Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ВИНОГРАДОВ



Память 25 февраля / 10 марта (9 марта – в високосный год), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников

Священник Александр Виноградов. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год. Фото с сайта fond.ru

Родился 30 августа / 12 сентября 1883 года в деревне Станинская Нечаевской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Федора Виноградова. Окончил церковно-приходскую школу и до 1910 года работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством.

В 1910 году он поступил псаломщиком в храм и до 1918 года служил в Казанской церкви в Егорьевске.

В 1920 году он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское.

24 декабря 1929 года был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино.

18 мая 1930 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьеве Егорьевского района, где он и прослужил до своего ареста.

Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть все гонения и преследования, которые переносили тогда священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали впоследствии свидетели. Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 году для НКВД.

Он написал, что священник «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». Священник, когда на него наложили налог, сумел перед сельским исполнительным комитетом настоять, чтобы его сняли, как с престарелого. Но сельсовет проявил бдительность и сообщил в исполнительный комитет, что священнику нет еще и шестидесяти, и потребовал, чтобы он сдал в качестве налога шестьдесят килограммов мяса. Но священник в день Рождества Христова, 7 января, когда в храме присутствовало более трехсот человек, обратился к присутствующим со словами: «Православные, помогите, меня задушили налогами, стало невозможно жить, если я не уплачу в срок, меня посадят, а церковь закроют». После этих слов он пошел с тарелкой по церкви, набрав рублей 500 или более. Когда ему сообщили, что ему снова надо платить налог, священник, по словам секретаря сельсовета, «набрался нахальства, пришел в сельсовет, говоря, что вы неверно сделали это – по новой конституции я имею одинаковое право, как и все, я считаю себя семьей красноармейца, так как сын у меня в армии на Дальнем Востоке». «Каким способом он пробрался в армию, это еще надо проверить», – заключил свою характеристику председатель сельсовета. Одна из свидетельниц показала, что, когда ломали один из храмов, отец Александр говорил: «за сломку этой церкви Бог вас накажет», и отсталые колхозники стали возмущаться, восприняв эти слова так, что советская власть пытается закрыть церковь.

26 февраля 1938 года отец Александр был арестован и допрошен.

– Ваше отношение к советской власти? – спросил его следователь.

– У меня к советской власти и ее политике хорошее отношение. Я доволен советской властью.

– Говорили ли вы во время службы в церкви 7 января верующим: «Православные, помогите, нас обложили большими налогами, а заплатить у нас средств нет; советская власть нас жмет, чтобы мы отказались от религии»?

– 7 января во время службы я обратился к верующим за разрешением пройти с тарелкой на нужды, мне верующие разрешили, и я произвел денежный сбор. Но я не говорил, что меня обложили большим налогом, чтобы я отказался от религии.

– Во время сломки старой церкви говорили вы, что «за сломку этой церкви Бог вас накажет»?

– Во время сломки старой церкви я этих слов никому не говорил.

– В предъявленном вам обвинении в активной контрреволюционной антисоветской деятельности виновными себя признаете?

– Виновным себя не признаю. Я антисоветской агитацией не занимался.

2 марта 1938 года тройка НКВД по Московской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Александра к расстрелу.

Был расстрелян 10 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 1 октября 2004 года для общецерковного почитания.

Документы, литература

  • ГАРФ. Ф. 10035, д. 21523.
  • АМП. Послужной список.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь, 2005. / Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский). С. 29-32.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http: //martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/n...CQ*
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. - Тверь. 2005. С. 411-413.
    • http: //www.fond.ru/userfiles/person/25/1290376007.pdf

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МСТИСЛАВА (ФОКИНА)

Память 25 февраля / 10 марта (9 марта – в високосный год), в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Монахиня Мстислава (Фокина). Москва, Таганская тюрьма. 1938 год. Фотография с сайта fond.ru

В миру Фокина Мария Семеновна, родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда в семье рабочего Коломенского завода. В Уварове у отца был земельный надел. Но поскольку он сам крестьянством не занимался, то сдавал его в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шёлкокрутильной фабрике в Коломне.

В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как тяжело заболела мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала жила с братьями. Но они были людьми неверующими, коммунистами. Желая всецело послужить Господу, она в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, принадлежащем одному из мужских монастырей. Здесь она прожила до 1930 года.

15 апреля 1930 года была в Ижевске пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив своё послушание при храме.

Узнав от паломников, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью ещё сохраняется монашеская жизнь, она в декабре 1930 года отправилась туда и поселилась рядом в селе Пощупово. Несмотря на гонения, она была счастлива, что нашла место, где можно жить молитвенной монашеской жизнью.

31 мая 1931 года были арестованы братья Иоанно-Богословского монастыря, а также иноки и миряне, собравшиеся вокруг обители – всего 40 человек, и среди них – матушка Мстислава.

На допросе в рязанской тюрьме она сказала:

" Я смело заявляю: власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают". На вопрос о том, кто постригал её, она отказалась назвать священнослужителя. А относительно того, почему она приняла монашество, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, " отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога".

3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги (Свирлаг).

По освобождении в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Когда храм закрыли, в 1936 году поступила кладовщицей на Патефонный завод.

24 февраля 1938 году она была вновь арестована и заключена в коломенскую тюрьму.

– Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.

– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.

– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.

И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим.

2 марта тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу за " антисоветскую агитацию". Она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве.

Расстреляна 10 марта 1938 году на Бутовском полигоне под Москвой.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 24 декабря 2004 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь