Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обращение Константина (272-337).



Сын Констанция Хлора, цезаря, управлявшего западной частью империи (Франция и Британия) и Елены (дочь трактирщика). Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II). С 18-ти лет воспитывался при дворе Диоклетиана в качестве заложника.

Когда Диоклетиан отказался от престола ( 305 г. ), Константин бежал к отцу в Британию и в 306 г. был провозглашён августом войсками, в которых пользовался большим успехом. В 307 г. он женился на дочери Максимиана Фаусте и принял из рук тестя звание Августа. Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил своего ставленника Флавия Севера.

К принятию христианства Константин был предрасположен своей матерью и терпимым отношением к нему своего отца язычника.

Внешне был статен и красив, очень высок и силён.

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций, сын отрёкшегося Максимиана, пришёл к власти. Константин охотно пошёл на соглашение с ним, пытаясь использовать его для уничтожения Флавия Севера. Пытаясь подавить восстание, Север осадил Рим, но взять его не смог и отступил в хорошо укреплённую Равенну. Максимиан, вернувшийся к власти после провозглашения сына цезарем, пошёл на хитрость. Он убедил Севера, что среди его приближённых против него составлен заговор, и если он сдастся на милость Максимиану, ему сохранят жизнь. Когда Север сдался, его привезли в Рим и заставили покончить с собой. После его гибели сам император Галерий пытался подавить восстание. Он вторгся в Италию, однако ничего не смог сделать с неприступными твердынями Рима и Равенны. В 308 году взамен Севера он объявил августом Запада Лициния, который реально контролировал лишь балканские провинции. В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Вскоре Максимиан, не желавший делить власть с сыном, покинул Рим и отправился в Арелат (современный Арль во Франции) к Константину, который приходился ему зятем. В 310 году Максимиан, живший на положении частного лица в Арелате, распустил слухи о смерти Константина и захватил власть. Но большая часть армии осталась верна Константину, который в этот момент был в походе против франков. Вскоре услышав о восстании, он быстро вернулся. Максимиан бежал в Массилию, но местные жители открыли ворота войскам Константина. Император сохранил Максимиану жизнь, однако, потеряв надежду на обладание властью, тот покончил с собой. По другой версии, он был казнён Константином. После смерти Максимиана его имя было стёрто из всех надписей, а изображения уничтожены.

В 312 году теперь уже Константин двинул свои войска против Максенция, чья власть к тому времени выродилась в жестокую тиранию. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. В нескольких сражениях Константин разгромил силы Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рождения. Когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, он встретился с противником у Мильвийского моста, но войска того обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. 28 октября 312 года Константин торжественно вступил в Рим. В честь этой победы в столице была поставлена грандиозная арка Константина.

Но в империи оставалось ещё двое августов. Это были Максимин Даза и Лициний — ставленники Галерия (сам он к тому времени уже умер).

В 313 году Максимин Даза был побеждён Лицинием, который присоединил его владения к своим. Таким образом он стал правителем большей части империи включающей в себя всю Азию, Египет и балканские провинции, Константину же оставались Галлия, Италия, Африка и Испания.

Пробыв недолгое время в Риме, Константин отправился в Медиолан и здесь выдал за Лициния свою сестру Констанцию. Кроме того, оба императора издали эдикт 313 г. окончательно положивший конец гонениям на христиан. В нем, в частности, говорилось: « Руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит... Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без каких бы то ни было помех... » (Евсевий: «Церковная история».

В 314 году Лициний оказался замешан в заговоре против Константина и вскоре войска обоих августов встретились. Лициний потерпел поражение и по мирному договору отдавал победителю Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию.

Однако это была лишь передышка. Оба императора копили силы для решительного сражения. В 324 году войска Константина и Лициния опять сошлись, и в битве у города Адрианополя во Фракии Константин опять одержал победу. Лициний бежал в хорошо укреплённую Никомедию. Константин предложил ему отречься от власти в обмен на сохранение жизни. Лициний согласился. 18 сентября 324 года Константин был официально объявлен единым правителем империи. Лициния выслали в Фессалоники, где его убили восставшие готы.

В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона, ему было видение бога солнца. Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы Χ Ρ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши! ». После победы над Лицинием в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания (см. Миланский эдикт). Сам Константин принял крещение только перед смертью от арианского епископа Евсевия Никомедийского. При Константине христианство стало обретать статус государственной религии: эдиктом 313 года на имя Анулина, проконсула Африки, он освободил от податей и повинностей «клириков католической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан».

Эдикт 313 года об освобождении от податей церкви Цецилиана был продолжен законом 319 года, которым он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей. Законом 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина.

К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. С этой точки зрения расположение столицы было неудобно. Поэтому, начиная с Диоклетиана, императоры располагали свои резиденции в городах более отвечающим стратегическим целям обороны государства. Такими местами были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилея и Милан в Северной Италии. Константин не был исключением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. В нём возводятся ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом, однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

В начале лета 326 года сын Константина Крисп (Флавий Юлий Крисп), был схвачен и казнён по приказу своего отца-императора. Причины этого достоверно не известны. Вероятно это произошло из-за наветов мачехи Криспа Фаусты, пытавшейся расчистить дорогу к трону своим сыновьям: она обвинила Криспа в том, что он пытался её изнасиловать, и подкупила нескольких сенаторов, чтобы они подтвердили это. Но уже через месяц после казни сына, Константин, видимо, раскрыв обман жены, велел запереть её в бане, где она задохнулась от жара.

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

Перед смертью Константин разделил империю между своими сыновьями и сыновьями Далмация, который был сильнейшей политической фигурой в империи – наместником Сирии со ставкой в Антиохии.

Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трёх своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант ) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина).

Несмотря на христианский погребальный обряд, родственники Константина (хотя сами они были христианами) решили провести и языческую процедуру обожествления императора. После чего произошла грандиозная солдатская пьянка – на прощание с императором собралась почти вся римская армия. В том, что произошло после этого, некоторые очевидцы винили сына покойного – Констанция. Неожиданно вспыхнул солдатский бунт. Солдаты обвиняли Далмация и его сыновей в захвате власти. Тут же обвиняемые были убиты. Заодно были убиты Констанций Юлиан, сводный брат императора и прочие присутствовавшие родственники, кроме сыновей самого Константина. Выжили и сыновья Констанция Юлиана – Галл и Юлиан, по малолетству остававшиеся дома.

 

Вселенский Собор.

Пресвитеры в Александрии играют огромную роль. Сами избирают пресвитеров и даже участвуют в рукоположении епископов. По существу пресвитеры возглавляли целые кварталы и были практически независимы.

Пресвитер Арий управлял в Александрии одной из самых значительных церквей. Умный, учёный, сторогой жизни он приобрёл такое значение, что надеялся стать епископом. По происхождению был ливийцем. Арий имел большую популярность среди женщин христианок, а также среди моряков и докеров, для которых сочинял куплеты богословского содержания.

По смерти александрийского архиепископа Ахилла был выбран Александр. Арий скрыл неудовольствие. Часто видится и беседует с новым архиепископом. В одной беседе начал обвинять Александра в ереси. Вскоре сам впал в ересь.

Отправной точкой учения Ария был отрывок из Книги Притчей (8: 22) «Господь созда мя в начало путей Своих».

«Сын, который был искушаем, страдал и умер, как бы Он ни был вознесён, не может быть равным неизменному Отцу, Которого не касаются смерть и боль: если Он отличен от Отца, то Он ниже Его».

Первой реакцией на Арианство и была реакция живой веры, содрогнувшейся от этого извращения самой святыни Церкви. Ария осудил его собственный епископ - Александр Александрийский. Но это было осуждение, не ответ. В ответе Александр сам сбивался, не находя правильных слов.

Архиепископ Александр запретил Арию проповедовать после слов, что Троица есть в сущности Единица. Но Арий был слишком уверен в своей правоте, тем более что его поддержала треть всего александрийского клира. В поисках единомышленников Арий рассылает своё отредактированное учение епископам Малой Азии.

Многие из видных епископов поддержали Ария, в частности Евсевий Никомидийский, который даже собирает собор, постановивший оправдать мятежного пресвитера. Этот собор отправил послание архиепископу Александру с рекомендацией пересмотреть своё решение.

Ввиду невозможности реабилитации Ария, его сторонники устраивают в Александрии настоящую травлю правящего епископа. Доходило до того, что подкупленные проститутки на улицах кричали о своих мнимых связях с архиепископом.

Когда тревожные вести из Александрии достигли ушей императора, он, посовещавшись со своим экспертом в области религии испанским епископом Осием Кордубским, отправляет Александру и Арию миротворческое послание.

Послание довольно своеобразное. В нём император то представляет предмет прения между Александром и Арием непостижимым по его величию и высоте и советует из уважения к его величию не прикасаться к нему. «Кто может, — пишет между прочим Константин Великий в своем послании к Александру и Арию, — обстоятельно узнать или по-надлежащему истолковать силу столь великих и столь трудных предметов? <...> в изысканиях этого рода надобно удерживаться от многословия, чтобы, или по слабости своего естества, не имея силы истолковать предложенный вопрос, или, по тупости слушателей, не могши сообщить им ясного понятия о высказанном учении, тем или другим образом не довести народа либо до богохульства, либо до раскола» (Евсевий. О жизни блаж. царя Константина. Кн. 2, гл. 69).

То вдруг представляется ему, что на это дело обращено спорящими внимания больше, чем сколько это дело заслуживает: Константин несколько раз о предмете спора выражается, что «повод к этим спорам весьма незначителен, что предмет спора вовсе не стоит такого прения», называет предмет спора «маловажным и ничтожным»; говорит, что предмет сей не касается какого-либо главного учения в законе, что это мелочное и суетное словопрение, что подобные споры дело черни и более приличны детскому неразумию, нежели вниманию людей священных и разумных.

Воззвание Константина не примирило спорящие стороны. Тогда император отправляет в Александрию Осия. Ознакомившись с доводами сторон, Осий возвращается к императору и советует созвать всеобщий собор. Константин захотел сделать из Собора символ и увенчание и своей победы и нового положения Церкви в Империи. Так созван был первый Вселенский Собор, весною 325 г. в Никее. Вселенским был он не по числу епископов (предание определяет его как Собор 318 Отцов) но по замыслу и значению. Действительно, впервые после столетий полуподпольного существования собрались епископы из всех частей Церкви, многие еще со следами ран и увечий, полученных при Диоклетиане. Какой ощутимый опыт торжества и победы! А роскошь приема, небывалая торжественность встречи, ласка и доброта Императора усиливали радостную уверенность в начале новой эпохи, в действительной победе Христа над миром. Так воспринимал собор, прежде всего, сам Константин. Он приурочил его к двадцатилетию своего царствования, он хотел парада и радости и не хотел ненавистных ему споров. В своей речи епископам в день открытия он говорил, что эти споры «более опасны чем войны и прочие конфликты... Мне они доставляют больше горя, чем все остальное».

Запад откликнулся плохо. Папа Сильвестр (бы слишком стар, чтобы приехать) прислал двух легатов (пресвитеров), кроме которых приехали ещё пятеро, в том числе Осий Кордубский.

Несомненными источниками для истории Никейского Собора считаются некоторые указания в сочинениях св. Афанасия, как в его письмах об определениях Никейского Собора и послание к афрам; свидетельства церковных историков: Евсевия, Сократа, Созомена, Феодорита и Руфина; Символ веры, составленный на Никейском Соборе, и 20 правил, установленных на Соборе.

В указаниях о числе отцов Собора древние памятники не все между собой согласны: кто говорит, что их было 300 (Геласий), кто — что их было 250 (Евсевий), иные — что было 318. Свидетельство, что на Соборе было 318 отцов, содержимое нашею Церковью, и по настоящее время находим у таких высокочтимых святых отцов, как св. Афанасий Великий, св. Иларий и св. Амвросий Медиоланский. Епископских кафедр было ок. 1000 на Востоке и ок. 800 на Западе (в основном в лат. Африке). Всего на Соборе присутствовало более 6-й части вселенского епископата.

Епископы должны были съехаться в Никею к 20 мая 325 г. , 14 июня император официально открыл заседания Собора, а 25 авг. Собор был объявлен закрытым. Никея Вифинская - город, располагавшийся недалеко от имп. резиденции. В городе находился имп. дворец, к-рый предоставили для заседаний Собора и размещения его участников.

Председательствовал сам Константин, деятельно участвующий в делах Собора, не будучи даже крещёным и оглашенным, его статус был – «слушающий». Возможно, из епископов председательствовал свт. Осий, однако, безусловно, не как представитель епископа Рима, каковым он не был, но как главный в то время церковный советник имп. св. Константина. Именно свт. Осий значится в списках отцов Собора на 1-м месте. На 2-м месте стоят посланцы епископа Рима, но они не играли на Соборе заметной роли.

Офиц. заседания происходили в самой большой зале имп. дворца. При их открытии все собравшиеся безмолвно ждали имп. св. Константина. Вошли немногие придворные, затем возвестили о приходе императора, и все встали. Выйдя на середину, имп. св. Константин сел в поданное ему золотое кресло; затем сели и остальные. Один из епископов приветствовал императора краткой благодарственной речью. Затем имп. св. Константин обратился к Собору по-латыни, призывая к единству. Краткая его речь была переведена Собору на греч. язык, после чего император передал слово «председателям». «Тогда одни начали обвинять своих ближних, другие защищались и порицали друг друга. В то время как с той и другой стороны сделано было множество возражений и поначалу возник великий спор, царь выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной, мало-помалу примирил упорно состязавшихся… Одних убеждая, других усовещивая словом, иных, говоривших хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, он сообразовал понятия и мнения всех касательно спорных предметов».

В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомидийского. Оно было сразу же отвергнуто большинством. Арианская партия на Соборе была немногочисленна - не более 20 епископов. Едва ли не меньше было просвещенных, с ясным догматическим сознанием, защитников Православия, таких как свт. Александр Александрийский, свт. Осий Кордубский, свт. Евстафий Антиохийский, Макарий I, еп. Иерусалимский. Нет оснований считать сторонником Ария Евсевия, еп. Кесарийского. Будучи оригенистом, в своем умеренном субординационизме он не доходил до признания Сына Божия творением. Для единомышленников Кесарийского предстоятеля, составлявших 3-ю влиятельную группу, было характерно стремление сохранить традиц. формулировки, почерпнутые из Свящ. Писания. Вопрос заключался в том, за кем пойдет большинство Собора. Та «традиционность», к-рую предлагали сторонники еп. Евсевия Кесарийского, означала уход от ответа на арианский вызов в догматическую неопределенность. Требовалось противопоставить учению Ария ясное исповедание правосл. веры. Евсевий предложил в качестве такого исповедания крещальный символ своей Церкви (Theodoret. Hist. eccl. I 12; Socr. Schol. Hist. eccl. I 8). Это был сильный ход: Евсевий, первоиерарх Палестинского округа, имел в своей юрисдикции церковь св. града Иерусалима. Император одобрил символ, но предложил внести в него «всего лишь» одно слово - «единосущный» (см. ст. Единосущие). По всей вероятности, термин был предложен свт. Осием Кордубским.

Для Запада термин был вполне православен. Его использовал Тертуллиан. История термина на Востоке была осложнена его еретическим словоупотреблением. Антиохийский Собор 268 г. осудил учение о единосущии Сына Отцу, развитое Павлом Самосатским, сливавшим Лица Св. Троицы.

Отредактированный Собором Символ, завершавшийся анафематствованием арианского учения, подписали почти все. Даже самые воинственные вожди арианской партии, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский, под угрозой ссылки поставили свои подписи. В самом Символе имя Ария не упомянуто. Лишь двое, Феона, еп. Мармарикский, и Секунд, еп. Птолемаидский, скорее из солидарности со своим земляком Арием (все трое были ливийцы), отказались подписать Символ, и все трое были сосланы.

Вот Никейский символ:

«Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного. Отцу единосущного, чрез Которого все произошло как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения низшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, возшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых; и в Духа Святаго».

Говорящих же, что было время, когда не было Сына, что Он не существовал до рождения и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа, или иной сущности, или что Он создан, или изменяем, или преложим, таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь.

Время окончания Никейского Собора совпадало с исполнением 20-летия царствования Константина Великого. На торжество этого праздника царь пригласил всех отцов Собора. После торжественного угощения, каждого из епископов, по степени их достоинств, почтил дарами.

Учение о единосущии было настолько революционным и не имело практически никаких аналогий в предшествующее время. Это и осуждение его на Соборе 268 г. привело к тому, что большая часть отцов с лёгкостью от него отказалось. Грубое арианство было отвергнуто, но взамен большинство удовлетворялось богословской неопределённостью символа Кесарийской Церкви: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и во единого Господа Иисуса Христа, Божие Слово, Бога от Бога, Свет от Света, Жизнь от Жизни, Сына единородного, перворожденного всей твари, прежде всех веков от Отца рожденного, чрез Которого все произошло, Который воплотился ради нашего спасения и жил между человеками, пострадал и воскрес в третий день, восшел ко Отцу и приидет опять в славе судить живых и мертвых. Веруем и в единого Духа Святого».

На Соборе впервые появляется термин «митрополит» для обозначения главного среди епископов той или иной провинции в империи.

Собор выработал также 20 дисциплинарных канонов, например, в 20-м прав. содержится запрет совершать коленопреклонные молитвы в воскресный день.

Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на Соборе и явившихся одной из причин его созыва, был вопрос о времени празднования Пасхи. Празднование Пасхи в разные дни в разных местных Церквах вызывало насмешки со стороны язычников. Этой проблемой был озабочен и имп. св. Константин. Собор вынес постановление, текст к-рого, однако, не сохранился. Было решено, что не следует совершать этот праздник, исходя из иудейского вычисления. В вычислениях дня Пасхи необходимо придерживаться следующих критериев: полнолунием, равноденствием, воскресением. Как известно, несмотря на решение вопроса о пасхалии на Соборе, разногласия по вопросу о времени празднования Пасхи возобновились после него, что в конце концов отразилось и в том, что поныне католич. Церковь и др. зап. церкви празднуют Пасху, не сообразуясь со временем ее празднования иудеями.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь