Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТИПОЛОГИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И. КАНТА И В.ВУНДТА
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (Y- IY вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.). Само слово „темперамент" имеет латинское происхождение (tempe-ramentum) и означает „надлежащее соотношение частей, соразмерность". Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психический склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости — кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстанции - твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический). Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: возникали их гуморальные обоснования, различия между типами относили к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфоло- гии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойствам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению. В конце XVIII в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил в своей „Антропологии" (1798) формальное описание четырех типов темперамента. Сангвиник определяется как человек веселого нрава. Он хороший собеседник, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Он полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Он ничему в жизни не склонен придавать большого значения, беззаботен и поверхностен: обещает и не выполняет своих обещаний, потому что никогда не обдумывает заранее, способен ли он их сдержать; расстраивается, но не испытывает глубоких отицательных эмоций и быстро утешается; может придавать чему-то огромное значение и через минуту забывать об этом навсегда. Он - грешник: искренне раскаивается в своих грехах, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он склонен предаваться, скорее, игры, чем реальная деятельность. Меланхолик харктеризуется как человек мрачного нрава. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть поводы для тревоги и опасений. Он остерегается давать обещания, потому что детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Нарушить же данное слово он не может: ему это не столько неудобно, сколько неприятно. Он редко веселится сам и не любит, когда веселятся другие. Холерик - это человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но легко остывает, если ему уступают. Он очень активен. Начав что-то делать, действует очень быстро, но надолго его не хватает: у него нет терпения и выдержки. Он предпочитает руководить другими, предоставляя им доводить дела до конца, нежели действовать самостоятельно. Он очень честолюбив, стремится участвовать в различных церемониях, любит, чтобы его во всеуслышание хвалили, склонен окружать себя льстецами. Его великодушие и забота о других людях - показные. На самом деле он не любит никого, кроме себя. Для него нет ничего страшнее, чем встретить отпор со стороны кого-либо или стать объектом иронических замечаний: он выглядит умнее, чем есть на самом деле, и постоянно боится, что это откроется другим. Холерический темперамент больше, чем все другие, вызывает противодействие окружающих, и поэтому, как считает Кант, он самый несчастный. Флегматик - это человек хладнокровный, не подверженный аффектам. Его слабой стороной является склонность к бездеятельности даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Если же он начинает действовать, то уже не отступается от дела: „Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло". И эта его сильная сторона. Он лишен блеска, но благоразумен, обладает принципами и воспринимается как человек мудрый. Он уживчив и нечувствителен к нападкам. Он не раздражает людей и не задевает их тщеславия, но может, незаметно для них, подчинить их волю своей. Этот тип темперамента Кант считает самым удачным для его обладателя. Два типа темперамента (сангвинический и меланхолический) Кант рассматривает как темпераменты чувства, два другие (холерический и флегматический) - как темпераменты действия. Кант не отрицает влияния свойств организма на темперамент, но его интересуют не они, а, прежде всего то, каким образом душа человека способна чувствовать и действовать. Как полагают многие исследователи, Кант не внес в учение о темпераментах ничего принципиально нового, но, по определению российского психолога А.А. Токарского, он санкционировал это учение своим описанием, и эта „санкция гениального ума" способствовала возрождению интереса к этой психологической области (А.А. Токарский, 1896). В частности, именно этим описанием четырех типов темперамента руководствовался Вундт, создавая свою типологическую схему. Вильгельм Вундт (1832-1920) - немецкий психолог, философ и физиолог, основатель экспериментальной психологии. В 1879 г. открыл при Лей-пцигском университете первый в мире институт экспериментальной психологии. Предметом психологии считал выделение элементов сознания и выяснение связей между ними. Этот подход - структурализм или структурная психология - был впоследствии разработан его учениками. Высшие психические процессы рассматривал как недоступные для лабораторного эксперимента и требующие культурно-исторического анализа. Им написано более 500 научных статей и книг по экспериментальной психологии, по психологическому анализу искусства, мифов и религии, по языковедению и философии. Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоциональных реакций, второй - уровень стабильности эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств й! т.д. (см. рис. 3). Рис. 3. Модель четырех типов темперамента по Вундту Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому или иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных. Кроме того, типология Вундта не привязана исключительно к крайним проявлениям тех психологических характеристик, которые свойственны разным типам темперамента. Так, например люди с разной силой эмоций могут быть отнесены к холерическому или меланхолическому типу: главное, чтобы баланс силы - слабости эмоций был в пользу силы. ТИПОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА КЛИНИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ (О. ГРОСС И К. ЮНГ) В начале XX в. был предпринят ряд попыток создания психологических типологий, исходя из клинических наблюдений. Хорошо известна типология Отто Гросса (1902), выделившего два41 типа психопатий. В основе его типологии лежит представление о первичных и вторичных функциях. Первичные функции являются непосредственной реакцией на стимуляцию, а вторичные - связаны с восстановлением затрат энергии, ушедшей на первичную функцию. Разные соотношения первичных и вторичных функций образует два типа. Один из них характеризуется глубокой эмоциональностью (т.е. интенсивностью первичных функций), которая связана с большими затратами нервной энергии и на восстановление которой требуется длительное время (длительная вторичная функция). Второму типу свойственна меньшая интенсивность переживаний (т.е. первичная функция имеет низкую интенсивность), поэтому и период восстановления (длительность вторичной функции) оказывается короче. Чем короче вторичные функции, тем больше первичных функций может быть выполнено в единицу времени. Благодаря этому, люди, относящиеся ко второму типу, более активны, у них меньше скорость реакции на внешние стимулы и им легче переключать внимание с одного объекта на другой. У людей первого типа медленно восстанавливающаяся готовность к действию способствует лучшей переработке информации и ее более прочному запоминанию. Типология Гросса в том виде, в котором она была описана автором, почти не использовалась в психологии. Однако она повлияла на формирование представлений о когнитивных стилях, которые будут подробно рассматриваться во II части книги. Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет собой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними. Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровер-тированный. В основе различий между этими двумя типами лежит субъектно-объектная ориентация. Для экстравертов характерна направленность на объект. Внешние по отношению к ним факторы - мнения других людей, общепринятые представления, объективные обстоятельства - определяют их поступки и решения в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. Направленность на других позволяет им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Однако чрезмерная экстравертированность таит и ряд опасностей. Так, их собственное самочувствие или здоровье могут оказаться для них недостаточно „внешними" факторами для того, чтобы обращать на них внимание. Другой пример - это растворение в объекте. Полное подчинение своих интересов объективным требованиям может привести к взваливанию на себя непосильной работы и к нервному и физическому истощению. Для интроверта решающими являются субъективные точки отсче- та. У него субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая, например, какое-то чувство, интроверт обращает внимания не на события или людей, которые эти чувства вызвали, а, прежде всего, на собственные переживания. Интровертированная установка выражается и в том, что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весомым аргументом, чем внешняя реальность. Как говорит Юнг, собственное мнение становится между интровертом и объективными фактами. Кроме сознательной установки, оба типа - экстравертированный и интровертированный - имеют и бессознательную установку. Бессознательная установка выполняет по отношении к сознательной компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная. У экстравертов, при подавлении субъективного, компенсация, как естественно предположить, будет акцентировать именно субъективное. Поэтому бессознательная установка экстравертов является интровер-тированной (ориентированной на субъект) и выражается в эгоцентрических устремлениях. Карп Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии - направления психоанализа основанного на представлении о коллективном бессознательном, первый председатель Международной психоаналитической ассоциации. Начинал свою медицинскую практику под руководством Э. Блейлера (в Базеле) и П. Жане (в Париже). В 1907-1912 гг. был ближайшим сотрудником 3. Фрейда. После разрыва с 3. Фрейдом продолжает заниматься преподавательской деятельностью, частной психотерапевтической практикой и изучением мифологии и сновидений. В 20-х гг. участвует в ряде экспедиций в страны восточной Африки. В 1933 г. избирается президентом Германского медицинского психотерапевтического общества, 1934 г. - основывает первое Международное медицинское психотерапевтическое общество. О своих интересах сам Юнг говорил: «Гигантский монстр человеческого прошлого,... бремя человеческого сознания, проблема христианства - вот, что не дает мне покоя». Компенсаторная функция бессознательной установки интровертов состоит в акцентировании значения объекта. Если сознательная установка сильно преувеличена, то бессознательное теряет свой компенсаторный характер. Так, например, интроверты в этом случае могут наделять объект опасными и магическими чертами. При этом, чем сильнее сознательная интровертированная установка, тем больше тревоги и недоверия вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее становится общаться с окружающими. Идеалом становится необитаемый остров. Экстраверсия и интроверсия характеризуют две больших группы людей. Но внутри каждой из этих групп наблюдаются значительные индивидуальные различия. Юнг их связывает с влиянием основных психических функций. Всего он выделяет четыре таких функции - мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Исходя из своего клинического опыта Юнг приходит к выводу, что у одного и того же человека все четыре функции не бывают развиты одинаково хорошо. Преобладающая над другими психическая функция определяет соответствующий тип поведения. Два типа субъектно-объектной установки (экстравер-тированная и интровертированная) и четыре вида функций, каждый из которых может преобладать в обеих установках, образуют, таким образом, восемь более частных психологических типов. Экспгравертированный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения исходя исключительно из рассудочных, интеллектуальных мотивов. Люди этого типа склонны создавать схемы (Юнг называет их „формулы" ) объективной реальности и руководствоваться этими схемами в своей жизни как непреложным законом бытия, не терпя никаких отклонений и требуя полного подчинения этим схемам ото всех окружающих. Они точно знают, как надо. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то люди этого типа предстают перед обществом в виде новаторов и социальных реформаторов. Но, чем уже схема, тем больше вероятность, что представитель этого типа превратится просто в брюзгу, а служение своему идеалу не остановит его ни перед какими сомнительными с нравственной точки зрения поступками: цель оправдывает средства. Экстравертам мыслительного типа свойственна неполноценность эмоциональной сферы. Они редко сочувствуют людям и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством. Экспгравертированный эмоциональный тип характеризуется склонностью к эмоциональной оценке всего того, что его окружает и одновременно - к „правильным" эмоциям. Поскольку общей установкой экстравертов является направленность на объект, то и эмоции их обусловлены объектом. Они любят „подходящего" партнера, т.е. партнера, отвечающего определенным критериям (например, занимающего соответствующее социальное положение). Они ходят в театр и испытывают те эмоции, которые надо испытывать в театре. От их чувств веет холодом, и они воспринимаются скорее как притворство, нежели как истинная эмоция. Экстравертированнй сенсорный тип определяет ценность объектов по силе ощущения: те объекты, которые производят наиболее сильные ощущения оказываются и наиболее ценными. Люди этого типа ориентированы на поиск удовольствия и наслаждения. При относительно небольшом превалировании ощущений над другими психическими функциями они производят хорошее впечатление на окружающих, яв- ляя собой эстетов или, в более примитивном варианте, людей, предающихся простым радостям жизни (хороший обед, обустроенный быт). При сильном преобладании ощущений представители этого типа становятся неприятными: все, что они делают, рассматривается ими исключительно как повод для получения приятных ощущений. Экспгравертированный интуитивный тип стремится к открытию возможностей в окружающих его объектах. У него чрезвычайно тонкий нюх на все новое и необычное. Замечая нечто новое, он преисполняется энтузиазма, не может думать ни о чем другом, но, как только объект его бурной привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на что-нибудь другое, сулящее новые возможности. Поскольку при этом его никогда не заботят нравственные аспекты, окружающие считают его человеком легкомысленным и даже авантюристом. Люди этого типа вносят неоценимый вклад в общественную жизнь. Они не только замечают то, что может быть перспективным, но обладают способностью заражать своим энтузиазмом окружающих и воодушевлять их. Однако сами они редко пользуются плодами своих интуитивных прозрений, потому что переключаются на новые объекты, предоставляя другим доводить до конца то, что потеряло прелесть непознанных возможностей. Юнг пишет про представителей этого типа, что они „распространяют" вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие. Интровертированный мыслительный тип характеризуется тем, что его суждения определяются субъектной направленностью. Его мышление - это не воссоздание реальной действительности, а доведение неясного образа до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под имеющийся у него образ или вообще эти факты игнорировать. Он склонен создавать теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа он стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Основные проблемы людей этого типа связаны с тем, что они не могут вступить в продуктивный контакт с другими людьми. Они не стремятся увлечь окружающих своими идеями, завоевать их поддержку. Если они уверены в правильности своих идей, то негодуют на общество, отказывающее их воспринимать, а люди, эти идеи критикующие или не понимающие, вызывают у них исключительно раздражение. Они - плохие учителя. Окружающими они воспринимаются как люди неприятные, высокомерные и властные. Однако те, кто знает их близко, видят их наивность и неприспособленность. Интровертированный эмоциональный тип характеризуется внешним спокойствием, даже индифферентностью. Поскольку эмоции интроверта субъектно ориентированы, они часто оказываются незаметны для наблюдателя, но на самом деле могут достигать необычайной глуби- ны. Сдержанность в выражении эмоций воспринимается не только как Интровертированный сенсорный тип, в отличие экстравертирован-ного сенсорного типа, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение возникает, объект теряет ценность для представителей этого типа. На окружающих люди этого типа оказывают угнетающее воздействие. Представители этого типа непонятны и непривлекательны. Интровертированный интуитивный тип порождает фантастов и ху-дожников, а при отклонении от нормы - мистиков. При выраженном преобладании интуиции над другими процессами и сами представители этого типа, и продукты их творчества становятся непонятными для окружающих. Характеризуя различные психологические типы, Юнг пытался выделить и положительные, и отрицательные стороны в проявлениях субъектной и объектной ориентации, но отрицательные характеристики ему давались явно легче. Сильное преобладание негативного полюса при описании типов в сочетании с не представленным здесь описанием психических отклонений, наиболее вероятных для каждого типа, отчетливо указывает на то, что источником фактического материала при создании этой типологии послужил клинический опыт Юнга. Путь от психиатрии к психологии является традиционным для ти- ] пологических концепций первой четверти XX в. Более развитая в этот период психиатрия обладала обширной фактической базой и стремлением к междисциплинарному анализу наблюдаемых явлений. Использование данных о психических отклонениях как крайних проявлениях нормальной психической жизни человека казалось естественным и для понимания механизмов, регулирующих функционирования мозга, и для описания индивидуальных различий. Очень скоро стало ясно, что норма - сложнее патологии, а нормальные психологические характеристики - значительно многообразнее в своих проявлениях, чем это представлялось при создании подобных типологий. Тем не менее, эти типологии сыграли немалую роль в развитии психологической науки: во-первых, они обратили внимание на индивидуальные различия между группами людей, а во-вторых, они смогли выделить существенные особенности психической жизни. Так, предложенное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов не потеряло своего значения до настоящего времени, хотя в смысл этих понятий вкладывается теперь несколько иное содержание. Поскольку термины экстраверсия и интроверсия будут использо Юнг видел различия между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентированы на себя. В современном представлении различие между ними заключается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты - на вещи, на неодушевленные предметы. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как два дискретных типа. В современной психологии экстраверсия и интроверсия являются полюсами в непрерывном распределении этого свойства: кто-то может иметь максимально выраженную экстраверсию, у других - в максимальной степени будет выражена интроверсия, но большинство людей окажутся в середине между этими полюсами. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы