Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Признаки искренности страха человека перед Всевышним



Таких признаков четыре.

1. Очевидные деяния человека должны соответствовать тому, что у него в душе. Посланник Аллаха r сказал: «Всевышний Аллах говорит: “Появятся люди, которые будут демонстрировать показное благочестие. Они будут надевать овечьи шкуры, прикидываясь мягкими. Языки их будут слаще мёда, а сердца — горше, чем алоэ. Клянусь Собой, Я ниспошлю им испытание, которое и кроткого оставит в растерянности. Неужели они обольщаются в отношении Меня или проявляют дерзость?! ”» [ат-Тирмизи].

Просим у Аллаха защиты от того, чтобы нам быть хорошими внешне и скверными в душе…

2. Раб Аллаха должен быть правдивым и искренним пред Аллахом в своих словах, поведении и делах.

Правдивость, как сказали учёные, бывает не только в словах. Существуют три вида правдивости: правдивость в состоянии, правдивость в делах и правдивость в словах.

Шуфайй аль-Асбахи передаёт: «Я подошёл к Абу Хурайре, когда он сидел в мечети Пророка r в Медине, и сказал: “О Абу Хурайра, заклинаю тебя Аллахом, расскажи мне какой-нибудь хадис, который ты лично слышал от Посланника Аллаха r”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я расскажу тебе хадис, который я слышал от Посланника Аллаха r”. После этого он заплакал так, что начал всхлипывать, а потом лишился чувств. Придя в себя, он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: ‹Поистине, в Судный день Огонь разожгут тремя…›” И Посланник Аллаха r упомянул учёного или же чтеца Корана, торговца и сражавшегося на пути Аллаха, которые совершали свои дела напоказ людям и не были искренними, за что Аллах ввёл их в Огонь прежде остальных».

Шуфайй сказал: «Я зашёл к Му‘авийи и пересказал ему этот хадис. Будучи халифом, он сидел на своём ложе, но, услышав этот хадис, он бросился на землю и заплакал со словами: “Истину сказал Всевышний Аллах: ‹Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния› (сура 11 ‹Худ›, аяты 15–16)”» [Муслим; Ахмад; ан-Насаи; ат-Тирмизи].

3. Огорчение из-за совершённого греха и радость из-за совершённого благого дела. ‘Умар ибн аль-Хаттаб d однажды сказал, обращаясь к войску: «О люди! Кого радуют благие дела и огорчают дурные, тот верующий! »

Если ты подал милостыню, или совершил молитву в два рак‘ата, или много поминал Аллаха — и почувствовал радость и отдохновение, знай, что ты — верующий.

И если тебя огорчают твои грехи и твоё ослушание Аллаха, знай: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников! » (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 135–136).

4. Твоё «сегодня» должно быть лучше, чем «вчера», а твоё «завтра» — лучше, чем твоё «сегодня». Если в своём поклонении ты возвышаешься и развиваешься, это один из признаков искренности и страха перед Аллахом.

Если «вчера» человека лучше, чем его «сегодня», а его «сегодня» лучше, чем его «завтра», это означает, что он пятится назад вместо того, чтобы двигаться вперёд, и в его поклонение закралась ложь, неискренность.

Мы должны быть правдивыми пред Аллахом и бояться Его.

Ибн Таймийя сказал: «Требуемый страх — тот, который удерживает тебя от ослушания Аллаха, и сверх этого ничего не требуется».

Один учёный сказал: «Страх перед Всевышним Аллахом — это когда ты сидишь в одиночестве, но при этом тебе кажется, что ты видишь перед Собой Аллаха над Его Троном, явившего Себя людям».

А один праведный человек сказал: «Страх перед Аллахом — это когда ты представляешь, что горишь в Адском пламени или же что ты лишился всего, даже свидетельства “нет божества, кроме Аллаха”».

А другой сказал: «Страх перед Аллахом — это когда ты совершаешь дела и при этом стыдишься пред Аллахом, и как будто все твои дела отвергнуты Аллахом, потому что Аллах сказал: “Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных”» (сура 5 “Трапеза”, аят 27)».

Ибн ‘Умар однажды сказал: «Клянусь Аллахом, я желаю, чтобы Аллах принял от меня благое дело на вес мельчайшей частицы! » Его спросили: «Почему? » Он ответил: «Потому что Всевышний Аллах сказал: “Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных” (сура 5 “Трапеза”, аят 27).

Его спросили: «Неужели ты боишься, совершая благие дела? » Он ответил: «Клянусь Аллахом, я боюсь не благих дел… Я боюсь, что я буду совершать благие дела, а потом Всевышний Аллах скажет: “Клянусь Моим могуществом и величием, Я не приму их от тебя! ”».

Поэтому и сказал Всевышний Аллах: «Но откроется им от Аллаха то, о чем они даже не предполагали» (сура 39 «Толпы», аят 47).

Этот аят — о людях, которые совершали благие дела, надеясь обрести награду Всевышнего, однако их дела были отвергнуты Всевышним. Они совершались напоказ людям, со стремлением к похвале и славе, а Всевышний Аллах принимает только дела, совершаемые с искренним намерением, из стремления к Лику Его, и соответствующие Сунне Его Посланника r.

И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!

Посвящающие ночи поклонению

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи и наставлении на истинный путь. Мы просим у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.

Аль-Бухари пишет: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Книга ночной молитвы. Глава о ночном поклонении и Словах Всевышнего: “Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных молитв” (сура 17 “Ночное путешествие”, аят 79)». В этой главе он приводит следующий хадис. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк r, поднимаясь ночью для совершения дополнительной молитвы, говорил: «О Аллах, хвала Тебе, Ты — Распорядитель небес и земли и тех, кто обитает там, и хвала Тебе. Ты — Свет небес и земли и тех, кто обитает там, и хвала Тебе. Ты — Господь небес, земли и тех, кто там обитает, и хвала Тебе. Ты — Истина, и обещание Твоё — истина, и слово Твоё — истина, и Рай — истина, и Огонь — истина, и пороки — истина, и Мухаммад — истина! О Аллах, Тебе я покоряюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры и к Тебе на суд обращаюсь, так прости же мне мои прошлые и будущие грехи, прости совершённое мной тайно и сделанное открыто! Ты — Выдвигающий вперёд и Ты — Отодвигающий, нет божества, кроме Тебя! [38]» [аль-Бухари; Муслим].

Что же касается Слов Всевышнего: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных молитв. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 79), то Всевышний Аллах говорит Своему Пророку: «Усердствуй, читай Коран ночью, потому что в мире вечном Всевышний Аллах дарует тебе высокое положение».

Поэтому передаётся, что кто-то из наших праведных предшественников сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы Аллах облегчил ему стояние в Последний день или же испытания во время величайшего предстояния пред Аллахом, простаивает ночи в молитве».

В хадисе, в котором есть некоторая слабость, Абу Зарр передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Совершай два рак‘ата во тьме ночной для тьмы могилы, и подавай милостыню для предстояния в день Воскрешения».

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных молитв…» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 79).

Под словом «нафиля», по словам учёных, может подразумеваться одно из двух.

1 — Эта молитва была предписана только Посланнику Аллаха r, что подтверждает слабый хадис, который приводит ат-Табарани со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими): «Ночные молитвы были сделаны обязательными для Посланника Аллаха r и добровольными — для нас».

То есть подразумевается, что Посланнику Аллаха r было вменено в обязанность совершать дополнительную ночную молитву помимо основных пяти. Поэтому Посланник Аллаха r не переставал молиться по ночам до самой смерти, даже когда был в пути.

2 — Под этим словом подразумевается добавочное дополнительное благо. То есть эта молитва была для Посланника Аллаха r дополнительной, добровольной, а для других она таковой не являлась.

Дело в том, что для нас ночная молитва — искупление наших дурных дел, потому что мы совершаем грехи и скверные поступки и ослушиваемся Аллаха, тогда как Посланнику Аллаха r были прощены все грехи, и для него ночная молитва была дополнительным благом. Всевышний Аллах сказал: «…чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии» (сура 48 «Победа», аят 2).

Всевышний также сказал: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 17–18).

Аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Я сравнил себя с тем, что говорится в Книге Аллаха, и увидел, что праведники ушли далеко вперёд. Всевышний Аллах сказал о них: “Они спали лишь малую часть ночи” (сура 51 “Рассеивающие”, аят 17). И я сравнил себя с описаниями неверующих и увидел, что это скверные и грешные люди, которые не веруют в Аллаха и в последний день, и я к ним не отношусь. И я сравнил себя с людьми, которые совершают и благие дела, и скверные, и обнаружил, что я — из них».

В Словах Всевышнего: «Они спали лишь малую часть ночи» (сура 51 «Рассеивающие», аят 17) отрицательная частица употреблена так, что сказанное может означать, что они посвящали поклонению немного времени, а можно понять, что они, наоборот, спали очень мало, а остальное время посвящали поклонению.

Учёные сказали: «Нужно стоять хотя бы немного — пусть даже столько, сколько нужно, чтобы подоить овцу».

Они также сказали: «Нужно совершить хотя бы два рак‘ата. Это небольшое выстаивание».

Учёные из числа наших праведных предшественников сказали: «Выстаивай начало ночи или середину или конец, чтобы стать одним из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Они спали лишь малую часть ночи» (сура 51 «Рассеивающие», аят 17).

Джа‘фар ас-Садик, Анас ибн Малик и Катада ас-Садуси сказали, что Слова Всевышнего: «Они спали лишь малую часть ночи» означают, что они молились весь промежуток между закатной (магриб) и вечерней (‘иша) молитвами.

Передаётся, что Джа‘фара ас-Садика также утверждал, что Слова Всевышнего: «Они спали лишь малую часть ночи» означают, что они не ложились спать, не совершив дополнительную ночную молитву.

Согласно другой версии, аят «Они спали лишь малую часть ночи» (сура 51 «Рассеивающие», аят 17) означает, что эти люди спали по ночам очень мало, посвящая большую часть ночи поклонению.

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Клянусь Аллахом, они бодрствовали с Аллахом, потому что Аллах сказал: “Я — с теми, кто поминает Меня”».

Он также говорил: «Клянусь Аллахом, они посвящали бодрствование с начала ночи Аллаху, а незадолго до рассвета садились и просили у Аллаха прощения».

Наиболее правильным является, судя по всему, толкование, согласно которому они простаивали в молитве небольшую часть ночи — это толкование выбрал Ибн аль-Каййим. Они совершали два рак‘ата или же три — это для тех, кто не совершил витр в начале ночи. Или же четыре… Словом, столько, сколько Аллах помог им совершить, пусть даже это стояние заняло несколько минут.

Похвала и почтение, упомянутые в аяте, распространяются на всех этих людей.

Всевышний Аллах сказал: «…а перед рассветом они молили о прощении» (сура 51 «Рассеивающие», аят 18).

Удивительно! Они бодрствовали ради Аллаха, поклоняясь Ему, а перед рассветом просят прощения, как будто они совершили преступление или скверный поступок, грех.

А где же те, которые проводят ночи в ослушании Аллаха, а потом не просят прощения на рассвете?

Эти люди усердно поклоняются Аллаху, просят у Него прощения и обращаются к Нему с мольбами, а перед самым рассветом садятся и начинают говорить: «Прошу у Аллаха прощения». Не «хвала Аллаху», не «Пречист Аллах», а именно «прошу у Аллаха прощения», потому что они чувствуют, что делают упущения в своём поклонении Ему.

А где те, которые посвящают ночи грехам, нарушают Его запреты и преступают установленные Им ограничения?

Но Всевышний Аллах соберёт первых и последних в День, который несомненно придёт.

Всевышний Аллах сказал: «и просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство ‘Имран»а, аят 17). Эти слова — часть аята суры «Семейство ‘Имрана». Всевышний Аллах сказал: «Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 17).

Особо упомянуто предрассветное время, потому что это время, в которое Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу и говорит: «Кто станет просить Меня о чём-то, чтобы Я даровал ему это? Кто станет взывать ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить у Меня прощения, чтобы Я простил ему? » [аль-Бухари; Муслим].

Это нисхождение, приличествующее Его величию, и мы не пытаемся конкретизировать его, не уподобляем действия Аллаха одноимённым действиям творений: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11).

Эти верующие просят у Аллаха прощения в предрассветных сумерках, потому что это время — конец ночи, а мусульманин просит прощения в конце дела. Потому что Всевышний Аллах часто велит нам просить у Него прощения после совершения благих дел.

Сюда же относится и испрашивание у Него прощения после молитвы. Саубан передаёт, что Посланник Аллаха r, завершив молитву, говорил: «Прошу у Аллаха прощения прошу у Аллаха прощения прошу у Аллаха прощения» [Муслим].

В конце жизни Посланника Аллаха r Всевышний Аллах сказал: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния» (сура 110 «Победа», аяты 1–3).

Ибн Таймийя сказал: «Благие дела было велено завершать испрашиванием прощения, потому что они не лишены недостатков. Раба Аллаха могут обольстить его дела, и он скажет: “Я же сделал благое дело, зачем мне просить у Аллаха прощения? ”»

Предрассветное время было для мусульманских учёных периодом активной деятельности и поклонения Всевышнему.

Тавус ибн Кейсан однажды навестил своего друга перед рассветом. Его дочь сказала: «Мой отец спит». Тавус воскликнул: «Пречист Аллах! Клянусь Аллахом, я не думал, что кто-нибудь из общины Мухаммада r может спать перед утренней молитвой в это время! »

Он (да помилует его Аллах) думал, что все такие же, как он сам…

Учёные рассказывают историю об одном человеке, у которого была рабыня. Этот человек принадлежал к числу богобоязненных праведников, усердно поклоняющихся Аллаху. Он молился по ночам вместе со своими сыновьями, дочерьми и невольниками. И он продал эту рабыню одному человеку. После полуночи эта рабыня, думая, что её новый хозяин тоже молится по ночам вместе со своими домочадцами, разбудила их. Он спросил: «Что, уже наступил рассвет? » Она ответила: «Нет… А разве вы не молитесь по ночам? » Он ответил: «Нет, мы совершаем только утреннюю молитву…» Утром эта рабыня пришла к своему бывшему хозяину и сказала: «Ты поступил со мной несправедливо… Ты продал меня человеку, который не молится по ночам! »

Поэтому когда Пророк r желал услышать Коран ночью, он выходил из дома и проходил по улицам Медины, которая гудела от читаемых аятов, словно улей с пчёлами.

Ибн Абу Хатим приводит в своём тафсире историю о том, как однажды ночью Посланник Аллаха r, проходя по одной из улиц Медины, услышал, как одна старая женщина из числа ансаров читает Коран.

Он прислонился головой к двери дома, а женщина всё повторяла один аят: «Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем [Дне воскресения]? » (сура 88 «Покрывающее», аят 1). При этом она плакала. И Посланник Аллаха r тоже заплакал и сказал: «Да, дошёл… Да, дошёл…» Потому что это к нему обращался Всевышний Аллах говоря: «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем [Дне воскресения]? »

И ‘Умар d, желая послушать Коран ночью, просто выходил из дома и шёл по улицам Медины…

Мы уже приводили историю о том, как Посланник Аллаха r слушал чтение Абу Мусы аль-Аш‘ари, который совершал молитву в мечети. А у Абу Мусы был очень красивый и сильный голос. Всевышний Аллах даровал ему «свирель из числа свирелей рода Дауда». Посланник Аллаха r остановился, слушая его, и заплакал. А Абу Муса не знал, что Посланник Аллаха r слушает его чтение.

Посланник Аллаха r сказал: «О Абу Муса! Если бы ты видел меня, когда я слушал вчера твоё чтение… Поистине, тебе дарована свирель из свирелей семейства Дауда! » [аль-Бухари; Муслим].

Абу Муса спросил: «Ты слушал моё чтение? » Посланник Аллаха r сказал: «Да, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя». Он сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я знал, что ты слушаешь, я постарался бы сделать своё чтение ещё более красивым! »

То есть постарался бы читать так, чтобы его чтение оказывало на слушающих ещё более глубокое воздействие.

Всевышний Аллах сказал: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура 32 «Земной поклон», аят 16).

‘Абдуллах ибн Раваха d сказал, хваля Посланника Аллаха r:

Посланник Аллаха сейчас среди нас,

Он Книгу Аллаха читает,

В тиши предрассветной, в тот благостный час,

Когда мрак ночной отступает.

В то время, когда от постели своей

Он ночью бока отрывает,

Язычники крепко в домах своих спят,

На ложах своих почивают.

Посланник Аллаха r совершал дополнительную ночную молитву постоянно, за исключением тех случаев, когда ему мешала болезнь или путешествие. Если возникала подобная помеха, вместо ночной молитвы Посланник Аллаха r совершал чётное число дополнительных рак‘атов днём.

Многие мусульманские учёные не могли спать по ночам. Среди них и Абу Суфьян ас-Саури. Один человек рассказывает: «Когда он лёг спать, я увидел, что он ворочается на постели, как ворочается птица. Я спросил: “Что с тобой, о Абу Са‘ид? ” Он ответил: “Клянусь Аллахом, я вспоминаю об Адском пламени, и это не даёт мне уснуть! ”»

А жена ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза, халифа, известного своим равнодушием к мирским благам и умеренностью в пользовании ими, рассказывала, что он, ложась спать, не мог уснуть: «Клянусь Аллахом, я слышала, как он стонет, и как-то спросила: “Что с тобой? ” Он ответил: “Горе мне! Мне поручено распоряжаться делами общины Мухаммада r, и среди них есть и слабые, и бедные, и дети, и вдовы…” А потом он вставал и молился, и плакал до утра».

Слова Всевышнего «Они отрывают свои бока от постелей» (сура 32 «Земной поклон», аят 16) означают, что эти люди не могли спокойно лежать на постели.

Если же говорить о ночном поклонении Посланника Аллаха r, то аль-Мугира ибн Шу‘ба d передаёт: «Посланник Аллаха r выстаивал молитву так, что ноги его опухали от долгого стояния, и мы спросили: “О Посланник Аллаха, что с тобой? Разве Аллах не простил тебе грехи, которые были, и те, которые будут? ” Он сказал в ответ: “А разве не следует мне быть благодарным рабом? ”» [аль-Бухари; Муслим].

Ибн Исхак передаёт, что однажды в самом начале своего призыва Посланник Аллаха r вышел из Мекки и отправился в Таиф в надежде, что местные жители внемлют его призыву. Эта история хорошо известна. Однако эти люди обидели его и прогнали из города. Они не только отказались слушать его, но и натравили на него своих детей и рабов, чтобы они бросали в него камни и насмехались над ним.

Он вернулся опечаленный этими препятствиями и грубостью. Однако к кому же он обратился за помощью?

В эти тревожные и горькие минуты он обратился за помощью и защитой к Всевышнему Аллаху.

На ночь он остановился в долине между Меккой и Таифом. И когда он собрался лечь спать, он понял, что не может заснуть из-за тревог, переживаний и горестей, которые выпали на его долю. И Посланник Аллаха r совершил малое омовение водой, которая была там, и стал совершать молитву, плача и обращаясь к Аллаху с мольбами.

И тогда Всевышний Аллах собрал к нему джиннов Насыбина из Йемена, которые заполнили собой долину. Для чего?

Чтобы укрепить дух Пророка r и поддержать его морально. Всевышний как будто сказал: «Не думай, что путешествие твоё было напрасным. Поистине, ты послан к джиннам и к людям, и поистине, ты послан ко всем мирам»

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Мне было открыто, что несколько джиннов послушали…”» (сура 72 «Джинны», аят 1).

Они появились из Йемена мгновенно, ведь Всевышний Аллах наделил их способностью к быстрому перемещению в пространстве, упомянутой в суре «Муравьи», в истории Сулеймана и одного джинна.

Итак, Посланник Аллаха r приступил к молитве, а они собрались вокруг него, подойдя вплотную, пока он молился: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему, они столпились вокруг него» (сура 72 «Джинны», аят 19).

Они слушали Коран в долине, делая друг другу знаки молчать.

Всевышний Аллах сказал в суре «Пески»: «Вот Мы направили к тебе нескольких джиннов…» (сура 46 «Пески», аят 29).

Какие прекрасные слова!

Мы! Не они сами пришли, но Мы направили их к тебе «чтобы они послушали Коран. Когда они пришли к нему, они сказали: “Молчите и слушайте! ”» (сура 46 «Пески», аят 29). При этом они делали друг другу знаки молчать.

«Когда же оно [чтение Корана] было окончено, они вернулись к своему народу, чтобы предостеречь его» (сура 46 «Пески», аят 29).

Они возвратились посланцами истинного пути и проповедниками, и вернувшись к своим соплеменникам в Йемене, сказали: «“О народ наш! Поистине, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы [Моисея], подтверждающее то, что было до него. Оно направляет к истине и прямому пути. О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительных страданий”. А тот, кто не ответит проповеднику Аллаха, не спасется на земле, и не будет у него покровителей и помощников вместо Него. Такие находятся в очевидном заблуждении» (сура 46 «Пески», аят 30–32).

Посланник Аллаха r вернулся в Мекку, и Аллах сообщил ему, что джинны приходили к нему, и что они приняли ислам и уверовали, и тогда Посланник Аллаха r вздохнул с облегчением и обрадовался, и решимость вернулась к нему.

Перед молитвой он сказал: «О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток силы, беспомощность и униженность среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты — Господь слабых и Ты — мой Господь, так кому же Ты вверяешь меня? Далёкому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, во власть которого Ты меня отдаёшь? Это не волнует меня, если Сам Ты на меня не гневаешься, но если Ты избавишь меня от этого, мне будет легче! Прибегаю к свету Лика Твоего, который рассеивает мрак и поддерживает мир этот и мир вечный, от Твоего гнева и Твоего недовольства, ведь нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя! » [Ибн Хишам; Ибн Касир].

Если же говорить о достоинствах ночного поклонения, то в хадисе, который многие учёные назвали достоверным, Посланник Аллаха r сказал: «Выстаивайте ночную молитву, ибо в ней — прощение проступков и грехов. Это обычай ваших праведных предшественников, и эта молитва избавляет тело от болезней» [ат-Тирмизи; аль-Байхакы; Ибн Хузайма].

То есть ночная молитва также способствует оздоровлению тела.

Поэтому многие люди, хорошо знающие и понимающие религию, говорят: «Кто постоянно молится по ночам, тому Всевышний Аллах дарует здоровье, стойкость и силу тела».

Ибн аль-Каййим рассказывал примерно следующее: «Я видел Ибн Таймийю, и он относился к числу самых сильных людей благодаря ночным молитвам. Когда он говорил, слова его заключали в себе силу, и когда он двигался, шёл или сражался, в его действиях также проявлялась сила».

У ночных молитв нет крайнего предела, который нельзя преступать, поэтому от некоторых из наших праведных предшественников передаётся, что они проявляли невиданное усердие в своём ночном поклонении Господу.

Аз-Захаби в своём сборнике биографий выдающихся людей, в биографии Али ибн аль-Хусейна, прозванного «Зейн аль-абидин»[39], пишет, что он порой совершал до тысячи рак‘атов за одну ночь.

Кто желает, может заглянуть в сборник и убедиться в том, что иснады приведённых в нём историй безупречны.

Эти рак‘аты могли быть и короткими.

Передают также, что ‘Ата ибн Абу Рабах порой молился, пока не падал.

Однако нам было велено следовать примеру Посланника Аллаха r, которому Всевышний Аллах сказал: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (сура 20 «Та ха», аяты 1–2).

И Он сказал: «Мы облегчим тебе путь к легчайшему» (сура 87 «Высочайший», аят 8).

Всевышний также сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура 2 «Корова», аят 286).

И Всевышний Аллах сказал: «и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура 22 «Хадж», аят 78).

Всевышний также сказал: «освободит их от бремени и оков, которые были на них» (сура 7 «Преграды», аят 157).

Мусульманин должен придерживаться умеренности в своём поклонении и стараться совершать ночную молитву постоянно, пусть даже это будут несколько коротких рак‘атов. Это лучше, чем совершить за одну ночь сто или двести рак‘атов, а потом вообще оставить молитву на три года!

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, самое любимое из дел для Аллаха — пусть малое, но постоянное» [аль-Бухари; Муслим].

Наименьший предел в ночной молитве — один рак‘ат. Это для тех, кто не совершал витр в начале ночи. Ибн Хазм сказал: «Са‘д ибн Абу Ваккас совершал витр в один рак‘ат».

И Му‘авия, будучи халифом, совершал витр в один ракат. Ибн Аббасу сказали: «Мы видели, что Му‘авия совершает витр в один ракат! » Он сказал в ответ: «Он понимает религию! »

Ты можешь совершать один ракат после вечерней молитвы (‘иша).

Но лучше совершать три рак‘ата.

А тому, кто совершил витр в начале ночи, а потом захотел помолиться в конце ночи, следует совершить два рак‘ата — пусть даже они займут столько времени, сколько нужно, чтобы подоить овцу.

Тех, кто совершает такую молитву постоянно, Всевышний Аллах сделает счастливыми и примет их поклонение.

Учёные упомянули о нескольких действиях, которые способствуют совершению ночной молитвы и облегчают её. Это произнесение перед сном слов «СубханаЛлах» 33 раза, слов «Аль-хамду лиЛлях» 33 раза и «Аллаху Акбар» 34 раза.

Доказательством является хадис о том, что Фатыма (да будет доволен ею Аллах) попросила у Посланника Аллаха r служанку, чтобы та помогала ей по хозяйству, а Посланник Аллаха r сказал ей и ‘Али: «Не указать ли вам на то, что будет лучше для вас, чем слуга? Когда ляжете в постель, говорите “СубханаЛлах” 33 раза, “Аль-хамду лиЛлях” 33 раза и “Аллаху Акбар” 34 раза» [аль-Бухари; Муслим].

Во-вторых, мусульманину следует немного отдыхать в полдень — либо до полуденной молитвы, если человек в это время не работает, либо после обеда.

В-третьих, нужно стараться как можно меньше грешить и ослушиваться Аллаха, потому что грехи становятся причиной вялости, сонливости и слабости, мешая верующему совершать ночную молитву.

Один человек сказал аль-Хасану аль-Басри: «О Абу Са‘ид! Я не могу молиться по ночам! » Тот сказал в ответ: «Удерживают тебя грехи твои, клянусь Господом Каабы! »

В-четвёртых, нужно отказаться от позднего отхода ко сну, ибо, как показывает практика, чаще всего бодрствование в поздний час не приносит рабу Аллаха никакой пользы, а зачастую и вредит.

Учёные сказали: «Кто бодрствовал в начале ночи так, что в результате проспал утреннюю молитву, тот совершил запретное деяние, даже если причиной его бодрствования стало чтение Корана».

Потому что чтение Корана — желательно, тогда как совершение утренней молитвы — обязательно.

А что говорить о том, кто просыпает молитву потому, что провёл полночи за праздными беседами, занимаясь пустословием?

Если говорить о мольбе, с которой следует обращаться к Всевышнему Аллаху во время ночного поклонения, то ниже мы приведём три варианта, передаваемых от Посланника Аллаха r, чтобы читатель мог выучить любой из них. Если же мусульманин не может выучить ни один из этих вариантов, ему следует обращаться к Аллаху с любой другой мольбой, ибо поистине, Всевышний Аллах принимает мольбу человека со смиренным и богобоязненным сердцем, и красноречие не приблизит к Аллаху человека с небрежным сердцем…

1. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха r говорил, когда поднимался ночью: “О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Создатель небес и земли, Знающий сокровенное и явное, Ты разрешаешь споры рабов Твоих о том, в чём они разногласят. Приведи меня к тому из истины, относительно чего люди разногласят, с позволения Твоего. Поистине, Ты ведёшь, кого пожелаешь, прямым путём! ”[40]» [Муслим; Ахмад; Абу Дауд].

2. В достоверном хадисе также говорится, что во время ночных молитв Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах, помести в сердце моё свет, и в зрение моё свет, и в слух мой свет, и передо мной свет, и позади меня свет, и надо мной свет, и подо мной свет, и помести в кости мои свет, и в плоть мою свет, и в кровь мою свет, и в волосы мои свет, и в кожу мою свет»[41] [Муслим; Ахмад].

Это свет, который Всевышний Аллах дарует, кому пожелает: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник» (сура 24 «Свет», аят 35).

3. Мольба, упомянутая в хадисе Ибн ‘Аббаса, который мы уже приводили выше: «О Аллах, хвала Тебе, Ты — Распорядитель небес и земли…»[42]

А о том, как выстаивали ночи наши праведные предшественники, мы уже говорили. Для них ночная молитва и ночное поклонение было делом само собой разумеющимся и привычным.

Один из учеников Ибн аль-Мубарака, который был известен своей умеренностью в пользовании мирскими благами и участвовал в сражениях на пути Аллаха, рассказывает: «Однажды мы с Ибн аль-Мубараком отправились в Хорасан, чтобы сражаться на пути Аллаха, и когда настала ночь, я решил понаблюдать за Ибн аль-Мубараком: что он будет делать? Он дождался, пока мы уснули, и совершил малое омовение холодной водой в эту зимнюю ночь и я видел, как он совершал молитву, повторяя: “Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы” (сура 101 “Страсть к приумножению”, аяты 1–2) до самого утра».

Ибн Касир, аз-Захаби и другие приводят историю Сыли ибн Ашьяма, который участвовал в сражениях близ Кабула и ложился на свою постель только для того, чтобы в скором времени встать и начать совершать ночную молитву. Один из его товарищей рассказывал о том, как однажды Сыля направился в лес близ Кабула: «А я забрался на дерево, чтобы посмотреть, что он будет делать. Я увидел, как он совершает молитву, обращается к Аллаху с мольбами и плачет, и вдруг из леса вышел лев и направился прямо к нему. Но Сыля, клянусь Аллахом, не вздрогнул, не обернулся и даже не пошевелился, продолжая молиться. Завершив молитву, он сказал: “О лев! Если тебе велено убить меня, то сделай это, ибо этой ночью я ничем не смогу помочь себе пред Аллахом. А если ты не получал такого веления, то иди, добывай себе пропитание и оставь меня в покое, чтобы я мог молиться моему Господу”. И клянусь Аллахом, я увидел, как лев поджал хвост, опустил голову, зарычал так, что душа моя ушла в пятки, и ушёл, а Сыля продолжал молиться до утра. И когда он вернулся утром, мне он показался самым бодрым из людей, тогда как сам себе я казался самым ленивым из людей».

Потому что он не привык к бодрствованию и не спал ночью, наблюдая за Сылей, тогда как для Сыли бодрствование было привычным и посвящал он его Всевышнему Аллаху.

Поэтому когда аль-Хасана аль-Басри спросили: «Почему лица тех, кто простаивает ночи в молитве, светятся? » Он ответил: «Потому что они остаются наедине с Аллахом, и Он дарует им свет из Своего Света».

Это один из самых прекрасных ответов аль-Хасана аль-Басри.

До нас дошло немало хадисов и историй о ночном поклонении и ночных молитвах. Среди них и история ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: «Во времена Посланника Аллаха r люди видели сны, а после утренней молитвы Посланник Аллаха r поворачивался к нам и спрашивал: “Кто-нибудь из вас видел сон? ” А я спал в мечети. И однажды я увидел во сне двух человек. Они подошли ко мне, и один взял меня за правую руку а второй — за левую. Они повели меня куда-то, и я увидел засыпанный колодец, из которого торчали два рога, и в каждом из них находились подвергаемые мучениям люди. Эти два человека сказали мне: “Не бойся… Не бойся…” Они снова взяли меня за руки, и я сел вместе с ними, а потом они дали мне кусок шёлка, и куда бы я ни указал им, он переносил меня в зелёный сад».

Утром он хотел рассказать свой сон Посланнику Аллаха r, однако постеснялся своего юного возраста и рассказал о том, что видел, своей сестре Хафсе, а она пересказала эту историю Посланнику Аллаха r. Он улыбнулся и сказал: «‘Абдуллах — прекрасный раб Аллаха, вот только было бы хорошо, если бы он молился по ночам» [аль-Бухари; Муслим].

И после этого ‘Абдуллах d почти не спал по ночам.

Некоторые учёные, толкуя этот сон, сказали, что под колодцем подразумевался Огонь (да убережёт нас Аллах от него! ), и это было словно предостережение от него. Два человека — это ангелы. А кусок шёлка — благие дела, поскольку благие дела помогают верующему возвышаться, преодолевая ступень за ступенью.

А теперь обратимся к мольбе, которую передаёт Ибн ‘Аббас, и которую я уже приводил в этой книге.

Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах, хвала Тебе, Ты — Распорядитель небес и земли».

Также передаётся версия со словом «Кайюм», как в Словах Всевышнего: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя [Аль-Кайюм]» (сура 2 «Корова», аят 255).

Также передаётся версия с однокоренным словом «Каим», означающим «Существующий сам по себе и не нуждающийся в других».

Небеса и земля существуют благодаря Ему, Всевышнему.

А о человеке говорят, что он — «каййим» дома, то есть тот, кто следит за ним, распоряжается им, поддерживает в нём порядок и так далее.

Как сказал Всевышний Аллах: «Мужчины — попечители [каввам] женщин» (сура 4 «Женщины», аят 34).

То есть они заботятся о них.

И о старосте селения говорят, что этот человек — «каййим» этого селения.

Посланник Аллаха r сказал: «Ты — Свет небес и земли».

Учёные сказали, что имеется в виду озаряющий небеса и землю свет Лика Всевышнего.

Согласно ещё одному толкованию, это указание на то, что Всевышний Аллах свободен от любых недостатков и изъянов.

Согласно другому толкованию, Всевышний Аллах сделал всё сущее благим, то есть таким, каким оно должно быть, посредством Своего света.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник» (сура 24 «Свет», аят 35).

Ибн Касир сказал: «В этих Словах Всевышнего заключено много смыслов. Например, согласно одному из толкований, Всевышний Аллах наставляет на истинный путь обитателей небес и земли».

Согласно другому толкованию, имеется в виду, что Он распоряжается небесами и землёй.

Или же Он дарует свет тем, кто следует прямым путём и призывает к этому других.

«Его свет» — то есть свет, который Он даёт Своему праведному рабу, — свет Его в сердце верующего «подобен нише, в которой находится светильник» (сура 24 «Свет», аят 35).

Посланник Аллаха r сказал: «И хвала Тебе. Ты — Истина».

То есть Ты — Самодостаточный, Существующий Сам по Себе, Тот, Чьё существование — истина, Чьи слова — истина, Чьи деяния — истина. Всевышний Аллах — Истина, а всё, что кроме Него, — ложно.

Кроме Аллаха ложно всё, и каждый

Блаженства миг закончится однажды.

Кроме блаженства в Раю, разумеется, ибо оно вечно.

Посланник Аллаха r сказал: «И обещание Твоё — истина».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь