Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приведите не менее пяти доводов того, что половцы были отличными воинами.



О половецких воинах известно мало, но современники считали их отличными воинами.

1. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Половецкие воины сражались луками, дротиками и кривыми саблями. Колчаны носились на боку. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды легкой кавалерии, вооружённой луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, панцири и шлемы с железными или бронзовыми личинами.

2. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжелых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времен жизни их в районе Алтая, либо в более поздние времена увизантийцев (греческий огонь). Используя эту технику, половцы умели брать и хорошо укреплённые города.

3. Половецкие войска отличались маневренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом, состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками.

4. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Они действовали, в основном, против слабо защищенных деревень, но редко атаковали укрепленные крепости.

5. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота.

Билет № 4

Охарактеризуйте религиозные верования восточных славян.

 

План ответа

1) Восточные славяне – язычники.

2) Главные божества славян.

3) Религиозные обряды и поклонение богам у восточных славян.

 

1) Какими были верования восточных славян?

2) Во что верили восточные славяне?

3) Как восточные славяне поклонялись своим богам?

 

(основные понятия: традиционные верования, язычество. Идол)

1) Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества называют традиционными верованиями. Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств.

2) Самым почитаемым были бог солнца Ярило, бог грома и молнии (а также войны и оружия) – Перун, повелитель ветра – Стрибог, покровитель скотоводства – Велес, богиня плодородия – Мокошь. Славяне верили в загробную жизнь. Почитали предков, тени которых (чур, щур, домовой) оставались, по их мнению, жить в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озерах водились русалки (ими становились, по мнению славян утопленницы). А в глубине озера или реки жили водяные, в чаще леса – леший.

3) Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные (или каменные) статуи богов – идолы. Для того, чтобы задобрить богов им приносили жертвы: животных, растения. В особо важных случаях славяне прибегали и к человеческим жертвоприношениям

Билет 4, вопр.2

Пенько́ вская (а́ нтская) культу́ ра — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Харьковской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой

Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов под Кременчугом (экспедиции под руководством Д. Т. Березовца ).

Селища пеньковцев не укреплены и «роятся гнёздами», по 3-5 селищ на расстоянии 5-7 км друг от друга. Площадь селища не превышала 2-3 га. В селище обычно больше 30 жилищ, но одновременно использовалось не больше 12-15. Жилища как правило полуземлянки — каркасные (по периметру ямы стояли опорные столбы) и срубные. Каркасные считаются более ранними, а срубные более поздними. Крыша покрыта соломой или камышом, в более поздних жилищах засыпана землёй

Вход в жилище — с южной или восточной стороны. Ранние жилища отапливались очагом, а поздние печью-каменкой (из песчаника). На каждое жилище приходилось 4-5 хозяйственных ям для хранения продуктов.

На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0, 7 − 0, 9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.

Занятия.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и животноводство. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

Ремесло. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами. Гончарного круга не знали. Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила. Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0, 5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.

Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью

Некоторые, однако, определяют эту культуру, как неславянскую или полиэтничную (многонациональную). Так М. И. Артамонов считал пеньковскую культуру булгарской (тюркской), подробно доказывая это. По крайней мере, обнаруженные на южном Днепре поселения пеньковской культуры с юртоподобными жилищами свидетельствуют, что в состав этой культуры вливались булгарские (тюркоязычные) кочевники.

В археологии давно обсуждаются богатые клады этого времени и этой территории под именем «древностей антов» (Г. Ф. Корзухина»), «древностей русов» (Б, А, Рыбаков). Наиболее известный из таких кладов – Мартыновский.

Марты́ новский клад — 116 изделий из серебра, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка Черкасской области Украины (Поднепровье между Киевом и Запорожьем). Хранится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры. Датируется VI – VII веками н.э. Чаще всего находки связывают с Пеньковской археологической культурой, которую интерпретируют как антов.

Состав клада таков: четыре антропоморфные фигурки «пляшущих человечков», пять зооморфных фигурок, три пальчатых фибулы, шесть браслетов, налобные венчики, серьги, височные кольца, шейная гривна, поясные бляшки, накладки, наконечники, навершия ремней, обломок тарелки, две серебряные чаши, церковная ложка с клеймами византийских мастеров.

Наибольший интерес вызывают серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. В нём некоторые исследователи видят влияния гуннов, другие — болгар, третьи – аваров (но как раз в степь его распространение не заходит), а уфологии видят в фигурках «пляшущих человечков» изображения инопланетян. Археолог О. А. Щеглова доказывает, приводя аналогии из европейского декоративно-прикладного искусства, что это детали симметричной композиции, типичной для воинской субкультуры раннего средневековья на византийской периферии, — мотив и образы библейского сюжета: Даниил со львами.

Билет № 5

1. Выскажите свое мнение по поводу спора сторонников и противников норманнской теории образования Древнерусского государства. (учебник §4 п. 3)

План ответа

1) Сущность норманской теории

2) Сущность антинорманской теории

3) Собственное мнение

1) Споры о происхождении варягов и руси начались еще в 18 веке. Немецкие ученые (Г. Байер, Г. Миллер), работавшие тогда в России, выдвинули версию о том, что варяги-русь – это норманны, точнее, шведы. Ученые утверждали, что без приглашения правителей-норманнов славяне не смогли бы создать свое государство, культуру. Тех, кто считал, что норманны это варяги и они создали государство Русь, называют норманистами.

2) против подобных взглядов выступил тогда М.В. Ломоносов, который занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славянским или иным нескандинавским народом, называют антинорматистами. Большинство антинорманистов считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря. На южном берегу балтики тогда жили племена западных славян. Одно из них в Европе называли варинами, их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы совершали далекие морские походы.

3) Выскажите собственное мнение – какая точка зрения, на ваш взгляд соответствует действительности. Почему?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь