Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Толерантность как основа стабильности межрелигиозных отношений.



Толерантность – социологический термин, означающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное осознание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не осознается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает проявление терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих взглядов или уступки чужим мировоззрениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и дискриминации, и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследованию по национальному и религиозному признаку.

Сегодня религия остается фактором, который интегрирует и раскалывает гражданское общество. Ненависть и религиозная нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям других приводили к кровопролитным войнам. Религиозная нетерпимость является главным ресурсом в руках враждующих государств. Вопрос религиозной толерантности очень важен для обеспечения государства, нации и обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ. Отсутствие религиозной толерантности может привести к расколу государства или исчезновению целой нации.

Религиозная толерантность – это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других.

Один из известных западных теологов Г. Кюнг отмечал, что “мира между нациями не может быть без мира между религиями, а мира между религиями не может быть без диалога между ними”. [6, с. 108]

Тем не менее, религиозная толерантность - явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Отметим, что их можно разделить на два основных вида: 1) позитивный вид (в этом восприятии религиозная толерантность предполагает знание, принятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев); 2) негативный вид (в этом восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других). В результате чего обеспечивается отсутствие неприязни и столкновений на религиозной почве.

В обоих эпизодах, независимо от того, на чем базируется религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый – принятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости и к конфликтам между конфессиями. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую позитивную настроенность по отношению к ним. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого оно проявляется:

1)толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.);

2)толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.);

3)толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу);

4)толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Устройства обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию ее содержания (негативный и положительный), также можно разделить на две группы: 1) негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев; 2) позитивные механизмы, предполагающие знание, принятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов можно выделить два – атеизм и секуляризацию: атеизм, хоть и полагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, созданную на принципе отрицания религии вообще.

Роль секуляризации как фактора, содействующего росту уровня религиозной толерантности, ярко сформулирована в современных западных обществах. Здесь, несомненно, меньше вражды и столкновений, случающихся на почве религиозных различий. Это, по всей видимости, определено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам светского характера. В этом контексте между людьми с разнообразными религиозно-конфессиональными воззрениями и ценностями стерты имевшиеся некогда психологические барьеры. Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем, совместные усилия в светских обществах, отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

Позитивные механизмы направлены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности линией взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, восприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте значительный смысл имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами, структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации. Как справедливо считает П. Гуревич, религии давно перестали быть герметически закрытыми: в мире существует миграция населения, кросскультурные контакты, межнациональные браки, экуменические движения. [9, с. 20-22]

В буддизме, например, Будда указывал, что по отношению к другим религиям необходима веротерпимость. Исследователи М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев считают, что это стало практически первым в истории провозглашения данного принципа. [24, c. 43] Также Будда призывал не навязывать собственное учение тем, кто еще не достиг духовной зрелости и не пришел к учителю самостоятельно. Будда считал, что каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности. [3, c. 29]

Следует так же отметить, что среди индийских буддистов толерантность являлась “религиозным идеалом”. Правитель Ашока, известный своим распространением буддизма, в своем указе заявил: “Следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой”. [3, c. 194] В буддизме также имеется терпимое отношения к раскольникам, что разрешила образовать большое количество школ буддизма. Последователь буддизма может быть также и одновременно последователем синтоизма, даосизма и любой другой религии. [20, c. 25]

Так же следует отметить, что христианам или иудеям желательно брать из буддизма только те медитативные и философские части учения, которые не противоречат их религиям, потому что отказ от иудаизма или христианства не является необходимым условием для практики буддизма. Многие критики оценивают этот феномен как “слабость” буддизма, в свою очередь ученые свидетельствуют, что именно такая толерантность привлекает в буддизм множество последователей, особенно на Западе. Рассматривая буддийскую толерантность, часто имеется в виду то, что буддизм не приемлет насильственного распространения учения. Распространение буддизма в другую культуру совершается ненасильственно и постепенно. [15, c. 248] Насильственное же навязывание учения, буддизм считает “преступлением и насилием перед личностью”.

В заключении хотелось бы отметить то, что воспитание толерантности имеет огромное значение для стабильности межрелигиозных отношений. Также она служит защитой от негативных проявлений в религиозной сфере и является эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, то есть с обеспечения этих прав и свобод. Необходимо учить людей не только помнить свои права, но и обязанности перед другими членами социума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозные конфликты происходили на протяжении всей истории человечества. Ключевым элементом данной проблемы является религия. Именно религия оказывает огромное влияние на формирование личности и общества, конечно же, стоит отметить и то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом.

Изучены различные характеры возникновения религиозных конфликтов. Они объясняются действием четырех факторов: архетипического (наличием структурных и антиструктурных тенденций в развитии любой системы), культурно-исторического (мерой совпадения границ государства, этноса и вероисповедания), социетального (влиянием процессов, происходящих в обществе на религиозную подсистему), конфессионального (спецификой самих религиозных отношений). Религиозные конфликты – это конфликты абсолютных ценностей, часто имеют хронический характер, легко провоцируемы и почти не поддаются урегулированию.

Показаны проявления религиозных конфликтов в современном мире, на примере Арабо-израильского конфликта и конфликта в Северной Ирландии и конфликта в Сирии. Конфликты на религиозной почве в современном мире несут насильственный характер, и часто сопровождается стычками, митингами, терактами, военными действиями, в которых, как правило, гибнет тысячи невинных людей. Сформулированы деструктивные последствия религиозных конфликтов: дестабилизация общества; экономический, социальный и политический кризисы; религиозные войны; неудовлетворенность решением конфликта, тем самым возможность его повторения; сепаратизм на религиозной почве; раскол внутри конкретной конфессии; религиозный фанатизм; нарушение суверенитета страны.

Исследованы различные способы преодоления конфликта. Выявлен наиболее эффективный метод урегулирования конфликта, а именно посредничество, так как при этом методе в конфликт вмешивается третья сторона, которая пытается разрешить сложившийся конфликт на принципах беспристрастности и гуманизме.

На основе написанной дипломной работы можно сделать вывод о том, что религиозные конфликты являются следствием столкновения абсолютных ценностей, которые не поддаются описанию, они основаны на истории формировании религий, событий, которые переживали общества государств в определенный период истории. Главным фактором будут выступать чувства людей по отношению к своей религии, так как именно чувства людей являются спонтанным проявлением, которое невозможно предугадать и предотвратить.

Государство должно способствовать развитию всех религий в нем, иначе это может привести к недовольствам со стороны ущемленных религий, что, в свою очередь, может привести к насильственным методам разрешения конфликта. Ведь благодаря взаимодействию государства и религиозных организаций, достигается взаимопонимание внутри социума, что способствует ускоренному развитию общества.

Основываясь на всем вышеизложенном материале, можно предположить, что введение такой дисциплины, как Религиоведение в учреждениях образования, включающей в себя не только ту религию, которая преобладает в определенном государстве, а все религии мира. Изучение их культуры, позволит нам с уважением относиться к представителям всех религий, что, в свою очередь сократит вероятность возникновения конфликта на религиозной почве. Воспитание толерантности в обществе должно стать приоритетным курсом развития любого государства и формирования любой религии.

Чтобы разрешать религиозные конфликты в современном мире, необходимо сплочение всех народов мира, разработка четких и последовательных действий при их возникновении, чтобы разрешать их на ранней стадии. Люди должны осознавать всю невыносимость данной проблемы. Они не должны поддаваться эмоциям, провокациям со стороны злоумышленников. Общество должно осознавать, что в любом конфликте, как правило, участвуют две стороны и участниками любой из сторон являются такие же люди, со своими убеждениями, духовными ценностями. Каждый индивид общества всегда должен задумываться, что он говорит, не в зависимости от того кому. Для возникновения конфликта в некоторых случаях достаточно и одного неправильного слова. Никогда не стоит навязывать кому-либо свои убеждения, каждый человек наделен разумом и свободой выбора, это должен осознавать каждый индивид общества.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Паслестинская проблема. Документы ООН международных организаций и конференций. Международные отношения / Ред. Тимофеев И. В. - М., 1984. –27 с., 53-54с., 121-123с.

2. Аксененко. С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общения. Теоретические и прикладные проблемы психологии по знанию людьми друг друга./ С.Е. Алексенко – Краснодар, 1975. – 9-11с.

3. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов / В.П. Андросов – М: Издательская фирма “ Восточная литература” РАН, 2001. – 29с., 194с.

4. Анупцев А.Я., Шиповалов А.И. Конфликтология: учебник для вузов/ А.Я. Анупцев; А.И. Шиповалов – М: Юнити, 2000. – 13-14с.

5. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления/ В.М. Афонькова – М., 1975 – 201с.

6. Государственно-церковные отношения в России. – М., 1996.- 108с.

7. Гришина Н.В. Давайте договоримся / Н.В. Гришина. – Л: Сова, 1993. – 48с.

8. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликта / Н.В. Гришина // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. -№2. – 150с.

9. Гуревич П. Как обеспечить диалог конфессий /П. Гуревич// Мир нравственности. – М., 2004.- №8. – 20-22с.

10. Данькова Г.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Г.М. Данькова // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. – Тбилиси, 1971. – 165-166с.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев – М., 2002.

12. Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенно. / А. В. Дмитриев. – М.: Аспект Пресс, 1996.

13. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов; Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – Т.1, 6 – 119-133с.

14. Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений / В.Е. Донцов – М.: Международные отношения, 2001. – 61с

15. Ермакова Т.В., Островская Е. П. Классический буддизм / Т.В. Ермакова; Е. П. Островская – СПб: Азбука-классика, 2004. – 248с.

16. Зеленков М. Ю. Конфликтология: учебник / М. Ю. Зеленков – М.: Издательско- торговая корпорация “Дашков и К”, 2013.- 207-208.

17. Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 13-14с.

18. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. - М., 2000.

19. Корнелиус Х. Выиграть может каждый / Х. Корнелиус; Ш. Фэйр, - М.: Стингер, 1992. – 86с.

20. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие / В.Г. Лысенко – М.: ИФ РАН, 2003. – 25с.

21. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /Л.А. Петровская – М., 1977. – 126-143c.

22. Полякова Е.Ю. Ольстер / Е.Ю. Полякова. – М.: Наука, 1982. – 167с.

23. Сультыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии. Новая и новейшая история / А.Х. Сультыгов - М., 2006. - №2. – 168с.

24. Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире. Научная мысль Кавказа./ М. С. Уланов; В.Н. Бадмаев - Ростов-на-Дону: Серево-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2013. - №3(75) – 43-45с.

25. Цыбульская М.В. Конфликтология. Учебное пособие. Руководство по изучению дисциплины. Практикум по курсу. Учебная программа. / М.В. Цыбульская – М., 2007. – 8-9с., 9-10c., 10-11c., 11-12с.

26. Черчилль У. Шестидневная война. Перевод с английского. / У. Черчилль – репринт с издания 1975 года. – Иерусалим: “БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ”, 1989. - 168с., 356с.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь