Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы, подготовившие реформацию 17 века.



1Печатная книга (увеличился доступ к книгам, к греческому оригиналу, библия Гуттенберга).

2.Век информации (информация распространялась в течение месяца).

3.Нравственное разложение священства. Период плохих пап позволил опустить чин священства. Священники покидали свои приходы, лишь получая доходы от них, имели наложниц, отсутствовали в жизни церкви.

4.Религиозность народа вопреки этому поднималась, благодаря предрассудкам, множеству обрядов. Эта религиозность искала выхода. Появление странствующих пилигримов

5.Инфляция проповеди, требовались более развлекательные проповеди, реформаторы были выходцами из университетов, поэтому имели преимущество так как ставили проповедь на 1 место.

6.Повышение уровня образования. Новая форма торговли и экономики требовала грамотных писцов, адвокатов, бухгалтеров. Возникала масса светских школ.

7.Появляется класс независимых от государства образованных людей. Возникновение гуманизма. Общество благодаря гуманизму более образованно и морально воздержано, чем церковь.

8.Независимость Франции и Германии. Усиление германских княжеств в борьбе за независимость от Рима, Авиньонское пленение.

9.Возникновение 2 религиозных направлений в результате Собора в Сорбонне: куриализма и канцеляризма. Последнее подразумевает, что власть собора выше власти папы.

10.Крушение кастовой системы средневековья.Что повлекло изменение идеологи

11.Экономический кризис: чума унесла половину населения Европы, крах сельской экономики, крестьяне двинулись в город, новая неквалифицированная сила, разделение труда, масса людей не удовлетворена результатами труда.

12.Демографическая раздробленность. Германия, Швейцария состоят из княжеств

Необходимость Реформации

Протестантская Реформация 16 в. заложила основы нового богословия, отличного от схоластического и учений римско-католической церкви. Реформаторы М.Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин пересмотрели и отклонили многие предложения, принятые римско-католической церковью. Это прежде всего касалось обрядов и правил, не имевших основания в Священном Писании. Они ничего не хотели признавать обязательным, кроме Священного Писания и считали своей целью проповедовать чистое Евангелие. Однако Мартин Лютер видел " веру, начертанную для всех христиан" в христианских символах веры, как-то: апостольском, никейском, афанасьевском (см. " Катехизис" ), что говорит об их высоком признании.

Хронология установления обрядов и правил, принятых католической и православной церквями, не имеющих указания в Писании.

Введение восковых свечей 320 г.

Крещение младенцев 342 г.

Признание поклонения святым 375 г.

Молитвы за умерших (панихида) 00 г.

Введение поклонения Деве Марии 431г.

Введение латинского языка в Церковную службу 600 г.

Провозглашение верховного значания римского папы 607 г.

Поклонение кресту 688 г.

Поклонение иконам 722 г.

Поклонение мощам 778 г.

Причисление к лику святых 880 г.

Провозглашение безбрачия духовенства 1057 г.

Непогрешимость церкви 1076 г.

Устав обедни 1100 г.

Признание семи таинств 1160 г.

Установление исповеди 1215 г.

Введение просфирь 1415 г. Вера в существование чистилища 1439 г.

Вера в предания 1564 г. Прибавление апокрифических книг 1664 г.

Непогрешимость папы 1870 г. Учение о вознесении Матери Господа 1950 г.

Реформация положила начало взлету протестантской богословской мысли и на практике за свою 500-летнюю историю привела к образованию различных протестантских течений.

Предвесники Реформации

Джованни Саванарола. Явился предтечей реформации на уровне морали. Доминиканский монах из Флоренци. Критикует ее жителей за то, что они живут в роскоши, а также священников за пьянство и аморальный образ жизни. Написал книгу «Триумф Иисуса Христа», критикующую секулярное общество, связь с язычеством. Флоренция стала изменяться, приобретая пуританский характер, во время его проповедей снимали украшения, создавались отряды чистоты, которые снимали золото с людей на улицах.

Джон Уиклиф. Преподаватель в Оксфорде. Осуждает власть церкви отпускать грехи, иконы, догмат о чистилище, безбрачие духовенства, монашество как институт, поклонение реликвиям. Он говорит о Христе, как о Единственном Главе церкви. Церковь – антихрист, поскольку пытается вставить плотины между человеком и Богом посредством священников, исповеди, таинств. «Никакое поклонение святым не заслуживает спасения». «исповедь может принести облегчение, но не является обязательной для искупления грехов». «Иконы могут быть использованы в качестве дров, вот их единственная польза».

Гуманизм, как одна из основных предпосылок реформации.

Возник как реакция среди передового образованного класса людей на схоластику. Развитие гуманитарных наук, в том числе и филологии, привело к критике определенных доктрин. Данте Олигьери, родоначальник гуманизма, своим стихотворением «Новая жизнь» дал начало новому сознанию человека. Гуманизм породил ряд философов – богословов: Томас Мор, Кликонель, Иоанн Рейхлин, Пикадело Мирандоло, Еразм Роттердамский – первый независимый ученый. Добродетель в жизни ставил над доктринальными выкладками, его называют принцем гуманизма. Небыло ни одного аспекта церковной жизни, который бы не подвергся блестящей критике Эразма.

Богословы гуманизма. Эразм Роттердамский (1469-1536). Общепринятым является тот факт, что Эразм есть самый значительный гуманистический писатель Ренессанса. Он оказал сильное влияние на богословие в первой половине 16 в. Цитаты из книги Цвейга о личности Эразма... “Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад”, а “в человеческом обществе... все делается дураками и среди дураков”. Абстрактно-метафорическая фигура Глупости, произносящая панегирик самой себе, позволяет автору поставить ее лицом к лицу едва ли не со всеми социалными слоями и состояниями, типичными явлениями современного ему общества, повсюду вскрывая кричащие противоречия между тем, чем люди представляют себя, и чем они являются на самом деле. В 1503 г. он публикует книгу “Оружие христианского воина” (с 1515 г. она выдержала 26 переизданий), в которой он обращается мирянам - наибольшему богатству, которое имеет церковь. Эта книга произвела радикальное изменение в самовосприятии прихожан. В немалой степени появление этой книги содействовало успеху реформации в Виттенберге и Цюрихе.

Книга содержит революционный тезис о том, что церковь может быть реформирована путем всеобщего возвращения к трудам отцов церкви и Св.Писанию. Ключ к истинной набожности - в регулярном чтении мирянами Писания. Оно изменяет своих читателей и дает новую мотивацию любить Бога и ближних (см.цитаты)

Еще два ключевых положения этой книги: (1) жизнеспособность церкви зависит от мирян, а не клира. Клир рассматривается как офис учителей, целью которых является повысить уровень прихожан до своего уровня. Нет места суевериям, согласно которым клир имеет особый статус перед мирянами; (2) ударение на “внутренней религии”, поэтому обряды, священство, институты церкви уже не имеют прежнего значения. Зачем исповедоваться другому человеку, спрашивал Эразм, только потому, что он священник, если можно исповедоваться прямо перед Богом?

Большие проекты академического характера, предпринятые Эразмом: (1) подготовка и публикация первого греческого НЗ, что открыло доступ к тексту НЗ; (2) публикация надежных вариантов трудов патристических авторов, включая Августина. Отцы уже не цитировались произвольно, вне контекста, что имело серьезные последствия для богословия.

1 Географический аспект- Германия, Франция(гугеноты), Англия, Швейцария, Шотландия, Польша, Литва, Скандинавия...

2 Объяснение терминов - Лютеранство Реформатская церковь (кальвинизм) Перекрещенство (анабаптизм) Контр-реформация (Католическая реформация)

Протестантизм ” - конгресс в Спайере в феврале 1529 г., проголосовавший за окончание терпимого отношения к лютеранству в Германии. В апреле этого же года 6 принцев и 14 городов проголосовали против этой подавляющей свободу совести меры.

Лютеранская реформация. Территория Германии+личность Лютера. Стержнем богословия Лютера была доктрина об оправдании верой. Началась как движение за академическую реформу в Виттенбергском университете. 31.10.1517-95 тезисов как протест против практики продажи индульгенций с целью получения денег для перестройки базилики св. Петра в Риме. Сначала индульгенции - форма благодарности грешника Богу за дарованное прощение, потом - “покупка” Божьего благорасположения, извращающая идею о прощении благодатью.

Кальвинистская реформация. Корни - в Швейцарской Конфедерации, где были предприняты попытки реформировать мораль и богослужение в соответствии с Писанием. Предшественники Кальвина - Цвингли и Буллингер. Реформаты были более сосредоточены на реформе общества, института церкви, чем на доктринальных вопросах. Центрами их движения были Базель, Женева, Цюрих, Берн. Цвингли (... - 1531 в битве) - Буллингер - Кальвин - Теодор Беза

Радикальная реформация. Перекрещенцы: Цвингли не верен принципам реформации, так как придерживается следующих небиблейских взглядов - крещение младенцев, участие христиан в войнах. Анабаптизм характеризуется недоверием “внешнему” авторитету, отказом крестить младенцев, общим владением собственностью и пацифизм. “На сем стою..”, 261.

Католическая реформация. Движение реформы внутри Католической церкви и ее реакция против протестантской реформации. Период - открытие собора в Тренте и далее (1545 -...) Собор прояснил учение церкви по некоторым вопросам, реформы в поведении клира, церковной дисциплине, образовании и миссионерской деятельности (Китай, Америка, Африка). Старые ордена были реформированы и образованы новые (иезуитский). Таким образом, многое из того, что требовали реформировать гуманисты и протестанты, было реформировано.

3 Ведущие богословы. Исследуемый период - один из самых плодотворных в развитии христианского богословия. Ведущие богословы - Лютер, Кальвин, Цвингли.

Мартин Лютер (1483-1546). Монах августинского монастыря, где изучает богословие. В 1512 доктор богословия, назначается профессором библейских исследований в университете Виттенберга. С 1513-1515 г.г. - читает лекции и по Псалмам. 1515-1517 г.г. - послание к Римлянам. Позже – Галатам и Евреям. 1512-1516 г.г. - занимаясь подготовкой к этим лекциям, он нашел мир в душе. Чтение послания к Римлянам 1: 17 убедило его, что только вера может оправдать человека перед Богом. С этого времени, основными положениями его богословской системы, стали: «оправдание по вере» и «только Писание». Вся история немецкой Реформации находится в тесной связи с вышеуказанным стихом.

Привлек к себе внимание в 1517 г., когда вывесил 95 тезисов. Суть тезисов: Против строительства собора Св. Петра; Папа не имеет власти над чистилищем - против индульгенций; Индульгенция не дает права на спасение. В течение периода 1518-1521 г.г. ему пришлось признать, что отделение от римской системы единственный способ провести реформы, которые вернули бы Церковь к идеалу данному в Писаниях. В 1520 г. публикует три произведения: (1) “Обращение к христианскому дворянству немецкой нации”, в котором ратует за реформу в церкви. Говорит, что она далеко ушла от идеала первоапостольской церкви; (2) “Вавилонский плен христианской церкви”. Евангелие стало пленником институциализированной церкви, которая заточила его в сложную систему обрядов и таинств. Церковь стала хозяином Евангелия, а не его слугой; (3) “Свобода христианина” говорит о практических результатах принятия или отвержения доктрины об оправдании верой. Большинство своих трудов Лютер пишет в полемике. Только два катехизиса представляют систематическое изложение вероучения.

Осенью 1529 г. В Марбургском. замке происходит знаменитая встреча ведущих реформаторов - Лютера и Цвингли. Они согласились по 14 из 15 положении, но не пришли к согласию, каким обратом Христос присутствует в элементах Причастия.

Жан Кальвин (1509-64). Кальвин - главная фигура среди сторонников систематического изложения евангелического богословия такого подхода. 1536 - публикация 6 глав “ Наставление в христианской вере ” - одна из десяти или двадцати книг мира, о которой, не боясь впасть в преувеличение, можно сказать, что она определила ход истории и изменила облик Европы; после перевода Библии, выполненного Лютером, - самого важного деяния Реформации - “Наставление...” с первого же часа своего появления на свет оказало решающее влияние на современников своей логической безжалостностью, своей конструктивной решительностью. Духовному движению всегда нужен гениальный человек, его зачинатель, но движению необходим также гениальный человек, который смог бы его завершить. Лютер, вдохновитель движения, начал Реформацию,; Кальвин, организатор, удержал ее, прежде чем она распалась на тысячу сект... теперь перед Католической церковью стоит церковь Протестантская, духовно объединенная великая сила” (Цвейг, 139). Потом добавлял другие главы и к 1559 г. получилось 80 глав. Труд этот подразделяется на четыре части.

О Божьем суверенитете \ господстве над Своим творением.

О нужде человека в спасении и о том, как это спасение осуществляется.

Как искупление во Христе становится достоянием человека.

О церкви и ее отношении к обществу.

Принцип всей книги - верность Писанию и ясность в изложении материала, а не идея предопределения, как считают многие.

Из «Наставлений» Кальвин составил краткий свод правил и предложил его в качестве катехизиса новой религии. Этот проект, церковного и гражданского переустройства был предоставлен к рассмотрению в магистрат. Катехизис представлял следующие положения:

+Основу церкви составляет правильная вера ее членов и нравственная чистота;

+Проверить религиозные убеждения граждан путем привлечения из к присяги в подробной формуле исповедания веры; +отрекшихся граждан исключать из церкви;

+установить контроль над частной жизнью граждан;

+к недостойным гражданам применять отлучения.

1536-38 Кальвин в Женеве, но был изгнан. Следующие три года проводит в Страсбурге в качестве реформатского пастора. Отвечая на настойчивые просьбы, возвращается в Женеву и возглавляет движение религиозных и социальных реформ. И поныне кальвинизм является одним из наиболее значительных интеллектуальных движений в истории человечества.

Позже под руководством К. в Женеве устанавливается новая система правления.

+Были установлены четыре новых должности: пасторы, доктора, старейшины (для поддержания нравственного порядка среди прихожан), диаконы ( для ведения благо творительных дел).

+Высший орган церковной власти носил название «Консистория» состоящий из восьми пасторов и двенадцати старейшин. Консистория была лишена светских полномочий, она могла лишь отлучать прихожан от церкви налагать не значительные взыскания.

+Переорганизация церковного служения, начатая Кальвином, приобрела не видимый размах. Праздники оставленные реформацией, - рождество, обрезание, Благовещение, вознесение, была вскоре отменены.

+Были запрещены пение светских песен, танцы, игры, роскошные костюмы, модные прически. Назначались штрафы за громкий смех, чрезмерное объедение и все возможные излишества.

+Нищенство было запрещено, людей принуждали работать, не желавших изгоняли из города.

В своих трудах Кальвин проводил четкое разделение между церковной и светской властью, но нравственное поведение граждан целиком находилось под наблюдением церкви. Для всех слоев общества были приписаны строжайшие правила за соблюдением, коих, велось тщательное наблюдение.

Женева приобрела устойчивую репутацию города-модели христианского образа жизни. Протестанты со всей Европы приезжали туда, чтобы посмотреть на систему Кальвина в действии. Успехи реформаторства Кальвина были так велики, что Женева заняла главенствующее положение среди всех городов в Швейцарии. Даже те города, где реформистское движение началось раньше, вскоре присоединились к ней. Все кто приняли Женевскую точку зрения, получили общее название «реформаторы», т.е «Кальвинисты».

Реформация в Швейцарии была уникальна по своей природе происхождения. Без насилия или какого либо серьезного сопротивления и преследований там были провозглашены принципы реформации. Под руководством Кальвина Женева превратилась в главный город протестантизма, город полностью преданный евангелистским доктринам Реформации.

Ульрих Цвингли (1484 - 1531). Швейцарец, учился в университетах Вены и Базеля, после чего стал священником. Увлекался Эразмом, осознал необходимость реформ в церкви. В 1519 становится пастором в Цюрихе и проповедует необходимость нравственных реформ в церкви и обществе. Доходит и до критики существующего богословия Католической церкви, особенно сакраментального. Основные его взгляды содержатся в проповедях. Его произведения: “Лабиринт”, “Басня о быке и некоторых животных” - восстает против торговли кровью - поставки швейцарских солдат зарубежным армиям... Сам был полковым священником в походах в 1512 и 1515 г. Убит в битве между цюрихцами и отрядами католических кантонов на Каппельской равнине в 1531г

Сочинения: Проповедь “О свободе выбора пищи” - против постов (1522). Руководство для священников - о реформе богослужения (1523). “Об истинной и ложной религии”- исповедание, схожее с лютеровским (1525 “Смысл веры” + “Изложение веры христианской” (1530).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь