Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 


 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. " Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1, 5 мин.
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1, 5 до 2, 0 мин.
4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2, 0 до 2, 5 мин.
2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2, 5 мин до 3 мин.
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов — высокий
4—7 баллов — средний
2—3 балла
— низкий
0 - 1 балл - очень низкий


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике " Что лишнее? "



 

 

Методика " Выбор картинок"

Источник: Забрамная С. Д. " От диагностики к развитию": Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.

Методика " Выбор картинок" (предлагается с 6 лет).


Оборудование
15 картинок с изображением трех видов деятельности: игровой, трудовой, учебной ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Цели исследования
Выявление интересов, предпочитаемых видов деятельности (игровая, трудовая, учебная).

Процедура проведения
Перед ребенком произвольно раскладывают 15 картинок с изображением трех видов деятельности. Предлагают рассмотреть картинки, после чего дают инструкцию: " Возьми те картинки, которые тебе интересны". В качестве уточнения вопрос: " Чем бы тебе хотелось заниматься? "

Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и обдуманно подходят к выбору картинок. В 7 лет большая часть детей выбирает картинки, относящиеся к школе. Но в то же время в возрасте 6—7 лет еще могут быть не сформированы мотивы учебной деятельности. Это зависит от условий жизни и воспитания ребенка. В этих случаях проявляются игровые интересы и происходит выбор картинок с игровыми ситуациями или занятиями, знакомыми по собственному опыту и наблюдениям.

Дети умственно отсталые не понимают смысла задания, и уточняющие вопросы им не помогают. Они наугад берут картинки, называя, что на них изображено. Цели учебной деятельности в возрасте 6—7 лет ими не осознаются. Утвердительные ответы на вопросы: " Хочешь ли учиться? ", " Хочешь идти в школу? " являются результатом воздействия взрослых.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, выбирая, как правило, картинки с изображением игровых ситуаций. Представления об учебной деятельности у них поверхностны, привлекает лишь ее внешняя сторона (портфель, обстановка классных комнат и т.д.).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Методика " Установление закономерностей"

Источник: Забрамная С. Д." От диагностики к развитию". - М.: Новая школа, 1998 г. - с. 40.

Оборудование: Рисунки ПРИЛОЖЕНИИ к методике

Цели исследования

Выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Установление особенностей протекания аналитико-синтетической деятельности при решении нагляд­но-образных задач. Возможности речевого объяснения сделанного выбора. Обучаемость в процессе выполнения аналогичных задач.

Процедура проведения

Перед ребенком кладут рисунок, а, объясняют и показывают способ выполнения первого задания. После этого предлагают поочередно остальные. В качестве помощи задают наводящие вопросы типа: " Что здесь должно быть нарисовано? "

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и пытаются понять способ выполнения задания. В зависимости от уровня сформированности наглядно-образного мышления одни дети без труда анализируют задание и устанавливают необходимые закономерности. При неверном решении и указании на это экспериментатора они понимают общий принцип и пользуются им в последующих заданиях, обнаруживая высокую обучаемость. Другая часть нормально раз­вивающихся детей требует большей помощи. Все дети проявляют интерес к заданию.
Дети умственно отсталые не понимают смысла задания и в более старшем возрасте (8—9 лет). Их привлекает сама картинка, но не задание. Помощь неэффективна.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, но с трудом понимают, что от них требуется. Даже в 7 лет они не могут проанализировать самостоятельно простую наглядную задачу, выделить основные признаки и провести мысленный синтез. Необходима как организующая, так и разъяснительная помощь.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

Методика " Загадки".

Источник: Забрамная С. Д. " От диагностики к развитию". - М.: Новая школа, 1998 г. - с. 38.

Оборудование

Предлагается два варианта: первый (рис. в ПРИЛОЖЕНИИ) с картинками-отгадками (с 5 лет), второй — без картинок (с 6—7 лет).

Цели исследования

Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и без нее на основе жизненного опыта. Способность к активной поисковой деятельности. Характер эмоциональных реакций. Наличие и стойкость интереса к заданию.

Процедура проведения

Перед ребенком кладут рис. 28 с изображенными отгадками и дают время рассмотреть картинки.

Инструкция: " Сейчас я буду читать загадки, а ты отгадай, о чем (о ком) говорится". Загадки читаются медленно, выразительно и не в порядке расположения картинок-отгадок.

ЗАГАДКИ

Ни морщинки не видать (УТЮГ) Хожу в пушистой шубке,

Орешки я грызу (БЕЛКА)

После выполнения первого варианта переходят ко второму. Загадки читаются медленно и выразительно.

НАЙДИ ОТГАДКУ:

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к этому заданию. Они самостоятельно находят соответствующую картинку-отгадку. Некоторые заминки бывают в загадке об утюге, что связано с отдаленной схожестью текста загадки и реального объекта (отгадки). У всех детей отмечаются активный поиск отгадки и радость при правильном ответе. Второй вариант может вызвать трудности, но повторное чтение и интонация помогают отгадыванию.

Дети умственно отсталые в 5 лет задание первого варианта не выполняют. Их внимание привлекают картинки, и они называют их, не связывая с прочитанной загадкой. Некоторые дети начинают по ассоциации с изображением на картинке называть (но не рассказывать) что-то из своего прошлого опыта, не связанное с поставленной задачей. Направленная, уточняющая помощь не дает положительного результата.

Второй вариант не выполняется детьми 8—9 лет даже при оказании разъясняющей помощи.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию, понимают инструкцию. У некоторых проявляется импульсивность в процессе работы. Они не дослушивают загадку, выхватывают отдельный признак, фиксируют внимание на деталях, что приводит к ошибочным ответам. Поисковая деятельность снижена. Организующая помощь эффективна.

Второй вариант сложен для них. Требуется повторение загадки с наводящими вопросами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:
- отношение к матери,
- отношение к отцу,
- отношение к матери и отцу как семейной чете,
- отношение к братьям и сестрам,
- отношение к бабушке и дедушке,
- отношение к другу,
- отношение к учителю,
- любознательность,
- стремление к доминированию,
- общительность,
- отгороженность,
- адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.

Ключ

№ шкалы Значение шкал Номера заданий Общее количество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42
Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19
Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41
Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40
Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32
Лидерство 20-22, 39
Общительность 16, 22-24
Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42
Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38

ДОМ

Рисуя дом личность всегда отражает вопросы, связанные со своей семьей, свое место в ней. Так же дом представляет собой место, где мы ищем тепло, уют, заботу, любовь, безопасность (например, дом с трубой, из которой идет дым зачастую связывают с желанием тепла и уюта).

Возможна отдельная интерпретация рисунка дома. Так если дом рисует ребенок, то рисунок может отражать отношение к родителям, братьям, сестрам. Важны детали дома, так дети младше 8 лет обычно рисуют трубу вертикально по отношению к наклонной плоскости крыши, это говорит о том, что ребенок перешагнул важный порог в своем когнитивном развитии. Взрослый человек рисуя дом, может проецировать свои семейные отношения с мужем/женой.

Но более полная, точная интерпретация возможна после учета всех деталей трех рисунков, а также сравнения результатов других методик, истории болезни.

ДЕРЕВО

Рисунок дерева раскрывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Оно показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему < Я>, так же дерево связано с жизненной ролью рисующего и его способностями принимать награды от окружения. На дерево намного легче, чем на рисунок дома, проецировать негативные чувства к самому себе, в то же время оно пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека.

Bolander K. и Koch K. предложили принимать изображение дерева как отдельный диагностический показатель.

ЧЕЛОВЕК

Рисунок человека был рассмотрен исследователями значительно шире, чем рисунки дерева и дома, например, существуют отдельные методики для анализа рисунка человека такие как тест Гуденау-Хариса и тест К. Маховер < Нарисуй человека>.

Но в общем можно сказать, что рисунок человека возбуждает сознательные чувства, касающиеся образа собственного тела и образа < Я> с физической и психологической точки зрения. По мнению психотерапевтов рисунок человека стимулирует эмоции, связанные с межличностными отношениями, а также чувства, направленные к идеальному < Я>.

Рисунок человека является последним элементом в технике < дом – дерево – человек> и он является самым трудным для рисования, он может быть даже < отброшен> пациентом, который боится поражения.

Методика «Какой Я? »

( источник: Учебное пособие: Психология Немов Р С Книга 3 «Психодиагностика»)

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе, проставляются экспериментатором в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0, 5 балла. Самооценка ребёнка оп­ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.

 

Таблица 3 Протокол к методике -«Какой Я? *

№ п/п Оцениваемые качества личности Оценки по вербальной шкале
да нет иногда не знаю
Хороший Добрый Умный Аккуратный Послушный Внимательный Вежливый Умелый (способный) Трудолюбивый Честный        

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

 

Проективная методика " Кактус".

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

 

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми " люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

 

Инструкция: " На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

 

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

-пространственное положение

-размер рисунка

-характеристики линий

-сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

-характеристика " образа кактуса" ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

-характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

-характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение " радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

Тест " Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: " Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер (" а какого человека? " ), следует отвечать уклончиво, например: " любого", " рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: " ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

· Как он отнесся к заданию?

· Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

· Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

· Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

· Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?

· Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?

· Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

· Кто этот человек?

· Где он живет?

· Есть ли у него друзья?

· Чем он занимается?

· Добрый он или злой?

· На кого он смотрит?

· Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

· Знаком тебе этот человек?

· На кого он похож, кого он напоминает?

· О ком ты думал, когда рисовал?

· Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?

· Сколько ему лет?

· Где он находится?

· Что вокруг него?

· О чем он думает?

· Что он чувствует?

· Чем он занимается?

· Он тебе нравится?

· У него есть плохие привычки?

· У него есть какие-нибудь желания?

· Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

· Этот человек здоров?

· Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации " я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного " я". Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно – об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд – выражение агрессивности.

Глазабольшие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае смаленькими глазамимы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые гл аза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот – многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос

Нос – сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.168 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь