Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие личности как становление и реализация самости



Одним из первых понятие самости в философско-научный оборот ввел Гегель, рассматривавший ее как снятое единство родового и индивидуального начал в личности. Понятие самости тесно связано с понятием личности, индивидуальности, причем их связь имеет объективную основу.

В марксистской и, соответственно, в советской философии и научной литературе понятие «самость» почти не использовалось, предпочитая категорию индивидуальности, личности, подчеркивая преобладание объективного в процессах социализации.

Наиболее полно марксистская научная позиция по вопросу о личности представлена в трудах советских психологов — А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, К.Л. Абульха-новой-Славской; философов — Л.П. Буевой, С.С. Батенина, Э.В. Ильенкова, В.Е. Кемерова и др. Разработки их были весьма плодотворны. А.В. Петровский, например, вывел из наличного материала оригинальную структуру личности, включающую три подсистемы:

интраиндивидную - системную организацию индиви­дуальности, представленную в строении темперамента, ха­рактера, способностей человека;

интериндивидную - бытие личности в системе своих «действительных» отношений, в «пространстве» вне орга­нического тела индивида;

метаиндивидную - процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальности ипредставленно-сти в них (персонализация).

С.С. Батенин четко поставил вопрос о связи личностного и человечески-родового. Развивались и другие направления постижения бытия личности.

Однако те акценты в понимании самости, которые в известное время были расставлены Гегелем, постепенно ушли из поля зрения исследователей. Для Гегеля самым важным в содержании самости было рефлектирующее сознание, т.е. определяемое самосознанием, или самосознающее сознание. Излишний объективизм в определении самости присутствовал и в постфрейдизме, в частности, в работах К.Г. Юнга, который вернул это понятие в научный оборот, попытавшись дать ему собственное определение, исходящее из наработанных представлений о структуре человеческой психики.

К.Г. Юнг определял самость не очень четко и в разных плоскостях, однако можно выделить некое ядро и в его понимании. Во-первых, он подразумевал под самостью центральный (по-видимому, в системе архетипов) архетип[2], образующий центр суммативной целостности сознательного и бессознательного. Сейчас бы мы сказали, что самость - это системообразующая всех элементов личности.

Во-вторых, самость - главная цель жизни индивида, который должен достичь состояния, когда противоречие между сознательным и бессознательным сменит отношение их взаимодополняемости.

В-третьих, самость - это нечто охватывающее всю личность, всю «окружность» последней.

Иными словами, самость - некая целостность и полнота личности. Однако не совсем понятно, какую роль в этом процессе К.Г. Юнг отводил личностной рефлексии, развивающемуся самосознанию.

Современными последователями К.Г. Юнга самость рассматривается как результат процесса индивидуации, т.е. движения к целостности личности с помощью интеграции ее сознательных и бессознательных аспектов. Условием и целью такого движения является стремление личности к реализации своего потенциала при полном сохранении самобытности. Вместе с тем становление самости включает осознание личностью цели, смысла своей жизни, формирование ею образа себя, причем именно как образа полной целостной личности. Понятие самости у К. Г. Юнга и у его учеников включает и самореализацию личности, которая есть достижение состояния самости.

Концепция самости была развита и в трудах К. Роджерса. В ее фундамент ученый положил следующие идеи.

В основе поведения человека лежит объединяющий мотив - тенденция актуализации, стремление развить все свои способности как личности.

Тенденция актуализации ведет человека в направлении автономии и самодостаточности. При этом процесс роста объективно задан, он управляет человеком, ведет его к самореализации. Потребность развиваться и улучшаться присуща всему живому, а у человека она выражена предельно. Но процесс человеческого совершенствования связан с организменно-оценочным процессом: люди избегают негативных переживаний, ищут и оценивают позитивные переживания, которые воспринимают как содействующие их личности, развивающие ее.

Цель самоактуализации - процесс формирования полноценно функционирующей личности, который должен быть управляемым, осознаваемым, рефлектируемым. Он включает постановку целей, определение опыта как внутренней системы координат, интеграцию психологического и соматического.

Управлять этим процессом можно лишь на основе концепции самости, которая является главным элементом индивидуального опыта. «Это организованный последовательный концептуальный гешталът, составленный из восприятий свойств «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями» [34. С.540].

Гештальт самости не всегда осознаётся. Самость, по-другому «Я-концепция», включает некоторый набор образов «Я», определяемых прежде всего теми социальными ролями, которые исполняются индивидом (студент, друг, возлюбленный, сын, спортсмен и т.д.).

Помимо самости, так сказать, реальной, становление личности связано с самостью «идеальной», т.е. представлением индивидом себя таким, каким он хотел бы располагать, в каком бы видел наибольшую для себя ценность. «Я-концепция» меняется с накоплением опыта, но некая целостность (гештальт) самости сохраняется. Условием развития самости является потребность в позитивном внимании, которое выступает в двух видах: обусловленном и безусловном. Идеальное «Я» тоже постоянно изменяется, однако также имеет устойчивое ядро.

Существенное отличие «Я» реального от «Я» идеального может быть источником неудовлетворенности и даже дискомфорта.

К. Роджерс считает, что принятие себя в реальном качестве есть признак душевного здоровья. Однако на функции идеального «Я» можно посмотреть и по-иному: оно способно выступать и стимулом развития реальной самости.

Существенные характеристики самости сформулированы также философом В.В. Ильиным.

В онтологическом плане, отмечает ученый, этот целевой, целенаправленный объектоносительпреднамеренности, ведения идентифицируется как самость в отличие от однопо-рядковых элементов соответствующего множества.

Самообозначение «Я» - самопонимание себя как единственного обладателя психофизической определенности; способность по традиции проводить субъективизацию себе подобных: употребление третьего лица, толковавшего «их» как адресатов-протогонистов.

• Идентификация «Я» с индивидуальной телесно-психологической организацией; гомологичностьдуховно-соматической конституции - базис родового тождества, принципов само- и взаимопонимания.

• «Я» как эгоцентрическая конкретность, имеющая окказиональное значение; это - фокус персональной перспективы с особым видением мира и утверждением в нем.

Рефлективная способность «Я» соотносить, связывать собственную картину мира, экзистенциональный опыт с собой, развитые механизмы локализации, хронологизации, идентификациисамообозначения с эгоренфикацией.

Если коротко и с неизбежными упрощениями давать динамическую развертку представленного структурно-функционального среза анализируемого предмета, оправданно выделить такие критические точки роста, говоря по-гегелевски, самого себя через себя различающего духа.

Итак, в психологии и социологии ученые, исследуя особые стороны развития личности, пришли на новом уровне конкретного к определению самости, идентичному тому, которое в свое время дал Гегель. Однако теперь оно связано не только с понятиями «индивидуальное», «родовое», «снятие», «сознание», «религия», но и с понятиями «бессознательное», «интеграция», «целостность», «образ», «Я», «самоактуализация», «самореализация», «гештальт», «идентификация» и др.

Понимать развитие личности как объективный процесс реализации и самореализации индивидуальности в системе общественных отношений было бы упрощением без учета того, что этот процесс был бы бессмысленным и нереализуемым, если бы не включал в свое содержание личностную рефлексию в форме целостного, многофункционального, эволюционирующего представления личности о себе, смысле и перспективах своего существования - самости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь