание,

завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм Белый шар

получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале; Вкус вишен был награжден там же

«Золотой Пальмовой Ветвью».

В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные

постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание

спектаклей является «исламским». Религиозные представления в память кончины

имама Хусейна были популярны еще до революции и всемерно поощряются властями в

последние годы.

Праздничные дни. Важнейшими официальными праздниками считаются 1 февраля – День

возвращения Хомейни из 14-летней зарубежной ссылки, 11 февраля – День революции

(празднование победы революции 1979), 1 апреля – День Исламской Республики.

Древнеиранский доисламский Новый год остается самым популярным и широко

отмечаемым праздником и совпадает с днем весеннего равноденствия. Отмечаются

также не менее 15 памятных дат, связанных с рождением или кончиной имамов.

Официальный выходной в стране - пятница, в этот день не работают большинство

учреждений и магазинов (также они закрыты в дни национальных и религиозных

праздников).

20 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Иране отмечают сегодня один из древнейших

праздников Шабе Яльда - первую ночь зимы. Это самая длинная ночь, ночь зимнего

солнцестояния, после которой день становится длиннее. Поэтому древние иранцы

считали ночь конца осени и начала зимы ночью, после которой рождается солнце, и

в его честь устраивали большой праздник. Как рассказали корреспонденту БЕЛТА в

посольстве Ирана в Беларуси, празднование Шабе Яльда включает существующую на

протяжении столетий традицию гадания на стихах Хафеза.

По обычаю на стол ставят Аджил - обжаренные соленые фисташки, фундук, очищенный

земляной орех, миндаль, горох, тыквенные семечки и семечки дыни. Кроме того,

обязательные яства - арбуз, гранаты, сладости и фрукты. Круглый арбуз

символизирует солнце, а многочисленные семечки - плодородие. Все эти

традиционные угощения являются символом того, что в доме будет изобилие,

здоровье, богатство, радость и веселье. Непременный атрибут праздника - свечи и

светильники, как символ победы света над тьмой, добра над злом. Собравшиеся на

праздник родственники, друзья, все участники застолья должны дождаться рассвета,

чтобы увидеть и восславить солнце.

В этот день все говорят друг другу - да славится Шабе Яльда, высказывая таким

образом пожелания счастья.


20. «Эпоха культуры» как концепция постмодернизации в Японии

Важным этапом развития мировой цивилизации стало террористическое нападение на

Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года. После этого все развитые страны, в

том числе и Япония, оказались перед лицом общей опасности, заставившей

переосмыслить свое место в мире. Япония в условиях глобализации столкнулась с

очередными трудностями самоопределения. Пережив несколько экономических

кризисов, Япония была вынуждена пересмотреть свои позиции с точки зрения

новейших социологических исследований, утверждающих наступление новой эры —

эпохи «после Америки». Вновь были организованы специальные исследовательские

группы, в работах которых представлена информация о характерных изменениях,

происходящих в японской политической мысли, имеющих влияние на формирование

внешнеполитического курса.

В конце 90-х годов самой актуальной стала проблема разработки поведения Японии в

условиях процессов глобализации. Японские ученые пришли к выводу, что в

результате ослабления мирового влияния США их отечеству вновь предоставляется

возможность стать во главе азиатского блока, утверждая специфику своего развития

как главное условие невозможности следования Японии по общему для западного мира

пути развития. Анализ мировых тенденций развития показал несколько возможных

сценариев, согласно одному из которых в мире сформируется два равноправных

блока: западный (во главе с Америкой) и восточный (во главе с Японии).

Дискуссии вокруг глобализации далеки от завершения. Общий вывод, однако, уже

достаточно очевиден: гармонизация и адаптация должны стать непреложным принципом

международных отношений XXI века. Единственный путь достижения этого идеала —

это признать специфику развития разных стран и позволить им строить свою

дельнейшую политику на их основе. Однако подобное положение не исключает, а,

напротив, предусматривает существование наций в условиях взаимного согласия и

влияния. Этот тезис прежде всего осуждает стратегии США, стремящихся к

навязыванию единого образа жизни — американского.

В данных условиях все более четко просматриваются трудности, с которыми придется

столкнуться Японии в будущем. Хочет того Япония или нет, но ей придется изменить

сложившуюся внутреннюю политическую и экономическую ситуацию. И если США нужно

обратить свой взор на внутренние проблемы, то Японии, наоборот, пора забыть о

столь любимой ею самоизоляции и действовать в согласии с общемировыми

тенденциями. Сложившаяся после войны ситуация, в которой Япония была вынуждена

отказаться от решения задач внешней политики, сконцентрировав все свое внимание

на восстановление экономики, может сильно навредить ей в будущем. Наступила

новая эра, в которой общество занято другими проблемами, нежели страх перед

японской агрессией. Все больше расширяя свое экономическое влияние на внешнем

рынке, Япония тем самым поставила внутреннюю экономику в почти кабальную

зависимость от экспорта. Это обстоятельство, в свою очередь, побуждает страну

уходить от споров в области внешней политики, что приводит к некоторому

ослаблению авторитета страны. Налицо явный дисбаланс: Япония, с одной стороны —

экономический монстр, поражающий темпами своего развития, а с другой —

политический пигмей, старающийся лишний раз не «высовываться». Сложившаяся

ситуация в мире требует гармонизации всех сторон жизни страны, а значит, Японии

придется поменять стратегию своего поведения вовне. Заботясь о балансе

национальных интересов, Япония очень часто проявляет близорукость, мешающую ей

принимать адекватные решения и видеть перспективы. Поскольку основную задачу

своей страны японские исследователи видят в создании некой оппозиции

распространению влияния США, прежняя политика уже не имеет права на

существование. Единственно возможный путь оказать сопротивление засилию

американизма — это столь же прямолинейно заявить о собственных предложениях.

Более того, сохраняющаяся до сих пор абсурдная ситуация зависимости японского

правительства от Вашингтона только усиливает уверенность США в правильности

своих стратегий, согласно которым развитие в мире прекратится в случае

американского давления. Это убеждение, возможно, покажется наивным, но оно

действует, и никто не может достаточно убедительно заявить Америке об

ошибочности такого отношения к остальным странам. Продолжая ограничивать свое

вмешательство в мировую политику, Япония рискует остаться ни с чем в грядущей

эпохе усиления глобализационных процессов. Несмотря на ряд весьма позитивных

результатов, страна стала своего рода колоссом на глиняных ногах. Между тем пока

время играет в пользу Японии. Сейчас у нее есть все шансы стать образцом, по

которому будут существовать государства будущего. В мире, где давно поняли

бесполезность войн и стараются разрешить конфликты мирным путем, Япония с ее

менее чем минимальными расходами на вооружение и отлаженным экономическим

механизмом может добиться значительной роли в мире. Именно сейчас формируется

новая система международных отношений, и Японии, если она не хочет повторить

ошибок прошлого, предстоит пересмотр своих стратегий. Предыдущий раунд в

распределении влияния она проиграла, но будущий вполне может и даже должна

выиграть. Основная задача Японии сейчас — это помощь развивающемуся миру. На

фоне уменьшения позитивной роли США в странах третьего мира должна увеличиваться

роль Японии как донора слабых экономик. Это уменьшит число слаборазвитых стран,

пытающихся утвердить свое влияние военными методами, и тем самым усилит мирную

основу взаимодействия всех стран мира. С ростом помощи слабым азиатским странам

установится роль Японии как посредника между Азией и Западным миром. Задача

Токио — найти способы примирения позиций двух полюсов, усилить их взаимное

притяжение. Уникальность Японии состоит в том, что она, с одной стороны,

принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, но географически и исторически

она — часть Востока, и от этого ей никуда ни деться.

Трудно найти общее решение для задач, стоящих перед миром в XXI веке, так же

трудно говорить о новой роли Японии как о чем-то реально существующем. Во всяком

случае, нельзя не отметить то, что Япония, судя по происходящим переменам,

находится в поиске новых стратегий поведения, в чем ей можно только пожелать

удачи.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь