Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Охарактеризуйте ситуацию на Руси при наследниках Ярослава Мудрого.



План ответа

1) Лествичная система наследования власти.

2) Правление Ярославичей:

а) внутренняя политика;

б) борьба с кочевниками;

в) усобицы;

г) Любеческий съезд

3) Приход к власти Владимира Мономаха

1) Перед смертью Ярослав Мудрый разделил земли Руси между пятью своими сыновьями. Старший – получил Киев. Чтобы избежать братоубийственной войны Ярослав Мудрый ввел новую систему передачи власти – от старшего брата к младшему. Таким образом, каждый из братьев получал возможность княжить в Киеве.

2) Первое время братья правили по заветам отца. В 1072 году они издали новый свод законов – Правду Ярославичей, которая стала важной частью Русской Правды.

С востока пришла новая опасность – орды половцев. У Руси появился новый сильный враг. Братья попытались организовать сопротивление. Но в 1068 году в битве на реке Альте русичи потерпели поражение от половцев. Князья не смогли объединится, более того, в борьбе друг с другом они опирались на половцев, подвергая княжества разорению. Княжеская усобица приводила к ослаблению Руси.

Чтобы остановить кровопролитие, дать отпор половцам, князья, по инициативе Владимира Мономаха собрались в г. Любече в 1097 году на съезд. Было решено, что каждый будет править самостоятельно в земле, доставшейся от отца – «каждый да держит отчину свою». Съезд положил начало военному объединению руських княжеств.

Владимир Мономах был инициатором объединения и совместного выступления князей против половцев. Он смог нанести половцам сокрушительный удар.

3) В 1113 г. в Киеве поднялось восстание. Киевляне пригласили на престол переяславского князя Владимира Мономаха, который славился как жёсткий но мудрый правитель.

Опишите жизнь и обычаи кочевников, населяющих наш край в эпоху средневековья.

В эпоху средневековья по донецким степям кочевали племена аланов, гуннов, булгар, печенегов, половцев, торков.

Основное занятие кочевых племен – скотоводство. Кочевники - несколько раз в год перемещались с места на место, поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища. Поэтому наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были разборные, легкопереносимые конструкции, покрываемые шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа, металл). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов.

Передвигались кочевники на лошадях, были прекрасными наездниками. Это давало им значительные преимущества в военном деле. У всех кочевых племен все мужчины были воинами и с раннего детства осваивали военное искусство. У некоторых племен воинами были и женщины.

Гунны использовали стремена это давало возможность воину стрелять из лука во время скачки.

Кочевники были связаны с земледельческими племенами, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Скотоводство, охота и собирательство давали все необходимое для пропитания племени.

Для кочевников характерны обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. Главными культами были культ войны, воина-всадника, предков-героев, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль, каменные бабы), культовое отношение к скоту — главному источнику существования.

Кочевники верили в загробную жизнь, поэтому похороны сопровождались особыми ритуалами. Например, торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.

 

Билет № 14

1. Дайте характеристику правления князя Владимира Мономаха. (учебник § 8)

План ответа

1) Приход князя Владимира Мономаха к власти.

2) Деятельность киевского князя Владимира Мономаха.

3) Историческое значение деятельности князя Владимира Мономаха.

В апреле 1113 года умер киевский князь Святополк Изяславич. При жизни он не пользовался уважением киевлян, был вероломным и жадным человеком. Он покровительствовал ростовщикам. В долговую кабалу попали простые горожане и княжеские дружинники. Но, старшая дружина хотела видеть новым киевским князем сына Святополка. Однако народ Киева на вече выступил против. Толпа разгромила дома ростовщиков, люди начали уничтожать долговые расписки.

Киевская знать боялась разрастания беспорядков. Одним из самых уважаемых князей Руси был переяславский князь – Владимир Мономах. Он прославился как жесткий но мудрый и справедливый правитель. Он был инициатором Любеческого съезда князей (1097 г.), защищал свою землю от половецких набегов. В город Переяслав к Владимиру Мономаху были отправлены гонцы с приглашением на престол «отца и деда». Владимир отказался, т.к. считал, что не имеет права на Киев. Но киевляне вторично обратились к Владимиру Мономаху – тот согласился.

2) После вокняжения Владимир Мономах издал «Устав» - правовой документ, который стал последней частью Русской Правды. Закон защищал права должников и ограничивал ростовщиков. Нельзя было требовать более 20% сверх взятого. Нельзя было обращать свободных людей в рабов за долги. Владимир Мономах смог подчинить других князей, и на время объединил земли Руси. В назидание сыновьям он написал «Поучение детям» - в котором описал свой жизненный путь и дал детям наставления как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях.

3) Владимир Мономах смог на время объединить земли Руси, при нем и его сыне Мстиславе Великом на время были прекращены усобицы, наступило относительное благополучие и мир.

Докажите с помощью топонимов и гидронимов, что наш край населяли торки.

Топонимы – имя собственное, имя географического объекта

Гидронимы – имя водного объекта.

Наш край был регионом кочевья племен торков. Память о них сохранилась в названиях мест, поселков (городов), рек. Например, в названиях города Краматорск, села Торское, города Тор (Славянск); рек — Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Торских озер.

 

Билет № 14, 2 вопр.

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой

Билет № 15


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь