Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Несколько важных истин, касающихся испытаний



1. Всевышний Аллах сделал испытание Своим обычаем, дабы отделить правдивого от лжеца, верующего от лицемера. Если бы всё и всегда было благополучно, каждый человек утверждал бы, что он правдив…

Поэтому Всевышний Аллах выявляет правдивых, неуклонно совершающих пятикратную молитву. И Аллах никогда не покроет позором Своих приближённых. Находясь в пещере Хира в день получения первого Откровения, Посланник Аллаха r испугался, увидев ангела. Он вернулся к Хадидже (да будет доволен ею Аллах), дрожа, и сказал: «Я испугался за себя». Хадиджа сказала: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, говоришь только правду, несёшь бремя (помощи бедным) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды! »

Думаете, Аллах покроет позором стойких приверженцев пятикратной молитвы? Приверженцев Корана и Сунны? Неустанно восхваляющих Аллаха? Соблюдающих пост при каждой возможности? Простаивающих ночи в молитве? Искренних пред Аллахом?

Нет, клянусь Аллахом! Позор постигает тех, кто отвергает веру, относится к религии Всевышнего враждебно и не знают ни молитвы, ни Корана, ни мечетей, ни Сунны, ни искренности пред Аллахом, ни обещанного Аллахом…

Абу Бакр ас-Сыддик d сказал: «Благие дела уберегают от скверной кончины».

Творивших добро Всевышний Аллах убережёт от положения оказавшихся в убытке: «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Поистине, Аллах — с творящими добро! » (сура 29 «Паук», аят 69).

Всевышний также сказал: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (сура 47 «Мухаммад», аят 31).

2. К важным результатам испытаний относится то, что под их влиянием люди показывают своё истинное лицо. Посредством испытаний Аллах выявляет тех, кто любит вешать на верующих разные неприглядные ярлыки и бросать тень на репутацию лучших представителей мусульманской общины, проповедников, искателей знания и учёных, и отделять их от тех, кто любит праведных.

Посредством испытаний Всевышний Аллах выявляет тех, кто любит, чтобы о верующих распространяли мерзкие слухи.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 24 «Свет», аят 19).

3. Ещё одна цель испытаний, постигающих людей, — очистить благих людей от грехов, которые они неизбежно совершают время от времени.

Просим Всевышнего включить нас в число тех, кто, совершив грех, просит у Аллаха прощения, а также благодарит Его за милости и терпеливо переносит испытания. Поистине, это присуще лишь правдивым…

‘Усману сказали: «Войди к Посланнику Аллаха r. Он обрадует тебя благой вестью о Рае, который ждёт тебя после испытания, которое постигнет тебя».

Он сказал: «Аллах — Тот, Кого просят о помощи».

А когда Ибн Таймийя был брошен в тюрьму и тюремщик запирал за ним дверь, он сказал: «Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи — мучения» (сура 57 «Железо», аят 13).

Испытания — закалка и очищение от грехов. Они очищают человека от грехов подобно тому, как очищается от грязи белая одежда. Испытания очищают сердце, очищают путь и искупают грехи, от которых никто не застрахован, — в том числе и совершения дел напоказ людям.

Посланник Аллаха r сказал в достоверном хадисе: «Сколь удивительно положение верующего! Всё в его положении — благо для него, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А если его постигает беда, он проявляет терпение, и это также становится для него благом. И не дано это никому, кроме верующего» [Муслим].

4. Сколько бы ни говорили об исламе, что он одержал победу, распространился и так далее, всё равно на его пути возникают препятствия, оставляющие раба Всевышнего в недоумении и растерянности, и испытания всё равно постигают верующих.

Мы же можем только предаться воле Аллаха и полагаться на Всевышнего, Который распоряжается всем. Как сказал Нух (мир ему): «Меня одолели. Помоги же мне! » (сура 54 «Месяц», аят 10).

Брось ухищряться, чтобы беду отвести,

Лучше всех ухищрений — отказ от хитростей!

5. Мы получаем возможность узнать, кто из людей относится к верующим неприязненно и враждебно. Мы видим их, когда они стараются причинить зло верующим. Но все эти попытки, в конце концов, провалятся, и хвала Аллаху: «Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле» (сура 13 «Гром», аят 17).

6. Испытания заставляют человека встряхнуться, стать более активным, приложить усилия, потому что, успешно преодолев очередное испытание, он принимается за дело с новыми силами.

Как сказал Всевышний Аллах: «Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (сура 4 «Женщины», аят 104).

Мы должны делать для нашей религии всё, что мы в силах сделать, и поддерживать её словом и делом, и усердствовать ради неё. А результаты наших усилий полностью зависят от Аллаха.

7. Раб Аллаха должен обращаться к Нему со смиренными мольбами, просить у Него защиты и уповать на Него, потому что победа и помощь приходят от Него, и именно Он возвышает одних и принижает других.

Посланник Аллаха r сказал Ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими): «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Помни об Аллахе в благополучные времена, и Он не забудет о тебе в трудные времена. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы причинить тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы уже высохли» [ат-Тирмизи; Ахмад].

Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, если бы все обитатели земли стали строить козни против тебя, но Аллах был бы с Тобой, то они оказались бы бессильны причинить тебе хоть какой-нибудь вред.

И если все люди соберутся, чтобы помочь тебе, но Аллах будет против тебя, то они ничем не помогут тебе!

Единственная неодолимая сила — это сила Аллаха.

А потому верующий должен перестать полагаться на людей и начать уповать исключительно на Аллаха.

8. Выявление искренности исповедания единобожия. Тот, кто сам прошёл через это знает, что свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» проявляется со всей искренностью и жаром лишь тогда, когда верующего постигает испытание, и он восклицает: «Нет божества, кроме Аллаха» — искренне, от всего сердца.

Это одна из главных отличительных черт единобожия — оно остаётся с тобой в беде.

Единобожие проявляется в кризисных ситуациях. Как сказал Всевышний Аллах: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру» (сура 29 «Паук», аят 65).

Прошу у Аллаха для всех нас терпения и стойкости перед лицом испытаний.

А Аллах знает обо всём лучше. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!

«Поистине, с тяготой — лёгкость»

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение благороднейшему из пророков и посланников нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Наш сегодняшний урок называется «Облегчение после тяготы».

Всевышний Аллах посылает Своим рабам испытания, но, в конце концов, Он же посылает избавление и облегчение. История, которую я собираюсь вам рассказать, приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима со слов Ка‘ба ибн Малика, которому Всевышний Аллах послал облегчение после тяготы. Он согрешил, но раскаялся пред Аллахом и попросил у Него прощения, и когда земля уже стала казаться ему тесной от постигшего его испытания, Всевышний послал ему облегчение.

Ка‘б d рассказал, что Посланник Аллаха r подготовился к походу на Табук, а было это жарким летом, и он отправился в путь в самый зной. Посланник Аллаха r вышел и позвал людей, и вместе с ним в этот поход выступили около десяти тысяч сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми).

Перед сражением Посланник Аллаха r стал снаряжать войско, но средств на снаряжение не хватало. Тогда он поднялся на минбар и призвал мусульман делать пожертвования в пользу готовящегося к походу войска.

Тогда поднялся ‘Усман d и сказал: «Я снаряжу его, о Посланник Аллаха! »

Глаза Посланника Аллаха r наполнились слезами, и он сказал: «Не повредит ‘Усману то, что он будет делать после этого дня! » [аль-Бухари; ан-Насаи; Ахмад].

А когда войско отправилось в путь, некоторые люди, увидев, что плоды поспели и что в зной лучше оставаться в домах, остались в Медине. Всего отказались от участия в походе восемьдесят три мужчины. Посланник Аллаха r не записывал их имена.

Восемьдесят из них были лжецами и лицемерами.

«Среди них есть и такой, который говорит: “Позволь мне остаться дома и не искушай меня! ” Безусловно, они уже впали в искушение. Поистине, Геенна объемлет неверующих» (сура 9 «Покаяние», аят 49).

Воины отправились в путь пешком, по жаре, страдая от усталости и голода, и Один лишь Аллах знает, что им пришлось пережить.

Аль-Джадд ибн Кайс, один из лицемеров, пришёл к Посланнику Аллаха r и сказал: «О Посланник Аллаха, позволь мне остаться! Не хочу идти вместе с тобой на Табук». Посланник Аллаха r спросил: «Почему же? » Он ответил: «Я мужчина, которого женщины вводят в искушение, и, увидев византийских женщин, я непременно впаду в искушение». Он лгал пред Аллахом, и Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть и такой, который говорит: “Позволь мне остаться дома и не искушай меня! ” Безусловно, они уже впали в искушение. Поистине, Геенна объемлет неверующих» (сура 9 «Покаяние», аят 49).

Лицемеры говорили друг другу: «Не выступайте в зной и попросите Посланника отложить поход». И Всевышний Аллах ответил им: «Огонь Геенны еще жарче! » (сура 9 «Покаяние», аят 81).

Итак, Посланник Аллаха r отправился в путь. А Ка‘б ибн Малик был искренним верующим, однако он не принял участия в этом походе, оставшись в прохладе и покое возле своих пальм, отягощённых плодами: «Не следовало жителям Медины и бедуинам из окрестностей оставаться позади Посланника Аллаха и отдавать предпочтение собственным жизням перед его жизнью» (сура 9 «Покаяние», аят 120).

Как же так: Посланник истинного пути r выступил в поход, а они остались?

Посланник Аллаха r ушёл, и когда он уже был в пустыне, Ка‘б сказал себе: «Присоединюсь к нему завтра». Однако Шайтан внушал ему, чтобы он медлил, и он так и не догнал Посланника Аллаха r.

Посланник Аллаха r со своими воинами, которых было почти десять тысяч, двигался до тех пор, пока не остановился недалеко от Табука. Усевшись под деревом, он спросил сподвижников: «Где Ка‘б ибн Малик? »

Посланник Аллаха r вспомнил о нём только у самого Табука.

Один человек из племени бану Сальма, который был родственником Ка‘ба — а, к сожалению, многие страдают именно от родственников, — сказал: «О Посланник Аллаха, задержали его две его одежды и его самолюбие». Тогда Му‘аз ибн Джабаль воскликнул: «Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее! Клянусь Аллахом, мы знаем его только как правдивого и усердствующего на пути Аллаха человека».

Посланник Аллаха r увидел вдалеке силуэт человека, который приближался, словно сокол, и сказал: «Пусть это будет Абу Хайсама! » И это действительно оказался Абу Хайсама аль-Ансари.

Потом Посланник Аллаха r спросил: «А где Абу Зарр? » Люди ответили: «Он не выступил с нами». Посланник Аллаха r сказал: «Если Аллах желает ему блага, он присоединится к нам».

Абу Зарр, который в Судный день будет воскрешён вместе с ‘Исой ибн Марьям, был бедняком, у которого не было ничего, кроме истощённого верблюда. Он сел на этого верблюда, но тот отказался вставать и так и остался лежать на земле. Тогда Абу Зарр забросил на плечо свои нехитрые пожитки и пошёл пешком в том же направлении, что и Посланник Аллаха r.

И пока войско отдыхало, на горизонте появился Абу Зарр — человек, который шёл пешком по пустыне. Посланник Аллаха r сказал: «Пусть это будет Абу Зарр! » Когда он приблизился, они действительно узнали в нём Абу Зарра.

Посланник Аллаха r сказал: «Да помилует тебя Аллах, о Абу Зарр! Ты живёшь один, умрёшь один и будешь воскрешён один». Что же касается оставшихся троих — Ка‘ба ибн Малика, Хиляля ибн Умаййи и Марары ибн Раби‘а, то они были искренними верующими, но при этом уклонились от участия в походе, не имея уважительной причины.

Ка‘б сказал: «В отсутствие Посланника Аллаха r я выходил на рынки и не видел никого, кроме лицемеров, дряхлых стариков, имеющих оправдание пред Аллахом, детей и женщин, и это лишь увеличивало мою печаль и тревогу… А потом я услышал о том, что Посланник Аллаха r возвращается из Табука в Медину».

Что же сказать Посланнику Аллаха r? И как вообще разговаривать с ним? Какое оправдание есть у него? Если он солжёт, то Посланник Аллаха r узнает об этом из Откровения, а если скажет правду, то пропадёт.

Он рассказывает: «Когда Посланник Аллаха r вернулся, печаль моя усилилась».

«Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху» (сура 12 «Юсуф», аят 86).

Он сказал: «И я понял, что есть лишь один способ избежать гнева Аллаха и гнева Посланника Аллаха r — сказать правду».

Вернувшись с войском в Медину, Посланник Аллаха r совершил малое омовение и первым делом зашёл в мечеть. Там он совершил молитву в два рак‘ата и остался сидеть, общаясь с людьми, которые приходили поприветствовать его и побеседовать с ним, потому что он отсутствовал месяц или даже дольше.

Ка‘б сказал: «И я подошёл к Посланнику r и поприветствовал его. И я не знаю, ответил он мне или нет. Он вложил свою руку в мою и спросил: «О Ка‘б ибн Малик, почему ты уклонился от участия в походе? »

Ка‘б сказал: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью ложных оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня[108]. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это уже сейчас, но я надеюсь, что за это[109] Всевышний Аллах будет доволен мною завтра».

Посланник Аллаха r сказал: «Встань и жди, пока Аллах не вынесет решение относительно тебя и двух твоих товарищей».

Он d поднялся и едва различал дорогу перед собой — такая печаль овладела им. Его догнали бану Саляма, его соплеменники, и сказали: «Все, кто не участвовал в походе, привели оправдания, кроме тебя. Ты не смог оправдаться как следует. Вернись же к Посланнику Аллаха r и предоставь своё оправдание».

Он сказал: «И, клянусь Аллахом, мне захотелось вернуться и сказать Посланнику Аллаха r, что я говорил неправду….» Но Всевышний Аллах уберёг его от этого поступка.

Он также сказал: «И я спросил, совершил ли ещё кто-нибудь подобный проступок, и люди ответили: “Ещё два человека поступили так же, как ты. Это Хиляль ибн Умайя и Марара ибн ар-Раби‘а, участники битвы при Бадре”. И я сказал себе: “Они — пример для меня”».

Потом Посланник Аллаха r вышел из мечети и сказал, обращаясь к жителям Медины — мужчинам, женщинам и детям: «Не разговаривайте с тремя уклонившимися — Ка‘бом ибн Маликом, Хилялем ибн Умайей и Марарой ибн ар-Раби‘а». Посланник Аллаха r запретил людям общаться с ними.

Ка‘б сказал: «Земля стала для меня неузнаваемой, клянусь Аллахом, это была не та земля, которую я знал прежде, и она показалась мне тесной, как и сказал об этом Аллах, и я стал видеть всё в чёрном цвете».

Порой и упрёк имеет благие последствия,

А недуг способствует выздоровлению…

Сподвижники по-прежнему не общались с Ка‘бом. Он приходил домой к жене, желая, чтобы она приготовила ему еду, а она не смотрела на него, и пока он ел, поворачивалась к нему спиной, желая показать, что она тоже объявила ему бойкот.

Он просил дать ему воды, а она молча протягивала ему чашу и не смотрела на него при этом… Потому что он — человек, который ослушался Аллаха и Его Посланника r…

И он приходил на рынок и приветствовал сподвижников, но никто не отвечал ему и не заговаривал с ним. Он хотел купить зерна, изюма, фиников или мяса и говорил: «О такой-то, продай мне». Но никто не продавал ему. Он приходил к родственникам, но ему не открывали дверь, и его самого никто не навещал.

Он сказал: «И однажды я залез на забор моего двоюродного брата Абу Катады, смелого всадника Посланника Аллаха r (в дверь войти он не мог, а потому залез на забор, дабы поговорить с двоюродным братом). И я сказал: “О Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, скажи, известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его Посланника? ” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, однако он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова (на этот раз глаза его наполнились слезами), и наконец он сказал: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше! ”»

Спустя сорок дней Посланник Аллаха r велел им не приближаться к жёнам.

Посмотрите на испытание, которое становилось всё тяжелее…

Человек видит, что на него разгневался Тот, Кто в небесах, и Посланник Аллаха r и сподвижники прекратили общаться с ним… Как он должен себя чувствовать? Какой должна казаться ему жизнь в подобных обстоятельствах? Какое это испытание для его терпения…

Жена Хиляля ибн Умаййи пришла к Посланнику Аллаха r и спросила: «О Посланник Аллаха, что мне делать? » Посланник Аллаха r сказал: «Отдались от Хиляля». Она сказала: «О Посланник Аллаха, Хиляль — пожилой человек, и, клянусь Аллахом, он не перестаёт плакать с того дня, когда уклонился от участия в твоём походе… И, клянусь Аллахом, он почти ничего не ест». И Посланник Аллаха r разрешил ей остаться при нём при условии, что он не будет приближаться к ней. Ка‘б сказал: «А я был самым молодым из троих, и я приходил на рынки, но никто не разговаривал со мной, и приветствовал людей, но никто не отвечал на моё приветствие, и пытался купить что-нибудь, но все отказывались вести торговлю со мной».

Ка‘б также сказал: «А проходя по рынку Медины некоторое время спустя, я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину товар, говорит: “Кто отведёт меня к Ка‘бу ибн Малику? ” И люди указывали ему на меня до тех пор, пока, подойдя ко мне, он не вручил послание от правителя из числа гассанидов. Оказалось, что там было написано следующее: “А затем, поистине, дошло до меня, что твой друг стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя! ” Прочитав это послание, я сказал себе: “И это тоже испытание! ” Я подошёл к печи и разжёг в ней огонь этим посланием.

По истечении пятидесяти дней, которые эти трое провели в печали и тревоге, пришло избавление от Аллаха. С высоты семи небес — от Него одного, ибо спасение и избавление не приходит ни от кого иного.

О лицемерах Всевышний Аллах сказал: «Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им остаться дома, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом? » (сура 9 «Покаяние», аят 43).

То есть: почему ты прощаешь их, притом что они лгут пред Всевышним Аллахом и предают Его Шариат?

Итак, спустя пятьдесят дней пришло избавление.

«Аллах простил троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Поистине, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (сура 9 «Покаяние», аят 118).

Ка‘б сказал: «Я совершил утреннюю молитву и, когда произнёс таслим, увидел всадника, который направлялся ко мне, желая сообщить радостную весть. А другой человек шёл пешком и был на горе Саль‘[110]».

Оба они спешили сообщить ему радостную весть. Это особенность мусульманина — он радуется за брата своего и спешит обрадовать, когда узнаёт об облегчении, которое пришло к нему. Это благое дело и качество, присущее верующим.

Ка‘б сказал: «И голос человека, находившегося на горе Саль‘, долетел до меня первым. Он крикнул: “О Ка‘б ибн Малик! Радуйся, ибо Аллах принял твоё покаяние! Радуйся лучшему дню с тех пор, как мать родила тебя! ” И я совершил земной поклон, благодаря Аллаха».

Это поклон благодарности. Посланник Аллаха r совершал такой поклон, когда в его жизни случалось радостное событие или после тягот приходило облегчение.

Однажды Посланник Аллаха r спустился с верхового животного и совершил земной поклон. Это хороший хадис. Са‘д ибн Ваккас спросил: «Что случилось, о Посланник Аллаха? » Посланник Аллаха r сказал: «Джибриль только что сообщил мне, что Всевышний Аллах сказал: “На того, кто призовёт на тебя благословение один раз, Я призову благословение десять раз”» [Ахмад; ан-Насаи].

То есть он совершил земной поклон Аллаху, благодаря за эту милость.

И когда ‘Али прислал ему письмо из Йемена, сообщая о том, что племена Хамадана приняли ислам, Посланник Аллаха r также совершил земной поклон в знак благодарности Аллаху и сказал: «Мир Хамадану, мир Хамадану! » Для этого поклона не обязательна ритуальная чистота. Его можно совершать в любом состоянии, когда случается что-то радостное и хорошее.

Это относится в первую очередь к религиозным делам. Разумеется, радость может быть связана и с мирскими благами. Однако некоторые люди считают величайшей победой получение работы или высокого поста или покупку автомобиля или виллы…

С религией же всё обстоит иначе. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Это — милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (сура 10 «Юнус», аят 58).

Как бы там ни было, Ка‘б d совершил земной поклон, а потом поднял голову.

Он сказал: «А у меня было две одежды». И он отдал одну из них человеку, сообщившему ему радостную весть.

После этого он отправился в мечеть. Там сидел Посланник Аллаха r в окружении своих сподвижников.

Он сказал: «И я увидел, что лицо Посланника Аллаха r сияет, как луна в четырнадцатую ночь месяца».

Когда Посланник Аллаха r радовался чему-то, лицо его сияло.

Посланник Аллаха r радовался тому, что Всевышний Аллах простил этих сподвижников, потому что знал, что ничто в этом мире не может сравниться с покаянием. Ни дворцы, ни золото и серебро никогда не сравнятся с прощением от Всевышнего — оно поистине бесценно.

Ка‘б сказал: «И когда я вошёл в мечеть, Тальха ибн ‘Убайдуллах (один из десяти обрадованных благой вестью о Рае) поднялся мне навстречу. И клянусь Аллахом никто не встал мне навстречу, кроме Тальхи».

Тальха приблизился к нему, поприветствовал его и пожал ему руку.

Ка‘б сказал: «Тальха ибн ‘Убайдуллах поднялся мне навстречу, и, клянусь Аллахом, я никогда не забуду этого Тальхе! »

Действительно, благодеяние трудно переоценить…

Один человек пришёл к своему другу, который был стражником при аль-Мугире ибн Шу‘бе, когда тот был наместником, и сказал: «Мне нужно поговорить с аль-Мугирой ибн Шу‘бой». И стражник позволил ему войти. Аль-Мугира сказал: «Разве я не говорил, чтоб сегодня ты никого не пускал? » Стражник ответил: «Он — мой друг и товарищ и сделал мне немало добра, и я постеснялся удержать его». Аль-Мугира сказал: «Ты хорошо поступил, да принесёт Аллах людям благо через тебя… Клянусь Аллахом, благодеяние приносит пользу, даже когда речь идёт о чёрной собаке…»

Один бедуин как-то сказал Ибн ‘Аббасу: «О Ибн ‘Аббас! Как-то я сделал тебе добро…» Ибн ‘Аббас спросил: «А что именно ты сделал? » Он ответил: «Я видел тебя во время первого хаджжа и укрыл тебя от солнца своей одеждой». Ибн ‘Аббас сказал слуге: «Дай ему тысячу динаров, и дай ему одежду». И он извинился перед ним за своё упущение… Да будет доволен им Аллах и да сделает он его довольным!

Посланник Аллаха r сказал: «О Ка‘б! Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя! »

Ка‘б сказал: «О Посланник Аллаха, в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято, я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и Посланника Аллаха! » На это Посланник Аллаха r сказал: «Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя».

Посланник Аллаха r сказал это, чтобы люди не думали, что отказ от владения имуществом узаконен и приветствуется в исламе. Некоторые люди говорят: «Мы не будем удерживать ничего из своего имущества», и оставляют своих наследников без гроша. А ведь Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, лучше для тебя оставить своих наследников состоятельными, чем оставить их обездоленными и вынужденными просить у людей! » [аль-Бухари; Муслим].

Ка‘б вернулся домой, обрадованный прощением и милостью Аллаха. Это было избавление после испытания. Всевышний Аллах послал ему облегчение после того, как ему стало совсем тяжко и терпение было на исходе.

Ибн ‘Аббас однажды сказал: «Одна тягота никогда не одолеет две лёгкости». Его спросили: «О чём это ты? » Он ответил: «Всевышний Аллах сказал: “Поистине, с тяготой — лёгкость. Поистине, с тяготой — лёгкость” (сура 94 “Раскрытие”, аят 5–6)».

Всевышний Аллах упомянул лёгкость дважды, а тяготу — лишь один раз. Она упомянута с определённым артиклем, который указывает на единственность и конкретность. А лёгкость упоминается без артикля, и это — указание на многочисленность.

Когда мусульманина постигает тяжкое испытание, его первейшая обязанность — протянуть руки к Всевышнему, потому что избавление посылает только Он: «Кто отвечает на мольбу оказавшегося в трудном положении, когда он взывает к Нему, устраняет зло…» (сура 27 «Муравьи», аят 62).

«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру» (сура 29 «Паук», аят 65).

Арабская пословица гласит: «Натянутая верёвка однажды порвётся». То есть после испытаний всегда наступает облегчение по воле Всевышнего.

Выводы, которые можно сделать из истории Ка‘ба

Из этой истории можно сделать более ста полезных и важных выводов. Однако мы ограничимся упоминанием некоторых из них.

1. В истории упоминается о том, что Посланник Аллаха r отправлялся в путь утром, подавая мусульманам благой пример. Верующему следует отправляться в путь сразу после утренней молитвы, если у него есть возможность, поскольку в достоверном хадисе Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, сделай благословенными для мой общины дела, совершённые ранним утром! » [Ахмад; Абу Дауд, ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

2. Сунной является отправляться в путь в четверг, потому что Ка‘б упоминает о том, что Посланник Аллаха r отправился в путь в четверг, и это было его обычаем.

Что же касается пятницы, то некоторые учёные считают нежелательным пускаться в путь в этот день.

А некоторые считают, что отправляться в путь нежелательно или даже запретно, если уже прозвучал первый азан перед пятничной молитвой. Если же человек отправляется в путь в пятницу утром, то ничего нежелательного в этом нет, однако лучше ему посвятить этот день поклонению, совершить полное омовение, поминать Аллаха, читать Коран и размышлять над его аятами… Потому что пятница — праздник мусульман.

3. Правитель и тот, на кого возложена ответственность, обязан заботиться о своей пастве и уделять ей должное внимание. Мы видим, что Посланник Аллаха r спросил, когда войско остановилось близ Табука: «Где Ка‘б ибн Малик? » А в «Сахих» аль-Бухари приводятся такие слова Посланника Аллаха r: «Каждый из вас пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» [аль-Бухари; Муслим].

4. Есть случаи, в которых человек должен говорить о другом всё, что знает, без утайки, и в этих случаях упоминание о его недостатках не считается злословием. Это особые случаи, в которых учёные разрешили открыто говорить о недостатках конкретного человека.

5. Мусульманин обязан защищать честь своего брата по вере, как поступил Му‘аз d, который сказал в ответ на неблаговидный отзыв о Ка‘бе: «Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, мы знаем его только как человека, усердствующего на пути Аллаха и любящего Аллаха и Его Посланника! »

А в одном из хадисов Посланник Аллаха r сказал: «Защищающий честь своего брата мусульманина заслуживает того, чтобы Аллах освободил его от Огня» [Ахмад].

И если мусульманин слышит, что на каком-нибудь собрании задевают честь праведного мусульманина и принижают его, он должен вступиться за него и встать на защиту его чести. Он должен объяснить, что это ошибка, и сообщить присутствующим об известных ему достоинствах данного человека.

6. Возвращаясь из путешествия, Посланник Аллаха r первым делом заходил в мечеть и совершал молитву в два рак‘ата. В достоверном хадисе, который передаёт Абу Катада, Посланник Аллаха r сказал: «Когда один из вас заходит в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два рак‘ата» [аль-Бухари; Муслим].

7. Посланник Аллаха r сидел с людьми и приветствовал их, и они приветствовали его, когда он возвращался из путешествия, и мусульманину следует брать с него пример.

8. Посланник Аллаха r принимал оправдания людей, и если брат твой оправдывается перед тобой, прими его оправдание и суди по очевидному, и не говори: «На самом деле он стремился к тому-то», или: «Он сказал неправду». Вместо этого старайся найти оправдание его поведению и поступкам.

9. Посланник Аллаха r велел мусульманам объявить бойкот трём ослушникам. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Удивительно! Эти трое не проливали кровь, ни занимались разбоем на дорогах, не распространяли нечестие на земле, не грабили имущество, и тем не менее их воздаяние было столь тяжким… А что же тогда говорить о тех, кто совершает великие грехи и творит мерзости? »

Приверженцы Сунны считают, что если человек упорствует в совершении грехов и приверженности нововведениям, несмотря на все увещевания, наставления и советы, следует прибегнуть к бойкоту. Если же между людьми возникают разногласия на мирской почве, то бойкот не должен продолжаться более трёх дней. Абу Айюб передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Не разрешается мусульманину прекращать общаться со своим братом по вере на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече. А лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» [аль-Бухари; Муслим].

Что же касается бойкота по религиозным причинам, то он применяется лишь тогда, когда очевидно, что он принесёт пользу. Если же очевидно, что бойкот лишь усилит ослушание человека и увеличит его упрямство, то, как говорят учёные, следует отказаться от этого воспитательного средства.

10. Мусульманин должен сообщать брату своему радостные известия, например, о рождении ребёнка, об успехах его детей в учёбе, о хороших отзывах о нём и благих снах, связанных с ним. Потому что завистники, напротив, скрывают благое, а стоит им узнать или услышать нечто нелицеприятное, как они начинают распространяться об этом.

11. Если мусульманину сообщили радостную весть, ему следует сделать тому, кто принёс эту весть, какой-нибудь подарок, потому что мусульманину присущи щедрость и великодушие.

12. Лучший из дней мусульманина — день, в который он приносит покаяние Всевышнему Аллаху.

Посланник Аллаха r сказал Ка‘бу: «Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать родила тебя! »

Однако как же Посланник Аллаха r сказал это, если он знал, что день, в который Ка‘б принял ислам, был лучшим из его дней?

Знатоки хадисов отвечают на этот вопрос следующим образом: мол, это лучший из дней твоих, с тех пор как мать родила тебя, по причине принятия ислама. Но это объяснение слишком притянутое.

Другие сказали: мол, день принятия ислама и день покаяния объединяются и превращаются в один день, и этот день — лучший из дней твоих, с тех пор как мать родила тебя.

Краткий вывод, который можно сделать из этого урока: когда человека одолевают трудности, и на него обрушиваются испытания, и его положение всё больше усложняется, никто не пошлёт ему избавление, кроме Всевышнего Аллаха.

Ибн аль-Джаузи говорит в «Сыфат ас-сафва = Описания избранных»: «Беду отводит только Аллах, и удел дарует только Аллах».

Таковы убеждения приверженцев Сунны.

А Аллах знает обо всём лучше. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!

Библиография

Абу Бакр ‘Абд-ар-Раззак ибн Хаммам аль-Химьяри ас-Сан‘ани. Мусаннаф = Сочинение

أ ب و ب ك ر ع ب د ا ل ر ز ا ق ب ن ه م ا م ا ل ح م ي ر ي ا ل ص ن ع ا ن ي . ا ل م ص ن ف

Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас аль-Азди ас-Сиджистани. Ас-Сунан = [Сборник хадисов о] Сунне [Пророка]

أ ب و د ا و د س ل ي م ا ن ب ن ا ل أ ش ع ث ا ل أ ز د ي ا ل س ج س ت ا ن ي . ا ل س ن ن

Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад Ибн Ханбаль аш-Шейбани. Аль-Муснад = [Сборник хадисов, расположенных] по передатчикам

أ ب و ع ب د ا ل ل ه أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ح ن ب ل ا ل ش ي ب ا ن ي . ا ل م س ن د

Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Джу‘фи аль-Бухари. Аль-Джами‘ ас-сахих = Сборник достоверных хадисов

أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ا ل ج ع ف ي ا ل ب خ ا ر ي . ا ل ج ا م ع ا ل ص ح ي ح

Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини (известный как Ибн Маджа). Ас-Сунан = [Сборник хадисов о] Сунне [Пророка]

أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ح م د ب ن ي ز ي د ا ل ق ز و ي ن ي ا ل م ع ر و ف ب ا ب ن م ا ج ه . ا ل س ن ن

Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихья ‘улюм ад-дин = Возрождение религиозных наук

أ ب و ح ا م د م ح م د ب ن م ح م د ا ل غ ز ا ل ي ا ل ط و س ي . إ ح ي ا ء ع ل و م ا ل د ي ن ‎ ‎

Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нейсабури. Аль-Джами‘ ас-сахих = Сборник достоверных хадисов

م س ل م ب ن ا ل ح ج ا ج ا ل ن ي س ا ب و ر ي. ا ل ج ا م ع ا ل ص ح ي ح

Абу ‘Абд-ар-Рахман Ахмад ибн ‘Али ан-Наса’и. Ас-Сунан аль-кубра = Большой [сборник хадисов о] Сунне [Пророка]

أ ب و ع ب د ا ل ر ح م ن أ ح م د ب ن ع ل ي ا ل ن س ا ئ ي . ا ل س ن ن ا ل ك ب ر ى

‘Абдуллах ибн ‘Умар аль-Байдави. Анвар ат-танзиль ва асрар ат-та’виль = Сияние ниспосланного и тайны толкования

ع ب د ا ل ل ه ب ن ع م ر ا ل ب ي ض ا و ي . أ ن و ا ر ا ل ت ن ز ي ل و أ س ر ا ر ا ل ت أ و ي ل

Мухаммад ат-Тахир ибн ‘Ашур. Ат-тахрир ва ат-танвир = Освобождение и освещение

م ح م د ا ل ط ا ه ر ب ن ع ا ش و ر . ا ل ت ح ر ي ر و ا ل ت ن و ي ر

Абу аль-Фида’ Исма‘ил ибн ‘Умар Ибн Касир аль-Кураши аль-Бусрави. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым = Толкование Великого Корана

أ ب و ا ل ف د ا ء إ س م ا ع ي ل ب ن ع م ر ا ب ن ك ث ي ر ا ل ق ر ش ي ا ل ب ص ر و ي . ت ف س ي ر ا ل ق ر آ ن ا ل ع ظ ي م


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь