Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей



Педагогическая диагностика — это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования.

Функции диагностики. Одна из главных функций педагогической диагностики для педагога- практика — функция обратной связи, или информационная. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

Прогностическая функция позволяет составить прогноз протекания педагогического процесса, определить перспективы развития диагностируемого объекта. Контрольно-корректировочная функция позволяет выявить конкретные трудности в протекании образовательного процесса, определить порождающие их причины.

Оценочная функция направлена на установление степени изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса.

Объектом педагогической диагностики является образовательный процесс во всем многообразии его компонентов, в отличие от диагностики психолога, объектом которой является сам ребенок.

Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры Диагностическая карта

Дата проведения

Фамилия, имя ребенка

Критерии оценки и показатели в баллах

Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. Ребенок:

1. отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых;

2. отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов;

3. придумывает фантастические события;

4. объединяет в одном сюжете бытовые, литературные и фантастические сюжеты;

5. имеет предпочитаемые игровые темы.

Освоение ролевого поведения:

1. называет свою роль до начала игры;

2. называет роль партнера во время игры; способен к смене роли во время игры для развития сюжета;

3. вступает в ролевой диалог со сверстником;

4.. проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнёром-сверстником;

5. меняет интонацию голоса в зависимости от роли;

6. имеет предпочитаемые игровые роли.

Способность к использованию действий игрового замещения. Ребенок:

1. использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями;

2. использует изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием);

3. проговаривает часть игровых событий вместо действия.

Способность к построению игрового сюжета. Ребенок:

1. выдвигает игровые замыслы до начала игры;

2. выдвигает игровые замыслы по ходу игры;

3. разнообразие игровых замыслов; проявляет инициативу в придумывании игровых событий;

4. придумывает игры с продолжением.

Способность создавать обстановку для игры. Ребенок.

1. создает игровую обстановку в зависимости от замысла игры;

2. проявляет творчество в создании игровой обстановки;

3. включает изобразительную и продуктивную деятельность в создание игровой обстановки.

Способность к игровой коммуникации. Ребенок:

1. проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами-сверстниками;

2. проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками;

3. участвует в определении общего замысла игры до ее начала;

4. использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий).

49. Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей 5-7 лет.

Достижения возраста 5-7 лет характер-ся распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.

Продолжает развиваться образное мышление, совершенствуется функция обобщения, что является основой словесно-логического мышления, формируется произвольность поведения и психических процессов.

Требования к созданию развивающей предметно – пространственной среды:

- Мобильность и гибкость игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов. Наличие разнообразных центров развития (экспериментирования, художественного творчества и т. д.).

- Предпочтение играм повышенного уровня сложности, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. (развивающим, конструктивным, головоломкам и др.).

- Учёт гендерного подхода.

Игра – придумывание (игра – фантазия) детей 5-7 лет

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра-фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.

Дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру- фантазирование в чисто речевом плане, но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в ст. дошк. возрасте.

В исследованиях Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко подчеркивается: «Чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным спос-м построения игры-совместным сюжетосложением».

Оно включает умение реб-ка выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников:

- пояснять для них, какое событие он хотел бы развернуть, прислушиваться к мнению партнеров;

- умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Игра-придумывание позволяет взрослому, как партнеру детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к согласованию разнообразных сюжетных событий, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная деятельность со взрослым.

Наиболее удобными для игр-придумываний являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно увлекает детей.

Все игры – придумывания имеют общую сюжетную схему, включающую такую последовательность событий:

1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2) герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства и проходит предварительное испытание (на доброту, смекалку и т.д.);

3) герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника; 4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);

5) герой побеждает противника и получает искомый объект;

6) герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10-15 минут. Большое кол-во участников нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, педагог может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли (Буратино и воспитатель, Баба-Яга и продавец). Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме телефонных разговоров персонажей.

В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а настоящие истории.

Хар-р игры-придумывания восп-ля с детьми в ходе педагогич. работы меняется в следующей последовательности:

1) совместное « вспоминание» (пересказ) известной сказки;

2) частичное преобразование известной сказки;

3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями;

5) придумывание новых историй на основе реалистических событий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2898; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь