Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предпосылки продуктивного общения



Учитель это стекло, через

которое ребенок смотрит на жизнь.

Ш. А. Амонашвили

 

Этой проблеме Московская заочная школа практической пси­хологии отводит несколько занятий, что вполне объяснимо: куль­тура общения — это не только речь и ее содержание, это и костюм, и макияж, и движения, и мимика, и тембр речи, и жесты.

Самому красноречивому оратору будет очень трудно убедить и зажечь вас, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного — своей страстности и искренности. Значит, им нелегко будет найти отклик в вашей душе. Напротив, нередко жест воздействует на че­ловека сильнее всяких слов — заставляет действовать или, наоборот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким.

Разные типы людей используют разные группы жестов. Чело­век может иметь свой индивидуальный стиль жестикулирования. Например, считается, что люди мысли больше жестикулируют го­ловой, люди сердца — плечами, а люди дела — руками.

Существуют также национальные различия в использовании жестов. Но тем не менее, не зная языка другой страны, мы можем объясниться там именно с помощью жестов. Значит, существуют какие-то общие правила их применения и расшифровки.

Каждому, например, понятно, что поднятая рука означает при­зыв к вниманию, хлопанье в ладоши — одобрение, кивок головой — согласие, угрожающее потрясание кулаком — гнев, пожимание плечами — отсутствие интереса, пассивность, зевок — скуку, ма­нить рукой — просьбу подойти и т. д.

Жесты вашего собеседника могут сообщить вам немало инте­ресного о нем, подсказать, как себя вести с ним. Нужно только уметь замечать посылаемые вам сигналы. Жесты еще труднее подделать, чем мимику. Когда человек пытается с их помощью показать не­свойственные ему состояния или качества, он выглядит неесте­ственным и напряженным. Настоящий его стиль, который он ста­рается подавить, прорывается при малейшем ослаблении контроля.

Первый уровень информации, сообщаемой посредством позы и жестов, — это сведения о характере собеседника. Частое примене­ние какой-то группы жестов делает эту группу привычной для пове­дения человека и отражает особенности его нрава. Самодовольный гордец, например, держится чересчур прямо, имеет важную, «на не­гнущихся ногах» походку и выпрямленную шею. Люди робкие как-то неопределенно озираются вокруг, у них такой вид, будто они все время прислушиваются к чему-то. Раздвинутые плечи и выпячен­ная грудь — поза человека, довольного жизнью, преуспевающего, с сильной волей. Если же, наоборот, плечи съежены, грудь втяну­та, а корпус наклонен вперед — можно говорить о подавленности воли, смирении, покорности судьбе. У такого человека могут быть мелкие движения, походка «головой вперед», шаркающий шаг. Тот, кто ходит быстро, энергично размахивая руками, — деловит, ре­шителен, упрям и работоспособен. Манера держать руки в карма­нах даже в теплую погоду говорит о скрытности и критичности. Привычка очень часто поправлять прическу, прихорашиваться сиг­нализирует о самовлюбленности, убежденности, что окружающие уделяют этой персоне недостаточно внимания. Агрессивный человек чаще сжимает кулаки, кокетка долго и уютно усаживается на стуле, в кресле, картинно скрещивает ноги.

Второй уровень информации, которую можно извлечь из жестов и позы — это эмоциональное состояние человека. Каждая эмоция по-особому влияет на движение частей тела, замедляя или ускоряя их. Например, радость, приподнятое настроение делают движения быстрыми, экспансивными, ритмичными, выразительными, спон­танными. При депрессии, наоборот, движения медленные, нереши­тельные, невыразительные, спина сутулая, неподвижная. Тревога ха­рактеризуется быстрыми сокращениями и расслаблениями различных групп мышц. Поэтому движения меняются через корот­кие промежутки времени: сцепление — расцепление рук, сжатие — расжатие кулаков, постукивание ногой, почесывание лица, подер­гивание волос, бровей, стремление спрятать лицо, бесцельная суе­та. Приступ гнева начинается с задержки дыхания и закрытия рта. Это первый признак приготовления к борьбе. Еще один признак — отклонение головы или всего туловища назад (стремление как бы отдалиться от ненавистного предмета, прежде чем броситься в ата­ку). Таким же способом могут выражаться недовольство, досада или отвращение. Этот жест часто можно увидеть, наблюдая за разгово­ром двух людей. Если один из них вдруг откинул голову назад, зна­чит, он услышал что-то неприятное. Человек нередко сдерживает себя, делает усилия, чтобы не выпустить эмоции наружу. Отчаян­ное сопротивление истинным чувствам можно заметить по общему беспокойству, стереотипным или ненужным движениям. Если лицо несет информацию о специфических эмоциях, то жесты и поза по­казывают степень этих чувств. Интенсивность эмоции легче всего определить по положению рук. Психологи установили — чем силь­нее эмоция, тем выше поднимаются руки. Например, кулак мож­но показать на уровне пояса, на уровне груди, на уровне головы — степень угрозы будет разная. Или, скажем, обхватывание руками лица выражает волнение, тревогу, а обхватывание головы — тоску, отчаяние. При испуге человек как бы отгораживается от опаснос­ти руками. Если испуг сильный, вы стараетесь обезопасить (при­крыть) лицо и голову. При сильной радости вы будете размахивать руками тоже выше головы.

Третий уровень информации , получаемой от позы и жестов, — это отношение к собеседнику. По ним вы можете узнать, готов ли человек подчиниться вам или, напротив, собирается подчинить вас себе, дружелюбен ли он по отношению к вам или замкнут, хочет он продолжить диалог с вами или желает поскорее от вас отделаться. Рассмотрим движения тела с этих позиций.

Устремленность корпуса к собеседнику — признак заинтере­сованности и расположения. Откинутость назад, наоборот, недо­вольство или равнодушие. По степени удаленности и приближе­ния можно узнать, в какую сторону меняется ваш контакт. Приближение к человеку означает желание углубить его — бли­зость позволяет лучше видеть лицо собеседника, взгляд, измене­ние выражения глаз. Однако чрезмерный наклон выражает уже не просто вежливость, а повышенное внимание, подобострастие, ус­лужливость, чрезмерное же приближение — интимность.

Отодвинутость от собеседника немного в сторону — признак боязни или смущения. Иногда это используют женщины для ко­кетства. Несобранность в движениях, расслабленность корпуса, асимметричная позиция рук и ног говорит об определенном без­различии к партнеру. Такой стиль характерен в общении с челове­ком, который ниже статусом (чаще это человек другого пола). По­добная поза при разговоре между двумя мужчинами — показатель того, что что-то не нравится.

Прямой корпус — обычно нейтральное отношение. Но слиш­ком натянутая прямая осанка — скрытая тревога. Сгорбленная спи­на, обвисшие плечи — беспомощность, просьба о помощи.

Плечи — существенный источник информации. Их называют термометром чувств. Плечи всегда выдают волнение и переживания человека. Опущенные вниз — человек страдает («его гнетет кручи­на»). Наступает облегчение — плечи приподнимаются и расправля­ются («гора с плеч свалилась»). Если плечи развернуты вперед — это выражает просьбу, если при этом они еще и приподняты — мольбу. Отведенные назад и опущенные вниз плечи и выпяченная грудь — самоуверенность, гордость, надменность.

Как определить, кто из двоих разговаривающих доминант, а кто подчиненный? Это несложно сделать по манере сидеть. Доми­нанты сидят обычно в расслабленных позах, высоко поднимают голову и отклоняют ее назад. Они стараются занять места, распо­ложенные выше, а также более удобные и престижные — во главе стола, в первом ряду. Садятся так, чтобы захватить как можно боль­ше территории — расставляют локти, вытягивают ноги. Подчинен­ная поза менее уверенная и прямая, голова склонена, ноги подо­браны.

Если ваш партнер садится на кончик стула, значит, он либо ро­беет, либо охвачен нетерпением. Если при этом он склоняется всем телом набок — к робости примешивается еще крайнее смущение, неловкость. На всем сидении, откинувшись на спинку, сидят люди, уверенные в себе, готовые на решительные действия. Но это также может быть поза отдыха, допустимая в дружеской обстановке. Ней­тральная вежливая поза — средняя глубина сидения, корпус не* много наклонен к собеседнику, руки легко лежат на коленях.

Рукам следует уделить особое внимание. С ними связано наи­большее количество жестов. Один из самых распространенных — это скрещивание рук. Значение его — самозащита, замкнутость, нежелание контактировать, особенно если пальцы скрещенных на груди рук еще и сжаты в кулаки. Если в группе из нескольких чело­век кто-то принял такую позу, это сигнал того, что человек «вы­пал» из разговора. Ему следует уделить внимание и снова вклю­чить в разговор. Если же этого не случится, то через некоторое время все, подчиняясь инстинкту подражания, последуют его примеру, и открытость общения нарушится.

Мы не случайно буквально цитируем здесь материалы 3-го уро­ка заочной психологической школы, потому что материалы по пси­хологии общения в фондах наших библиотек являются сверхдефи­цитными.

Противоположный жест, стимулирующий открытость и взаим­ное согласие, — разведенные руки и расстегнутый пиджак. Если вы будете сидеть в такой «открытой» позе, вы вызовете больше до­верия со стороны партнера, а ваши взаимные цели будут достигну­ты быстрее. В этом плане педагоги, придерживающиеся консерва­тивной манеры одеваться, должны позволить себе некоторую раскрепощенность, хотя бы не туго завязанный галстук.

Различное значение может иметь жест опоры головы на руку. Когда подбородок опирается на кулак — это интерес с некоторой долей недоверия. Когда рука в таком же положении, но подпирает висок (или указательный палец подпирает висок) — задумчивость, стремление вникнуть в суть дела. Если при опоре на руку указа­тельный палец вытянут вдоль щеки, а остальные расположены ниже рта — это критическая оценка, недоверие. Когда же щека лежит на ладони — это сигнал того, что вы собеседнику наскучили и он меч­тает поскорее закончить разговор.

Тесно сцепленные кисти рук также свидетельствуют о подозри­тельности и недоверии. Тот, кто пытается, сцепив руки, уверить ок­ружающих в своей искренности, обычно не имеет большого успе­ха. Другой жест с таким же значением — поворот в профиль к партнеру, потирание носа, взгляд сбоку или исподлобья. Соприкосновение рук только кончиками пальцев свидетельствует о же­лании вызвать доверие собеседника, демонстрирует уверенность в своей непогрешимости и в истинности своих слов. Интересны же­сты прикрытия рта руками. Они передают широкий спектр само­ощущений человека — от неуверенности в себе и замешательства до чувства вины и от удивления до стремления скрыть негодова­ние. Любопытен такой вариант этого жеста: локти стоят на столе, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, положенные одна на другую. Они расположены прямо перед ртом и таким образом прикрывают его. Человек, сохраняющий такую позу как во время слушания, так и во время говорения, хитрит и манипулирует вами. Как только он добьется от вас того, что хотел, он тут же опустит руки на стол.

Среди жестов самоконтроля наиболее используемы следующие: руки за спиной и одна из них сжимает другую или держит ее за запястье; скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокот­ники; палец, засунутый за пояс.

Если руки положены на колени ладонями вниз — это проявле­ние послушания, готовности. Они могут также передаваться позой «руки на бедрах».

Локоть на спинке стула — поза легкого разговора.

Напряженные, сжатые в локтях руки передают душевное вол­нение, эмоциональность, а безвольно повисшие выражают равно­душие и подавленность. Чем ближе локти прижаты к телу, тем боль­ше смирения в позе. Чем дальше они отставлены, тем сильнее проявляются склонность к доминированию, упрямство, гордость. Разворот ладони при жестикуляции тоже может выражать отноше­ние к предмету разговора и к самому собеседнику. Если ладонь на­правлена к собеседнику — отчужденность, отстранение. Ладонь вверх — просьба понять и поддержать. Ладонь вниз — покрови­тельство, обещание защиты, благословение. Ладонь на себя — ис­кренность, откровенность. Попробуйте произнести фразу «Я все это видел», меняя разворот ладони, и вы почувствуете изменение смысла высказывания.

Многие жесты связаны с движениями пальцев. Например, по­глаживать лицо —задумчивость, тереть виски и лоб — желание вспомнить, щелкнуть пальцами, вскинуть палец — найденное ре­шение. Через пальцы идет также сигнал об эмоциях — барабанить по столу, ломать пальцы и т. п.

Ноги тоже являются выразителями определенных настроений. Подергивание коленом выдает тревогу и нервозность. Поза «нога

на ногу» и покачивание ногой — обычная для дружеской беседы, а в официальной обстановке выражает неуважение к собеседнику. Широко расставленные ноги демонстрируют пренебрежение, вы­зов, дерзость. Позы и жесты — это часть образа «Я», созданного для себя человеком. Это один из способов «преподнести себя», но есть еще каналы, через которые человек посылает информацию о себе. Один из таких каналов — взгляд. Люди смотрят друг на друга прежде всего для того, чтобы собрать сведения о партнере, а не рас­крыться самому. И тем не менее то, КАК они делают это, дает воз­можность судить об их собственном типе личности.

Взгляд играет важную роль в установлении отношений между людьми. Бесцеремонный — вынуждает защищаться, приветливый — придает уверенности в себе, беспокойный — настораживает, теп­лый — снимает напряжение.

Давая оценку взгляду, следует обращать внимание на его направ­ление и продолжительность. Во время разговора люди обычно смот­рят:

- друг на друга;

- на не относящийся к делу предмет;

- в пространство (например, в окно).

Установлено, что человек больше смотрит на того, кто ему нра­вится. Особенно явно это проявляется у мужчин — они меньше стремятся скрыть антипатию и даже во время слушания стараются отвести глаза от партнера, внушающего им неприязнь. Американ­ские психологи проводили наблюдения за направлением взгляда у членов супружеских пар. Оказалось, что в паре, где любовь более сильная, муж и жена смотрят друг на друга чаще.

Опущенные глаза, взгляд снизу вверх говорят о робости, скром­ности, покорности. Наоборот, взгляд сверху вниз обычно принадлежит волевым, активным, способным доминировать людям. По направлению взгляда можно узнать, какие у партнеров отношения. Если они смотрят в глаза друг другу — дружеские. Если слушаю­щий смотрит мимо собеседника — на ухо или на галстук — офици­альные. Лидера группы тоже можно определить по направлению взгляда: он мало смотрит на своих «подчиненных», в то время как сам является объектом общего внимания.

Эксперименты показали, что когда один человек обманывает другого, он обычно меньше смотрит ему в лицо. То же самое, если человек пытается скрыть тревогу или волнение — при этом почти невозможно смело встретить чужой взгляд.

Продолжительность взгляда также зависит от симпатий и не­приязни. Глаза задерживаются дольше на том, кто больше нравится.

Есть еще один показатель явных симпатий — это размер зрач­ка. Факт, что расширенный зрачок делает лицо более привлекатель­ным, известен давно. Недаром раньше женщины, чтобы придать глазам больше очарования, закапывали белладонну. Но речь здесь не об этом. Зрачок расширяется, когда мы видим что-то красивое, приятное, привлекательное. Арабские торговцы, например, всегда следили за зрачками своих покупателей, чтобы узнать, какие това­ры их больше всего заинтересовали. Для того, чтобы определить, действительно ли восхищен ваш собеседник или его возгласы — всего лишь слова, — посмотрите на его зрачки.

Вернемся к взгляду. Более долгий взгляд, когда он используется для проявления расположения, обычно сопровождается улыбкой. Он нравится людям, так как выражает поддержку, удовлетворение дей­ствиями партнера, побуждение продолжить контакт. Но (! ) существу­ет грань, за которой такой взгляд начинает вызывать обратные эмо­ции: раздражение, досаду. Объясняется это следующим образом, Продолжительный взгляд несет больше интимности, а это не все­гда удобно для собеседника. Наиболее оптимальный вариант про­должительности взгляда — 3—3, 5 секунды, а во время встречи гла­зами — 1, 5—2 секунды,

Продолжительный взгляд выполняет и другую функцию - функцию угрозы. Никакой улыбки на лице при этом, конечно, нет, Такой взгляд называют холодным, беспощадным, властным. Его, используют для того, чтобы установить доминирующее положение в отношениях. Как только цель достигнута, а это сразу видно по удлинившимся перерывам взгляда партнера, длительность взгляда доминанта и его направление на собеседника уменьшаются.

Расположение взглядов во время диалога тоже подает собесед­нику определенные сигналы. Например, взгляд в конце высказы­вания партнера означает ободрение к продолжению разговора на эту тему. Взгляды во время собственного высказывания — желание сде­лать акцент на конкретной мысли или слове. Пристальный взгляд — более 40% от времени говорения — желание быть более убедитель­ным. Если собеседник смотрит на вас в то время, когда задает воп­рос о вас же, — значит, вы слишком много говорите о себе.

ли волнение — при этом почти •вания ()ке ()ебностей ()ние пищи, мытье посуды, уход за квартирой, одеждой, бельем, обувью

По взгляду можно определить, как будет развиваться ваш кон­такт. Если партнер больше смотрит на вас в те моменты, когда он с вами согласен, — это сигнал к укреплению отношений и сотрудничеству. Если же в моменты противоречий, значит, силен дух со­перничества и добиться единства будет нелегко.

И еще один штрих — частота морганий. Она увеличивается во время тревоги или напряжения, но уменьшается во время концен­трации внимания или раздумья.

Несколько лет назад в Лондоне состоялся вполне серьезный меж­дународный симпозиум. Назывался он коротко и ясно: «Улыбка».

Один из докладчиков, психолог по специальности, уподобил улыбку всеобщей валюте, она принимается к «оплате» в любой стра­не мира. Однако, как и банкнота, улыбка может быть фальшивой. Пол Экман из Калифорнийского университета советует отличать «подлинную» улыбку от фальшивой следующим образом.

Искреннее чувство приводит в движение два набора лицевых мускулов — большой скуловый, который поднимает углы рта, и мускулы, вращающие глазное яблоко. Большинство людей произ­вольно двигать глазными мускулами не умеет, и поэтому при де­ланной улыбке углы рта приподнимаются, а глаза остаются холод­ными. Кроме того, поддельная улыбка откровенно асимметрична.

Сила улыбки столь велика, что даже если сообщить человеку об увольнении с работы, улыбаясь, то он зачастую ответит на не­приятную новость невольной улыбкой. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в очерке «Письмо к заложни­ку» описывает случай из собственной жизни, когда во время Граж­данской войны в Испании, где он находился в качестве военного корреспондента, улыбка спасла ему жизнь. Завершается это лите­ратурное произведение следующим образом:

«Забота о больном, убежище, предоставляемое изгнаннику, даже прощение виновного приобретают цену только благодаря улыбке, озаряющей это празднество. Мы объединяемся в улыбке, поднявшись над различиями языков, каст, партий...» Какие чудес­ные слова, как актуальны они в наши дни!

Совсем недавно П. Экман поставил эксперимент, показавший, что наши эмоциональные реакции хотя и не знают национальных границ, все же проявляются не везде одинаково. Один и тот же «вы­зывающий отвращение» кинофильм он порознь продемонстриро­вал двум молодым людям — японцу и американцу. Они не знали, что выражение их лиц в ходе сеанса фиксировалось скрытой ви­деокамерой. Реакция неудовольствия была у них одинаковой. За­тем повторили эксперимент, подсадив предварительно в каждую просмотровую кабину соотечественника-студента. Американец попрежнему проявлял отвращение, а японец, в соответствии с при­нятым у него на родине этикетом, старался улыбаться.

И хотя науки под названием «улыбковедение» пока еще не со­здано, все-таки хотя бы на интуитивном уровне учитель должен по­мнить, что одна из педагогических заповедей — «Почаще улыбай­тесь! » — вполне обоснована с научной точки зрения и в значительной степени обеспечивает успех педагогической деятельности.

Другой информационный канал — голос. Каждый может под­твердить, что слова не всегда применяются в прямом их значении. В некоторых случаях похвала может прозвучать как оскорбление, а слово «да» превратиться в «нет». Поэтому, слушая собеседника, мы обращаем внимание не только на сам текст его речи, но и на ее голосовое оформление. Перечень сигналов, подаваемых голосом, всем известен — смех, плач, всхлипывания, свист, хмыканье, раз­личные звуки, типа э... о..., а..., выполняющие в зависимости от контекста определенную роль.

Одна из характеристик голоса — его тембр. По тембру можно сделать некоторые выводы о характере собеседника. Например, альт у женщин и бас у мужчин указывают на холерический или холерико - флегматический темперамент. Люди с высоким голосом обыч­но более уравновешенны, они чаще сангвиники или флегматики. Меланхолики имеют, как правило, приглушенный, без резких мо­дуляций голос, поют и говорят медленнее.

Для определения состояния партнера следует оценивать сле­дующие аспекты голоса и речи: тон, темп, громкость, интонация, согласованность, напряжение, дыхание, произношение.

Тон голоса сообщает об эмоциях и об отношении к собеседни­ку. Обычно для человека не составляет большого труда придать го­лосу дружеский, враждебный, надменный, официальный или дру­гой оттенок. В свою очередь, каждый из нас чувствует, когда тон партнера идет вразрез с его словами. Но, как ни странно, это рас­хождение нередко игнорируется. Вообще, тон голоса действует меньше, чем выражение лица, но больше, чем содержание речи.

Темп речи также меняется в зависимости от эмоций. При силь­ной тревоге люди говорят быстрее. То же самое при удовольствии, радости, удивлении, когда человек полон сил и желания активно взяться за дело. Медленнее говорят при депрессии, печали, скуке, отвращении. Есть люди, у которых речь замедляется при легком волнении. При депрессии речь не только замедляется, но и стано­вится тихой, приглушенной. Иногда она превращается в полуше­пот.

Наоборот, громкая речь свидетельствует об энергии, решитель­ности или агрессивности. Люди говорят громче, когда хотят убе­дить партнера в чем-то или подавить его. Интонация более выра­зительна при положительных эмоциях — радости, признательнос­ти, уверенности. Более однообразна она при скуке, печали, страхе, злобе.

Интонация может сильно повлиять на смысл высказывания, одновременно она подсказывает, каким должен быть ответ.

Плавность (согласованность) речи говорит о стремлении чело­века быть убедительным, о его уверенности в себе. Наоборот, сбив­чивая речь, частые паузы выдают скрытую тревогу, растерянность или нетерпение. Психологи установили, что люди, которые строй­но и последовательно излагают свои мысли, выглядят более ком­петентными, хотя для большего доверия к ним нужны и другие сред­ства.

В целом же манера говорить уже создает у человека опреде­ленное представление о типе личности собеседника. Например, если человек говорит с придыханием, он воспринимается окружа­ющими как любознательная, артистичная натура.

Еще одна важная сторона речи — произношение. Интересный эксперимент провела М. Сиссонс в Оксфорде. Она исследовала осо­бенности произношения у различных слоев населения и утверж­дает, что произношение — один из лучших способов определить социальную группу и уровень культуры собеседника. «Многие люди пытаются подделать свою речь под «высший класс», но это очень трудно сделать, — утверждает М. Сиссонс, — определить истину можно в 65 случаях из 100».

Произношение человека зависит от его культурного уровня. Культурные люди имеют более четкую артикуляцию, отчетливо произносят звуки, шире используют интонацию, меньше «съеда­ют» слова и меньше в них запинаются.

Исследования проводились, естественно, на базе английского языка, однако не подлежит сомнению, что это явление хорошо про­является и в русскоязычной среде.

Человек обычно общается с разными социальными группами и невольно к ним адаптируется. Школьник, например, по-разно­му говорит дома и в классе, дома и на улице с друзьями. Но когда рядом находится человек, говорящий правильно, все окружающие начинают следить за своей речью и произносить звуки так, как это делает он. Кроме того, люди стараются говорить четче, когда читают вслух. Все это педагогу необходимо знать и учитывать в своей деятельности.

Среди каналов, по которым человек посылает информацию о себе, немалое значение имеют его внешний вид и одежда. Если спросить кого-либо, почему он выбирает именно такой фасон одеж­ды и цветовую гамму, то наверняка последует ответ: «Это модно, удобно, практично». Но человек чаще всего не осознает главную причину своего выбора — создание определенного образа. Чело­веку очень важно, чтобы окружающие его воспринимали так, как требует задуманный им образ. Например, к человеку в строгом ко­стюме редко кто обратится: «Эй, ты...».

Тот же человек в джинсах и джемпере выглядит более раско­ванным и открытым. Если вместо джемпера яркая или черная майка с крупными надписями, это уже претензия на непонятость, неко­торый вызов и агрессивность. Еще большая агрессивность — чер­ные кожаные куртки с заклепками, униформа «металлистов» и «ро­керов». Замечено, что к людям в такой одежде редко обращаются на улице, предпочтение отдается одежде легких, светлых тонов.

Яркие насыщенные цвета предпочитают общительные, направ­ленные «вне себя» люди. У людей сдержанных, замкнутых, направ­ленных «внутрь себя» и одежда более сдержанная.

Одежда — очень важное средство выражения себя для обоих полов. Но для женщин она имеет несравнимо большее значение: это способ подчеркнуть свое женское начало. Для женщины очень важно быть сексуально привлекательной как в глазах окружающих, так и в собственных глазах (хотя не каждая отважится в этом при­знаться даже себе). Противоречие между сексуальностью и скром­ностью всегда присутствует в одежде женщины. Соотношение меж­ду ними можно определить, например, по обилию и подбору украшений, особенно в области груди. Длина одежды и декольтированность также являются общеизвестными сигналами сексуаль­ности.

Предназначение одежды — не только защитить человека от хо­лода и дождя, но и вызвать к себе интерес. И здесь женщина, пред­почитающая модную одежду, прическу, обувь, действительно по­вышает свой престиж. Она заботится о производимом ею впечат­лении и выигрывает. Напротив, женщина, особенно молодая, которая невнимательна к своему внешнему виду, неряшлива и не­аккуратна, во многом теряет свою привлекательность. Возможно, в душе она очень страдает от невнимания окружающих, но ее одеж­да сигнализирует: «Мне плевать, какого вы мнения обо мне».

Ухоженность лица — это тоже часть того, как человек препод­носит себя, т. е. часть общения. Темная, грубая, жирная кожа со­здает впечатление враждебности. Окружающие считают человека с таким лицом грубым, вспыльчивым, хитрым. Чрезмерное оби­лие косметики расценивается как легкомыслие, искушенность, распутность и доступность. Но умело сделанный неброский маки­яж делает женщину, по мнению сильного пола, привлекательнее, теплее, утонченнее и даже умнее.

Одежда влияет и на того, кто ее носит, и на партнера по диало­гу. Вы, наверное, замечали, что красиво одетые люди чаще улыба­ются, выглядят более уверенными в себе и более беспечными. Они не делают резких движений, реже смотрят искоса, у них менее на­пряженный голос. Им меньше грубят, с ними более обходительны и учтивы.

Вообще, внешне привлекательные люди располагают, как ка­жется окружающим, целым рядом лучших личностных характери­стик — они более чуткие, чувствительные, добрые, интересные, сильные, уравновешенные, честные, общительные, открытые. Кра­сивое нравится всем, поэтому редко бывает, чтобы мы заподозри­ли в коварстве обладателя приятной внешности. Психологи утвер­ждают, что красивые дети в школе получают более высокую оценку, чем дети с посредственной внешностью, за одинаковый ответ. За внешне привлекательным человеком охотнее пойдут на красный свет светофора. Среди преступников красивая женщина получает менее суровое наказание, если судья мужчина.

Говоря о влиянии одежды на человека, стоит упомянуть об уни­форме и спецодежде. Всякого рода форма заставляет человека ме­нее ощущать себя как личность и создает такой же эффект деиндивидуализации со стороны партнера. В этом случае мы обращаемся к профессии (милиционер, продавец) или к представителю группи­ровки (панк, металлист) и не ждем от него проявления каких-то лич­ных качеств или эмоций. Например, придя на прием к врачу, мы рассчитываем на определенный ряд действий с его стороны, направ­ленных на укрепление нашего здоровья. И будем очень удивлены, если он вдруг решит спеть нам под гитару. Сигнал, посылаемый его одеждой, — «врач», и воспринимается он нами однозначно.

Значки и другая символика выполняют похожую функцию, Хотя в несколько меньшей мере. В заключение несколько слов о таком немаловажном факторе внешности, как прическа. Волосы редко растут «дико». Они подстригаются и причесываются. Причесок огромное множество, и они меняются в зависимости от моды и культуры.

Длина волос имеет большое значение для мужчин, особенно для молодежи. Во многих странах длинные волосы являются ши­роко распространенным символом, означающим «быть вне обще­ства», «вне социального контроля». Их могут носить и интеллекту­алы, и бунтари, и отшельники, и просто опустившиеся элементы. В любом случае это означает нежелание подчиниться определен­ному дисциплинарному режиму.

Есть еще причина пристрастия молодых людей к длинным во­лосам. Дело в том, что мужчина с длинными волосами выглядит более сексуально и имеет больше шансов на успех у слабого пола. Успех имеет также и борода. Многие женщины считают, что муж­чина с бородой сильнее и мужественнее, чем его безбородый со­брат, и с ним чувствуешь себя более женственной.

Кстати, борода создает впечатление силы не только у женщин. Установлено, что бородатый мужчина в разговоре с таким же боро­датым мужчиной ощущает большую тревогу и напряжение.

С другой стороны, очень короткая стрижка или бритье наголо, если оно не имеет каких-то особых причин, тоже означает протест против общества. Неприбранная голова, в свою очередь, выражает отсутствие контроля над собой.

Стиль общения

Важное достоинство соб­ственного

мнения - возмож­ность

держать его при себе.

Народная шутка

 

Школа — средоточие удивительного множества систем обще­ния. Сколько их — 25? 50? 100? В каждом случае это число будет индивидуальным (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Системы общения в школе.

 

 

В каждой системе общения будет свой стиль. К тому же в раз­личных ситуациях в одной и той же системе общения стиль может и должен быть разным. Американский психотерапевт Э. Берн счи­тает, что в каждом из нас присутствуют «Ребенок», «Взрослый» и «Родитель». И в зависимости от ситуации один из них берет верх и контролирует наши действия. Меняются наш голос, поза, жесты, разговорный словарь, даже точка зрения.

«Родитель» всегда стремится подчинить партнера, утвердить свой авторитет. «Ребенок», наоборот, — зависимое, безответное су­щество. «Взрослый» — золотая середина, он способен регулиро­вать свое поведение, понимать интересы собеседника, считаться с обстоятельствами.

Развитие ситуации зависит от того, каким образом распреде­лены эти роли между вами и партнером. Далеко не всегда если один «Родитель», то другой «Ребенок». Часто в ответ на агрессивность и стремление подавить вы встречаете еще большую агрессивность. Или, наоборот, вы слабы и беззащитны, а ваш партнер еще слабее вас. Такие сочетания встречаются и в учительской, и в общении с родителями учащихся, даже в общении с самими учащимися, осо­бенно в старших классах.

Существует множество классификаций стилей общения. А. В. Добрович различает два типа:

- формальный (бездушный, как в кафе миллионного города);

- естественный (дружеский).

Стандартизованное, формальное общение (контакт «масок») — не обязательная примета злых и холодных людей. Можно выде­лить следующие разновидности формального общения:

- контакт «масок»;

- любое ограничение в позициях контакта, смена позиции не адекватна ситуации: контакт может быть содержатель­ным и эмоциональным, но ученик все равно чувствует при­вкус формальности;

- лицемерно-благостный контакт в случае скрытого конф­ликта, когда с обоюдного согласия собеседников наклады­вается запрет на «уколы»;

- контакт с «уколами»;

- контакт с запретом на скрытые «уколы»;

- контакт с манипулированием одного собеседника другим;

- запрет на манипуляции вообще;

- ограничение репертуара индивидуальных ролей;

- закрепление заданных межличностных ролей на фоне из­менившихся взаимоотношений (вы давно перестали быть почитателем таланта Н. Н., но при встрече вынуждены иг­рать прежнюю роль);

- закрепление внутригрупповой роли, например опостылев­шая вам роль весельчака в компании;

- ограничение, налагаемое вами на исполнение любых пси­хологических ролей, кроме формальной (в ателье вы кли­ент, в доме отдыха — отдыхающий);

- ограничение в тематике контакта;

- ограничение, налагаемое на один из уровней контакта (на определенном этапе общения влюбленные, боясь разоча­ровать друг друга, тщательно избегают примитивного уров­ня общения, то же мы наблюдаем и при выходе на работу нового начальника).

 

И в педагогическом коллективе, и в обычной жизни мы «кочу­ем» от одного партнера к другому в поисках свободы от ограниче­ний контакта. Но сняв одни ограничения, сталкиваемся с други­ми. Например, с новым собеседником интересно обсуждать философские проблемы, но за это придется «заплатить» ограниче­нием в позициях контакта: он «пристраивается» только «сверху».

Известный специалист по психологии общения В. А. Кан-Калик выделял 6 моделей общения:

- общение на основе совместной деятельности;

- общение на основе дружелюбного расположения;

- общение-диалог;

- общение-устрашение;

- общение-дистанция;

- общение-заигрывание.

При знакомстве с классом можно применить следующую игру: каждый ученик должен сказать о своем товарище одно слово, вы­разив субъективное отношение к нему и подчеркивая его ориги­нальность. Эта игра определяет эмпатию, способности, чувства человека. Учителю же эта игра позволяет многое узнать о коллек­тиве, о его лидерах, дает информацию для раздумий и воспитатель­ной работы с коллективом.

Л. М. Фридман и И. Ю. Кулагина по содержанию выделяют следующие виды общения:

- общественные (безличностные), когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения;

- межличностные (обнаруживающие личностные черты в стиле исполнения социальной роли); важнейшая черта межличностного общения — эмоциональная основа; чув­ства могут быть сближающими (конъюнктивными) и раз­деляющими (дизъюнктивными);

 

 

Рис. 5. Зависимость стиля общения от уровня зрелости рабочей группы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.146 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь