Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


М. Ямполъский. Ткач и визионер



иерея. Если только он благоговейно совершал ее со страхом, верой и любовью, то уж весь он чист, подобно сосудам, которые уже ни на что потом<...>. Сам Спаситель в нем вообразится, и во всех действиях его будет действовать Христос; и в словах его будет го­ворить Христос»295.

В литургии происходит взаимодействие иллокутивной силы и миметического измерения. Иллокутивная сила обращения должна стать миметической копией силы молитвы или пророческого обра­щения. Этот «мимесис души» принимает облик воплощения или преображения. Дух воплощается в плоть самого художника, как он обращается в плоть «иерея» во время литургии, чтобы отразиться в преображении материала создаваемой им живописи. Религиозная экзальтация оказывается в такой же мере реакцией на кризис реп­резентации, как и арабеска. Арабеска ведет от спекулятивно-духов­ного к телесному и подразумевает эротику как энергетическую ос­нову этого движения. В религиозном экстазе движение имеет сходный вид, но обращено от тела к духу или душе. Христианство Гоголя направлено на одухотворение плоти, на инъекцию иллоку­тивной силы в репрезентацию, в конечном счете на «преображе­ние» плоти. Основой этого движения оказывается не эротика в духе шлегелевской «Люцинды», но христианская любовь к ближнему. В центре странного миметизма, которого жаждет Гоголь, нахо­дится молитва, и о ней следует сказать несколько слов. Молитва имеет сложные отношения с изображением и подражанием. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» писал о том, что молитва — это «восхождение ума к Богу». В таком случае мо­ление Христа не имеет смысла, так как Христос не испытывает необходимости в восхождении к Богу. Дамаскин объяснял: «Он молился потому, что усвоил Себе наше лицо, изображал в Самом Себе свойственное нам, сделался для нас образцом, учил нас про­сить у Бога и к Нему устремляться и святым умом Своим пролагал нам путь восхождения к Богу»296. В этих высказываниях Иоанна ощущается влияние оригенизма, и в частности теологии молитвы, разработанной последователем Оригена Евагрием, Согласно Еваг-рию, в молитве «ум» сосредоточивается на Боге, избавляется от страстей и связей с тварным и таким образом соединяется в конце концов с божественным умом, его энергией. Как замечает Иоанн Мейендорф, согласно Евагрию, «молитва означает еще и пребыва­ние ума в некоем " сущностном союзе" с божеством; так что мона-хи-евагрианцы 6 в. могли хвастаться: они, мол, " равны Христу" »297. Молитва оказывается прямым путем к оббжению. Гоголь, скорее всего, разделял эти принципы исихастской молитвы, заложенные Евагрием.

Часть 3. Портрет и икона_

В католической схоластике нет представлений о молитве как практике оббжения. Речь тут шла скорее об аналогиях. Фома Ак-винский считал, что Христос молился, «чтобы дать нам пример молитвы»298. Речь здесь идет о той же аналогии между Богом и че­ловеком, которая лежит в основе божественного патоса. Молитва, таким образом, оказывается одновременно и путем восхождения к Богу, и миметической практикой. Подражание Христу через молит­ву, по-видимому, было связано в сознании Гоголя и с книгой Фомы Кемпийского, которую писатель усиленно рекомендовал своим друзьям. Фома обращался к Богу с мольбой о том, чтобы тот заговорил в душе его внутренним голосом «без звуков слов»299. Молитва у Фомы Кемпийского — не что иное, как подражание сло­ву Бога, которое призвано вызвать это слово к жизни, а не исихас-тское оббжение. Молитва оказывается способом пробудить голос Бога, который должен на нее откликнуться.

Эта миметическая операция исключала зрение. Автор извест­ного труда о православной молитве объясняет, что молитва долж­на создать в молящемся ощущение непосредственного присутствия Бога, состояния благодати. Именно этому служила практика мо­лельного молчания у исихастов. Исихаст должен был молиться та­ким образом, чтобы не нарушить «молчания», позволяющего за­звучать в душе слову Бога. Поэтому от молящегося требовалось «дать молитве говорить» вместо него самого300. Иными словами, от молящегося требовалось ощущать говоримые им слова как слова Господа, идущее из него слово как слово, идущее извне301. Актив­ность здесь, как и в вышерассмотренных случаях, оборачивается пассивностью. Но эта пассивность требовала от молящегося недо­пущения видений, в том числе и образа Спасителя, требовала погружения во тьму. Молитва, по мнению эксперта, должна про­изводиться во тьме, а не с открытыми глазами перед иконой. Здесь как раз и проявляется сложность отношения между словом и образами, репрезентацией, которая всегда готова явиться из мо­литвы. «" Держите свой разум свободным от цветов, образов и форм", — требует Святой Григорий Синаит; осторожней с вообра­жением (phantasia) во время молитвы — иначе может случиться, что вы окажетесь phantastes, а не hesychastes! " Для того чтобы не впасть в иллюзию (прелесть) во время молитвы, — утверждает Святой Нил СорскиЙ (f! 508), — избегайте каких бы то ни было понятий, обра­зов и видений. Не ставьте промежуточного образа между умом и Господом, когда практикуете молитву Христа" »302.

Но образы радикально не изгоняются из общения человека с Богом. В случае молитвы они удаляются, чтобы не поставить пре­грады между словом Бога и душой молящегося. Делается это пото­му, что слово первично по отношению к изображению. Изображе-

М. Ямпольский. Ткач и визионер

ния получают энергию и святость от слова, а не наоборот303. Поэто­му репрезентация должна возникнуть не в начале пути к Богу, но в его конце. Сергей Булгаков в связи с этим пояснял: «...икону делает иконой не живописное качество рисунка или портретное сходство (что, очевидно, и невозможно), но наименование, которое внеш­не делается в виде надписи. Оно установляет единство иконы с Изображаемой, призывает силу Ее. Имя есть та сущность, энергия, которая изливается и на икону»304. Сакральность иконы обеспечи­вается ее отношением к имени первообраза, к слову.

Вот почему молитва может быть способом достижения художе­ственной цели. Она открывает путь божественному логосу, кото­рый выступает как имя первообраза, проецирующее энергию на изображение, возникающее не в виде фантазма или миметической копии, но из самого слова, которое передает ему иллокутивную силу. С помощью молитвы Иванов, по мнению Гоголя, способен избежать тупика внешнего копирования фигур верующих, но мо­жет пережить возникновение образа из божественного слова.

Молитва позволяет осуществиться смешению моего слова и слова Господа. Смешение это достигает такой полноты, что стано­вится невозможным отличить «мое» от «Божеского». Этот почти перверсный миметизм и лежит в основе гоголевского понимания художественного вдохновения и откровения через молитву, для которой в его глазах — миметический момент принципиально ва­жен. Молитва, миметически пробуждающая в душе Божие слово, соотнесена у Гоголя с собственной сущностью человека, открыва­емой через это слово. Георгий Флоровский в связи с этим писал об «очень опасной теории молитвы»305 у Гоголя:

«У Гоголя была очень опасная теория молитвы. Как узнать хо­тение Божие? Для этого надо взглянуть разумными очами на себя и исследовать себя: какие способности, данные нам от рождения, выше и благороднее других. Теми способностями мы должны ра­ботать преимущественно, и в сей работе заключено хотение Бога; иначе они не были бы нам даны. Итак, прося о пробуждении их, мы будем просить о том, что согласно с Его волей; стало быть, молитва наша прямо будет услышана. Но нужно, чтобы эта молит­ва была от всех сил души нашей. Если такое постоянное напряже­ние хогя на две минуты в день соблюсти в продолжение одной или двух недель, то увидишь действия ее непременно. К концу этого времени в молитве окажутся прибавления... И за вопросами в туже минуту последуют ответы, которые будут прямо от Бога. Красота этих ответов будет такова, что весь состав уже сам собою превра­тится в восторг...

Часть 3. Портрет и икона

Очевидно, что Гоголь практиковал такую молитву. И неуди­вительно тогда, если он придавал своим творениям почти непо-грешительное значение, видел в них высшее откровение...»306

Молитва одновременно пробуждает сущностные стороны че­ловека, обогащает их и придает им необыкновенную красоту. Ак­теры способны лучше изобразить своих персонажей под воздей­ствием пророческого слова, чем в результате любых репетиций. Актеры «переводят» энергийное слово в театральную репрезента­цию. Они «инсценируют» слово, сохраняя, как кажется Гоголю, в этой инсценировке его иллокутивную силу.

То, как описывает Гоголь превращение иллокутивной силы в репрезентацию, напоминает некоторые рассуждения Лейбница, о которых стоит упомянуть. Лейбниц пытается понять, каким обра­зом некий первичный смысл слова преображается в иное значение, закрепленное всеобщим употреблением. В предисловии к сочине­ниям Мария Низолия Лейбниц различает узус слова и его перво­начальное значение. Он специально останавливается на латинском слове Fatum:

«Например, узус слова Fatum, или известное значение его, есть " неизбежность событий"; его же первоначальное значение склады­вается из узуса корня и аналогии: корень for (рек? ) или fan (речь), узус корня — " говорить", аналогия есть fatum (изреченное), кото­рым в латинском языке обозначается страдательное причастие про­шедшего времени от глагола [fari], так что по первоначальному зна­чению Fatum — есть то же самое, что и dictum (сказанное). Чаше всего узус возникает из первоначального значения с помощью ка­кого-нибудь тропа, что явствует из приведенного примера, ибо по первоначальному значению fatum — это то же самое, что и dictum, а по узусу — " то, что неизбежно произойдет"; но если мы подума­ем, чьи слова должны неизбежно сбыться, то становится очевид­ным, что только за словом божиим следует дело. Следовательно, Fatum (рок) первоначально есть " изреченное", отсюда по антонома-сии, или kaiexochen, — " слово божие", отсюда далее, через синекдо­ху, — " слово божие о будущем", т.е. решение (decretum) божие, отсюда, наконец, по метонимии причины, — " то, что неизбежно случится", и именно таков узус слова в настоящее время»307.

Лейбниц, как видно из приведенной цитаты, интересуется тем же, чем интересуется Гоголь, а именно превращением божествен­ного слова в некую неотвратимую судьбу, или, иными словами, переводом энергии божественного слова в творение. Это превра­щение речения в творение, согласно Лейбницу, происходит с по-

М. Ямпольский. Ткан и визионер

мощью различных тропов, которые деформируют первичное зна­чение и одновременно порождают новый смысл. Речь идет о во­площении божественного логоса, аналогичном тому, которое про­исходит и в русском при переходе от слова «рек» к слову «рок». Питер Фенвес считает, что у Лейбница смысловые процедуры, осу­ществляемые тропами, вписаны в некие «тропологические каналы» (о которых Лейбниц упоминает и по которым транслируется, из­меняясь, первоначальное значение)308. Эти каналы напоминают бесконечную анфиладу залов, описанных Лейбницем в конце «Тео­дицеи» и уже упомянутых в связи с барокко и глубинными конст­рукциями Корреджо. Дворец, описанный Лейбницем в «Теодицее», не случайно назывался «дворцом судеб» (le palais des destinees). При этом антономасии в этих каналах отводится совершенно особое место. Антономасия в греческом происходит от корня слова «име­новать, давать имя». В одном случае нарицательное имя существи­тельное может быть заменено на личное имя, а в другом — наобо­рот. Антономасия позволяет превращать имена индивидов (над которыми царит имя божие) в универсалии, общие понятия. Так антономасия позволяет произвести переход от уникального контек­ста высказывания к деконтекстуализиро ванном у тексту, в котором событие высказывания переходит во всеобщность значения.

Бесконечный дворец судеб из «Теодицеи» — это именно мес­то, где речения бога превращаются в репрезентацию, здесь посеща­ющий его Теодор «видит всю его жизнь в одно мгновение и как бы представленную в театре»3" 9. Показательно, что дворец этот, в пи­рамидальной вершине которого заключен исток репрезентаций — божественное слово, — наполнен письменами, и стоит прикоснуть­ся к одной из строк, чтобы она мгновенно преобразовалась в кар­тину: «Прикоснись к какой угодно строке, сказала Помада, и ты увидишь подробное изображение всего того, что строка передает в общем»310. Судьба (картина) тут буквально возникает от работы письма, от превращения dictum в scriptum.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь