Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дарвин об искусственном отборе, борьбе за существование и естественном отборе.



Ч. Дарвин в своей теории эволюции органического мира установил, что в основе образования новых форм (пород и сортов) в сельскохозяйственной практике и новых форм (разновидностей и видов) в природе лежит один и тот же общий процесс — отбор (селекция).

Согласно его учению, отбор делится на естественный, осуществляемый в природе, и искусственный, осуществляемый по воле человека.

Отбор основывается на изменчивости и наследственности организмов. Человек при помощи отбора видоизменяет и развивает (совершенствует) те признаки, которые отвечают его требованиям, создавая таким путем новые породы животных и сорта растений. Но искусственный отбор не сводится к простому выбору лучших форм из числа уже имеющихся в популяции. В подавляющем большинстве случаев он предполагает постепенное накопление и закрепление из поколения в поколение незначительных, нередко едва уловимых различий.

Ч. Дарвин различает два вида искусственного отбора: бессознательный и методический. На протяжении многих тысячелетий люди проводили искусственный отбор бессознательно не ставя перед собой никакой конечной цели. Для размножения отбирали лучшие колосья, более крупные семена или более вкусные коренья. Такой непреднамеренный, бессознательный отбор, повторяясь из поколения в поколение, создавал новые культурные растения.

При методическом отборе человек заранее ставит себе цель улучшить то или иное растение, определяет, какие признаки и в каком направлении он будет изменять. Методический искусственный отбор стали применять только с конца XVIII в. и достигли при его помощи выдающихся результатов.

Сопоставляя все собранные сведения об изменчивости организмов в диком и прирученном состоянии и о роли искусственного отбора для выведения пород и сортов одомашненных животных и растений, Дарвин подошел к открытию той творческой силы, которая движет и направляет эволюционный процесс в природе, - естественного отбора.

Естественный отбор - процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Основным материалом для него служат случайные наследственные изменения — мутации и их комбинации.

Важнейшее место в теории естественного отбора занимает концепция борьбы за существование.

Термин " борьба за существование" не вполне точно соответствует тому значению, которое вкладывал в него сам Дарвин, предлагая понимать этот термин " в широком и метафорическом смысле".

Во-первых, Дарвин включал в понятие " существование" не только жизнь данной особи, но и успех ее в оставлении потомства.

Во-вторых, словом " борьба" обозначалась не столько борьба как таковая (т.е. как прямое столкновение), сколько конкуренция, часто происходящая в пассивной форме.

Действию естественного отбора благоприятствуют:

1) длительность времени;

2) высокая изменчивость;

3) большое число особей данного вида;

4) обширность его ареала (области распространения);

5) изоляция групп особей данного вида, уменьшающая их скрещивание с обитателями других частей ареала.

 

 

Дарвин о происхождении человека.

Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч. Дарвин. В книгах " Происхождение человека и половой отбор", «О выражении эмоций у человека и животных" (1871-1872) он приходит к выводу, что человек - неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч. Дарвин проблему происхождения человека ввел в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека " от нижестоящей животной формы". Тем самым человек был включен в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась симиальная (обезьянья) теория антропогенеза.

Согласно этой теории, человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представлявшего собой, по мнению Ч. Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий ученый Эрнст Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом(обезьяночеловеком). В 1891 г. голландский антрополог Эжен Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. В ХХ в. были сделаны открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ - промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч. Дарвина подтвердилась прямыми (палеонтологическими) доказательствами.

 

Сторонники и противники Дарвина. Оценка учения Дарвина.

Следует подчеркнуть, что именно Дарвин впервые обосновал материалистическую теорию эволюции, поэтому его учение о движущих силах, закономерностях и путях исторического развития органического мира справедливо называют дарвинизмом. Он разработал фундаментальные научные проблемы биологии, утвердил исторический метод в изучении природы, чем окончательно подорвал метафизические воззрения.

Дарвин дал обоснование реальности развивающегося вида как категории, которая зарождается, развивается и исчезает, обосновал единство прерывности и непрерывности, в возникновении вида, диалектически решил проблему случайности и необходимости в эволюции, показал, как неопределенные случайные изменения под действием естественного отбора в чреде поколений превращаются в адаптивные признаки вида. Он вскрыл материальные причины и показал пути формирования относительной целесообразности, чем впервые нанес смертельный удар телеологии. Это придает теории Дарвина важное атеистическое значение.

Основоположники марксизма-ленинизма сразу же обратили внимание на работы Дарвина и высоко оценили его теорию. К. Маркс отмечал, что Дарвин впервые нанес смертельный удар телеологии и дал рациональное объяснение относительности приспособлений в живой природе. К. Маркс указывал, что книга Дарвина «Происхождение видов» является хорошей естественноисторической основой диалектико-материалистической философии.

В своих классических произведениях «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Л. Фейербах» и др. Ф. Энгельс подчеркивал, что именно Дарвин нанес сокрушительный удар метафизическим взглядам на природу и научно обосновал ее эволюционное развитие. Уже через три недели после первой публикации книги «Происхождение видов» Ф. Энгельс писал К. Марксу об успешной разработке Дарвином доказательств исторического развития природы. Энгельс относил дарвиновскую теорию к одному из трех крупнейших обобщений естествознания XIX в.

В. И. Ленин в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? » (1895), подтверждая мысль Ф. Энгельса, сравнивает заслуги К. Маркса с заслугами Ч. Дарвина и подчеркивает, что Дарвин впервые поставил биологию на вполне научную основу.

Более чем столетняя история свидетельствует, что дарвинизм успешно выдержал испытание временем и показал свои несомненные научные преимущества перед многочисленными попытками дать обоснование ведущих законов развития природы. Эволюционное учение Дарвина оказало огромное революционизирующее влияние на науку. Оно утвердило идею развития, исторический метод в исследовании явлений живой природы, что привело к коренной перестройке всех отраслей биологической науки.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь