Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Три кита, которые «топят» нашу школу 45



принцип, мы понимаем, что и вместе с ним, и независимо от него должны быть другие принципы, на которых строится образование. В качестве примера я приведу принцип культуросообразности. На ваш взгляд:

Как должны соотноситься при построении теоретической системы образования принципы, образующие комплекс?

Каков должен быть отбор необходимого числа принципов?

Нет ли противопоставления и должно ли оно быть между природосо-образностью и культуросообразностью?

Каковы роль и место принципа природосообразности в системе других принципов?

А.М. Кушнир. Ответ сводится к тому, что когда из педагогики выбросили принцип природосообразности, она перестала развиваться как наука. Крайнее утверждение, но я готов его аргументированно отстаивать. Принцип природосообразности — это база научной педагогики. Ведь если я буду строить свою педагогику на аксиоматике природного устройства человека, то я буду действовать математически точно. Педагогика мгновенно перестает быть наукой там, где можно и так, и так. Когда говорят, что есть 25 методик и все правильные, — это значит, что истина не установлена. Я базируюсь' только на твердо установленных человековедческих фактах. Методика вытекает из фактов однозначно. Я могу ошибаться в интерпретации того или иного факта, но придет следующий исследователь и уточнит. Но мы не можем расходиться во мнении, какая методика правильная.

Природосообразность — это база, культуросообрззность — это вектор. Это то, куда я двигаюсь в плане социализации человека. О других принципах тоже можно говорить, но они носят частный характер. Я не захотел пересказывать статью Дистервега. Он очень четко разделил, что такое принцип природосообразности и как с ним соотносится принцип культуросообразности. Я еще применяю промежуточное понятие, которое называю жизнесообразностью.

Из теории Выготского вытекли три основополагающие идеи, на которых базируется современная школа. В практическом исполнении эти три кита обеспечили на протяжении значительного отрезка времени глобальную инфантилизацию всего детского населения страны. Это:

— Ребенок должен находиться в «зоне», где не может сам, но может с помощью учителя. Отсюда иждивение.

— Ведущими видами деятельности декларируются игра, общение, учение. Нет продуктивности, когда человек привыкает каждый день делать что-то полезное. Это технология инфантилизации.

— Говорится, что хватит эмпирики в школе, давайте строить обучение на теоретическом содержании. В результате отрыв от жизни, производства, мира в целом — это кит № 3.

Глава 3. Нужна ли «зона» для ближайшего развития?

То есть это идея волюнтаризма в педагогике — развиваем то, что прикажут (идеологический заказ определенной политической системы). Хотя современная школа пытается повернуть ориентацию от ангажированности к научной обоснованности, но когда возникает ситуация, то люди начинают противоречить себе вчерашним и вчерашней школе. Называть это развитием школы уже нельзя — это появление другой школы, ангажированной политическими системами государства. Вот таков мой взгляд на теорию Выготского1.

Продолжая данную тему, отметим, что развитие — это процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения. От того, каким мы представляем себе человека, мы так и понимаем характер его развития. Если ученый или педагог считает, что назначение человека — оперировать понятиями, то и развивать у него они будут предлагать именно эти качества. Если мы считаем, что назначение человека — открывать свой мир и себя в этом мире, то и концепцию его образования мы будем разрабатывать и применять соответствующую.

Развивающее обучение сместило образовательные акценты от изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность по развитию теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) или на всестороннее развитие ученика (Л.В. Банков). Содержание учебного материала в связи с этим претерпело структурные изменения, но оставалось по отношению к учителю и ученикам заданным и от них почти независимым: «Мы не ставили перед собой задачу радикально перестроить содержание учебных предметов...» — писал Л.В. Занков2. По мнению В.В. Давыдова, «...школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям»3. То есть знания все же «сообщались» ученикам, но с использованием дедуктивного подхода.

Одним из главных недостатков концепции развивающего обучения является недооценка роли творчества ученика в обучении.

1 Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования систем и технологий обучения (материалы методологического семинара) // Ученик в обновляющейся школе. Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002. С. 47.

2 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996. С. 124.

3 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 6.

Все из собственных корней 47

Ученик, которому не предоставляется возможность решения возникающей задачи без помощи учителя, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств. И наоборот, умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего ближайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, творческому, эвристическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совместном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.

В.Г. Кошелев, учитель информатики, школа Л# 5, г. Сэров, Нижегородская обл. К сожалению, популярная фраза «Талант сам себя проявит» не соответствует действительности. Наблюдения показывают, что в раннем возрасте дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все», ибо за это их хвалят. Даже когда взрослые понимают, что своеобразие ребенка носит абсолютно позитивный характер, нет никакой уверенности в том, что в школьном обучении будут как-то учитываться его индивидуальные особенности и создаваться необходимые условия для их развития. '

А.В. Хуторской. Совершенно с вами согласен: на что обращаешь внимание в ребенке, то и развивается! Например, если на уроке учитель ценит оригинальную мысль и идею, ученики именно в этом будут самовыражаться. А если будешь уделять внимание «пробелам», то о развитии одаренности можно забыть.

Все из собственных корней

Принцип природосообразности ориентирует искать опору для конструирования теории и осуществления практики обучения в самом ребенке, в его естественных способностях и особенностях, обусловленных врожденными задатками.

В «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского есть принцип «Все из собственных корней», который взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы,

48 Глава 3. Нужна ли «зона» для ближайшего развития?

но происходит из самых внутренних ее частей... Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны»1.

Отсюда великий педагог делает вывод, что «правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья', плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами»2.

Принцип природосообразности породил различные педагогические течения, связанные со свободным воспитанием, естественным обучением, натурализмом, педоцентризмом, здоровьесберегающи-ми технологиями (И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С. Френе, М. Монтессори и др.).

Принципу природосообразности противоположен пред-метоцентризм одна из негативных особенностей современной школы. Предметоцентризм проявляется в том, что логика и содержание учебного предмета доминируют над учетом физиологических, анатомических, психологических и иных природных особенностей ученика. Например, логика обучения языку в первом классе традиционно разворачивается следующая: звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Здесь доминирует лингвистическая парадигма, а не парадигма генезиса речи.

Принцип природосообразности предопределяет целью оптимизацию обучения на основе аксиоматики всех человековедческих наук — анатомии, психологии, физиологии, психофизиологии и др. Данный принцип определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать свою деятельность, опираясь на «собственные корни».

1 Коменскш ЯЛ, Локк Д., Русско Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое насление / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. С. 68.

2 Там же. С. 68.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь