Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В эпоху «великого восстановления наук» в XIV – XVII веках.
В философии эпохи «великого восстановления наук» (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: - гуманистическое; - неоплатоническое; - натурфилософское; - реформационное; - политическое; - социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Предметом исследования гуманистического, неоплатонического и натурфилософского направления были проблемы человека, бытия и природы.
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; - жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла. Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор " Божественной комедии" (им самим названной просто " Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: - воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; - восхваляет человека; - отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; - признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; - верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте (" Новая жизнь" и т.д.). Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор " Книги песен", трактата " О презрении к миру" и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: - человеческая жизнь дается один раз и уникальна; - человек должен жить не для Бога, а для самого себя; - человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; - человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; - человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; - загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; - человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; - внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Балла (1507 – 1557) – автор трактата " О наслаждении как об истинном благе": - ниспровергал церковные авторитеты; - критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; - в центр мироздания ставил человека; - верил в возможности человека и его разум; - отвергал аскетизм и самоотрешение; - призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; - был сторонником равенства мужчины и женщины; - высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма: - противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; - не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: - не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же); - " единое" (Бог) и " бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; - исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); - едины идея и материя; - реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; - Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; - Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); - бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т.д.); - бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; - невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию (" ученому незнанию" –термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение " 900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы: - возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью (" четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); - признать за человеком полную свободу выбора; - объединить все философские учения и найти " золотую середину" путем их согласования.
В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: - обосновывали материалистический взгляд на мир; - стремились отделить философию от теологии; - формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; - выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); - считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, вцентре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу " О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном. Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: - Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); - Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; - все космические тела движутся по собственной траектории; - космос бесконечен; - процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены " священного" смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: - Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; - Вселенная не имеет центра и бесконечна; - Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); - звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; - число миров во Вселенной бесконечно; - все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; - не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: - изобрел телескоп; - с помощью телескопа исследовал небесные тела; - доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; - обнаружил пятна на Солнце иразнообразный ландшафт (горы и пустыни – " моря" ) на Луне; - открыл спутники вокруг других планет; - исследовал динамику падения тел; - доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: - наблюдении; - выдвижении гипотезы; - расчетах воплощения гипотезы на практике; - экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы