Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поэты и писатели Дона – детям



Петроний Гай Аматуни (1916-1982) – летчик и писатель Дона.

В 1947 г. в Ставропольском книжном издательстве была напечатана Детская фантастическая повесть «Маленький летчик Пиро".

В общей сложности Петроний Гай написал свыше двух десятков книг, многие из которых были адресованы детям. Среди них книги о летчиках: «На крыльях», «Путешествие в Аэроград», «Небо людей» и другие, а также исторический роман «Если бы заговорил сфинкс…», сказочные повести «Чао – победитель волшебников», «Космическая горошина», «Почти невероятные приключения в Артеке», «Королевство Восемью Восемь».

 

Скрёбов Николай Михайлович родился 1932 года в Шахтах Ростовской области.

Среди книг Н.М.Скрёбова есть адресованные детям " Только вместе" (1964) и " Толстопятые друзья" (1966).

 

Костарев Николай Сергеевич (1914-1983). Детский поэт. В Ростовском книжном издательстве и московских издательствах " Малыш", " Детская литература" вышло более двадцати книг стихов для детей, в их числе " Отгадай-ка! " (1953), " Мурлыка-птицелов" (1957), " Страна Буквария" (1972), " Волшебники труда" (1981), " Весёлый телевизор" (1984) и др. Для детей Н. Костаревым написаны драматургические произведения: фантастическая комедия " Украденное солнце", " О золотом коне и мече-саморубе", пьеса " Схватка в лесу".

 

Долинский Даниил Маркович (1925). Автор 23 поэтических книг, в том числе детских: «Расту», " Птички-странички", " Незнакомый насекомый".

 

Чекулаев, Анатолий Александрович (1937-2015)

В наследие Анатолия Александровича Чекулаева входят поэтические сборники для детей: «У меня забот не счесть», «Жить со взрослыми не просто», «Я и моя семья», «Крашу все в зеленый цвет», «Знакомые слова», «Кто же он? », «В небылицах правда есть» и др., а еще осталась его музыка и песни.

 

Коркищенко Алексей Абрамович (1926). В Ростиздате вышли в свет книги для детей «За Желтым ериком» (1962), «Полосатые чудаки» (1965), «Внуки красного атамана» (1969), «Старая лошадь Зина» (1973).

 

Суханова Наталья Алексеевна (1931) Изданы несколько книг для детей: «В пещерах Мурозавра» (1978), «Многоэтажная планета» (1982), «Сказка о Юппи» (1984). В фантастических сюжетах и образах этих книг выражено детское поэтическое восприятие мира.

 

49. Переводная детская литература, вошедшая в круг детского чтения в 40-80

Годы

Сельма Лагерлёф (1858-1940)

В 1940 г. книгу С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» в свободной обработке для детей написали переводчицы Зоя Задунайская и Александра Любарская, и именно в таком виде книга стала популярна у советских читателей.

Астрид Лидгрен общепризнанный классик детской литературы. Шведская писательница дважды удостоена Международной премии имени Х.-К. Андерсена. Первая книга – «Пеппи Длинный Чулок» вышла в 1945 г. «Три повести о Карлсоне, который живет на крыше» – вершина творчества Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» – 1955 г. А. Линдгрен принадлежат и другие книги для детей, в том числе младшего и среднего школьного возраста: «Знаменитый сыщик Кале Блюмквист» (1946), «Мио, мой Мио» (1954), «Расмус-бродяга» (1956), «Эмиль из Леннеберги» (1963), «Рони, дочь разбойника»(1981), новая большая сказка – вариация на сюжет «Ромео и Джульетта».

Джанни Родари. Творческая деятельность для молодого Джанни Родари началась с того, что главный редактор миланского выпуска «Унита» выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей». Родари писал стихи о детях современной трудовой Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору. В его стихах (сборники «Книжка веселых стихов», 1951; «Стихи в небе и на земле», 1960; «Поезд стихов» и др.) проявилось умение раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира. Поэзия Родари сочетает здоровый юмор и напевность, социальную сатиру и оптимизм.

В 1952 году Маршак представил русским детям итальянского писателя Джанни Родари, переведя циклы стихов «Книга городов», «Поезд стихов», «Чем пахнут ремесла» и др. Под редакцией С.Я. Маршака переведена на русский язык и самая знаменитая книга Родари «Приключения Чиполлино» (перевод З. Потаповой), которая выдержала не один десяток изданий. Кроме того, для спектакля по сказке Родари «Приключения Чиполлино» Маршак написал песню Чиполлино и песню Старого Помидора.

Именно Советский Союз стал отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. У себя на родине Родари долгое время был практически неизвестен.

Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных историй: «Приключения Чиполлино» (1951), «Путешествие Голубой стрелы» (1952), «Джельсомино в стране лжецов» (1959), «Сказки по телефону» (1961), «Торт в небе» (1966).

Алан Александр Милн История про забавного медвежонка получила широкую известность и всенародную любовь благодаря переводу Бориса Заходера. Просматривая английскую энциклопедию для детей в библиотеке, писатель наткнулся на изображение славного плюшевого медведя. История привела его в такой восторг, что он тут сел за перевод книги Милна. В 1960 году советский читатель впервые взял в руки книгу «Винни-Пух и все остальные».

Юлиан Тувим – известный польский поэт.

Тема детства стала ведущей темой его лирики. Тувим знакомит детей с миром через игру. Известные стихи поэта: «Зося - Самося», «Паровоз» и др. На русский язык его стихи переводили: С. Маршак, С. Михалков, Б. Заходер и др.

Памела Линдон Трэверс. В России «Мэри Поппинс» необыкновенно повезло – на русском языке она впервые вышла в 1974 году, в переводе блестящего детского поэта, драматурга, переводчика Бориса Заходера (кстати, он переводил многих любимых авторов Памелы Трэверс – А. Милна, Дж. Барри, Л. Кэрролла).

Ту́ ве Я́ нссон (Швец.). Янссон написала 8 повестей о муми-троллях («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»).

Энид Мэри Блайтон (1897-1968) – британская писательница, работавшая в жанре детской и юношеской литературы. «Тайна барабанного боя», «Тайна маленького оборвыша»; из циклов о Тайной Семёрке; о Великолепной Пятёрке; о Пятерых Тайноискателях

Бредбери Рэй Рассказы " Дракон", " Марсианские хроники"

 

 

50. Детская литература конца ХХ-начала ХХI века

Астафьев Виктор. «Мальчик в белой рубашке"

Булычёв Кир. «Атлантида: боги и герои», «Тайны Древнего мира», «Тайны Античного мира», «Тайны Средневековья», «Тайны Нового времени», «Тайны Руси», «Тайны Российской империи», «Убежище»

Вачков Игорь Викторович (1964) – российский ученый, доктор психологических наук, профессор, писатель, один из пионеров сказкотерапевтического направления в отечественной психологиии. " Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек"

Юрий Петрович Вронский (1927-2008) – советский и российский детский писатель, поэт, переводчик. «Юрьевская прорубь», «Странствие Кукши за тридевять морей»

Калашников В. «Легенды русских монастырей: Ангелы России»

Владисла́ в Петро́ вич Крапи́ вин (1938) – советский и российский детский писатель. Из цикла о Великом Кристалле; «Всадники со станции Роса»; «Ампула Грина»

Екатерина Мурашова (1962) – семейный психолог, автор подростковых драматических книг: «Талисман» (1989), «Обратно он не придет! » («Полоса отчуждения») (1991), «Барабашка – это я» (1991), «Изюмка» (1992), «Дверь, открытая всегда» (2004), «Класс коррекции» (2004), «Афанасий Никитин: повесть о тверском купце» (2005), «Гвардия тревоги» (2008), «Одно чудо на всю жизнь» (2010)

 

 

В конце 20-го века в России начались преобразования, которые продолжаются и поныне. Сдвиги в общественном сознании повлияли и на ход всего литературного процесса. Произошли изменения, связанные и с детским чтением. Из него исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию и частично возвращены незаслуженно «забытые»: Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам.

Главным открытием 20-го века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности. И для творчества современных авторов также характерна попытка разглядеть личность маленького человека. При этом разговор с читателем идёт на равных.

По-прежнему одним из популярнейших жанров остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в 20-м веке и прежде всего, тема взаимоотношений детей с взрослыми, и сверстниками.

Григорий Бенционович Остер. Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский. С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против! » и другие.

Однако в наше время возникает уже другая проблема – дети перестают читать книги, падает культура чтения. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях.

Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять и на литературный процесс: одной из тенденций становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Увеличивается число групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Но и при разнообразии книжной и журнальной продукции, адресованной этой аудитории, далеко не всё благополучно. Подростки ориентируются не на лучшую, а на «модную» в их среде продукцию. Растет спрос на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, в основном, развлекательного характера.

У мальчиков старше 10 лет популярны «диснеевские», технические, познавательные и компьютерные журналы, комиксы и издания, связанные со спортом, автоделом. А девочки интересуются различными красочными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию.

Массовый, неконтролируемый выпуск детских книг в последние годы, привел к тому, что на книжном рынке появилось много литературы, не обладающей хорошим художественным вкусом. Широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют в своих произведениях самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Спросом сегодня пользуются детективы серии «Чёрный Котёнок», " ужастики" из серии «Страшилки», фэнтези из серии «Чародеи».

Каких же авторов выбирают современные дети себе в друзья и собеседники?

Среди читаемых современных авторов можно назвать Е. Некрасова. Он пишет о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я – то кто же?! ». А. Веселов в своих повестях показывает, как общество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок из нищих «спальных районов». В. Гусев в фантасмагорично-весёлых произведениях пишет о том, как маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются с взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными. С. Сухинов поветствует о Рыцарях Света в джинсах и ветровках. С. Лукьяненко стал популярен благодаря своим печальным, но завораживающим «дозорам».

Ученицы младших и средних классов увлекаются романами Ж. Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. А серия книг М. Бершадской «Большая маленькая девочка» учат их находить выход из сложных ситуаций. Дети разного возраста читают книги Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Цирк в шкатулке», «Сказки для Марты».

Очень популярны стали книги серий: " Детский детектив" (К. Кин, А.Хичкок, Э. Блайтон и др.), " Школа в ласковой долине» Ф. Паскаль. С удовольствием читают произведения: «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу! », «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Облачный полк» Э. Веркина, " Призрак сети", " Телепат", " Потапов, к доске! ", «Костя+Ника=», «Узник зеркала» Т. Крюковой, «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» М. Вишневецкой и др.

Подросткам и старшеклассникам, кроме книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, нравятся произведения Х. Мураками, П. Коэльо, Э. Райс, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Булгакова, Р. Бернса, японская поэзия хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей и др.

Кроме признанных классиков читают и стихи А. Усачева, С. Белорусеца, М. Яснова, С. Михотина и др.

И только малыши по-прежнему читают А. Пушкина, А. Волкова, Г. Остера, Э. Успенского и др.

В последние годы заметно увеличивается выпуск детских книг, улучшается их содержание, расширяется тематика, более привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка литературой.

В 1990-2000-е годы продолжился выпуск популярных журналов " Мурзилка", " Весёлые картинки", появились новые периодические издания для детей: " Незнайка", " Жили-были", " Свирелька", «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», " Весёлые уроки".

Переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения: сказки К. И. Чуковского, стихи С. Маршака, В. Берестова, В. Лунина, Р. Сефа, Л. Яковлева, О. Григорьева, Г. Юдина, И. Иртеньева».

В целом же современная детская литература представляет собой подвижное противоречивое явление и постоянно находится в процессе становления.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь