Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характер возникновения религиозных конфликтов.



Прежде чем рабираться в причинах и характере возникновения религиозных конфликтов, нужно дать определение этому феномену. В используемых для написания данной работы источниках, было приведено множество определений, но были выявлены два определения, которые отражают сущность религиозных конфликтов.

Религиозный конфликт – 1) конфронтация групп верующих и клира на основе религиозных мотивов в рамках одной церкви или религиозного объединения; 2) временное обострение либо состояние хронической напряженности в отношениях догматически и организационно самостоятельных церковно-религиозных структур, религиозных объединений и соотвествующий групп верующих, идеологически мотивируемое религиозными соображениями каждой из противоборствующих сторон.

Из первого определения вытекает, что конфронтации весьма разнообразны. В основе ее могут лежать обрядовые новшества, утрата религиозного авторитета теми или иными священнослужителями, конфликт толкований некоторых положений богослужебной, религиозно-нравственной и даже богословско-нравственной литературы, изменения канонически предусмотренного соподчинения в церковной иерархии, разногласие с политической направленостью церковного руководства и так далее.

Иногда возникающие по указанным мотивам разногласия не получают резонанса за границы конкретной общины, подвергающейся риску раскола или распада. Однако нередко их инициаторы от­ражают массовое общественное недовольство, обуслов­ленное обычно церковно-государственной и обще­ственной дискриминацией в той или иной форме, — больших социальных групп по расовым, половым, эко­номическим, этно-национальным, классовым, поли­тико-государственным, социокультурным и иным — вне религиозным по своей сути — критериям. В этой закономерности раскол захватывает ряд религиозных общин; воз­никшие впоследствии его религиозные группы ищут вероятности сотрудничества и даже объединения на основе догматически-обрядовой близости и соображе­ний тактической целесообразности. Напротив, уклонившиеся от этой повторной интеграции, обречены на самоизоляцию, либо на роль вечных обличителей “неправды”, то есть религиозных диссидентов. Периодически их деятельность ведет к возобновлению церковных “ смут”, “ настроений” и к опасности новых расколов.

Второе определение религиозного конфликта связано с процессами экономической, геополитической, социально-культурной экспансией, встречающей энергичное сопротивление значительных групп населения, народов и государств, ставших ее объектами. В традиционных обществах, религиозная мотивация консолидирует и мобилизует всякую из противостоящих сторон, низводит враждебность к противнику до степени “бытового явления”, слепого предрассудка и предубеждения (“мусульмане захватили христианские святые земли”, “евреи нашего Христа распяли”).

При исторически сформировавшейся борьбе культур и цивилизаций, каждую из которых освещают свои религиозные авторитеты, даже небольшие видоизменения в соотношении их сил сопровождаются, как правило, оживленной религиозной агитацией вплоть до объявления “священных войн”, “крестовых походов” и так далее.

В настоящее время, эти процессы типичны для всех рай­онов земного шара. В подобных местах транснациональные монополии проникают в традиционалистские уклады обществен­ной жизни и угрожают их существованию, в обстоятельствах противоборства сепаратизма и централизованной го­сударственной власти, а также, в поясах традиционного стратегического противоборства великих держав, где религиозный фактор веками снабжал консо­лидацию коренного населения на позициях защиты традиционных ценностей.

К всеобщим особенностям религиозного конфликта относится: взрывной характер их возникновения, тенденции к быстрой эскалации. Всеобщая мобилизация и использование сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения противостояния, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки, оказывают сильное влияние на перерастание конфликта в военные действия.

Существует четыре фактора возникновения религиозных конфликтов:

1) наличие структурных и антиструктурных тенденций в развитии любой системы общества;

2) мера совпадения или несовпадения границ государства, этноса и вероисповедания;

3) влияние процессов происходящих в обществе на религиозную систему;

4) специфика самих религиозных отношений.

Нельзя забывать, что религиозные конфликты присущи, прежде всего, для государств, с многоконфессиональным населением, в тех или других принимаются и действуют дискриминационные законы или игнорируются и нарушаются права верующих. Создание преимуществ для одной религии неизбежно приводит к ущемлению прав других, способствуя развитию конфликта.

Необходимо отметить, что, в целом, для верующих характерен относительно высокий уровень конфликтности (проявляемой в религиозной нетерпимости по отношению к приверженцам других религий) и довольно слабый уровень реального конфликта с иноверцами и атеистами на религиозной почве.

Все-таки если в данном случае применить системный подход, то причины религиозных конфликтов можно показать как комплекс региональных противоречий исторического, этно-территориального, политического, социального, этнокультурного и иного свойства, способного при определенных условиях реализоваться в форме конфессионального конфликта с массовым использованием насилия.

Исторические противоречия, как правило, выдвигаются в виде глубоко укорененных в религиозном сознании, пристрастных по форме и агрессивных по содержанию суждений об «исторических врагах».

Этно-территориальные противоречия обычно выступают в виде неизменных претензий на так называемые «этнические территории», как проблема «разделенных народов», или вопрос об «этно-территориальной реабилитации» ранее депортированных этнических и религиозных групп.

Политические противоречия обычно представляются как отсутствие суверенной государственности или политико-правовая неполноценность статуса национальных автономий и этнических меньшинств в государствах, основанных на взглядах этнического национализма.

Экономические противоречия часто представлены в форме борьбы этнических элит за «естественное право» на обладание ресурсами и собственностью.

Социальные и этнокультурные противоречия обычно предстают в виде разногласий, связанных с однородным социально-экономическим формированием этнических территорий, неодинаковой степенью свободы доступа всевозможных этнических групп к ресурсам и рынкам, с дискриминацией по расовому, этническому или религиозному признакам, с культурно-цивилизационными различиями и так далее. [16, c. 207-208]

Отсюда можно выделить следующие группы причин возникновения религиозных конфликтов:

1) незавершенность процессов формирования “молодых этносов”;

2) существенные различия уровней так называемого “этнического статуса”;

3) особая роль интеллектуальных и политических элит в “мобилизации этнических чувств”;

4) внутривидовая агрессивность человека.

Как правило, в природе не существует “чистых” религиозных конфликтов, так как много факторов влияет на их возникновение, в частности экономических, политических, социальных, национальных. Примером можно рассмотреть крестовые походы. Распространение веры и освобождение землей от язычников, такова была их основная цель, но участников мотивируют не только искуплением, но и возможностью получить там неслыханные богатства.

Проблема появления религиозных конфликтов до сих пор остается дискуссионной – специалисты различного профиля по-разному трактуют ее. Так, по мнению С. Хантингтона, конфессиональные конфликты рождаются результатом «столкновения цивилизаций». Этого же взгляда придерживаются и иные аналитики, которые в личных трудах делают вывод о том, что международные отношения будущего столетия будут характеризовать и определять столкновение цивилизаций, " нарезка" которых совершается на основе общности культуры и вероисповедания. Все-таки история не дает основания говорить о воздействии правила, согласно которому религия выступает основным, тем более единственным фактором расслоения человечества на соперничающие общности.

Так, можно выделить основные предпосылки возникновения религиозных конфликтов.

Во-первых, сами конфессии ни в общественной, ни тем более в политической связи не выступают в виде монолитного организма. Внутри них сосуществуют различные, нередко соперничаю­щие, а то и непримиримо враждебные направления (ереси, старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и т.д.). В силу этого религия может быть причиной внутри этнического конфликта.

Во-вторых, верующее единство не размывает нации и го­сударства, не ликвидирует сплоченные с ними особенности и инте­ресы народов. Оно не снабжает ни бесконфликтное формирование отношений между ними, ни мирное урегулирование появляющихся конфликтов (свидетельством этому может служить ирано-иракская война). Кроме того, бесчисленные гражданские войны, имевшие место в истории, доказывают то, что религия не гаран­тирует общественное согласие и мир внутри нации или государства, где она является господствующей.

В-третьих, нередки случаи, когда религиозные отличия, связанные с ними общественные идеалы и настроения, отходят на второй план перед угрозой жизненно важных интересов людей. Народы и государства, относящиеся к разным конфессиям, способ­ны сплачиваться во имя общих, вне религии лежащих целей. Имен­но этим аргументируется тот факт, что в современном мире наблюда­ются процессы не только соперничества и размежевания конфес­сий, но и их сотрудничества, сближения.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что религиозные конфликты имеют различные характеры возникновения, но самыми распространенными являются национальный, исторический, экономический, политический, социальный характеры.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь