Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)



Писатель разностороннего дарования: драматург и сатирик, лирик и критик, детский поэт и переводчик, педагог и редактор, теоретик и организатор литературы.

Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес-сказок «Театр для детей». И сказка осталась его любимым жанром, с которым поэт не расставался всю жизнь. «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Сказка о глупом мышонке», «Угомон», «Тихая сказка», «Двенадцать месяцев», «Волга и Вазуза», «Сказка об умном мышонке», посмертно опубликованная сказка «Умные вещи».

Кроме сказок, поэт написал для детей много других произведений эпического характера. Рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады составляют значительную часть его творчества: «Откуда стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Дворец на Фонтанке», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок» и другие рассказы и повести в стихах; «Пожар», «Почта», «Почта военная», «Война с Днепром», «Быль-небылица», «На страже мира» и другие поэмы», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», «Баллада о памятнике» и другие баллады; сатирический памфлет «Мистер Твистер» и стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк».

Будни страны, полные напряженного труда, романтика героических подвигов советского народа, массовый героизм участников строительства новой жизни – все это жизненное содержание просилось в балладу, поэму или повесть в стихах.

Через произведения Маршака этих жанров проходит мысль: в нашей стране каждый готов к подвигу («Рассказ о неизвестном герое», «Сын героя», «Ледяной остров», «Баллада о пятнадцати» и др).

Так же как в фольклоре разных стран и народов, в поэзии Маршака звучит настоящий гимн труду. Он славит «честных почтальонов», наборщиков, слесарей, столяров, врачей, часовщиков, учителей… («Быль-небылица», «Вчера и сегодня», «Мастер-ломастер», «Умные вещи».

В стихах Маршака живет само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого-полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот и лодыри». Игра в мяч, в «войну», посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме – вот темы стихов Маршака о детях и для детей.

Есть еще одна область творчества Маршака, без которой трудно представить его литературное «хозяйство», – переводы: сборник английских народных песенок «Дом, который построил Джек», чешский «Хоровод», сборник латышского фольклора «Лесная колыбель», литовские народные песни «Кто вызвал бурю», переводы стихов Э. Лира, Р. Киплинга, Джанни Родари, В. Блейка и других известных зарубежных поэтов.

Иностранные стихи под пером Маршака обретают новую жизнь, жизнь в ином качестве - как русское стихотворение. Переводы поэта стали, по выражению А. Фадеева, фактами русской поэзии. Большинство находок в детской поэзии у Маршака связано с многосторонней и многообразной его деятельностью в различных областях литературы.

 

Юмор и сатира в творчестве С. Маршака для детей

В его сказках живут не только народные сюжеты, песенки, пословицы, считалки, но сама народная педагогика, которая умеет учить, не поучая, и забавлять, не балуя. Поэтическим зерном, из которого выросла остро-сатирическая пьеса «Кошкин дом», была народная детская песенка.

Детские произведения С. Маршака доставляют наслаждение не только детям, но и взрослым. Это касается особенно юмористических и сатирических произведений поэта: яркие картинки жизни, забавные ситуации привлекают ребенка, а в глубине всегда светится глубокая мысль автора, обращенная не столько к детям, сколько к их родителям. В период Великой Отечественной войны Маршак выступил в традициях русской сатирической поэзии, выполняя ответственную миссию поэта-сатирика – быть учителем и проповедником, обличителем и судьей. И прав был К. И. Чуковский, который писал о сатирических шедеврах своего товарища по литературе: «Они лаконичны, как выстрел, и хотя они написаны для взрослых, я вижу в них один из триумфов нашей детской поэзии, так как, только пройдя школу поэтического творчества для детей, можно достичь такой четкой структуры, такой алмазной чеканки стиха».

 

Пьесы-сказки С. Я. Маршака

Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он вместе с поэтессой Е.И.Васильевой написал ряд пьес-сказок, среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие». Впоследствии все эти сказки были им доработаны.

Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами – всем тем, чем богат народный театр.

«Кошкин дом» – пьеса-сказка, которую можно было бы назвать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены одно от другого безо всяких оговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение наконец происходит. Бывшие друзья отворачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогнала, – эти незлопамятные дети – дают ей приют и делятся последней коркой хлеба.

Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев» написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга.

«В сущности, в драматургии для детей была проделана та же работа, что и во всей детской литературе, – вспоминал С. Я. Маршак. – Мы боролись за освобождение детского театра (как и книги) от лжепедагогической назидательности, стремились к созданию живых характеров, к тому, чтобы пьесы, при их простоте, были достаточно сложны и, при всей их забавности, выражали серьезные идеи, т.е. к большой драматургии для маленьких».

 

Юмор в поэзии Михалкова

Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже сам факт собственного существования.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрослым, как и к детям. Широка среди детей популярность Михалкова – автора юмористических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас? »

Юмор веселых стихотворений определяется не только комедийными ситуациями и характерами, но и своеобразием лексики, строем стиха. Так, в качестве юмористического приема поэт часто применяет воспроизведение специфического детского образа мысли и склада речи:

 

А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

 

Или:

 

Мы купили синий-синий,

Презеленый красный шар.

 

(«А что у вас? »)

 

То же назначение в юмористических произведениях Михалкова имеет рифма. Так, например, в стихотворении «Фома» поэт, отсекая окончания слов, поставленных под рифму, хорошо передает упорство неисправимого упрямца, которым уже «поперхнулся» крокодил:

 

Из пасти у зверя

Торчит голова.

До берега

Ветер доносит слова: —

Непра... Я не ве...—

Аллигатор вздохнул

И, сытый,

В зеленую воду нырнул.

(«Фома»)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь