Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кто такой Кришна? Опишите положение и качества Господа Кришны. (1)



Раздел 1.

Кто такой Кришна? Опишите положение и качества Господа Кришны. (1)

Ссылки: ИВН, предисловие (достояния Бога); СВ, текст 1 (перевод слова Кришна);

НС, раздел 1, стр. 37-40; (объяснение слова Кришна и описание достояний Бога)

 

Кришна. " У Бога нет имени, но мы называем Его по Его качествам… если у Бога есть какое-нибудь имя или вы хотите дать Ему какое-нибудь имя, то это может быть только имя " Кршна" … Так как Бог всепривлекающий, имя " Кршна" может быть дано только Ему. " Кршна" означает " всепривлекающий" ". (СВСО, с.с. 9-10).

" Бог привлекает всех; это и есть определение Бога. Мы знакомы со многими изображениями Кршны и видим, что Он привлекает коров, телят, птиц, зверей, деревья, растения и даже воду во Врндаване. Он привлекает пастушков, гопи, Нанду Махараджу, Пандавов и все человеческое общество. Поэтому если Богу и можно дать какое-то определенное имя, то этим именем должно быть имя " Кршна". (НС, с. 38)

 

Положение и качества.

 

аишварйасйа самаграсйа

вирйасйа йашасах шрийах

джнана-ваирагйайош чайива

щаннам бхага итингана

(Вишну-пурана 6.5.47)

 

Парашара Муни говорит о Бхагаване, Верховной Личности Бога, как о Том, кто исполнен шести достояний: обладает силой, славой, богатством, знанием, красотой и отрешенностью.

 

1) Сила.

Бог всегда Бог. Он не становится Им с помощью какой-либо медитации или мистической силы. Кришна обладает беспредельной силой (см. " Krshna Book", - убийство Кришной демоницы Путаны, когда Кришне было всего три месяца. Другой пример: играя роль маленького пятилетнего мальчика, Кришна поднял мизинцем левой руки огромную гору Говардхана, дав возможность всем обитателям Вриндавана укрыться под этим “зонтиком” от ужасного урагана.).

2) Слава.

" Бхагавад-гита" неотлична от ее рассказчика (Кришны). Поэтому слава " Бхагавад-гиты", известной

миллионам людей во всем мире (в том числе философам, психологам и религиозным людям) - это

слава Кришны. Во время жертвоприношения Раджасуйа все собравшиеся цари, великие мудрецы и

полубоги единодушно признали Кришну как самую знаменитую личность.

3) Богатство.

(см. " Krshna Book" - 16108 жен Кришны, 16108 мраморных дворцов, украшенных драгоценными камнями; утопающие в роскоши, обставленные мебелью из слоновой кости и золота комнаты в этих дворцах).

4) Знание.

" Ученый или философ может привлекать людей своими познаниями, но есть ли знание более

возвышенное, чем то, которое поведал в " Бхагавад-гите" Кришна? Ничто на свете не может сравниться

с этим знанием" (НС, с. 40). Еще пример: в школе Своего духовного учителя Сандипани Муни Кришна

за два месяца овладел знанием всех Вед, прикладных дисциплин и искусств. Он мог говорить на всех

языках мира, и даже на языках птиц и животных.

5) Красота.

Красота Кришны - источника всего космического проявления - беспредельна. " Трудно даже представить себе, сколько же привлекательных черт должен иметь Бог… Как прекрасен должен быть Тот, кто создал всю красоту" (НС, с. 39). Кришна столь красив, что эта красота привлекает даже Его Самого. Однажды Он увидел Свое собственное отражение в зеркальной колонне дворца Двараки и воскликнул: “О, я никогда не видел такой удивительной личности раньше! Кто Он? Мне хочется обнять Его, как это делает Шримати Радхарани! ”

 

6) Отрешенность.

" Столько всего в материальном мире подвластно Кришне, но фактически Самого Кришны здесь нет. Большое предприятие может продолжать работу, невзирая на отсутствие его хозяина. Аналогичным образом, энергии Кришны действуют под управлением Его помощников, полубогов. Таким образом, Сам Кришна находится в стороне от материального мира. Обо всем этом говорится в богооткровенных писаниях" (НС, с. 40). Несмотря на огромную привязанность, которую питали к Нему миллионы обитателей Вриндавана, Кришна запросто покинул их всех, отправившись в Матхуру, чтобы исполнить Свой долг и наказать Камсу.

 

Какое положение занимаете Вы как душа по отношению к Верховной Личности Бога? (1)

Ссылки: БГ, введение, стр. 23, 27, 31-32, 38; НС, раздел 1; стр. 20; НС, раздел 9; стр. 396-397.

" Все живые существа являются Моими неотъемлемыми частицами. Качественно они едины со Мной, но в количественном отношении отличны от Меня" (БГ, )

" Мы одновременно едины с Богом и отличны от Него. Мы тождественны Ему, потому что обладаем теми же качествами. Но, тщательно изучив себя, мы обнаружим, что хотя и обладаем некоторыми замечательными качествами Бога, Бог обладает ими в больших количествах. У нас не может быть ничего такого, чего не было бы в Боге… Бог велик, а мы, хотя и качественно одинаковы с Ним, ничтожно малы. Океан и маленькая капля воды качественно одинаковы, но количество соли в капле воды и количество соли в океане различно… Аналогично этому, Бог всемогущ, и мы также обладаем некоторым могуществом… Бог - велик, а мы ничтожно малы - таковы наши взаимоотношения… поскольку мы малы, наш долг - служить Богу. У нас нет других обязанностей. Все мы - различные неотъемлемые частицы изначального существа… Наши взаимоотношения с Богом строятся по… принципу: мы - очень маленькие частицы Бога, следовательно, наш долг - согласовать свою энергию с энергией Всевышнего и сотрудничать с Ним. Таково наше положение по отношению к Нему. Без этого мы ничего не стоим… когда мы становимся атеистами, наши взаимоотношения с Богом разрываются, и мы страдаем в этом материальном мире. Если же мы попытаемся вновь соединиться с Верховным Господом, наши отношения восстановятся" (НС, с.с. 396-397)

 

Какова цель практики Сознания Кришны? (1)

Индивидуальная цель – реализовать свою потребность любить (которая есть у каждого живого существа), направив эту любовь на Кришну, так как только так можно полностью удовлетворить эту потребность. Практика преданного служения и изучение священных писаний бхакти-йоги («Бхакти-расамрта-синдху» и другие) обучают этому.

Бхакти-йога представляет собой путь очищения чувств от осквернения, полученного в результате их длительного соприкосновения с материей. Практика преданного служения очищает чувства от этого осквернения.

Когда чувства будут полностью очищены, произойдет непосредственное соприкосновение живого существа с Верховным Господом, отношения с которым основаны на любви (бхакти), в отличие от отношений, имеющих место в материальном мире. В материальном мире нет бхакти и отношения здесь основаны на вожделении (каме) в грубых или утонченных его проявлениях.

Высшей целью бхакти-йоги является чистая любовь к Верховной Личности Бога Шри Кришне, которая недостижима без практики преданного служения. Практика бхакти-йоги (или сознания Кришны) и следование правилам и предписаниям этой практики под руководством духовного учителя позволяет достичь любви к Кришне и открывает путь, ведущий в Его царство.

Цель движения ИСККОН – проповедь Имени Бога, славы Бога, деяний Бога, красоты Бога и любви к Богу; широкое распространение совершенного духовного знания, включающего в себя ответы на вопросы «кто мы? », «кто есть Бог? », «что такое материальный мир? », «почему мы сюда попали? » и, наконец, «почему мы должны переносить столько горя, страданий и в конце концов умирать? ».

«Сначала необходимо понять, что вы духовная душа. И как духовная душа, вы меняете тела… Назначение этой литературы – убедить людей в необходимости жить духовной жизнью… Наша миссия – просветить их. Люди пребывают в невежестве: они живут призрачным счастьем, полагая, что со смертью тела всему придет конец… Наша главная забота – сказать вам, что вы не тело, что тело – это ваша оболочка (ваша рубашка и пальто), а вы живете внутри тела».

Перечислите основные (не менее 3-х) религиозные вероисповедания и объясните причины их возникновения. (2)

Ссылки: БГ, введение, стр. 38;

УГК, гл. 1, текст 1, стр. 18 (причины возникновения различных вероисповеданий);

БГ 4.7 (комм); БГ 17.6 (по гунам); ШБ 1.2.24 (по поклонению).

 

Литература: Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.; Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм/Под ред. С.В. Пахомова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 403 с.

 

В соответствии со временем, местом и обстоятельствами Верховный Господь дает человечеству законы, исполняя которые оно может осознать Верховного Господа как личность и понять свои отношения с Ним (т.е. тот или иной религиозный путь).

Буддизм. Он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился

в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.

Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания того времени (I тысячелетие до н. э. в Индии) оставались в рамках традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли основателя буддизма (царевича Гаутаму или Будду, который является одной из аватар Верховного Господа), поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой (" буддха" -просветленный). Именно Будде Шакьямуни (" мудрецу из племени шакьев" ) удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь нашел и описал Будда.

Основу учения составляют " четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его " просветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, " погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам " правильного поведения" и " правильного знания".

" Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-

манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром; а также есть после полудня. " Правильное знание" подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

" Правильное поведение" и " правильное знание" позволят человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

 

Христианство. В озникло в Палестине в I в. н. э. Относительно быстрое распространение христианства в малоазийских провинциях Римской империи и самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

 

Ислам (мусульманство). Ислам (в переводе с арабского " покорность", " предание себя Богу" ) является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх ханифов.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благотворительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее - Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отношениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. " Хиджра" - переселение) ведется мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины нашла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и поддержку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер.

Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630 г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское

феодально-теократическое государство получило название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

 

Иудаизм. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Является продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока- Месопотамии, Египта и Ханаана. Структура иудаизма еще на ранней стадии его становления приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права; 5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений.

Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву" а божья воля открывается человеку через Танах (священное писание).

Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. Очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание. Этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.

" Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.

 

Вайшнавизм (бенгальский), или сознание Кришны. Главная черта вайшнавизма - это почитание Вишну в качестве верховного личностного Божества. Бенгальский же вайшнавизм - это религиозная традиция и одновременно религиозно-философская школа, последователи которой признают верховной ипостасью Бога не Вишну, а Кришну, считая первого одним из воплощений Кришны. Основоположником бенгальского вайшнавизма является Верховная Личность Бога Шри Чайтанья Махапрабху (являвший Свои игры на этой планете с 1486 по 1533 гг.), провозглашавший равенство всех людей перед Богом, а бхакти (путь любви и преданности Богу) - универсальным духовным путем для всех людей - независимо от их касты, этнической или религиозной принадлежности. В 20-м веке бенгальский вайшнавизм вышел за пределы Индии и укоренился на западной почве.

Бенгальский вайшнавизм сыграл одну из ведущих ролей в движении бхакти, которое необычайно сильно повлияло на индийскую культуру - послужило ее интеграции, сложению из разнородных социокультурных единиц в самобытное единство. Миллионы бенгальцев, множество жителей Ориссы, Уттар Прадеша, Манипура и других индийских штатов и поныне остаются приверженцами данной традиции. По-прежнему существует традиционная община бенгальских вайшнавов (кришнаитов), поддерживается традиционный жизненный уклад и традиционная система передачи знания.

 

Общая сумма баллов – 40.

 

 

Раздел 2.

1. Что означают слова, входящие в маха-мантру: а) Харе, б) Кришна, в) Рама, г) сама маха-мантра (перевод, данный Шрилой Прабхупадой). (5)

Ссылки: НС, раздел 1, стр. 34.; НС, раздел 5, стр. 218-220; НС, Приложения, «Мантра-медитация».

 

Харе - " О энергия Господа" (звательный падеж от " Хара" )

Кришна - " О Верховный Господь Кришна" (Всепривлекающий)

Рама - О Верховный Господь Кришна" (Всерадующий)

Перевод Харе Кришна Махамантры: " О Верховный Господь Кришна, о энергия Кришны, пожалуйста, займите меня служением Вам".

 

Следовать? (8)

Ссылки: НС, раздел 2, стр. 88, 94; НС, раздел 3, стр. 131; НС, раздел 5, стр. 152; НС, раздел 6, стр. 287;

УГЧ, гл.1, стр. 61; УГК, гл.6, текст 8, стр. 91; ШБ. 1.1.6.; ШБ, 6.1.58-69 (4 принципа, запреты);

НС, раздел 4, стр. 149-151, стр. 157-161; ШБ, 1.4.9, ШБ. 1.11.28, ШБ. 6.4.9 (мясоедение);

НС, раздел 1, стр. 72-74; ШБ. 1.1.1.; БГ. 3.39 (секс); НС. Раздел 5, стр. 236, 238 (одурманивающие средства); ШБ. 1.17.39-42 (азартные игры); БГ. 2.59, ШБ. 1.17.25, 1.17.32, 1.17.38, 1.17.45, 33.16.22 (зачем следовать).

 

1. Необходимо отказаться от приема в пищу мяса, рыбы и яиц, а также от грибов, лука и чеснока

2. Необходимо отказаться от участия в азартных играх

3. Необходимо отказаться от употребления всякого рода одурманивающих средств, таких как табак, наркотики, спиртные напитки и т. д.

4. Необходимо отказаться от незаконного секса - секс допустим только в законном браке для зачатия достойного потомства.

«Мой совет заключается в том, чтобы вы всегда повторяли 16 кругов Харе Кришна мантры и следовали 4 регулирующим принципам. Все мои ученики должны согласиться с этим, иначе они не мои ученики. Пусть живут где угодно, но следуют принципам. Разногласия всегда будут в этом материальном мире. Так что жить можно в подходящем месте, при этом всегда следовать этим 5 принципам. Мои ученики должны следовать этим принципам везде – в раю или аду»[1].

Соблюдение регулирующих принципов не является способом развития бхакти, но поднимает людей до уровня цивилизованного общества. Тот, кто не соблюдает регулирующие принципы, подпитывает свои телесные представления о жизни и никогда (до тех пор, пока не начнет соблюдать) не сможет приблизиться к чистому преданному служению Господу, поскольку такое служение возможно лишь с позиции представления о себе как о сущности, представляющей собой слугу Господа и не имеющей к телу никакого отношения. Пренебрежение регулирующими принципами очень затрудняет духовное развитие, усиливая привязанность человека к материальным вещам.

1.: прием в пищу мяса, рыбы и яиц, а также от грибов, лука и чеснока является деятельностью в гуне невежества и полностью несовместим с духовной жизнью - не способствует развитию разума и тонких тканей мозга и приводит к появлению у человека отрицательных качеств - чувство собственности и эгоизм, исходящие из представления о себе как о теле, агрессия и гнев, склонность нарушать остальные регулирующие принципы. Убийство животных приводит к росту в мире греховных реакций, ведущих к мировым войнам и насилию среди людей;

2.: азартные игры заставляют человека обманывать, делают его нервным, психически неустойчивым, приводят к материальной зависимости из-за больших потерь денег, культивируют нежелание честно оценить свои поступки, осознать на что реально можно надеяться и убежденность в том, что просто приложив больше усилий можно всегда " вытрясти" желаемый результат.

 

NB. Стремление человека получить неограниченное удовлетворение чувств подобно азартной игре.

 

3.: Человеку следует отказывается от интоксикаций, т.к. как они увеличивают обусловленность живого существа. Интоксикации оказывают угнетающее действие на разум и память. Они разрушают качество аскетизма. Интоксикации относятся к психически активным веществам (ПАВ), которые есть ничто иное как химические компоненты, стимулирующие центральную нервную систему (ЦНС) и способные вызывать зависимость.

4.: Незаконный секс представляет собой безответственный подход к половым отношениям и несовместим с духовным самоосознанием, так как глубоко погружает сознание человека в телесное представление о жизни и создает полную иллюзию возможности наслаждаться в этом материальном мире, используя свои тело и ум. Также следствиями незаконного секса и его пропаганды являются рост преступности во всем мире, развращение и деградация общества, аборты, варна-санкара (потомство, обладающее недостойными качествами), дети-сироты и матери-одиночки.

 

5. Процесс садхана-бхакти включает в себя различные виды деятельности в преданном служении. Объясните, в чем их смысл, а также какое духовное благо получает преданный,

выполняя их. (20).

Ссылки: Садхана-бхакти: БГ. 12.9

Для преданных Кришны, не достигших уровня рагануга-бхакти (спонтанной привязанности к Кришне), существуют многочисленные правила и предписания, которым необходимо следовать, чтобы в конечном счете в сердце появилась привязанность к Кришне. Это процесс называется вайдхи-садхана-бхакти (регулируемое преданное служение). Рагануга-бхакти означает " спонтанное преданное служение".

а) посещение мангала-арати;

Ссылки: Песенник вайшнавов-ачарьев, стр. 31; ШБ. 2.3.22;

" Тот, кто со всем вниманием громко возносит во время брахма-мухурты эту прекрасную молитву, обращенную к духовному учителю, в момент смерти получит возможность непосредственно служить Кришне, Господу Вриндавана" (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. - Песни ачарьев-вайшнавов. - с. 31)

 

б) джапа-медитация;

Ссылки: НС, раздел 5, стр. 175-180, 188-190, 203-204;

НС. Приложения, Мантра-медитация;

 

" Из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, думает обо Мне и служит Мне с любовью и преданностью, теснее всех связан со Мной и достиг высочайшей ступени совершенства" (БГ 6.47)

Джапа-медитация позволяет очистить сердце от грязи (желания чувственных наслаждений и проч.), накопленной за миллионы рождений в материальном мире (см 1-й стих " Шри Шри Шикшаштаки"; НС, с.188). Медитация на звук Святого Имени - основа практики бхакти-йоги. Чтобы в течение долгого времени и с постоянством служить Кришне и развить любовь к Нему нужно, чтобы сознание было полностью сконцентрировано на Господе.

Махамантра дает освобождение (мукти) (НС, с. 175), и тот, кто регулярно повторяет Харе Кришна, занял верную позицию (НС, с. 188-189).

 

в) посещение туласи-пуджи;

Ссылки: Песенник вайшнавов-ачарьев, стр. 144-145;

ШБ. 3.15.19, 3.15.49;

" В зависимости от того, насколько сильно человек привязан к Господу, процесс слушания, повторения и памятования может также сопровождаться практикой пада-севанам. Чтобы достичь совершенства памятования, нужно неустанно размышлять о лотосных стопах Господа. Сильная привязанность к размышлениям о лотосных стопах Господа называется пада-севанам… Служение вайшнаву, Туласи, Ганге и Ямуне тоже относится к пада-севанам. Все эти составные метода пада-севанам необходимы для того, чтобы человек мог без труда достичь успеха в духовной жизни" (ШБ 7.5.23-24, комм.)

Деревца туласи и их листья играют в преданном служении очень важную роль. Священные писания рекомендуют преданным ежедневно поливать туласи и собирать ее листья для поклонения Господу" (ШБ 3.15.19, комм.)

 

" Как лекарственное растение и прекрасный антисептик, туласи обладает многими ценными свойствами, ее листья считают священными и предлагают их лотосным стопам Господа. Листья туласи обладают многими замечательными качествами, но, если их не предложили лотосным стопам Господа, они утрачивают всякую ценность" (ШБ 3.15.49, комм.)

Туласи деви – это преданная Господа, которая в духовном же мире, в своём изначальном положении, является одной из прекрасных гопи, пастушек Вриндавана, одной из любимых подруг Кришны по имени Вринда. Для блага обусловленных душ, некоторые из спутников Господа нисходят в материальный мир, чувствуя огромное сострадание к падшим живым существам. Так поступила и Вринда, приняв облик священного дерева Туласи.

Туласи – чистая преданная Кришны, поэтому она всегда стремится служить своему возлюбленному Господу, приводя к Его лотосным стопам обусловленные души и, помогая им тоже стать чистыми преданными.

· Если преданный хочет быстро духовно прогрессировать, ему следует ухаживать за Туласи деви. Служение Туласи – это то, что поддерживает жизнь многих семейных вайшнавов. Благодаря служению Туласи возвысился охотник Мригари и проститутка, пытающаяся соблазнить Харидаса Тхакура.

· В духовном мире Туласи деви зовут Вринда деви. Ее служение заключается в подготовке тайных встреч Шри Шри Радхи и Кришны в рощах Вриндавана, леса Вринды. Гопи Вринда очень дорога Шри Шри Радха Кришне.

· Поклонение деревцу Туласи очень важно в преданном служении. Это любимое растение Кришны. Кришна очень любит листья и ростки Туласи. Каждому преданному следует иметь дома по крайней мере одно-два растения туласи, ежедневно поливать их, предлагать ему поклоны, и бережно заботится о нем. Где бы не цвела туласи, это является признаком бхакти в этом месте. Туласи – это барометр духовной жизни того места, где она живет.

· В Индии Туласи занимает почетное место в домах благочестивых индусов. Ей поклоняются девушки, желающие получить хорошего мужа или бездетные пары, чтобы иметь ребёнка. Но основное благословение, которым милостивая Туласи щедро награждает тех, кто поклоняется ей – это чистая любовь к Кришне.

· Оскорбления, которые мы совершаем, приходя в СК, гораздо опаснее анартх, которые мы накопили за множество воплощений в материальном мире. Туласи помогает избавиться от оскорблений в преданном служении, в воспевании.

· Четыре Кумара, четыре мальчика-мудреца, были имперсоналистами, то есть придерживались представления о том, что Бог – это вездесущий дух. Но стоило им, придя на одну из планет духовного мира, вдохнуть аромат листьев Туласи, предложенных лотосным стопам Господа, как в их сердцах пробудилась привязанность к Господу, как к личности и желание служить Ему[2].

· Хотя мандары, кунды, курабаки, утпалы, чампаки, арны, пуннаги, нагакешары, бакулы, лилии и париджаты распускают свои цветы, источающие трансцендентное благоухание, они всегда помнят о тех аскезах, которые совершила туласи, ибо видят, что Господь оказывает ей явное предпочтение, украшая Себя гирляндами из ее листьев[3].

· «Туласи благоприятна во всех отношениях. Просто видеть это дерево, дотрагиваться до него, молиться, кланяться, слушать о нем, или просто поливать его – все это благоприятно. Каждый, кто приходит в соприкосновение с Туласи любым вышеописанным способом, тот вечно живет в мире Вайкунтхи». (Сканда-Пурана)

·

вриндавани, вринда, вишвапуджита, пушпасара,

нандини, кришна-дживани, вишва-павани, туласи

вриндавани - впервые явившаяся во Вриндаване, вринда - богиня всех растений и деревьев (даже если в лесу есть всего одно растение Туласи, его можно называть Вриндаваном), висвапуджита - кому поклоняется вся вселенная, пушпасара - высший из цветов, без которого Кришна не желает смотреть на другие цветы, нандини - созерцание которой дарует безграничное блаженство преданному, кришна-дживани - жизнь Кришны, вишва-павани - очищающая три мира, туласи – несравненная.

 

Любой, кто поклоняясь Туласи Деви, повторяет эти восемь имен, получит тот же результат, что и человек, совершивший Ашвамедха-ягью. Тот, кто в день полнолуния месяца Картика (день явления Туласи Деви) поклоняется Ей этой мантрой, освободится от оков этого несчастного мира рождения и смерти и быстро достигнет Голоки Вриндавана. В день полнолуния месяца Картика Господь Кришна Сам поклоняется Туласи Деви этой мантрой. Тот, кто помнит эту мантру, очень скоро обретет преданность лотосным Стопам Господа Кришны.

г) слушание лекций по «Шримад-Бхагаватам»;

Ссылки: ШБ. 1.1.2, 1.1.3, 1.1.5; ШБ. 1.2.4, 1.2.5; ШБ. 1.3.40-41, 1.3.42-44; ШБ. 1.4.1-2.

(Что такое Шримад-Бхагаватам, от кого и как слушать ШБ, благо от слушания)

" Благодаря регулярному посещению лекций по =Бхагаватам= и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым" (ШБ 1.2.18)

" Люди Кали-юги - рафинированные животные. Они бесконечно далеки от духовного знания и религиозной жизни, жизни в Боге. Они настолько слепы, что не способны видеть то, что находится вне компетенции тонкого ума, разума и эго, и все же очень гордятся прогрессом своей науки, материальным благосостоянием и своими познаниями. Они упустили из виду высшую цель жизни и, покинув свое нынешнее тело, рискуют стать собакой или свиньей. Шри Кришна, Личность Бога, пришел сюда незадолго до начала Кали-юги, и фактически в самом ее начале Он вернулся в Свою вечную обитель. Во время Своего пребывания на Земле в Своей разнообразной деятельности Он проявил все и, в частности, поведал =Бхагавад-гиту=, а также искоренил показную религиозность. Перед уходом из этого материального мира Он через Нараду уполномочил Шри Вйасадеву составить послание =Шримад-Бхагаватам=, и теперь =Бхагавад-гита= и =Шримад-Бхагаватам=, подобно факелам, освещают путь незрячим людям этого века. Иными словами, если люди века Кали хотят увидеть истинный свет жизни, они должны обратиться лишь к этим двум книгам, и тогда они смогут достичь цели своей жизни. В =Бхагавад-гите= излагается то, что следует изучить, прежде чем приступить к изучению =Бхагаватам=. А =Шримад-Бхагаватам= - это суммум бонум жизни, воплощение Господа Шри Кришны. Поэтому мы должны принимать =Шримад-Бхагаватам= как непосредственное прояв-ление Господа Кришны. Тот, кто способен видеть =Шримад-Бхагаватам=, может видеть и Самого Господа Шри Кришну. Они тождественны друг другу" (ШБ 1.3.43, комм.)

д) поклонение Божествам;

Ссылки: ШИ. Мантра 5, мантра 8; ШБ. 1.11.24, 1.12.9, 3.1.17, 3.25, 35; НС. Раздел 1, стр. 36 (кто такие Божества);

ШБ. 1.6.21, БГ. 17.11 (комм.), 11.54 (комм.), 9.11 (почему надо поклоняться Божествам);

БГ. 12.9, ШБ. 3.25.35 (благо от поклонения);

ШБ. 2.33.22, БГ. 13.8-12 (можно ли поклоняться Господу дома);

БГ. 12.5, ШБ. 11.24, 3.1.18 (поклонение божествам и идолопоклонство);

 

См ответ на 12-й вопрос 1-го раздела (арчанам).

 

е) посещение гуру-пуджи;

Ссылки: ШБ.1.1.8, БГ. 2.41;

Песенник, стр. 100, (в чем заключается секрет успеха в духовной жизни);

Проведение гуру-пуджи Шриле Прабхупаде является ежедневной обязанностью члена ИСККОН (см ISKCON LAW BOOK во 2-м вопросе 4-го раздела).

Поклонение духовному учителю дает возможность помнить о величии духовного учителя, о его возвышенной миссии и наделяет возможностью духовно совершенствоваться " лучшим способом" - через привязанность к его лотосным стопам, которые являются " единственным путем обретения чистого преданного служения" (Шри Гуру Вандана - Песни ачарьев-вайшнавов, с. 100).

 

ж) соблюдение экадаши;

Ссылки: ИВН. Гл. 28, стр.208, БГ. 11.54, стр. 619 (комм), НП. Гл. 6, стр. 81-82, гл. 7, стр.91;

 

Экадаши - это одиннадцатый день после новолуния и после полнолуния. В этот день рекомендуется не принимать зернобобовые (в экадаши все грехи мира входят в зернобобовые), больше читать, слушать и воспевать о Кришне, его лилах и его преданных. Соблюдать экадаши очень благоприятно. В экадаши все действия, совершаемые в служении Господу приносят больший эффект и уничтожают множество последствий греховных поступков, совершенных в прошлом. Смысл поста в экадаши свести к минимуму запросы тела и максимально использовать время для служения Господу.

з) почитание прасада;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 4633; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь