Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обзор патристического периода



Этот период является одним из наиболее волнующих и творческих в истории христианской мысли. Ввиду его важности Католическая, Православная, Лютеранская, Англиканская и Реформатская церкви рассматривают его как время бесповоротных решений в становлении христианских доктрин. Каждая из вышеупомянутых церквей считает себя наследницей богословского богатства этого периода. В этом смысле примечательно высказывание ведущего англиканского богослова 17 века Lancelot Andrewes (1555-1626): ортодоксальное христианство было основано на двух заветах, трех символах веры, четырех евангелиях и первых пяти веках истории христианской церкви.

Прежде чем мы перейдем к знакомству с ведущими богословами патристического периода и рассмотрению основных вех в развитии богословия в это время, хотелось бы отметить следующее: кажется, что дебатируемые в то время вопросы, совершенно не волнуют нас сегодня, хотя в то время они были крайне насущны; по тематике обсуждаемых вопросов нам ближе период Реформации; однако в то время крайне важными вопросами были:

отношение христианства к иудаизму (закон и его предписания, обрезание и система жертвоприношений, духовная власть священников и фарисеев, истолкование ВЗ (особенно его мессианских пророчеств))...

отношение христианства к язычеству (место греческой философии в провидении Божьем, вопрос “бгодухновенности” греческих авторов, язычники и искупительная жертва Христа, обязательность исполнения язычниками ВЗ предписаний...).

Богословские споры имели под собой философскую подоплеку (платонизм и восточная философия

большое доктринальное многообразие изучаемого периода; широкий поток, в котором постепенно появились такие островки как Никейский символ веры + учение о двух природах Иисуса Христа;

обозначившееся деление между Востоком и Западом. Причем не только политическое, но и религиозно-культурное; Восток более восприимчив к философии, Запад более враждебен к синтезу философии и христианской веры: “Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и Церковью? ” Тертуллиан

Ведущие богословы патристического периода.

ЗАПАДНЫЕ

Ириней Лионский (130-200). Епископ г. Лиона (178). Известен своим произведением “Против всех ересей”, в котором очень рьяно защищает христианскую ортодоксию от нападок гностицизма (религиозно-философское учение, в сердце которого лежит идея дуализма \ дихотомии между материальным и духовными мирами; ими отвергалось такое фундаментальное событие для христианской веры, как боговоплощение, вочеловечивание Сына Божия; таким образом наносился удар по главному христианскому учению - доктрине искупления; учение о разных богах, ответственных за творение и искупление; акцент на “знании” - гнозисе, необходимом для спасения; несколько цитат будут приведены позднее). Ириней защищает христианское понимание спасения и показывает роль предания в верном истолковании Св. Писания, делая это в противовес гностическим авторам.

Тертуллиан (160-225). Некогда язычник, он обратился в христианство когда ему было за 30. Часто считается отцом западного богословия. Защитил единство ВЗ и НЗ в полемике с Маркионом (.................) Таким образом он положил основание для доктрины о Троице. Был ярым противником обращения к внебиблейским источникам для защиты христ истины, в частности он считал неправильным обращаться за помощью к философам Афинской академии в поисках истинного богопознания Сторонник достаточности Писания. Тертуллиан превосходно знал Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились. Первоначально Тертуллиан занимался апологетикой, написав собственно «Апологетик» и «К язычникам» ) в 197 г. и выработал кодекс христианской морали в трактатах «О зрелищах», «Об идолопоклонстве», «О женском убранстве» и «К жене», наставляя катехуменов в трактатах «О крещении», «О молитве» и «О покаянии», объяснив в трактате «Об отводе возражений еретиков», почему не следует прислушиваться к их учениям. Автор биографии Тертуллиана блаженный Иероним назвал его поэтому — «неистовый муж».

Аврелий Августин из Гиппо (354-430). Вероятно, он есть влиятельнейших из богословов. Главный вклад лежит в развитии богословия как академической дисциплины. Главное произведение - “О Граде Божием”. Содержит систематическое изложение основ христианской веры.

Внес вклад в три области христианского богословия: доктрина о церкви и таинствах (в споре с донатистами); доктрина о благодати (в споре с Пелагием); доктрина о Троице. О природе Христа - ничего.

Он родился в Тагасте в 354 г. Образование - греческий, в Мадавре - словесность, Карфаген - школа судебного красноречия. Стал сторонником манихеев - путь высшей мудрости + «христ-во». Возвращение в Тагас - 375 г. - риторик, переезд в Карфаген, открытие собственной школы, но мало учеников> переезд в Рим. Назначение в Медиолан (384). Слушал речи Амвросия, решение вступить в оглашенные. Писание, философия. Отчаяние. Драматичный опыт его обращения (после 30; мучался серьезными вопросами; был в саду; голос мальчика: встань, возьми и читай... Рим. 13: 13-14. Через год крещение (387). Переселение в Рим, споры с Манихеями. 388 - продажа имения. Трех летнее уединение. 391 - посвящение в иереи. Борьба с донатистами и манихеями - соборы, беседы. С 411 г. борьба против Пелагия и Целестия: «О прощении грехов и о крещении младенцев», «О духе и букве» без упоминания имени, 417 г. - о Палестинских делах Пелагия, 418 - «О благодати», «О первородном грехе», 428 - о предопределении святых по дару утверждения в добре». Проповедник, догматик, толкователь, филолог, философ. «Исповедь» - 13 книг, 9 - грехи молодости, 10 - настоящие недостатки, 11-13 - любовь к Писанию, о творении мира.

«О граде Божием» начат Ок 413 - 22 книги: 5 кн. - беды от прекращения служения богам; 5 - служение богам полезно для будущей жизни; 12 - христианское учение (4 - о двух градах, 4 - об их развитии, 4 - о конце). «Земной Град - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом и наоборот», I представители земного г и небесного - Каин и Авель и т.д. до Христа. Расширенное описание греческих и римских богов, историч сведения о народах о Греках, Римлянах, Египтянах. Более философ - схоластик, чем богослов. Синтез библейской истории с историей средиземноморья. Теология, экзегеза и антропология с т.з. истории, ее цель - нравственный прогресс. Начало папской теократии.

«Против Манихеев» - существо Божие и происхождение зла, 13 сочинений, «Пр. Фавста-манихея» 33 книги

«Против Донатистов», «Пр. Петилиана, Пармениана, Крескония» - Донат Карфаг (с 313-355) альтернативная иерархия Прокулейан в Ипполне, о Церкви 1) вселенскость Ц, начало - апостолы, основание Писание; 2) отделившиеся теряют плоды союза и благодать Б, при возвращении не следует повторять неповторимых таинств, т.к. не доставало спасительного действия, а не самих таинств; 3) святости Ц не противоречит греховность ее членов, действенность молитв грешного иерея, он лишь посредник, а действует Бог. Личная святость - средство для поддержания авторитета церкви. Лк 14, 23 - убеди придти в дом Мой, Августин - «заставь» - допустимость насилия.

«Против Пелагинян» - «О заслугах, отпущении грехов, крещении младенцев», «О духе и букве» - благодать не внешняя Божественная помощь, а внутр. действие; «О природе и благодати» - опровержение соч Пелагия о природе; «Против Юлиана» о наследственной порче. Юлиан: « 1) свобода решения. В кот чек независим от Бога, состоит в возм-ти совершить или воздержаться от греха; 2) Высшая справедливость воздает каждому по делам без снисхождения». Благодать: 1) грехом испорчена природа; 2) добро по благодати; 3) спасаются только те, кто предопределены, для которых пришел Христос. Предопределение на предведении, но потом отказ от этого и учение об абсолютном предопределении.

Амвросий Медиоланский (Миланский), епископ Милана (340-397) Как догматик А вводил в обиход Запада главным образом алегорический прием толкования Писания, Он интересовался по преимуществу тем, что связано с моральными задачами Церкви. Он говорил о наследственности греха, не отказывая в то же время человеку в свободе воли. В настойчивости, с какой он указывает на связь греховности с грехом Адама, он идет дальше Тертуллиана. Если «все погибли в Адаме, и мы до рождения уже запятнаны и зачаты во зле», если «я пал в Адаме и умер в Адаме», то спасением для человека является вера. Здесь он делает шаг к Августину. Господь «прощает нам грехи по благодати Своей не за дела, а за веру... Я буду хвалиться не тем, что чист от греха, а тем, что отпущены мне грехи». Он прежде всего проповед­ник – особенно известны его похоронные речи и его гимны, первые на Западе, если не считать Гилария, и во всяком случае создавшие этот род литературы. А. М. известен и как преобразователь церковного пения. Ввел антифонное пение (попеременное); ему же принадлежит введение четырех ладов, заимствованных от музыкал­ной системы греков.

Климент Римский Епископск. служ 92-101 гг.Сторонник Александрийской школы. Возвышал значения плоти для спасения, грех против нее - грех против Церкви, хранить ее в чистоте крещения. «Послание к коринфянам» - Важность покаяния, смирения, кенозиса и любви. Христология, Христос - Бог («Об Иисусе Христе должны думать как о Боге и Судии »). Увещательная пастырско-нравственная сторона: жить и делать так, как Он говорил, тогда и придет Его Царство. Эсхатологические чаяния, предпочтение мира грядущего. Горшок после печи не исправить, поэтому будем каяться сейчас когда мы - глина в руках Художника. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона.

Иероним (330-419), главные творения: комментарий на Св.Писание и латинский перевод Библии (Вульгата)

Илларий (около 315-366), прославившийся борьбой с арианством ( западный Афанасий). Главным его трудом являются 12 книг о Троице.

ВОСТОЧНЫЕ БОГОСЛОВЫ

Иустин Мученик (100-165) - величайший из апологетов- 2 в, стремившихся защитить христианство от языческой критики. В произведении “Первая апология” Иустин говорит, что некоторые черты христ истины можно проследить у языческих авторов + Бог приготовил путь для Своего главного откровения - Иисуса - через классическую философию. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. По Иустину, древние философы разъясняли язычникам истины Ветхого Завета, а философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Новому Завету). Такой подход особенно характерен для восточного христианства. Его предсмертными (сожжен) словами были: “Господь Бог всемогущий. я благословляю Тебя за то, что Ты посчитал меня достойным этого дня и часа, когда я могу войти в число мучеников, пьющих чашу Христову ”.

Климент Александрийский написал весьма важные для истории христианского богословия сочинения, сохранившиеся в целом виде: " Увещевание к язычникам", " Педагог", " Смесь" (Строматы). Некоторые из его сочинений не дошли до нас или дошли в отрывках, например " Наставление".

Ориген (185-254). Представитель Александрийской школы. Положил основание для развития восточной христианской мысли. Его первый вклад - основоположник аллегорического метода истолкования Писания (истина лежит не на поверхности текста, а глубже); второй - первым стал отличать полную Божественную природу Отца от неполной, как он считал, Божественной природы Сына (некоторые видят в этом зачатки арианства). Ему также принадлежит развитие идеи апокатастасиса (гр.- восстановление, возвращение в прежнее состояние). Согласно этой идеи всякое Божье творение будет спасено, включая сатану. Сегодня такое учение называется универсализмом. Ориген превзошел своего учителя в написании богословских трудов, которые можно разделить на классы:

Экзегетические, к которым относятся Примечания, Беседы и Комментарии на книги Ветхого и Нов. Завета

Самым зрелым было " Толкование на Евангелие Святого Иоанна". Ориген дал церкви первую последовательную экзегетику.

Догматические - " О воскресении" (сохранилось в отрывках), " О первых началах" (около 230 года) - посвящены вопросам: о Боге, творении, искуплении и Священном Писании. Это самая ранняя попытка составить систематический взгляд на христианскую веру, т.е. первую богословскую систему.

Сочинение " Смесь" или " Строматы", написанное около 231 г. дошло до наших дней в отрывках.

Апологетические - Восемь книг " Против Цельса" (Цельс - языческий философ) (249 г.). Это величайшая из древних апологий христианства. Их целью было опровергнуть нравственные, социальные и политические нападки на христианство, обвинявшееся в " безбожии" (атеизме), потому что не верили в римских идолов. Отказ приносить жертвы кесарю было " преступлением против величества". На Оригена выпала трудная задача защищать дело веры против исторических, критических и философских доводов могущественного противника того времени.

Практические, включающие сочинения " О молитве" (около 231 г.). Это одно из прекраснейших творений Оригена, в котором он дает ценные указания относительно предметов и способов истинной молитвы. " Увещевание к мученичеству" (около 235 г.), где приводятся доводы в пользу мученичества.

Критические. Сюда относится труд " Гэкзаплы". Это текст Ветхого Завета в 6-ти параллелях, шести столбцах с различными переводами: первый - по-еврейски, еврейскими буквами; второй еврейский текст - греческими буквами; остальные - различные греческие переводы. Этим великим и самым тщательным трудом Ориген заложил основу для всестороннего спора за текст Библии

Ориген первый изложил правила системаческого изучения Библии. Его сочинения еще и теперь продолжают оставаться драгоценным наследием Церкви. Поколения богословов пользовались плодами его трудов.

Афанасий Великий (296-373). Величайший богослов своего времени. Ярко проявил себя в христологических спорах 4 в. Написал трактат “О воплощении”, в котором убедительно защищает идею о том, что Иисус воспринял человеческую природу, но в то же время являлся Богом. Именно ему принадлежит важнейший вклад в сокрушение арианской ереси. Продолжателями дела Афанасия были каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов - Назианзин и Григорий Нисский, воспитанные на учениях Оригена и Плотина.

Василий Великий (329-379)сподвижник Афанасия в борьбе с арианами. Известен как экзегет

Григорий Богослов - Назианзин (330 - 389) - соратник Василия Великого, боровшийся с арианством и принимавший участие в трудах 2 Вселенского собора. За богословские труды (45 речей) и особенно рассуждение о Троице (5 речей) он получил наименование Богослова (впервые этот титул дал ему Иоанн Златоуст в одной из проповедей) и великого учителя.

Григорий Нисский (332- ок.400) третий каппадокиец (" столп православия" ) известен богословскими трудами в области экзегетики, аскетики, догматических исследований. Основные догматические воззрения о вере, Троице и воплощении, искуплении, таинствах, эсхатологии Г. изложил в " Большом Катехизисе" (385).

Иоанн Златоуст (347-407) - прославился своими проповедями. Он дал толкование на многие книги Священного Писания и, подобно Василию Великому, изложил чин апостольской литургии, посылал миссионеров в земли РУСИ. Род. в Антиохии (347); научное образование, самое лучшее того времени, получил под руководством матери. Недолго пробыв адвокатом И. 3. обратился к изучению богословия под руководством епископа Антиохии Мелетия. С 372 И. 3. продолжал богословское образование у одного из лучших христианских ученых того времени, Диодора, впоследствии епископа Тарсийского, от которого усвоил антиохийский - рациональный, чуждый аллегории, метод толкования Писания. Написал «Слово о священстве»- оно изображает идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества.

Главное значение И. 3. как проповедника - в области практической морали и выяснения принципов христианской социологии. В изложении догматического учения церкви не занимает выдающегося положения Гораздо выше он как истолкователь Св. Писания.

Евсевий Кесарийский (263-340), епископ Кесарии Палестинской. Он получил очень хорошее образование - хорошо знал историю и историю философии, владел греческим, еврейским и отчасти латынью. Он автор древнейшей истории церкви от рождества Христова до 324г., за что ему было дано название " Отца истории церкви". Из апологетических трудов упомянем“Евангельское приготовление” в 15 книгах

Игнатий- епископ Антиохийский. Противостояние докетам. Богословие единства: Христа с Отцом, людей в Церкви. План спасения до времени пребывал в безмолвии Божьем, явился через воплощение. Взаимообщение свойств, синэнергия. Домостроительство: здание Отца, машина Иисуса - крест, канат - Дух. Неслиянное единение верующих в хоре, повиновение иерархии по образу единения природ Христа. Первый сказал о кафоличности (соборном единстве во Христе). Учение о небесной Церкви. Духовная брань с темными силами. Мистика мученика, тайнозрительное богословие «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли. Ревности во мне многие не видят, а она сильно берет меня»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь